Главная страница
Навигация по странице:

  • КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ и м. В.П. Астафьева

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Филипп Арьес

  • рецензия. Треть поколение школы анналов. Арьес. Контрольная работа по дисциплине Историографии новой и новейшей истории Темавариант рецензия на труд школы Анналов Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке


    Скачать 26.99 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Историографии новой и новейшей истории Темавариант рецензия на труд школы Анналов Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке
    Анкоррецензия. Треть поколение школы анналов. Арьес
    Дата28.04.2023
    Размер26.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларецензия. Треть поколение школы анналов. Арьес.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1095258

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. В.П. Астафьева

    (КГПУ им. В.П. Астафьева)

    Институт/ факультет/департамент - Исторический факультет

    Кафедра – Всеобщей истории

    Гулькова Жанна Владимировна

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине Историографии новой и новейшей истории

    Тема/вариант рецензия на труд школы Анналов «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» Филипп Арьес

    Направление подготовки GZ-Б18А-01

    Направленность (профиль) образовательной программы

    44.03.01 Педагогическое образование - История

    Проверил кандидат исторических наук

    Меер Евгения Сергеевна

    Оценка _______________________

    ______________________________

    «___»__________20__г.

    Красноярск 2022
    Благодаря интересу к теме смерти известен еще один представитель «третьего поколения» школы анналов, Филипп Арьес

    Филипп Арьес - французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства. Предметом его наиболее известной книги «Человек перед лицом смерти» является история отношения к смерти в европейском обществе. Автор трудов, посвящённых детству, ребёнку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что и отношение к детству и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа.

    Арьес занимал уникальную позицию в мире французских интеллектуалов. Большую часть жизни он не имел академического статуса: почти сорок лет он проработал на руководящей должности в департаменте, занимающемся импортом во Францию тропических фруктов. В частности, он внёс вклад в техническое и информационное перевооружение службы импорта. Сам себя Арьес называл «воскресным историком», имея в виду, что он работает над историческими трудами в минуты отдыха от основного места службы. Так называется его автобиографическая книга, изданная в 1980 году (Un historien du dimanche). При жизни Арьеса его работы были гораздо больше известны в англоязычном мире (переводились на английский с 1960-х годов), нежели в самой Франции. Лишь в 1978 году он получил запоздалое академическое признание и пост в Высшей школе социальных наук, директором которой был историк Франсуа Фюре.

    Сам Арьес считал себя «правым анархистом». Был близок к ультраправой организации Аксьон франсез, однако со временем дистанцировался от неё как от слишком авторитарной. Сотрудничал с монархическим изданием La Nation franaise. Однако это не мешало ему состоять в тесных отношениях с рядом левых историков, в особенности с Мишелем Фуко.

    Целью работы является рецензировании монографии Ф. Арьеса «Ребенок».

    В ходе исследования автор для написания своей книги использует богатый иконографический материал, что является интересным как историкам, так и искусствоведам, культурологам, психологам, социологам и педагогам.

    Вопрос о существовании светской иконографии в средние века до XIV века достаточно спорен, настолько мирское мало отличается от духовного. Однако среди сюжетов, привнесенных в это видение мира светской традицией, есть один, частота и популярность которого показательны: это тема ремесел и профессиональной деятельности.

    Традиционная иконография двенадцати месяцев года сложилась в ХН веке и с тех пор почти не претерпела изменений: где бы ни находились памятники - в Сен-Дени, Париже, Санлисе, Реймсе, Амьене, это повседневные работы и дни, им соответствующие. С одной стороны, труд земледельца: заготовка овса, возделывание хлебных полей, винограда, виноделие, выпас свиней. С другой - зимний и весенний перерыв в работе. Работают крестьяне, однако, когда работы останавливаются, на изображениях можно увидеть и дворян, и крестьян. Январь (праздник королей) принадлежит дворянам, сидящим за полным яств столом. Февраль принадлежит простолюдину - он возвращается из леса, где собирал хворост, и спешит присесть к огню. Май представлен то крестьянином, отдыхающим среди цветов, то молодым дворянином с охотничьим соколом в руках. В любом случае май – это молодежь и майские праздники. В таких сценах мужчина всегда один; иногда за спиной сидящего за столом хозяина стоит молодой слуга (Сен-Дени), но это скорее исключение из правил; о женщине нет и упоминания.

    Появляется тема родов: рождение Девы Марии становится одним из поводов для их изображения. Служанки, кумушки, повитухи суетятся в комнате вокруг постели роженицы. И тема смерти тоже - сцена в комнате: умирающий на смертном одре борется за спасение своей души.

    Чувство детства

    Автор в своем произведении раскрывает тему «возрастов жизни». В 14 веке формируются основные «возрастные ступени», которые остаются неизменными почти до 18 века. Сначала был возраст игрушек: дети играют с куклами и деревянными лошадками; затем школьный возраст: мальчики учатся читать, девочки - прясть; далее был возраст любви и рыцарских игр: прогуливающиеся вмести девушки и юноши, ухаживания, свадьбы; затем возраст войны и рыцарства; и наконец, возраст домоседства. Картинки «возрастов жизни», которые являлись привычными предметами домашнего обихода, поддерживали представления людей о жизни как о череде этапов, каждый из которых соответствовал определенному роду занятий. В 16 веке слово «ребенок» могло употребляться к людям до 24 лет, и только в 17 веке оно начинает приобретать тот смысл, который люди придают этому слову сегодня. Причиной этому было безразличие людей того времени к биологическим проявлениям, а понятие «ребенка» было связано с мыслью о зависимости человека. Автор предполагает, что у каждой эпохи существует своя избранная возрастная группа и собственные правила для каждого периода человеческой жизни, зависящие от демографической ситуации.

    В Средние века в искусстве не существовало темы детства. Скорее всего по причине того, что в том мире вообще не было места для детства. К 12 веку появляются миниатюры и иллюстрации с изображением детей. А в 15 веке художники начинают выделять детей в общей толпе, и они становятся главными или второстепенными персонажами жанровых сцен, но так и не появляется портрета реального ребенка того времени. В 15 веке наблюдается важный момент в истории чувств - появляется портрет умершего ребенка. К 17 веку портреты детей без родителей становятся многочисленны, и теперь уже родители стремятся обзавестись портретами своих детей еще при их жизни. Автор подмечает, что, несмотря на устойчивость демографических условий в период с 13 по 17 век, ребенок становится чем-то особенным. Родители начинают ставить детям прививки, заботиться о их гигиене, что позволяет уменьшить детскую смертность. Дети становятся центром семьи.

    Что касается детской одежды, то она не отличалась от одежды взрослого мужчины или женщины того же сословия вплоть до 16 века. Именно в это время был переломный момент в отношении к детству. «Детство» получило свой костюм.

    С 12 века детям, как и простолюдинам запрещалось присутствовать на турнирах, а также принимать участие в коллективных играх. Но дети развлекались тем, что подражали взрослым турнирам.

    В Средние века не существовало никаких законов морали, которые требовали бы от взрослых воздержания от разговоров на темы половых отношений при детях. К 15 веку происходят перемены в воспитании детей. Появляется множество педагогической литературы, которая советует, как можно искоренить неприличное поведение детей, прикосновения детей к интимным частям тела друг друга, свободу выражений.

    2. Школьная жизнь

    Если сравнивать средневековую и современную школы, то можно выделить такие отличия средневековой школы как: предназначение только для обладателей тонзуры - для клириков и монахов (в дальнейшем она становится доступной для мирян и для более широких слоев населения), отсутствие начального образования и отсутствие гуманитарного и естественно - научного высшего образования. В средневековых школах отсутствовали дифференциации программ, одновременно преподавались предметы разного уровня, смешивались возраста и школярские свободы. («Школьник» (школяр) - до 19 века синоним слова «студент»). Переход от средневековой школы к колледжу происходит в 15 веке, что влечет за собой градацию программ и возрастную дифференциацию. Наступает момент, когда общественное мнение выделяет самых маленьких в отдельную группу, однако смешение детей других возрастов остается. К началу 19 века достаточно строго закрепляется соотношение возраста и класса детей. Арьес утверждает, что эволюция в учебных заведениях напрямую связана с эволюцией по отношению к возрасту и детству. В 18 веке при помощи образа солдата и офицера в сознании людей появляется новое понятие «юноша», возникает чувство юношества, отличающееся от чувства девства.

    Во второй половине 17 века повсеместно появляются «малые школы». Появляется новая система образования, отличная от Средневековой. Пение долгое время является таким же значимым предметом, как и чтение на латыни, для участия детей в литургических службах. Основными составляющими в школьной системе были: чтение и пение, хорошие манеры, письмо и счет. Основное отличие школ 17 века от школ 16 века заключается не в программе, а в возрастном составе учащихся. Это уже были не взрослые и не подростки, а дети от 7 до 12 лет. Автор считает, что первым фактором появления начального образования является отделение младших детей от более старших. А вторым - появление благотворительных школ для бедных благодаря религиозным движениям. В течении 17 века малые школы развивались на ровне с низшими классами колледжей. Это говорит о том, что люди стали проявлять интерес к школьникам пяти - шести лет, на которых раньше не обращали внимания.

    3. Семья

    Анализ иконографии приводит автора к мысли, что в Средние века чувства семьи не существовало, что появилось оно лишь в 15 -16 веках, а полностью сформировалось в 17 веке. К 17 веку семья становится не только стороной жизни человека, а занимает определенное место в системе ценностей. Очень редко на картинах можно встретить изображение более двух поколений. В это время формируется довольно сильное чувство вокруг супружеской пары, родителей и детей, такое чувство семьи, которое касается только родителей и детей. В 15 веке происходит распространение школьного образования, и дети перестают обучаться «в людях». Обучение «в людях» представляло собой воспитание в чужой семье, в которую ребёнка отдавала в 7 лет. Конечно в таких условиях не могли существовать никакие экзистенциальные чувства между родителями и детьми. Однако произошедшие изменения и вытеснение школьным образованием практического привело к сближению понятий «семья» и «дети», прежде далеких друг от друга.

    С 18 века семья отделяется от общества, появляются такие понятия как «частная жизнь» и «родной дом». Считается, что понятие комфорта появилось именно в это время. Семья перестала молчать, она стала темой, заполняющей переписки и разговоры. К 17 веку ребенок в семье занял такое место, какое нельзя было представить в Средние века.

    Книга Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» содержит в себе много важного и интересного материала о появлении и развитии таких понятий как «ребенок», «детство», «семья». Его книга является полезной для людей разных специальностей и даже для простых читателей. Автор раскрывает все поставленные перед ним вопросы и вкладывает в данное произведение огромное количество информации о жизни, образовании, отношениях людей от Средних веков до наших дней..

    Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

    В XV в. Ф. Арьес замечает новый тип изображения детей - путти ( (ит. putti, мн. ч. от putto, букв. — младенец) — дополняющие и украшающие композицию изображения эротов (амуров), гениев или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков.). По словам Ф. Арьеса, пристрастие к путти "соответствует появлению широкого интереса к детям и детству"

    Примерно в этот же период зарождается детский портрет. Одной из первых таких работ является произведение великого Тициана "Портрет Клариссы Строцци с собачкой " (1542 г.). Эта работа многие годы была образцом для подражания.

    Также признаком преодоления безразличия к детству, по мнению ученого, служит появление в XVI в. портретов умерших детей. Их смерть, пишет Арьес, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие.

    Преодоление равнодушия к детям происходит, судя по живописи, не раньше XVII в., когда впервые на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте.

    Таким образом, как считает Ф. Арьес, открытие детства началось в XIII в., его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI вв., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

    .

    Список использованной литературы:

    1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. — Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. ун-т. — 1999. — 416 с.




    написать администратору сайта