Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Охарактеризуйте основные принципы римского права.

  • Определение римского права.

  • Контрольная работа по дисциплине «Римское право». Контрольная работа по дисциплине Римское право. Контрольная работа по дисциплине Римское право


    Скачать 75.72 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Римское право
    АнкорКонтрольная работа по дисциплине «Римское право
    Дата24.10.2021
    Размер75.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по дисциплине Римское право.docx
    ТипКонтрольная работа
    #254975

    Контрольная работа по дисциплине «Римское право»

    Вариант 5

    1. Охарактеризуйте основные принципы римского права.

    2. Понятие и сущность брака в римском частном праве (содержание, виды, заключение, прекращение) (Используйте Институции Гая и Дигесты Юстиниана. Кн.23-25).

    Казус

    Гай нашел на улице золотую цепочку и взял ее себе. Спустя полтора года против него был предъявлен виндикационный иск Сеем, потерявшим эту цепочку. Что решит суд?
    1. Охарактеризуйте основные принципы римского права.

    Идея правового государства берет свое начало в республиканском Риме, 

    ведь именно в римском обществе была выработана правовая система, которая имела целостный и всеобъемлющий характер.

    Определение римского права. Римское право состоит из публич-

    ного права и частного права. Публичное право регулирует состояние

    Римского государства, а частное право относится к имущественным

    выгодам отдельных граждан.

    Публичное право (ius pudlicum [йус пудликум]) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными

    лицами. Для публичного права характерен принцип: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Сейчас такие юридические нормы называются императивными, безусловно обязательными.

    Частное право (ius privatum [йус приватум] ) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.
    Для древних римлян, которым был присущ органический, целостный взгляд на мир,  Вселенная («божественный космос») представлялась  в качестве живого организма, в котором человеку также отведено определенное место, и право для них было направлено на упорядочение социальной жизни, придание ей высшего смысла.

    Государство является, как указывал Цицерон, воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Поэтому «человеческие установления» (политические учреждения, писаные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и праву, «ибо справедливость и право не зависят от мнения и усмотрения людей». Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Однако, это касалось самих римлян. Важнейшим принципом римского частного праваявлялось бесправие рабов. В Риме существовал рабовладельческий строй. Раб был вещью, собственностью господина, не имел никаких прав. Права были лишь у свободных людей. Система римского частного права закрепляла за рабовладельцами неограниченную возможность эксплуатации рабов.

    Римские юристы считали  справедливость  идеей, а само право - движением к достижению  справедливости. Именно этим объяснимо высказывание  Ульпиана «Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо согласно превосходному определению Цельса право есть искусство доброго и справедливого (Iusestars boni et aequi [йузэстарс бони эт экви])».[1]

    Однако  римское понятие справедливости  нельзя полностью соотносить с ее современным пониманием. Так, Институции Юстиниана  открываются определением Ульпиана, объясняющим, что такое iustitia. Iustitia, по определению Ульпиана,  -  «это постоянная и неизменная воля вменять каждому свое предписание - ius». Этот общий принцип римского права включал в себя, согласно воззрениям Платона, Аристотеля, Цицерона, равенство, соразмерность в человеческих взаимоотношениях. Допускается наделение отдельных групп преимуществами, но лишь для укрепления общего блага, что означает руководство не буквой, а смыслом закона.

    Кроме принципов, Институции Юстиниана формулируют предписания права (iurispraecepta [йуриспрэцэпта]). Ульпиан в 1-й книге «Правил» - «Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.»[2 ]

    Что касается третьего предписания права: «каждому свое», которое можно найти и у других римских авторов, то трудно  не заметить здесь влияния известной идеи Платона о справедливости, которая состоит в том, чтобы каждому воздать должное.

    Основные черты, присущие римскому частному праву, состоят в следующем:

    · во-первых, римское частное право является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Индивидуализм в римском частном праве - это индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами;

    · во-вторых, отличительным признаком римского частного права является точность формулировок, ясность построения и аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права, полное соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса;

    · в-третьих, развитие римского частного права на почве осуществления судебной защиты права. Римское частное право может быть охарактеризовано как система исков;· в-четвертых, непрерывность развития римского частного права путем освобождения от всего устаревшего, не выдержавшего проверки жизни, благодаря неустанному труду римских юристов.

    Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

    Два основных -- и противоположных - принципа пронизывают процесс разработки римского права претором и юристами.

    Во-первых, консерватизм. Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона, мнениям старых авторитетных юристов. Римский юрист любит показать, что его вывод соответствует взглядам его предшественников. Это благоговение к старому праву имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неизменность существующего социального строя, недопустимость каких-либо новшеств, могущих оказаться вредными для верхушки класса рабовладельцев. Бывали случаи, когда юристы специально прибегали при толковании сложившейся нормы к натяжкам, чтобы не показывать изменчивости права.

    Казус: Авл Агерий требует от Нумерия Негидия, чтобы тот немедленно угнал свой скот с его ячменного поля. В свою очередь, Нумерий Негидий настаивает на ремонте своего забора, поврежденного по небрежности Авлом Агерием, из-за чего скот и проник на ячменное поле. Оба обратились за содействием к претору. Решите спор.

    Решение:

    Исходя из Закона XII таблиц делаем вывод, что по п.5 таблицы VIII «Сломает, пусть возместит.» Нумерию Негидию должен быть восстановлен забор.

    А на основании Таблицы VIII, 6- мы делаем вывод, что Авл Агерий имеет право на то, чтобы скот был выгнан с ячменного поля, поскольку многие решения в римском праве применялись и толковались по аналогии.[3 ]

    5. …Сло­ма­ет, пусть воз­ме­стит. 6. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., IX, 1: Если кто пожа­лу­ет­ся, что домаш­нее живот­ное при­чи­ни­ло ущерб, то закон XII таб­лиц повеле­вал или выдать [потер­пев­ше­му] живот­ное, при­чи­нив­шее вред, или воз­ме­стить сто­и­мость нане­сен­но­го ущер­ба).

    Во-вторых, прогрессивность. Но производственные отношения развивались, толкований для них не хватало, а интересы господствующего класса

    Надо было защищать. Тогда юристы предпринимали обходное движение. Наряду со старым правом вырабатывались новые дополнения прежнего эдикта. Самым крупным событием 3-го периода в области собственности можно считать появление нового вида собственности рядом с квиритской.

    (Квиритская собственность (собственность римских граждан)– была единственной в древнее время. Она почиталась как наилучшая и освобождалась от всех налоговых платежей). Вещи делились на манципируемые и неманципируемые. К первой группе вещей (земли, рабы, быки, лошади, ослы, мулы, строения на италийской земле) применялись очень сложные и громоздкие процедуры приобретения, что являлось тормозом для хозяйственного оборота Рима. Тогда преторским эдиктом был создан новый вид собственности –

    бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника).

    Принцип права народов: (jus gentium [йус гэнтиум]) разновидность римского гражданского права, которое в современном понятии именуется как международное право. В древности между государствами и их народами существовали отношения, основанные на признании каждым из государств превосходства своего народа и его культуры над народом и культурой других.
    «Индусы ставили иностранцев на общественной лестнице ниже слонов, лошадей и судра. Евреи считали себя избранным народом и считали благоугодным делом истребление других народностей. Египтяне избегали от любых отношений с иностранцами. Греки считали иностранцев рожденных для рабства. И политика Рима была направлена на подчинение иностранцев»/[ 4]
    Принцип права народов 1)закреплял привилегированное положение подданных своего государства в отношении иностранцев
    2)охранял права своих граждан, где бы они не находились (регулировал отношения на территории иностранных государств)

    Принципы римского права народов:

    1) Все отношения между римскими гражданами, в том числе имевшие место за границей, всегда рассматривались по началам римского права –jus civil .

    2) Иностранцы (peregrine [пэрэгринэ]— все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.) уравнивались с римскими гражданами, и поэтому судились по римскому праву. Что касается остальных иностранцев, то римские суды совершенно отказывали в правосудии тем из них, с которым у римлян не было особых договоров.

    3) Рассмотрение споров между римлянами и иностранцами, с которыми были особые договоры, в Риме существовал особый институт суда рекуператоров. Решение выносилось в таком случае не на основании jus civil [йус цивиль], не на основании иностранного права, а на основании juris gentium [йурис гэнтиум] - права народов .

    4) Относительно некоторых юридических отношений римские суды применяли к иностранцам их отечественный закон. Таковы именно семейные отношения, имущественная правоспособность, наследование и взаимные обязательства между иностранными соотечественниками. Но при этом неизвестно, применялся ли отечественный закон ко всем дружественным иностранцам, или только к тем и них, которые подчинились римлянам и вошли в разряд провинциалов.

    5) Во всех тех случаях, которые по римскому праву предоставлялась автономия лиц, иностранцы были свободны в подчинении себя тому или другому

    праву.

    Особенностью римского права народов было ещё и то, что государство

    1) регулировало право на собственной территории, независимо от того, кто на ней находился,
    2) регулировало отношения собственных граждан, где бы они ни находились

    Итак, основными принципами являются:

    1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

    2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

    3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

    Принципы римского права формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.
    2. Понятие и сущность брака в римском частном праве (содержание, виды, заключение, прекращение).
    Римский юрист Модестин (III в. н.э.) определял: брак (matrimonium [матримониум]) –есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права.[5 ]

    В Институциях Гая и Дигестах Юстиниана достаточно подробно регламентируются различные аспекты заключения брака, а также правового положения замужней женщины и детей.

    Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum [матримониум йустум], законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii [йус конубии] - право на вступление в брак, и matrimonium iuris gentium [матримониум йурис гэнтиум] между лицами, такого права не имеющими. Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.

    Неправильный бракили вообще брачный союз — союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

    От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное

    (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.

    Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes [пубэс] - молодёжь) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens [вирипотэнс]), т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного.

    Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Так,

    прежде всего Законом Канулия (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н.э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия.

    Ульпиан в 3-й книге «Комментариев к закону Юлия и Палия». Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она в это время (по закону) не является его женой, однако находится в таком положении, что если он утратит (сенаторское) достоинство, то она начнет быть его женой.[6 ]

    При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

    Римляне не признавали однополые браки. В республиканский период сексуальная связь мужчины с другим мужчиной или мальчиком наказывалась штрафом (stuprum cum masculo vel puero [ступрум кум маскулё вэль пуэро]-

    прелюбодеяние с мужчиной или мальчиком).

    В римском праве различались два вида родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство определялось подчинением власти главы семьи.

    На этом базисе основывалась римская семья. К примеру, дочь подчиняется отцу семьи - pater familias [патэр фамилиас]и является его агнастической родственницей. Если дочь выходит замуж, она становится агнатической родственницей новой семьи и перестаёт быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола».[7 ]

    Таким образом, на первый план выдвигалась не кровная связь между

    pater familias [патэр фамилиас] и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris [пэрсона суи йурис] - человек независимый. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris [пэрсонэ алиэни йурис] - полной правоспособности не имеет. В состав агнатической семьи familia  [фамилиа] входили: жена хозяина in manu mariti [ин ману марити], его дети in patria potestate [ин патриа потэстатэ], жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. 

    Термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. 

    Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что власть домовладыки была так называемым "лицом своего права" т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были "лицами чужого права", т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц.

    Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных:

    1. Право жизни и смерти.

    2. Право признавать ребёнка своим.

    3. Право совершения сделок за подвластных.

    4. Право отдавать подвластных третьим лицам в возмещение ущерба или внаём как рабочую силу. 

    Со временем вследствие развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство.

    Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

    Существовало три формы брака в римском праве:

    cum manu [кум ману] - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

    sine manu [синэ ману] - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

    конкубинат - В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

    Благодаря особенностям разных браков женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).[8 ]

    Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

    Способы заключения брака в римском праве:

      1. путем совершения религиозного обряда;

      2. путем покупки женихом невесты;

      3. путем простого соглашения сторон.

    Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак»,

    брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

    Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

    Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

    Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей.

    Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

    Приданое и предбрачный дар. С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе — приданое (dos [дос]). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris [суи йурис]), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное от отца называлось ≪приспевшим≫ (dos profecticia [дос профэктициа]), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью.

    Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

    Приданое устанавливалось следующим образом:

    — обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

    — также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, —глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется.[9 ]

    Павел в 14-й книге «Комментариев к Сабину» Основание для приданого постоянно, и вместе с обещанием того, кто дает, назначается таким образом, чтобы всегда находиться у мужа. Он же в 60-й книге «Комментариев к эдикту»  Для государства важно, чтобы женщины имели приданое в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж.

    Свадебный дар— Во времена императора Константина распространился обычай, когда муж выделял часть имущества, равную приданому, и дарил ее будущей жене (donatio ante nuptias [донацио антэ нупциас]).

    Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины. С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

    «К мужу, получающему приданое по оценке, применяются правила, установленные для покупателя. Двойную стоимость отсуженной вещи. В случае

    отсужения продавец отвечает в двойном размере».[10 ]

    Помпоний в 14-й книге «Комментариев к Сабину». «Если ты получил в приданое оцененных рабов и было заключено соглашение, ты должен отдать после развода (рабов), оцененных в такую же сумму».

    Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

    В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни.

    Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу.

    Независимо от формы бракажена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т. е. невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия).

    Супруги (в том числе муж) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Наличие половой связи между партнерами в браке было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней расправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).

    Расторжение брака и его виды.[11 ]

    Основания прекращения брака в римском праве:

      1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура, во время которого женщина не могла выйти замуж.

      2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima [капитус дэминуцио максима]) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

      3. Утрата гражданства (capitus deminutio media [капитус дэминуцио мэдиа]) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

      4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens [инцэстум супэрвэниэнс] ). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

      5. Воля главы семьи.  В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

      6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.( 61. Гай в 11-й книге «Комментариев к эдикту», или же старости, или болезни, или военной службы" брак не может быть надлежащим образом сохранен)

      7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

    2. Гай в 11-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Слово «развод» происходит от различия или от того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны.

    3. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту». Нет развода, если он не является настоящим, то есть (если он) совершается (не) с намерением установить прекращение (брака) навсегда. Поэтому если что-либо сделано или сказано в пылу гнева, то (развод) является действительным не прежде, чем упорством (в высказанном намерении) будет подтверждена серьезность этого намерения; поэтому если женщина сгоряча заявит об отказе (от брака) и быстро возвратится (к мужу), то она не рассматривается как расторгнувшая брак.

    4. При заявлении о прекращении брака, *т.е при отказе от брака1", употребляются такие выражения «имей у себя твои вещи» или же «возьми с собой твои веши».[12 ]

    Формы развода в римском праве:

      1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

      2. письменное соглашение;

      3. фактическое прекращение совместного проживания.

    Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

    Возникли следующие виды разводов:

    1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno [дивориум кум дамно]):

    • по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

    • без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

    2) развод без последствий (divorium sine damno):

    • развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

    • развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia [диворциум бона грациа] ). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

    Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август (лат. Lex Iulia) и последующие императоры пытались изменить ситуацию путём принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.

    Поначалу сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал речь цензора Квинта Метелла Македонского, который около века до того также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о «неизбежном зле», без которого не может существовать государство.

    Законы императора Августа о браке предусматривали, что мужчина был обязан жениться между 25-60 годами, а женщины — между 20-50 годами. В случае нарушения закона они не имели права наследовать, отлучались от общественных игр и празднеств (последний пункт отменил сам Август в 12 году до н. э. Гражданам также вменялось иметь детей. По закону о безбрачии и бездетности не имевшие детей женщины, которым исполнилось 20 лет, наказывались штрафом, мужчины платили штраф за бездетность по достижении 25 лет. После рождения третьего ребёнка женщина больше не платила налогов с личного имущества в соответствии с законом трёх детей ( iustrium liberorum [йустриум либэрорум]) и освобождалась от власти мужа.

    Закон, направленный на укрепление брака и семьи в сословиях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.
    Казус: Гай нашел на улице золотую цепочку и взял ее себе. Спустя полтора года против него был предъявлен виндикационный иск Сеем, потерявшим эту цепочку. Что решит суд?
    При рассмотрении этого казуса возникают несколько аспектов:

    -категорический (извлечения из источников права о том, что находка является кражей)

    - понятийный (понятие о владении)

    - временнáя неопредёлённость (В какое время Гай совершил находку – какой срок тогда существовал на приобретение права собственности по давности владения)

    - процессуальный (возможность удовлетворения виндикационного иска Сея)

    Рассмотрим по-порядку:

    По римскому праву находка могла привести к праву собственности лишь тогда, когда нашедший имел основания считать найденную вещь выброшенной её хозяином (res pro derelicto habita [рэс про дэрэликто гˣабита]). В противном случае присвоение её считалось воровством.

    На это указывают такие выдержки из Дигестов: 

    67. Сцевола в 1-й книге «Ответов». «Некто купил дом у опекуна малолетнего и пригласил мастера для ремонта; мастер нашел деньги. Спрашивается: кому эти деньги принадлежат? Я ответил, что если это был не клад, а потерянные деньги или деньги, не взятые по ошибке тем, кому они принадлежат, то они принадлежат тому, чьими они были».

    825. «Иначе обстоит дело с теми вещами, которые во время бури сбрасываются с корабля для того, чтобы облегчить судно. Они остаются в собственности хозяев, так как выбрасываются не потому, что кто-то не хочет владеть ими, но чтобы избежать морской опасности. Поэтому если кто-нибудь выловит эти вещи из моря или подберет их на берегу с целью наживы, то (он) совершит кражу».[13 ]

    Однако, вопрос о судьбе найденных вещей, хозяин которых не отыскался в римском праве разрешён не был. Утверждая, что потерянные вещи всецело продолжают принадлежать прежнему собственнику, римские юристы признавали не честным (non probe [нон пробэ]) со стороны лица, нашедшего вещь, требовать особого вознаграждения за находку помимо возмещения издержек по сбережению найденной вещи… Всё! Больше в рамках этой работы прямых указаний не нашлось.

    Теперь – о собственности. В древнейшем римском праве отсутствовало представление о частной собственности как об абсолютном праве лица рапоряжаться своей вещью. Раньше собственности возникло – владение, оно всегда было первично. Владение – это фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь.

    «2. А приобретаем владение мы через нас самих.

    3. Безумный и малолетний без соизволения опекуна не могут начать владеть, поскольку они не имеют воли к обладанию, хотя бы телесно они сами теснейшим образом соприкасались с вещью, как, например, если кто-либо спящему положит в руку что-либо. Но малолетний с соизволения опекуна начинает владеть. А Офилий и Нерва-сын утверждают, что даже без соизволения опекуна малолетний может начать владеть. Ведь (владение) относится к факту, а не к праву».[ 14]

    Вещное право - это самостоятельное, фактическое обладание вещью. Даже при утере вещи истинный её хозяин не мог забрать её поскольку владение движимыми вещами охранял интердикт utrubi [утруби] –защита движимости. Хозяин вещи в случае спора должен был защищать свое право в судебном порядке, например путем виндикационного иска.

    Однако, вспомним о том, что виды владения бывают разными:

    1) законное владение (posessio iusta [позэссио йуста]) — вещью владеет ее собственник;

    2) незаконное владение (posessio vitiosa [позэссио вициоза]) — когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

    — добросовестное владение (posessio bona fi dae [позэссио бона фи дэ]) — владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

    — недобросовестное владение (posessio malae fi dae [позэссио мале фи дэ] ) — владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто

    вещь ему принадлежит. В этом случае не действует приобретение права собственности по давности Единственным лицемерным выходом для Гая – заявить, что считал браслет выброшенным хозяином. А на выброшенные вещи существует право собственности по давности. Хотя, он может быть уличён.

    6. Юлиан в 3-й книге «Комментариев к Урсею Фероксу». «Никто не может стать собственником вещи по давности владения, сославшись на то, что он считал вещь покинутой собственником, если он ошибочно посчитал, что имел место отказ от (собственности) на эту вещь».

    7. Он же во 2-й книге «Из Миниция». «Если кто-либо найдет товары, выброшенные с корабля, спрашивается: разве он не может приобрести (собственность) по давности владения по той причине, что они не похожи на вещи, от (права собственности) на которые отказались в одностороннем порядке? Но более справедливо то, что он не может приобрести (собственность на них) по давности владения, как на вещи, от которых отказались».[15 ]

    Но какова сама давность? Для этого надо изучить законы.

    1. Гай в 21-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». 

    «Приобретение по давности владения введено для общественного блага, чтобы, разумеется, право собственности на какие-либо вещи не оставалось неопределенным в течение долгого времени или вообще навсегда, так как установленный (законом) промежуток времени является достаточным для отыскания собственниками своих вещей».[16 ]

    Сущность приобретения права собственности по давности владения: лицо получает вещь в свое владение добросовестно. Оно имеет основание считать себя собственником. Объективно же положение иное; право собственности принадлежит другому лицу, и если это последнее лицо предъявляет иск об изъятии вещи и доказывает на суде свое право собственности, добросовестному владельцу приходится отдавать вещь. Однако если в течение определенного, предусмотренного в законе, срока иск об изъятии вещи не предъявлялся, то целесообразность требовала, чтобы положение добросовестного владельца получило окончательное закрепление. Провладев вещью в течение установленного (давностного) срока, владелец превращался в собственника. Его право не выводилось из права прежнего собственника, а возникало заново. Но нас интересует время, к которому относится рассматриваемый казус.

    В эпоху XII таблиц  сроки владения были установлены очень короткие (для земельных участков - два года, для остальных вещей — один год).

    В Книге второй Институций Юстиниана, в Титуле IV сказано: "Цивильным правом было установлено, чтобы лицо, добросовестно. . . приобретшее вещь от того, кто не был хозяином, но которого оно считало хозяином, приобретало на италийской земле вещь в собственность посредством владения в течение года, если она - движимая, и в течение двух лет, если вещь недвижимая, дабы права собственности на вещь не оставались в неизвестности". Юстиниан определил, что владение должно продолжаться в отношении движимых вещей три года, в отношении недвижимых —10 или 20 лет.

    в Дигестах есть высказывания Ульпиана, где говорится о сроке в 1 год.

    б89. Ульпиан в 11-й книге «Комментариев к эдикту». «В случае приобретения по давности владения при исчислении давности засчитывается не промежуток времени от одного момента до другого, но весь последний день владения».

    7. Он же в 27-й книге «Комментариев к Сабину». «И поэтому тот, кто начал владеть в шестом часу дня январских календ, в шестом часу ночи накануне (наступления) январских календ осуществляет приобретение (права собственности) по давности владения».[17 ]

    Юстиниан определил, что владение должно продолжаться в отношении движимых вещей три года, в отношении недвижимых —10 или 20 лет.

    - процессуальный аспект(возможность удовлетворения виндикационного иска Сея). Согласно римскому праву собственник мог отобрать вещь назад при помощи иска о собственности (vindicatio: «ubi rem meam invenio, ibi vindico» [виндикацио: «уби рэм мэам инвэнио, иби виндико»] (виндикация: «где мою вещь нахожу, там её виндицирую)).

    Нужно сначало четко определить что такое "виндикационный иск".

    Виндикационный иск, виндикация (от лат. vim dicere [вим дицэрэ] — «объявляю о применении силы») — иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате имущества. Такая форма иска сложилась в римском праве.

    Виндикационный иск предполагал доказательство истцом своего права собственности (а также того факта, что ответчик к началу процесса владеет вещью или является fictus possessor [фиктус поссэссор]- поддельный держатель). Истец заявлял о своём праве собственности на вещь; ответчик не обязывался к обоснованию своего права, он должен был себя заявить, как фактический владелец, и вне зависимости от способа получения вещи в своё фактическое владение, ответчик пользовался правовой защитой. Т.е. истец не мог отобрать у него свою вещь. На истце лежало бремя доказывания (onus probandi [онус пробанди]) того обстоятельства, что вещь действительно принадлежит ему на праве собственности.

    9. Ульпиан в 16-й книге «Комментариев к эдикту». «Обязанность судьи при разбирательстве данного иска заключается в том, чтобы рассмотреть, является ли ответчик владельцем. Не относится к делу вопрос о том, по какой причине он владеет; когда я доказал, что вещь моя, то владельцу будет необходимо отдать вещь».[18 ]

    Если истцу не удавалось доказать принадлежность ему права собственности, иск отклонялся.

    80. Фурий Антиан в 1-й книге «Комментариев к эдикту». «Мы не принуждаемся претерпевать вещный иск, потому что всякому дозволено сказать, что он не владеет (оспариваемой вещью), так что в случае, если противник сможет уличить нас, что вещь все же находится во владении у его противника, то с помощью судьи он перенесет владение на себя, даже если и не будет доказывать, что вещь является его (собственной)».[19 ]

    Вывод: согласно вышесказанному, Сей должен доказать свое право владения на цепочку. И это нее будет лёгким делом. За полтора года его свидетели могли и подзабыть мелкие детали и подробности оспариваемого браслета.

    А лжесвидетельство каралось так сурово, что без должной уверенности они бы голову на отрез не стали бы давать и защищать права Сея. Если Сей докажет – его счастье. Однозначного ответа тут нет.
    Список используемых источников:


    1. Гай. Институции. Кн. 1-4. Под ред. В.А.Савельева. М., Юрист, 1997.

    2. Дигесты Юстиниана. Под ред. Л.Л. Кофанова. М., Статут, 2002-2003г.г.

    Т. 1-3.

    3. Памятники римского права. Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты

    Юстиниана. М., Зерцало, 1997.

    4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Ба

    тыра. М., Юрист, 1997. Т. 1.

    5. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана.

    М., 1998.

    6. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М., Юрид.

    лит., 1989.

    7. Дождев, Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под ред.

    В.С.Нерсесянца. – М.: Издательская группа ИНФРА .М – НОРМА, 1996. –

    704с.

    8. Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого и Н.С. Перетерского. М.,

    Юрист, 1997.

    9. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М., Наука,

    1997.

    10. Бесецкая, Н. А. Римское гражданское право : учеб.-метод. комплекс для

    студентов юридических спец. / Н. А. Бесецкая. – Новополоцк : ПГУ, 2008.

    – 348 с.

    11. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Учебник «Римское частное право»

    Юристъ, 2004.

    12. Новицкий И.Б. Римское право.— Изд. 7-е стереотип¬ное. — М., 2002. —

    310 с.

    13. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное

    и дополненное. — М.: ТОН — Остожье, 2000 — 208

    14. Основы римского гражданского права. И.Б. Новицкий. М. 2001 г.

    15. 10. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: Учебник/Под ред.

    Д.В.Дождева – М.: Издательство БЕК, 2000. – 400 с.

    16. The Latin library [Electronic resource] — access Mode:

    http://www.thelatinlibrary.com/. – 2015.

    17. Римское право-конспект лекций. https://studfiles.net/preview/2564521/

    18. Федеральный правовой портал (v.3.2) Принципы римского права

    http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1263556


    1 (Дигесты Юстиниана, книга 1, титул I, 1)


    2 (Дигесты Юстиниана, книга 1, титул I, 3 фрагмент, 10)


    3 Памятники римского права. Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., Зерцало, 1997.


    4 А.Н. Мандельштам Гаагские конференции о кодификации международного частного права. в 2-х томах. Петербург, 1900.


    5 Дигесты Юстиниана./ Перевод с латинского. Т. iV. М. 2004. С. 274-275)

    (D. книга 23. 2. 1 Титул II. О торжественной форме заключения брака Модестин в 1-й книге «Правил». )


    6 Дигесты Юстиниана  Титул II, 285, 27


    7 Гай. Институции. Книга 1, параграф 156


    8 Гай. Институции. Книга 1, параграф 111


    9 Дигесты Юстиниана Титул III. О праве приданого, 1


    10 Дигесты Юстиниана книга XXIII титул 2, п.63- 67


    11 Дигесты Юстиниана книга XXIII титул 2


    12 Дигесты Юстиниана книга XXIII Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака


    13 Дигесты Юстиниана Книга 6 Титул I,


    14 Дигесты Юстиниана Книга 6 Титул II,


    15 Дигесты Юстиниана , Книга сорок первая Титул VII 157


    16 Дигесты Юстиниана Книга 6 Титул III 82.


    17 Дигесты Юстиниана Книга сорок первая Титул III


    18 Дигесты Юстиниана , Книга шестая Титул I, 153, 11


    19 Дигесты Юстиниана , Книга шестая Титул I, 185, 80




    написать администратору сайта