Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии элитарной литературы

  • Критерии массовой литературы

  • Литература «массового спроса».

  • Литература «культурного запроса».

  • Практическая часть: 1

  • 3. Кто относится к постмодернистам б) Л. Улицкая.4. Наиболее авторитетные исследователи современной прозы рубежа 19-20 веков

  • 5. Кто является автором романов «Санька», «Патология» в) З. Прилепин.6. Кто относится к представителям современной фантастической литературы

  • 7. Каковы основные направления развития современной прозы а) реализм;в) постмодернизм.8. Кто является автором повести «Сонечка»

  • 9. Какая повесть В. Распутина удостоена премии «Лучший зарубежный роман 21 века» в Китае в) «Дочь Ивана, мать Ивана».10.В каком году вышел роман З. Прилепина «Санька»

  • Современная литература. Современная литература контро. Контрольная работа по дисциплине Современная литература. Преподаватель Васина Надежда Всеволодовна


    Скачать 31.79 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Современная литература. Преподаватель Васина Надежда Всеволодовна
    АнкорСовременная литература
    Дата10.05.2021
    Размер31.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСовременная литература контро.docx
    ТипКонтрольная работа
    #203385

    БПОУ ВО «Вологодский областной колледж культуры и туризма»

    Отделение дополнительного профессионального образования

    Домашняя контрольная работа по дисциплине

    Современная литература.

    Преподаватель:

    Васина Надежда Всеволодовна

    Выполнил:

    Слушатель программы профессиональной переподготовки Библиотековедение

    Тоцкая Ольга Николаевна

    Проверил: Н.В. Васина

    Кириллов 2021

    Теоретические вопросы:

    Охарактеризуйте основные закономерности и тенденции развития мировой литературы рубежа XX–XXI вв.

    Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите­ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи­тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите­ратурные премии.

    Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных на­правлений.

    До середины 1980-х гг. понятие «современный литературный процесс» было идентично понятию «современная литература». В современный литературный процесс включались те произведения, которые были написаны и опубликованы в течение последних 10-15-ти лет. С началом перестройки происходят изменения в соотношении данных понятий. Вхождение в литературное сознание произведений, которые прежде по различным причинам не стали фактом актуальной культуры, присело к тому, что «возвращенная» проза метрополии и проза русского зарубежья, не представляя современного среза литературы, тем не менее, входили в современный литературный процесс, оказывая серьезное влияние на восприятие художественной литературы, на ее эстетику и поэтику, на уровень читательских притязаний. Существенной оказывалась не дата написания, а время вхождения в культурную сферу. До недавнего времени в широком читательском восприятии многие произведения воспринимались как явления литературы конца XX века, хотя были созданы в разные предшествующие годы. Именно влияние входящей литературы и обусловило некоторое размежевание понятий «современный литературный процесс» и «современная литература».

    Изменения в общественно-политической ситуации 1990-х гг. привело к переориентации восприятия литературы. Закончилось время публикаций прежде запрещенных, а после возвращенных произведений. Литературный процесс после 1991-го г. приобретает новые черты. Современное его состояние вновь определяется современными произведениями. Структура литературной реальности последних 15-ти лет становится снова привычной, и понятии «современный литературный процесс» и «современная литература» совпадают.

    Итак, под современной литературой понимаются в основном произведения, созданные с 1986-го года до настоящего времени. Естественно, что начало XXI века не является каким-либо пределом в развитии литературы. Процессы, возникшие в 1980-е – 1990-е гг., продолжают развиваться и сейчас, а также продуцируют новые эстетические формы, жанровые и стилевые образования, литературные течения.

    Последние два десятилетия характеризуются обилием и разнообразием художественных тенденций, творческих методов, эстетической многополярностью общей картины русской литературы. Происходит трансформация литературных кодов, связанная с возникновением или переосмыслением целого ряда литературных явлений, таких как авангард, модернизм, неосентиментализм, постмодернизм, постреализм, метафоризм, концептуализм и т. п.

    В современной отечественной прозе происходит разделение на множество взаимодействующих направлений и течений, характеризующихся неоднородностью идеологических и эстетических установок. Реалистические принципы осложняются достижениями иных художественных методов и корректируются с учетом механизмов создания текста, выработанных в поэтике модернизма и постмодернизма. На рубеже 1980-х – 1990-х гг. традиционный реализм был подвергнут серьезным испытаниям, так как под сомнения ставился долгое время оставшийся неоспоримым его авторитет. Вместе с тем реалистическая литература занята поиском новых путей своего развития и обновления. В рамках реалистического направления появляются различные художественные системы: «традиционный» реализм (О. Николаева, М. Кураев, В. Алфеева), «сентиментальный» реализм (А. Варламов, А. Слаповский, Л. Улицкая, Л. Бежин), «романтический» и экзистенциальный реализм (О. Ермаков, А. Курчаткин, В. Маканин). Включение в реалистические произведения элементов фантастического, мистического приводит к необходимости по-новому определить литературное направления. Возникают новые определения реалистической прозы, такие как «постреализм», «трансметареализм», «новый реализм», которыми характеризуются произведения В. Маканина, И. Полянской, А. Кима, М. Бутова, О. Славниковой.

    Усложненные формы прозаических текстов требуют описания жанрово-стилевых особенностей современной литературы. Так, в отечественной прозе 1990-х – 2000-х гг. актуализируются различные типы художественной условности, объединяемые в общую формацию условно-метафорической прозы (произведения А. Кима, Т. Толстой, В. Пелевина).

    В начале 1990х гг. активно развивается литература постмодернизма, претендующая занять место магистрального направления в общем потоке современной литературы. Сформировавшаяся в рамках «другой прозы» 1980-х гг. и андеграундной литературы «самиздата», постмодернистская эстетика в качестве ведущего художественного принципа декларирует отказ от ценностного отношения к миру. Основными текстопорождающими механизмами у писателей постмодернистской направленности становятся интертекстуальность, ирония, игра культурными кодами. Наиболее ярко эти черты просматриваются в творчестве Вик. Ерофеева, В. Пелевина, В. Сорокина, Т. Толстой, Е. Попова, А. Королева, Дм. Галковского, Ю. Коваля, В. Шарова и других.

    В последние годы наблюдается некоторые изменения в постмодернистской литературе, связанные с возвращением литературы к аксиологии. Писатели-постмодернисты начинают выстраивать собственные иерархии ценностей, возвращая литературе глубокое духовное измерение (например, романы «Быть Босхом» А. Королева, «След в след» В. Шарова, «День опричника» В. Сорокина).

    Кроме того, необходимо учитывать, что один и тот же писатель может выступать в качестве представителя различных художественных течений: как реалист, как концептуалист, как метафорист и т. д. (например, В. Сорокин или Л. Петрушевская).

    Разнообразие эстетического поиска характеризует современную поэзию. Особое влияние на формирование сегодняшней поэтической парадигмы принадлежит неофициальной поэзии 1960-х – 1980-х гг., творчеству И. Бродского, лирике концептуалистов и метаметафористов, заявивших о себе в 1980-е годы и продолжающих писать в настоящее время. Общей чертой современной российской поэзии является ориентация на русскую и мировую поэтические традиции и осмысление их в новаторских формах.

    На рубеже XX – XXI вв. появляются новые произведения в отечественной драматургии. Оригинальность поэтики и решения драматического конфликта отличает пьесы таких авторов, как Л. Петрушевская, Н. Садур, Н. Коляда, М. Курочкин, И. Вырыпаев, Е. Исаева, братья О. и В. Пресняковы, Е. Гришковец.

    Особое значение в общей картине литературной жизни последних 15-ти лет получает массовая литература, ориентированная на индустрию развлечений, не претендующая на глубину содержания и оригинальность художественных форм, но пользующаяся огромным спросом у читательской аудитории. Являясь в большей степени социально-психологическим, нежели эстетическим феноменом, массовая литература тесно взаимодействует с серьезной «высокой» литературой и способствует выработки новых художественных стратегий в целом.

    В современном литературном процессе чрезвычайно возрастает роль литературной критики. Критика советского периода по своей направленности и характеру была явлением, обслуживающим государственные интересы и транслирующим официальные идеологические установки. С середины 1980-х гг. критика делится на отдельные группы, а позднее и голоса. Становится очевидным, что существуют действительно различные мнения о произведениях и происходящих в литературе изменениях, что возможным оказывается их несовпадение не только в деталях, но и в концептуальном осмыслении. Полемика вокруг новых литературных явлений и отдельных художественных текстов является существенной частью литературного процесса, оказывает влияние на писателей и на восприятие их произведений читателями.

    Таким образом, русская литература на современном этапе своего развития представляет собой конгломерат разнообразных и равноправных эстетических установок, литературных направлений и течений, творческих индивидуальностей, которые находятся в постоянном, непрерывном диалоге друг с другом и с предшествующей литературой.

    2. Дайте Вашу оценку разделения литературы на элитарную и массовую - литературу «культурного запроса» и «массового спроса». Как, по Вашему мнению, это разделение сказывается на литературном процессе в целом?

    Понятия элитарной и массовой литературы.

    Массовая литература

    В современном читательском сообществе художественную литературу принято условно делить на две группы:

    «элитарная» литература (примерно 3% от общего потока издаваемых произведений) коммерческая/массовая литература (всё остальное, т.е. 97 %)

    Элитарная литература

    Элитарная литература - это "высокое" или экспериментальное творчество, удовлетворяющее потребность автора в самовыражении и не рассчитанное на понимание и симпатии широкой читательской аудитории.

    Элитарная литература, ее сущность связывается с понятием элиты (elite, франц. - избранный отборный, отборный) и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

    Литературоведы рассматривают элитарную литературу как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

    В элитарной литературе (литературе, предназначенной для эстетического обслуживания образованной части сообщества с развитыми культурными запросами) автор постоянно нарушает правила жанра, путает карты. Подобная манера, поиск новых решений, не устраивает читателей, которые настраивают на соблюдении жанровой структуры, отсюда происходит неприятный эффект масскульта, как падения общей культуры и культуры чтения в частности. Все продукты массмедиа, массовая литература, желтая пресса, сериалы легко усваиваются автоматически, поэтому реципиент отвыкает выходить за рамки жанровых ожиданий. Массовая литература так популярна, потому что опирается на архетипы человеческого существования: золушка, красная шапочка, красавица и чудовище, три сына; жизнь/смерть, добро/зло, судьба персонажа. Присутствуют архетипические чувства, такие как любовь. Архетипы одинаковы для всего человечества, поэтому массовая литература интернациональна.

    Критерии элитарной литературы

    - она более «долгоиграющая» (дольше остается «в топе»)

    - она может нести в себе полноценный идейный заряд

    - она удовлетворяет далеко не только примитивные вкусы

    - она менее шаблонна и предсказуема

    - в ней может проявляться авторское начало

    - ее рецепт труднее воспроизвести

    Основным способом отделения беллетристики от просто массовой литературы оказывается проверка временем. Беллетристика продолжает переиздаваться спустя многие годы, тогда как массовая литература четко «привязана» к своей эпохе. Все остальные критерии не позволяют четко провести границу.

    Массовая литература

    Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.

    Массовая литература является частью масштабного блока массовой культуры.

    Для массовых произведений характерна легкость усвоения, не требующая особого литературно-художественного вкуса и эстетического восприятия, и доступность разным возрастам и слоям населения, независимо от их образования.

    Массовая культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность.

    Задача массовой литературы не заставить читателя осознать собственный опыт, а позволить уйти в себя, создать свой собственный идеализированный мир, не имеющим ничего общего с миром реальным. В поле массовой литературы, как правило, никто не задаётся вопросом, что такое добро-зло. Ценностные проблемы в массовой литературы решены раз и навсегда. Стандартизация как основа коммуникативных отношений между автором и рецензентом настолько сильна, что читатель может заменить писателя. Это происходит не по причине повышения творческой активности читателя, а в силу общей инертности, нежелания думать и меняться. Коллективный производитель обращается к коллективному читателю. Вместе с тем аудитория у массовой литературы не только массовая, но и конкретная, хорошо опрошенная. Привычные клишированные ожидания должны удовлетворяться жёстко и неукоснительно. Отличительными особенностями массовой литературы оказываются предельная приближенность к элементарным потребностям человека, ориентированность на природную чувственность, строгая подчиненность социальным потребностям, упрощенность в производстве качественного (отвечающего потребностям конкретной социальной группы) продукта потребления.

    Критерии массовой литературы

    (большинство из них, к сожалению, не дает достоверного результата при применении, особенно если критерии используются по отдельности, а не в комплексе):

    - тиражи (сомнительный критерий, потому что элитная литература не всегда малотиражна, а массовая литература не всегда бьет тиражные рекорды);

    - краткость славы (есть масса писателей второго ряда, которые тоже быстро уходят в небытие и при этом не являются представителями массовой литературы);

    - общая доступность, понятность (элитная литература не обязательно должна быть туманной и понятной лишь узкому кругу интеллектуалов);

    - коммерциализация (элитарная литература не отрицает идею прибыли как таковой, тот же Пушкин получал за свои произведения неплохие гонорары и не считал это «неправильным»);

    - отсутствие высокой идейности, идейного заряда вообще, развлекательный характер (элитная литература тоже не всегда проповедует высокие ценности, в то же время в массовой литературе возможно проявление определенных идей философского или политического характера, которые близки автору);

    -ориентация на примитивный вкус? (как определить степень примитивности? Кто будет проводить экспертизу?);

    - удовлетворение простейших потребностей? (элитная литература вполне может их удовлетворять, а массовая литература может развивать логическое мышление или воспитывать гражданственность);

    - высокая востребованность, коммерческий успех, формирование групп «фанатов»;

    - шаблонность (повторяемость, узнаваемость, предсказуемость);

    - приоритет произведения над личностью (нет личности автора, есть творческая задача);

    - бедность выразительных средств, ограниченность словарного запаса (критерий практически невозможно применять к переводным произведениям, потому что грамотно сделанный художественный перевод способен сгладить недостатки оригинального текста, и наоборот, бездарный перевод ухудшит качество восприятия оригинала. Кроме того, в отдельных случаях возможно активное, но неумелое применение выразительных средств – т.е. чисто формально язык «богат», но украшательство воспринимается читателем как излишество);

    - возможность реконструкции творческого процесса (не воспроизведения, но расшифровки «технологии»).

    -В массовой литературе, как правило, можно обнаружить очерки общественных нравов, картину жизни города.

    В целом, следует признать, что отделение массовой литературы от «немассовой» представляет собой крайне сложную задачу. Конкретное произведение может обладать рядом признаков, но при этом не являться образцом массовой литературы.

    Коммерческая и некоммерческая литература.

    В связи с тем, что массовую литературу часто соотносят с понятиями коммерческого успеха и коммерческой прибыли, необходимо рассмотреть и данную сторону проблемы.

    Коммерциализация литературы связана с понятием авторского права и авторского гонорара. Невозможно извлечение прибыли в условиях бесконтрольного распространения произведений по неформальным каналам (например, при устной передаче).

    В древних мировых литературах понятия авторства не существовало либо оно было ослаблено. Устные формы словесного творчества плохо увязываются с персональным авторством: при каждом новом исполнении произведение прирастает большим или меньшим количеством изменений, а первоисточник (первый рассказчик, сочинитель) забывается.

    Первым условием извлечения прибыли из литературы становится появление книгопечатания и увеличение тиражей.

    Письменная литература дает больше возможностей для сохранения имени автора, однако здесь существенную роль играет психологическая установка, существующая в обществе. Например, письменная литература в Древней Руси не была ориентирована на подчеркивание авторства, а в Древней Греции наоборот.

    Если авторство как таковое существует уже в античной письменной литературе, то дальнейшие шаги на пути к юридическому признанию авторского права, а также к возможности извлекать финансовую выгоду из литературных трудов сделаны существенно позже.

    Но следует отметить, что понятия «коммерчески выгодный проект» и «массовая литература» совпадают лишь частично – т.е. существуют массовые произведения, которые были созданы ради прибыли и позволили эту прибыль получить. В то же время, часть массовых произведений в коммерческом отношении оказывается малоуспешной – ориентация на прибыль не подразумевает автоматически, что прибыль будет получена в желаемом объеме. И наконец, существуют произведения «элитарные», которые изначально создавались «без оглядки» на коммерческий спрос, но которые в итоге принесли гигантскую прибыль правообладателям.

    Герои в массовой литературе.

    Герои действуют в узнаваемых социальных ситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами, близкими массовому читателю. Не случайно критики говорят о том, что массовая литература в какой-то степени пополняет общий фонд художественного человековедения.

    Конструирование положительного героя идет по принципу создания супермена, бессмертного, этического образца. Подобному герою подвластны любые подвиги, он может раскрыть любые преступления и покарать любого преступника. Это герой-схема, герой-маска, как правило, лишенный не только индивидуальных черт характера, биографии, но и имени.

    Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. Основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал, ситком (комедия положений) и др. При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т.д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятиями, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), покет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества.

    Литература «культурного запроса». В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало (как в концепциях, так и в художественной форме). В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

    Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного оружия, начала «холодной войны» и угрозы третьей мировой войны, борьбы стран «третьего мира» за независимость. Меняется лицо и модернизма, и реализма: возникают неоавангардизм («новый роман», «театр абсурда»), рождается «новый латиноамериканский роман» и т.д.

    3. Перечислите основные современные литературные премии.

    Большая книга

    Национальный бестселлер

    Ясная Поляна

    Просветитель

    Премия «Русские рифмы», «Русское слово»

    Премия «Электронная буква»

    Премия «Русский детектив»

    Практическая часть:

    1.Мое самое сильное читательское впечатление последнего времени (напишите эссе на предложенную тему).

    Я прочитала произведение А.С.Экзюпери (1900-1944) «Маленький принц». Оно мне понравилось. Это светлая и грустная сказка, написанная очень простым языком. В ней наряду с людьми мы встречаемся со сказочными персонажами: Розой, Лисом, Змеей, разговаривающими человеческим языком. Только в сказке можно путешествовать в космосе от планеты к планете с перелетными птицами.

    «Маленький принц» Экзюпери – очень мудрая сказка, заставляющая задуматься и поразмышлять над хорошими и плохими человеческими качествами, сделать для себя много важных выводов.

    Один из главных героев произведения – маленький принц, совсем ребенок, обитатель крохотной планеты «величиной с дом». Принц одинок, печальная и однообразна его жизнь. Он трудолюбив, хотя ежедневное выпалывание ростков баобабов кажется ему «очень скучной работой». У принца разумный взгляд на жизнь, он понимает необходимость борьбы с баобабами, иначе они своими корнями разорвут планету на куски, поэтому у него есть «твердое правило»: «… встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

    Экзюпери наделил своего героя добрым сердцем. Принц заботился о Розе – красавице-цветке, выросшей из семечка, неизвестно как залетевшего на астероид. Он исполняет любые желания капризного цветка, но чувствует себя очень несчастным, устав от хитростей и уловок обидчивой красавицы. Мальчик принимает решение отправиться в странствие, чтобы познать смысл собственной жизни.

    Он посещает разные планеты, встречается с королем, честолюбцем, пьяницей, «деловым человеком», стариком-географом. Поведение и жизненные цели этих людей совершенно разные, но все они растрачивают свою жизнь попусту. Маленький принц видит бессмысленность их существования, считает честолюбие, тщеславие, пьянство, равнодушие, стремление к наживе, ложную ученость неприемлемыми для себя. Экзюпери устами ребенка доводит до читающих важную мысль о том, что существование человека имеет смысл только тогда, когда человек приносит пользу и счастье кому-то. Маленький принц считает, что человек «зря прожил свою жизнь, если жил грибом», то есть ни разу «за всю жизнь не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никогда никого не любил».

    Очень многое для понимания смысла жизни дала принцу встреча с Лисом на планете Земля. Призвание человека – бескорыстно любить того, кому ты нужен. Именно так любит маленький принц выращенную им розу, она ему дороже всех, потому что «он отдавал ей все свои дни».

    В беседах с Лисом маленький принц становится мудрее. Лис учит его терпеливо приручать зверей, уничтожать в своем сердце равнодушное отношение ко всему живому, наполнять его любовью и чувством ответственности за того, кого приручаешь.

    В сказке принц узнает, что такое дружба. Он приходит к пониманию, что, имея друзей, никогда не останется одиноким. Солнцем озаряется жизнь только того, у кого есть друзья. Набравшись мудрости, на планете Земля он сам оказывает духовную поддержку летчику, потерпевшему аварию в песках Сахары. Принц помогает ему увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, помогает не впасть в отчаяние даже перед лицом смерти.

    Я думаю, что каждый читатель будет сравнивать маленького принца с собой. Достаточно ли он добр, терпелив к окружающим его людям, особенно близким, хороший ли он друг, не проходит ли мимо человека в беде, заботится ли о красоте своего сердца? Каждый сам честно отвечает на эти вопросы. Я понимаю, что человеком, а не «грибом» можно стать, имея только светлую, добрую и чистую душу, неспособную на зло.

    2. Выполните тест:

    1. Кто является автором романа «Медея и её дети»?

    а) Л. Улицкая;
    2. Кто относится к представителям реалистической прозы?

    а) З. Прилепин;
    3. Кто относится к постмодернистам?

    б) Л. Улицкая.
    4. Наиболее авторитетные исследователи современной прозы рубежа 19-20 веков.

    а) М.М. Голубков;

    б) С. Чупринин;
    5. Кто является автором романов «Санька», «Патология»?

    в) З. Прилепин.
    6. Кто относится к представителям современной фантастической литературы?

    а) В. Головачева;

    б) М. Успенский;
    7. Каковы основные направления развития современной прозы?

    а) реализм;

    в) постмодернизм.
    8. Кто является автором повести «Сонечка»?

    в) Л. Улицкая.
    9. Какая повесть В. Распутина удостоена премии «Лучший зарубежный роман 21 века» в Китае?

    в) «Дочь Ивана, мать Ивана».
    10.В каком году вышел роман З. Прилепина «Санька»?

    б) 2006;


    написать администратору сайта