Исторический реферат по теме Вандалы с примерами и научным исследованием. Племя Вандалы. Конспект Тема Племя Вандалы
Скачать 340 Kb.
|
Конспект Тема: Племя Вандалы ВАНДАЛЫ - восточногерманский племенной союз, создавший в эпоху Великого переселения народов государство в Северной Африке. Приняли активное участие в процессе разрушения Западной Римской империи, захватили и разграбили Рим (455 год); вандальские короли-ариане проводили гонения на христиан православного вероисповедания. Племена вандалов, первоначально обитавшие в Скандинавии (в частности, на полуострове Ютландия), на рубеже II и I веков до Р.Х. переселились на южное побережье Балтийского моря. В начале христианской эры они занимали территории между реками Эльба и Висла, постепенно мигрируя к югу в направлении дунайского лимеса (укрепленных границ Римской империи); во время войны императора Марка Аврелия против маркоманов и квадов (171-173 годы) Вандалы упоминаются на реке Тиса (территория современного северо-востока Венгрии и Словакии). К началу V века н.э. Западная Римская Империя постепенно теряла свое влияние и военную мощь под натиском многочисленных варварских племен. На бывших землях некогда могущественного государства творился хаос: новые племена покоряли города, но на их место через пару лет приходили новые завоеватели. Одним из таких племен и являлись вандалы, которые из Германии переселились сначала в Испанию, а оттуда вынуждены были перебраться в Северную Африку. Причины этого исхода непонятны: одни историки утверждают, что вандалы были вытеснены другими племенами, другие говорят, что вандалы были приглашены в Африку римским наместником, который хотел чужой силой присвоить себе провинции и стать в них единоличным правителем. Так или иначе, к 435 году вандалы овладели большинством территорий в Северной Африке. Хрупкий мир с Римом продлился недолго, и уже в 439 году под натиском германцев пал город Карфаген. Раздираемая врагами империя не могла ничего противопоставить варварам, поэтому была вынуждена признать их завоевания и заключить мир. Теперь вандалы всей своей мощью нависали над беззащитным Римом, войска которого сражались в других уголках страны. Предводитель вандалов Гейзерих не мог не воспользоваться таким шансом и, нарушив перемирие, отправился с войском прямиком к Вечному Городу. В июне 435 года Рим пал. Папа Лев Первый смог взять с вандалов обещание не убивать граждан и не разрушать город в обмен на капитуляцию. Обещание варвары выполнили, но по-своему: в течение двух недель они грабили город, вывозя оттуда все ценности и уводя в плен тысячи жителей. Попадавшиеся им памятники вандалы разрушали, а святые для римлян места оскверняли. Слухи о беспощадном разграблении Рима достигли всех уголком известного мира. При вопросах «Кто разграбил Рим?» люди неизменно получали ответ «вандалы…». Это выражение настолько осело в народе, что вандалом и по сей день называют любого, кто оскверняет или уничтожает чужое имущество. О времени крещения вандалов не существует точных свидетельств. Считается, что они восприняли от вестготов арианство в процессе более или менее организованной миссионерской деятельности. Имеющиеся скудные данные источников по-разному толкуются в историографии: одни исследователи считают, что вестготские миссионеры обратили в христианство вандалов, когда те проживали в землях к северу от Дуная (конец IV века); другие утверждают, что ко времени перехода через Рейн вандалы в большей своей части были еще язычниками и к арианскому христианству приобщились уже на землях Западной Римской империи (Orosius. Historiae adversus paganos. VII 41. 7). Достоверно известно лишь то, что окончательная христианизация вандалов произошла только во время их пребывания в Испании. В 429 году около 80 тысяч вандалов, аланов и вестготов вторглись в Северную Африку, воспользовавшись раздором между Бонифацием, наместником этой богатой римской провинции, и императорским двором в Равенне. Вторжение, во главе которого стоял король Гейзерих (лат. Geisericus, греч. Γιζέριχος; 428-477 годы), сопровождалось массовыми убийствами, не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков; не было пощады и священнослужителям, о чем свидетельствует блаженный Августин, умерший во время осады вандалами Гиппона Регия (Augustini Ep. 228; ср.: Possidii Vita Augustini, 28. 12-13). Римская армия, в состав которой входили местные войска, а также армия, посланная восточноримским императором Феодосием II (на Западе в то время полководец Аэций отражал нападения вестготов и бургундов), не смогли дать отпор завоевателям. В 435 году вандалы были вновь признаны в качестве федератов и получили земли в Африканском диоцезе (части провинций Проконсульская Африка, Нумидия и Ситифская Мавритания). Далеко идущие планы Гейзериха проявились впоследствии, когда вандалы овладели юго-западным Средиземноморьем. Воспользовавшись ослаблением Западной империи, вандалы заняли Карфаген (19 октября 439 года), пиратствовали на море и захватили Сицилию (442 год). Флот, присланный восточноримским императором, не предпринимал активных действий против Вандалов и вскоре был отозван для защиты восточных провинций. Западноримский император Валентиниан III был вынужден заключить с Гейзерихом невыгодный мир (442 год), признав его независимым правителем важнейшей части североафриканских территории (Проконсульская Африка, Бизацена, Восточная Нумидия; современный Тунис и Восточный Алжир). В Риме был оставлен сын короля Гунерих, который был помолвлен с дочерью императора Евдокией и вскоре вернулся в Карфаген. Когда в 455 году Валентиниан был убит, а новый император Петроний Максим выдал Евдокию замуж за своего сына, Гейзерих выступил в поход на Рим. Во время возникшей паники Петроний был убит; папа святой Лев I Великий уговорил короля вандалов пощадить церкви и не допустить кровопролития; в течение 14 дней (2-16 июня 455 года) были разграблены богатые дворцы и языческие храмы Рима, захвачены знатные заложники. Во внешней политике Гейзерих достиг выдающихся успехов: Вандальское королевство постоянно одерживало победы над силами как Западной, так и Восточной империи, став сильнейшим государством Средиземноморья. В 468 году восточноримский император Лев I организовал экспедицию во главе со своим шурином Василиском (1100 кораблей, около 100 тысяч человек), которая при поддержке западноримской армии должна была сокрушить государство вандалов; однако поход окончился бесславным поражением. Император Зинон в 476 году официально признал Вандальское королевство, территория которого охватывала всю Северную Африку (включая Триполитанию), Балеарские острова, Корсику, Сардинию и Сицилию. В Африканской Церкви господство арианина Гейзериха было тяжелым испытанием для православных. Преследования в той или иной степени не прекращались весь период: клир и видные миряне подвергались пыткам и претерпевали мученическую смерть; православное исповедание запрещалось, церковное имущество было захвачено арианами или разграблено. С захватом Карфагена преследования православных еще более усилились. Лишь в 454-457 годах православным было позволено иметь епископа (Деограция). В конце правления по договору, заключенному с императором Зиноном, Гейзерих вернул из ссылки священников и разрешил исповедовать православную веру. Существуют разные мнения по поводу роли Гейзериха в гонениях. Возможно, его религиозная политика являлась скорее выражением антиимперского сепаратизма, нежели результатом религиозных убеждений. Неясно, была ли эта политика результатом развития внешнеполитической ситуации или же «внутрицерковным делом», связанным не с позицией королевского двора, а с действиями набиравшего силу арианского духовенства. Интересный факт о Вандалах. Третьяковская галерея. Москва. Эскиз К. Брюлова “Нападение Гейзериха на Рим” Обратите внимание Менора. СПРАВКА: Менора- Золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей, который, согласно Библии, находился в скинии собрания во время исхода, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I века и, вероятно, символизировал ожидание мессии. Ханукию - ханукальный подсвечник в виде меноры с девятью ветвями, имела каждая еврейская семья, в связи с чем в XVIII-XIX веках они стали предметом массового производства. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались: Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников Василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме. (Война с вандалами, 2:9) Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз Карла Брюлова Есть и другие версии касательно местоположения храмового светильника. Когда папа Бенедикт XVI прибыл с визитом в Израиль, несколько правых активистов обратились в суд с требованием задержать понтифика, поскольку он якобы прячет в закромах Ватикана украденную у евреев менору. До суда, правда, дело не дошло. А жаль: адвокаты ответчика могли бы в опровержение таких обвинений предъявить книгу Стефана Цвейга «Погребенный светильник» — в ней говорится, что евреи еще в раннем Средневековье выкрали менору и закопали где-то в районе Иерусалима. Так что не сутяжничать надо, а взять лопату и копать, копать и копать. Факт (наше время) И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI — когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты — корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью. Гунерих (Хунерих, Хунирик, 477 - осень 484 года). Старший сын Гейзериха; после взятия Рима женился на Евдокии, дочери Валентиниана III. После периода религиозной терпимости по отношению к православным, когда действовало соглашение с Зиноном (в 481 году в Карфагене был даже поставлен митрополит), в 482 году Гунерих по неясным причинам начал самое свирепое гонение против православных не только в истории Вандальского королевства, но и среди всех преследований со стороны завоевателей-ариан. Эдиктом от 20 мая 483 г. король назначил диспут епископов 2 партий, т.н. Карфагенский Собор, открывшийся 1 февраля 484 года. Православную сторону представляли митрополит Карфагенский Евгений и около 460 африканских епископов, их противников возглавлял арианский патриарх Кирилл. Однако диалога не получилось, и вскоре королевским эдиктом было предписано применять к «омоусианам» (православным) те же законы, что и к еретикам. Им было повсеместно запрещено совершение религиозных обрядов, были закрыты принадлежавшие им храмы и конфисковано церковное имущество, собственность православного духовенства перешла к арианам. Православные священники были отправлены в ссылку, запрещались рукоположения, священнодействие и какие бы то ни было богословские споры. Все православные миряне, особенно занимавшие высокие посты, лишались своего юридического статуса, за исключением перешедших в арианство до 1 июня 484 года. Имеются многочисленные свидетельства преследований африканских мучеников-христиан в гонения Гунериха. Среди королей-ариан вандалов он отличался особой жестокостью и фанатизмом. Гунтамунд (484-496 годы). Внук Гейзериха, он прекратил преследование православных. В 487 году епископу Евгению было позволено возвратиться из ссылки, в 494 году разрешили вернуться и другим епископам, открыли церкви. Благожелательное отношение к Православию можно объяснить как характером короля, так и общим ослаблением власти в королевстве. Гунтамунд, не имевший таких значительных военных сил, как Гейзерих, отказался от договора с Одоакром и попытался отвоевать Сицилию (491 год), но потерпел поражение от остготов Теодориха. В это же время в Африке активизировались мавры. Тразамунд (Трасамунд, 496-523 годы). Брат и преемник Гунтамунда, возобновил политику преследования православных, но на этот раз гонения касались прежде всего епископата: запрещалось замещение овдовевших кафедр, вновь избранные епископы были отправлены в ссылку на Сардинию. Король стремился присоединить православных к арианству мирным путем. Будучи хорошо образован, он собирался провести богословский диспут: с Сардинии был вызван епископ Фульгенций Руспийский, но то ли неуступчивость последнего в вопросах веры, то ли протесты арианского клира вынудили Тразамунда вновь отправить Фульгенция в ссылку. Религиозную политику вандальского короля следует рассматривать в свете отношений с другим арианским правителем, остготским королем Теодорихом Великим (Тразамунд был женат на его сестре Амалафриде); в результате их союза мог возникнуть своего рода «арианский фронт» против Констатинополя и императора Юстина I (518-537 годы), проявлявшего интерес к положению православных в Африке. Возможность установления связи православных христиан с активизировавшимися мавританскими племенами также могла влиять на религиозную политику Тразамунда. Хильдерих (Хильдерик, 523-530 годы). Сын Гунериха и Евдокии. Новый король, по материнской линии потомок римских императоров, долгое время провел в Константинополе, где, возможно, сблизился с будущим императором Юстинианом, что повлияло на изменение политического курса Вандальского королевства. Нарушив клятву, данную при воцарении, Гильдерих возвратил православных священников из ссылки и разрешил замещение епископских кафедр. Православная Церковь была восстановлена и в имущественных правах. 5 февраля 525 года в Карфагене состоялся общеафриканский Собор под председательством нового митрополита Бонифация с целью реорганизации африканской Церкви. Против этих изменений в религиозной политике выступила вдовствующая королева Амалафрида и готы из ее окружения. Гильдерих заточил королеву в темницу, где она скончалась. Теодорих, узнав о смерти сестры, начал готовить поход против вандалов, но вскоре умер (526 год). После ряда побед над маврами племянник короля Гоамер потерпел от них сокрушительное поражение, что явилось причиной заговора знатных вандалов, свергнувших короля и заключивших его в тюрьму. Гелимер (530-534 годы). Король, вступивший на трон в результате переворота, вернулся к традиционному курсу как в религиозной, так и во внешней политике. Он не был признан законным королем императором Юстинианом I (527-565 годы), который после заключения мира с персами (532 год) под предлогом защиты прав Гильдериха организовал экспедицию в Северную Африку. Армия под командованием Велисария, воспользовавшись обстоятельствами, не без труда преодолела сопротивление Гелимера (успевшего казнить Гильдериха) и захватила Карфаген (15 сентября 533 года); весной 534 года Гелимер был захвачен в плен. Вандальское королевство было уничтожено, Северная Африка вошла в состав Византийской империи. После подавления восстания Стодзы (30-40-е годы VI века) вандалы практически исчезли, наличие нескольких солдат-вандалов в византийском войске - последнее свидетельство о некогда весьма многочисленном народе. http://booknik.ru/today/facts/17-faktov-o-menore/ https://hystory.mediasole.ru/istoriya_plemeni_vandalov |