История России. кр история России. Контрольная работа по дисциплине История государства и права России
Скачать 59.54 Kb.
|
1 2 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления (Академия ФСИН России) Юридический факультет Кафедра теории государства и права, международного и европейского права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государства и права России» Вариант 1 на тему «Становление и развитие Древнерусского государства и права (IX – начало XII в.)».
Рязань 2021 г.
Введение История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, а также правовых систем на территории нашей Родины. Как историческая наука история государства и права - часть истории человечества, тесно связанная с историей народного хозяйства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. Человечество, по новейшим представлениям, существует миллионы лет. Государство же и право - сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот момент, когда начинается формирование государственности у народов нашей страны. Действительно, как же появилась наша великая страна? Каким образом стала единым государством? На эти и многие другие вопросы я намереваюсь ответить в своей работе… Момент возникновения древнерусского государства не может быть определен с достаточной точностью. Очевидно, происходило постепенное превращение политических образований в феодальное государство восточных славян - древнерусское государство. В литературе у разных историков это событие встречается по-разному. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что возникновение древнерусского государства следует отнести к 9 веку. Восточные историки говорят о существовании накануне образования древнерусского государства трех основных объединений славянских племен: куяба, славян и артаний. Куябой, или Куявой, тогда называли район вокруг Киева. Славия занимала площадь в районе озера Ильмень. Его центром был Новгород. Местоположение Артании, третьей по величине ассоциации славян, точно не установлено. Из числа существующих концепций формирования древнерусского государства славяне наиболее полно отвечают требованиям современной науки, так называемой Днепровско-Одерской концепции происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, согласно которой из середины 2-го тысячелетия до нашей эры. В северной части Восточной Европы между Днепром и Одром жили древнейшие древние славяне, которые к этому времени отличались от индоевропейцев. Вопрос о том, как образовалось древнерусское государство, является спорным. И здесь мы сталкиваемся с так называемой нормандской теорией. Многие фундаментальные положения исследуемой проблемы до настоящего времени остаются дискуссионными. В частности, нет единого мнения о времени, характере и конкретных исторических условиях перехода восточнославянского общества к государству Предпосылки возникновения Древнерусского государства и теории его происхождения. История российского государства начинается с ряда небольших государственных образований с непостоянными границами и слабой властью правителей. Каждое славянское племя (поляне, древляне, кривичи и др.) имело свое княжение, свою территорию, свою власть народного собрания (веча), своего князя, свою систему обычаев и по своей воле устанавливало те или иные отношения с соседними племенами. Область, занятая племенем, называлась «землей». Земли делились на «волости», называвшиеся именами городов - политических центров волостей. Главный город «земли» по отношению к младшим городам назывался «старшим городом», там была резиденция князя. В составе народонаселения племенных русских территорий различались четыре категории: жрецы-волхвы, князья, свободные люди и рабы. Один из первых русских историков, монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор (конец XI - начало XII вв.) в «Повести временных лет» повествует о создании в VI в. крупного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен «рос» или «рус». Уже в VIII - IX вв. этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию, не уступающую по размеру Византийской империи. Новгородская летопись сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем славянское объединение вокруг Новгорода. Согласно восточным источникам, накануне образования древнерусского государства на этой территории сформировались три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде) и Артания (юго-восточная группа, предположительно район Рязани). И хотя государственность у славян пока еще была примитивной, она стала основой, фундаментом для формирования Древнерусского государства. Сложившиеся условия для создания государства потребовали соответствующего оформления. По мнению автора «Повести временных лет», враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами». Князь Рюрик прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в. Теории происхождения Древнерусского государства. В историко-правовой науке существует несколько теорий происхождения Древнерусского государства: родовая, племенная, общинная, задружного быта, волостная, норманнская и другие. Как видим, их отличает разница в определении того основного элемента, который стал основой государства: род, задруга (осевший род, где кровные начала еще преобладают над территориальными), община и т.д. Ближе к истине находится земская теория происхождения древнерусского государства, выдвинутая историком русского права М.Ф. Владимирским-Будановым, жившим во второй половине ХIХ - начале ХХ в. По его мнению, эти элементы государства (род, задруга и т.д.) были последовательно пережиты древними восточными славянами в процессе становления государства, характеризовавшегося ослаблением кровных начал и преобладанием территориальных. В результате сложилось государство - земля, представляющая собой союз волостей и пригородов под властью старшего города. На сегодняшний момент большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство возникло благодаря длительному внутреннему развитию. Но есть ряд неточностей, прояснить которые пока невозможно, например, кто сыграл большую роль в объединении, какую роль сыграли норманны, что значит название - Русь, первая правящая династия Рюриковичей, откуда пошла? В большей степени ответить на эти вопросы однозначно не предоставляется, а все потому, что письменных источников об этом времени практически не существует. Но в целом можно выделять ряд теорий, который на сегодняшний день считаются самыми популярными: 1) Норманнская (или варяжская) теория. Популярной в России она стала примерно в 30 -40 годы XVIII века, благодаря таким известным личностям, как Иоганн Байер, Герардт Миллер и др. Главная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика. По мнению продолжателей, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги. Кстати варяги это те же норманны, у них одна земля – Скандинавия. Вождем варягов стал Рюрик, которого и считают основателем первой правящей династии. Общий итог этой теории в том, что именно чужеземцы не только создали государственность славянам, но и оказали значительное влияние на их культурные ценности. Основные аргументы: - сюжеты из главного источника этой эпохи – Повести временных лет, Нестора - летописца. А конкретно легенда о призвании жителями Новгорода Рюрика в 862 году; - первые русские князья носили имена на Скандинавский лад – Ольга, Игорь; - по - фински название Швеция очень напоминает «Русь»; 2) Антинорманская (или автохтонная) теория. Основателем этой теории считается М.Ломоносов. Продолжателями – Н.Костомаров, М Грушевский. Михаил Ломоносов долгое время изучал норманнскую теорию и пришел к выводу, что да, факт призвания варягов отрицать невозможно, но вот самих варягов он рассматривал в другом ключе. Он их относил к племенам прибалтийских славян, из чего получается, новгородцы обратились к своим же за помощью. Последователи данной теории предположили, что норманны (истинные скандинавы) в этот период сами переживали не лучшие времена, их уровень развития был не достаточен, чтобы создать государственность на своих территориях, а тем более на других. Было установлено, что процесс формирования Древнерусского государства неумолимо связан с резким экономически – социальным подъемом в веке. Основные аргументы: - Термин «Русь» связано с Украинской территорией, а название, скорее всего, пошло от рек, которые там протекают это – Руса, Рось. - На Скандинавских землях не обитали племена «Русь», нет ни одного упоминания о таковых в сохранившихся письменных источниках. - Имена на скандинавский манер не говорят о том, что русы имели отношения к шведам, дипломаты – норманны скорее всего были лишь некими временными представителями русских князей. - Известный исламский писатель, творивший в это время, в одном из своих произведений точно упомянул, что славяне это и есть русы. - Археологические раскопки не подтверждают варяжского присутствия. 3) Ирано – славянская теория. Эта теория предполагает существование двух видов руссов – русы – ободриты (прибалтийские племена) и русы – жители Причерноморья. Так вот ильменские племена в один момент пригласили руссов – ободритов, произошло их слияние и в результате чего появилось государственное объединение и получившие название Русь, что в переводе и есть сближение руссов. Данной гипотезой вплотную занимались – А. Рогов, Б. Флоря. 4) Кельтско – славянская теория. В этом варианте вмешательство норманнов полностью не отрицается, правда факт признания варягов подвергается ложности. Приверженцы данной теории историки предполагают, что жители Новгорода в один момент обратились за поддержкой к варягам, но к варягам славянского происхождения. Само название Русы,по их мнению имеют кельтские корни. 5) Компромиссная теория. Есть еще одна теория, которая попыталась связать два противоположных мнения норманистов и антинорманистов, она получила название – компромиссионной. Основоположником ее стал Ключевский, он доказал, что варяги, и славяне сыграли большую роль, но так же он высказал предположение, что на территории Руси в девятом веке были так называемые «городовые области», то есть некие торговые места, которые управлялись укрепленным городом. Норманнскими образованиями ученый считал – варяжские княжества. В определенный процесс округа и княжества слились в единое целое, и отсюда пошла третья сила – Великое единое княжество. 6) Хазарская теория. Сторонники этой версии и вовсе опровергают и славянское объединение, и варяжское вмешательство. Автор данной гипотезы иностранец, профессор престижного Гарвардского университета – Прицак. По его мнению, государственность сложилась в результате развития торговых отношений, благодаря этому факту в короткие сроки сложился торговый совет в которые вошли племена разноязычных народов, вот из него в последствии и вылилось государственное объединение - Русь. Ученый тем самым доказывает в своих трудах, что сам термин «Русь» не этническое объединение, а некая подвижная социальная группа. 7) Индо – Иранская теория. Эта теория предполагает, что этноним «рос» появился намного раньше официальных версий. Данная теория увидела свет благодаря разработка М.Ломоносова, продолжатели считают, что народ «рос» впервые появился в начале VI веке, получается что «рос» имеет ирано –язычные (сарматские) корни. Данные выводы отчетливо прослеживаются в трудах О. Трубачева. Слегка изменой эту версию предложил Вернадский, который изначально расположил русов на Кубань, он предположил, что название они получили из - за связей с роксоланами, которые в этот период были частью антов. Таким образом, основным элементом государства явились не княжеские и не племенные отношения, а территориальные. Согласно земской теории, призванные князья-варяги застали везде на Руси уже готовый государственный строй, что лишний раз доказывает несостоятельность норманнской теории происхождения Древнерусского государства (напомним, что ее сущность заключается в том, что славяне сами были не в состоянии создать государство, и это сделали в 862 г. якобы более культурные, более развитые варяги (норманны); однако, как доказал еще М.В.Ломоносов, факт призвания варягов может свидетельствовать только о норманнском происхождении княжеской династии, а не государственности, которую нельзя привнести извне на неподготовленную почву). Первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств. Завоевания варяжских князей совершались путем покорения центрального города земли - именно таким образом в 882 г. князем Олегом была присоединена Киевская земля, вследствие чего Киев стал центром государства - Киевской Руси. Укрепление Киевского государства приходится на княжение Владимира I. Принятие христианства (988 г.) и его распространение по всей Киевской Руси усилили власть киевского князя. Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. По всей Руси строились церкви и монастыри. Власть митрополита объединяла все духовенство страны. После смерти князя Владимира в результате ожесточенной кровопролитной борьбы с братьями великим киевским князем стал его сын Ярослав Мудрый. Во время его правления Киевская Русь превратилась в огромную державу с разноплеменным населением.
Государственный строй Еще до призвания варягов государственная власть в русских землях включала 3 элемента: монархический (в лице князя), демократический (вече) и аристократический (боярская дума). Княжеская власть - исконное явление нашей истории; ее корни восходят к патриархальному быту. Поначалу в Киевском государстве руководствовались родовым (или лестничным) принципом престолонаследования. Освободившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т.е. следующему брату отца, а если его не имелось - старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчитывать на наследство только после смерти более старших родственников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жестокие конфликты между родственниками. Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Такое решение принял Любечский съезд русских князей в 1097 г., состоявшийся по инициативе Владимира Мономаха - внука Ярослава Мудрого. Вече было формой непосредственного участия народа в решении государственных дел. Это - собрание дееспособных жителей земли. Каждый свободный имел право явиться на собрание, но это не было его обязанностью. Состав вечевых собраний был социально неоднороден. В нем могли принимать участие не только жители города, но и пригородов. Источники упоминают о вечах во всех древнерусских землях. Повсеместность этого института объясняется тем, что только согласие всего народа могло обеспечить проведение в жизнь той или иной меры при отсутствии постоянного войска и организованной полиции. По той же причине для принятия решения в собраниях требуется единогласие: не было средств привести в исполнение постановление большинства вопреки сильному меньшинству. Разделение мнений на вече - нередкое явление. Решение в таких случаях могло состояться лишь тогда, когда стороны приходили к соглашению. Предметом обсуждения на вече мог стать любой вопрос государственной жизни. Чаще всего на вече решались вопросы о призвании и изгнании князей, о договоре с ними, о военных походах и о заключении мирных договоров. Боярская Дума - постоянный совет при князе, избираемый из среды его ближайших соратников - княжьих мужей и бояр, образующих высший служилый класс. Практическая нужда в сотрудниках побуждала князей привлекать к себе возможно большее число лиц, сильных по своему общественному положению (бояр). Нередко в советах князей были и представители духовенства, но их участие не было постоянным. Управление при слабости государственной власти было крайне несложным и нерасчлененным. Отправление суда, военная организация для защиты страны, сбор доходов - таковы немногосложные задачи управления. Главным его органом являлся князь, который лично судит, предводительствует войском и собирает дань, объезжая страну (полюдье). Ближайшими помощниками князя были его дружинники, старшие (княжие мужи и бояре) и младшие (отроки, детские, гридины, дворяне). С древнейших времен князья раздают своим мужам города для управления и суда. В этой роли мужи называются посадниками и заменяют в данном округе князя, связывая политически круг с тем стольным городом, князем которого они посажены. Десятичная (численная) система управления и собственно княжеская переплетались. Войско делилось на княжеское и народное: первое составляла княжеская дружина, причем старшие дружинники не только служили лично, но вводили в состав войска свои собственные дружины. Народным войском было народное ополчение. Участие его в походах зависело от постановлений веча; в случае отказа веча помогать князю, последний предпринимал поход лишь с дружиной и желающими из среды народа. Предводителем народного ополчения являлся тысяцкий, назначаемый князем (исключение - Новгород). Содержанием войска в походах являлась почти исключительно военная добыча, обогащение которого привлекало как князей с дружинами, так и охочих людей. Финансовое управление сводилось главным образом к сбору дани, носившей сначала форму откупа, определяемого победителем с покоренных народов. В середине X века размеры дани определяются уставами и уроками и она становится внутренним постоянным налогом. Так в IХ - ХII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь как основной институт политической системы общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Основными признаками этого процесса стали: наличие особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством; наличие определенной территории, на которую распространялась юрисдикция данного государства. Как мы уже видели, центральную власть представлял великий князь. Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая внутрисословной демократией. Из дружинного сословия формировалась государственная администрация. Старшая дружина составляла знатную боярскую верхушку, ближайшее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа назначались воеводы, посадские, тысяцкие. Основой будущего сословия служилых людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдвигались тиуны (управляющие княжеских вотчин), данники, мытники и другие низшие должностные лица. Так Древнерусское государство стремилось обеспечить свои важнейшие внутренние и внешние функции. Общественный строй Богатый фактический материал о населении Киевской Руси и его правовом положении содержит Русская Правда. Население древнерусского государства можно классифицировать по разным основаниям, прежде всего, по статусу свободы. Здесь мы видим три группы - свободные, несвободные и зависимые. Для обозначения всех свободных употреблялись термины «людие» (людин) и «мужи». Различия положений обозначались качественными прилагательными: ленивые, нарочитые, передние, старейшие - с одной стороны, и меньшие, худые, черные люди - с другой. Несвободные (холоп, роба, челядин, обельный) составляли еще одну часть населения. Источниками рабства были плен, рождение от рабов, несостоятельность, когда кредиторы не соглашались на отсрочку уплаты долга, некоторые виды преступлений. Кроме того, рабом человек мог стать добровольно в результате самопродажи, женитьбы на несвободной и при поступлении на службу тиуном или ключником; в последнем случае только специальным договором можно было сохранить свою свободу. Зависимые - закупы и рядовичи. Закуп - человек, взявший в долг, рядович - заключивший договор под гарантию личной свободы. Если они вернут или отработают долг, то возвращаются в свободное состояние, если нет - становятся холопами. По этническому признаку, кроме славян, мы можем выделить инородцев и иноземцев. Последние два элемента вливались в население Руси двумя основными путями: посредством иммиграции - с запада - варягов, с востока - тюрков и посредством славянской колонизации в других странах. По стратовому признаку выделялись бояре, горожане и смерды. Правовое положение населения зависело от нескольких обстоятельств. Что касается пола, то существенной отличительной чертой русского права считается возможное приближение к признанию равной правоспособности за мужчиной и женщиной. Что касается возраста как предела наступления и окончания дееспособности, то он в Русской Правде не указан. Определенные привилегии имели иноземцы и чужестранцы. Иноземцами в Древней Руси назывались жители других русских земель, чужестранцами - жители стран нерусских. Ст. 55-я Пространной Правды постановляет, чтобы при конкурсном взыскании с должника из его имущества был выплачен вначале долг кредитору-гостю, если таковой, конечно, существует, и потом уже оставшееся имущество делится между «своими» кредиторами. Промежуточное правовое положение между свободными и рабами занимали изгои - лица, лишенные своего прежнего социального статуса: отпущенный на волю холоп, крестьянин, изгнанный из общины, безграмотный сын священника, обанкротившийся купец, княжата-изгои. Русская Правда ограждает двойной вирой жизнь приближенных к князю: за убийство смерда платится 40 гривен, а княжеского огнищанина, тиуна, дружинника - 80 гривен. 1 2 |