Философия задание. Философия. Контрольные вопросы к теме Место и роль философии в культуре
Скачать 28.42 Kb.
|
Контрольные вопросы к теме 1. Место и роль философии в культуре. Контрольные вопросы к теме 1. Место и роль философии в культуре. 1. Как можно обозначить содержание философии одним словом: Философия – это_____________________. 2. Как вы думаете, что должно быть отражено в новом философском мировоззрении, которое формируется в XXIвеке (ответ должен быть развернутым и доказательным, занимать не менее двух абзацев). 3. Почему можно считать правильными оба утверждения: «философия – это наука» и «философия не является наукой»? (дать развернутый ответ). 4. Какой из методов философии направлен на то, чтобы отразить изменчивость и противоречивость окружающего мира? (назвать метод и дать его краткую характеристику). 5. Как вы думаете, какая философская позиция – материалистическая или идеалистическая – ближе к обыденной, повседневной позиции людей? (Обоснуйте свою точку зрения) 6. Почему большинство людей уверено, что мир познаваем, что то, чего мы не знаем сегодня, станет нам известно позднее? (дайте аргументированный ответ объемом не менее двух абзацев). Контрольные вопросы к теме 2. История философии. Контрольные вопросы к теме 2. История философии. 1. Сохраняет ли смысл в наше время конфуцианское представление о благородном муже? 2. Может ли быть для европейски мыслящего человека привлекательна идея нирваны? 3. В чем состоит положительный и отрицательный смысл деятельности школы софистов? 4. В чем состоит смысл этического реализма Сократа? Можно ли с ним согласиться в наши дни? (Аргументируйте свою точку зрения) 5. В чем состоит роль средневековой философии для последующей европейской философии? 6. Чем различаются теоцентризм и пантеизм? 7. Как изменилось представление о месте и роли человека, о значении его разума в эпоху Возрождения? 8. Как Ф.Бэкон обосновывал необходимость выработки нового метода познания? 9. Почему Р.Декарт сформировал иную, противоположную взглядам Ф.Бэкона, позицию по вопросу о содержании научного познания? 10. Каковы основные идеи Просвещения? 11. Почему немецкую философию конца 18-начала 19 веков называют классической? 12. Почему Фейербах перешел на материалистические позиции? 13. К каким выводам привело Шопенгауэра утверждение, что в мире нет разума? 14. Что, по мнению Ф. Ницше, отличает сверхчеловека от людей массы? 15. Что считал главным предметом философствования С.Кьеркегор? 16. В чем состоит основная идея русского космизма? 17. Почему возникают антисциентистские настроения в обществе? 18. Раскройте основные идеи экзистенциализма. Задание к семинарскому занятию по теме 3.Онтология, эпистемология, философия науки. Задание к семинарскому занятию по теме 3.Онтология, эпистемология, философия науки. Цели семинарского занятия: 1) сформировать общее представление о проблеме существования, о ее решении в философии и науке, показать, как изменялась картина мира, раскрыть роль для философии и науки идей развития и детерминизма; 2) сформировать общее представление о проблеме познания на её философском уровне, охарактеризовать основные формы и методы познания, показать, каким образом в философии рассматривалось соотношение истины и заблуждения; 3) сформировать развернутую характеристику специфических особенностей научного познания, показать, как философы решают проблему достоверности научного знания, показать основные этапы развития науки и роль научных революция, акцентировать внимание студентов на проблеме социальной ответственности ученого. Вопросы, обязательные для изучения. 1. Вопрос о существовании. Бытие, небытие, ничто. 2. Категории и характеристики бытия: субстанция, материя, пространство, время, движение и развитие. 3. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. 4. Виды и формы познания Знание и вера. 5. Проблема истины в философии и науке. 6. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. 7. Концепции развития научного знания (Т. Кун, И. Лакатос). Основные понятия:бытие, время, движение, детерминизм, идеальное, индетерминизм, материя, пространство, сознание, субстанция, познание, практика, эпистемология демаркация, верификация, вненаучное знание, концепция, научная революция, парадигма, принцип, теория, фальсификация. Вопросы для самоконтроля: 1. Как менялся смысл категории «бытие» в истории философии? 2. В чем состоит основное отличие монистических и плюралистических концепций бытия? 3. Какие основные представления о пространстве и времени характерны для Нового времени и современности? 4. Понятия «субъект познания» и «объект познания»: эволюция представлений о них в истории философии. 5. Как связаны истина, оценка и ценность? 6. Какие формы взаимосвязи познания и практики анализируются в философии? 7. Как связаны между собой философия и наука? 8. В чем выражается свобода научного поиска и социальная ответственность ученого? Дополнительные вопросы на размышление (бонусные): 1. Какое из определений (утверждений) является верным? Обоснуйте Ваш выбор. 1.1 Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее это: а) бытие б) сознание в) пространство г) материя 1.2 Материя — это: а) то же, что и реальность; б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, фигурой и т.д.; в) совокупность вещества и поля; г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности; д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия; е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием. ж) постоянная возможность ощущений; з) неизменная первооснова бытия; и) пространственная развертка мировой идеи. 1.3 Способ существования материи: а) Движение б) Поток сознания в) Небытие г) Неподвижность 1.4 Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого а) Субстанция б) Сознание в) Интенция г) Материя 1. 5. Познание — это: а) процесс погружения «ума» в действительность; б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей; в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка; г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия; д) отражение объективной действительности в сознании человека; е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов. 1.6. Мысль — это: а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира; б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции; в) биотоки мозга; г) самостоятельное, независимое от мозга явление. д) речь, но произнесенная про себя. 2. Вопросы на рассуждение 2.1 Какая важнейшая сторона сознания и его функция реализуются в изобретательстве и техническом творчестве? 2.2. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации: а) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения? б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагаюшую деятельность? в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства? г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием? 2.3. Объясните значение приведенного суждения и проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из практики: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». 2.4. В истории науки неоднократно были случаи, когда ученый пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено? 3. Прочитайте утверждения и ответьте на вопросы. 3.1 Ф. Энгельс следующим образом формулировал понятие «материя»: – «Материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие». – «Материя как таковая — это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как только существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим». а) согласны ли Вы с данными формулировками понятий? Обоснуйте свой ответ; б) дайте философский и естественнонаучный анализ двум определениям понятия «материя». 3.2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него. «Когда мы говорим о бытии, и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть, существуют. В единстве этого бытия, — а не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо, как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам общее бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах… Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» а) Что означает различие бытия? Чем оно вызвано? б) Что значит открытость вопроса бытия за границами нашего поля зрения? Значит ли это, что мы подвергаем сомнению существование вещей, которые находятся вне поля нашего зрения; и тех вещей, которые нельзя видеть принципиально. 3.3. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры). Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ. 3.4. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность). Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено? Задание к семинарскому занятию по теме 4.Социальная философия и философия истории. Задание к семинарскому занятию по теме 4. Социальная философия и философия истории. Цель семинарского занятия: раскрыть специфические особенности философского подхода к анализу общества, дать общую характеристику таких общественно-политических идеалов, как марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации, показать значимость в современном мире проблемы насилия. Вопросы, обязательные для изучения. 1. Эволюция философских представлений о природе и сущности общества(идеалистические, натуралистические, биологизаторские и др. концепции). 2. Стадиально-поступательный (линейный) и цивилизационный подходы к пониманию истории общества. 3. Механизмы развития общества. 4. Основные сферы общества их взаимосвязь и взаимообусловленность. 5. Человек в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе. 6. Роль народных масс и выдающейся личности в истории. Понятия: волюнтаризм, обшественно-экономическая формация, провиденциализм, прогресс, телеология, фатализм, цивилизация, географическая среда, деятельность, естественное право общение, общество,ответственность, потребность, практика, Римский клуб, свобода, социальная адаптация, социальная группа, социальный институт, труд. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского подхода к анализу общества? 2. Какие внешние факторы влияют на становление и развитие общества? 3. Чем характеризуется современное состояние системы «природа-общество»? 4. Что такое общество и какова его структура? 5. Как исторически изменялось место человека в системе социальных связей? 6. Возможно ли научное знание об истории человеческого общества? 7. Существует ли некая цель, к которой ведут человечество произошедшие, наблюдаемые или грядущие события? Вопросы для обсуждения в рамках семинарского занятия: 1. Какое из определений (утверждений) является верным? Обоснуйте Ваш выбор. 1.1 Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным? а) Общество — это совокупность индивидов. б) Общество — это способ взаимного приспособления людей. в) Общество — это самостоятельное образованием связанное с деятельностью людей. г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. 1.2 Универсальным критерием общественного прогресса следует считать: А. степень разумности общественного устройства; Б. состояние нравов (степень их гуманности); В. создание условий для свободного и творческого развития человека; Г. обеспеченность населения необходимыми материальными благами. 1.3 Необходимым условием возникновения и развития общества является: А. абсолютная идея; Б. договор; В. труд; Г. некий абстрактный закон образования сложных и гармоничных систем 1.4 Происхождение в обществе обратимых изменений, связанных с повседневной жизнедеятельностью людей в рамках сложившихся структур и отношений: А. развитие; Б. функционирование; В. изменение; Г. прогресс. 2. Вопросы на рассуждение 2.1 Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием. Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием? 2.2 В чем состоят предпосылки научного изучения общества? Прокомментируйте высказывание С. Булгакова о том, что при научном освещении общества «личность погашается ради совокупностей». 2.3 Развивается ли общество? Каковы последствия развития общества? Хорошо это или плохо? При каких условиях можно совместить развитие современного общества и благо человечества? 3. Прочитайте утверждения и ответьте на вопросы. Дайте анализ следующему положению Ф. Энгельса. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество». а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным? б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь? Задание к семинарскому занятию по теме 5. Философская антропология и аксиология. Задание к семинарскому занятию по теме 5. Философская антропология и аксиология. Цель семинарского занятия: 1)раскрыть понимание соотношения мира и человека в истории философии и в настоящее время, показать соотношение природного (биологического) и общественного (социального) в человеке, дать основные подходы к пониманию смысла жизни, смерти и бессмертия; 2) раскрыть роль ценностей в индивидуальном и общественном сознании, показать эволюцию нравственных приоритетов в истории общества и специфику современного нравственного сознания, дать краткую характеристику эстетических ценностей и значения искусства в развитии ценностных ориентаций человека. Вопросы, обязательные для изучения. 1. Предмет философской антропологии. Типы антропологических учений 2. Происхождение и сущность человека. Проблема происхождения сознания. 3. Категории человеческого бытия 4. Ценности, их природа и принципы классификации. 5. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Понятия: антропогенез, антропология, бессознательное, дух, душа, индивид, индивидуальность, личность, сознание, человек. Вопросы для самоконтроля: 1. Как философия понимает антропосоциогенез и его комплексный характер? 2. В чем выражается специфика и сущность человека? 3. Как изменялось положение человека в системе коммуникаций? 4. Какие жизненные ориентиры и ценности играют наиболее значимую роль в жизни человека? 5. Какова природа ценностей? 6. Каковы основные принципы классификации ценностей? Вопросы для обсуждения в рамках семинарского занятия: 1. Какое из определений (утверждений) является верным? Обоснуйте Ваш выбор. 1.1 Выберите верное определение. а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств. б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей. в) Личность — это продукт общественных отношений. г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества. 1.2 Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности: а) Личность — это социальное существо. б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции. д) Понятие «личность» тождественно понятию «я». 1.3. В каком определении понятия «ценность» наиболее полно описываются сущностные качества области действительности, обозначаемой через это понятие? а) Ценности мы рассматриваем как предметы, явления или их свойства, имеющие положительную значимость для личности, т.е. удовлетворяющие потребности личности, являющиеся для неё благом, вызывающие положительные эмоции б) Ценность – это то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни в) Ценность – это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом, суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. г) Ценности выступают как формы общественного сознания д) Ценности – мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к форме отношений, которая предстаёт для него (для них) как значимая, как необходимая. Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращения возникающих при этом противоречий. 1.4. Как характеризуется развитие ценностного мира человек? а) как закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей; б) повышением степени универсальности вновь возникаемых личностных ценностей как средств разрешения противоречий; в) улучшением ценностей; г) повышением степени общезначимости вновь возникаемых личностных ценностей. д) последовательным возникновением основных типов систем ценностей. 2. Вопросы на рассуждение 2.1 Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия? а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель). б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин). в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден). 2.2 Проведите анализ следующих высказываний о свободе: а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс). б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр). в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм). г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза). 2.3. Р.Б. Перри писал о том, что ценностью является «Любой предмет любого интереса». Согласны ли Вы с этим высказыванием? 3. Прочитайте утверждения и ответьте на вопросы. 3.1 Прочитайте два утверждения и дайте развернутые ответы на вопросы, написанные ниже. – «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс). – Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). А) Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Б) Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? В) Какую роль играет сознание в процессе труда? Г) Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом? 3.2 В книге «Бытие и ничто» французский философ Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос» (Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме). а) Что объединяет Сартра и Шредингера? б) Как ответить на поставленные Шредингером вопросы с философских позиций? 3.3. Прочитайте следующие слова Леонтьева Д.А.: «Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности» а) Как вы понимаете слова Леонтьева Д.А. о месте иерархии ценностей в структуре личности? б) Согласны ли вы с тем значением, которое Леонтьев Д.А. придает иерархии ценностей? |