Главная страница
Навигация по странице:

  • Объясните, как соотносились вера и знание в средневековой философско-психологической мысли Европы. Какое в связи с этим предлагалось понимание души в христианском вероучении и схоластике

  • Кратко представьте основные достижения Фомы Аквинского, его интерпретации души. Выпишите основные характерные особенности души, приводимые для ее понимания этим мыслителем.

  • Опишите, что предлагает понимать Сигер Брабантский под понятием «душа» Существуют ли отличия в его взглядах и взглядах Фомы Аквинского

  • Представьте основные достижения психологической мысли эпохи Возрождения на примере взглядов Николая Кузанского.

  • Объясните, в чем выражается и чем объясняется «прорыв» психологической мысли у Рене Декарта

  • Охарактеризуйте смысл достижений в области психологической мысли Б. Спинозы.

  • В чем заключался смысл «умственного эксперимента» («теория статуи») у Э. Кондильяка

  • История психологии. История психологии № 1. Кратко опишите особенности развития психологической мысли в период Средневековья


    Скачать 22.58 Kb.
    НазваниеКратко опишите особенности развития психологической мысли в период Средневековья
    АнкорИстория психологии
    Дата19.03.2022
    Размер22.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии № 1.docx
    ТипДокументы
    #403855

    1. Кратко опишите особенности развития психологической мысли в период Средневековья.

    В период Средневековья продолжалось развитие психологической мысли, активно шел процесс переосмысления и творческого развития идей предшественников, формировались ростки нового психологического знания. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания. В науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.

    1. Объясните, как соотносились вера и знание в средневековой философско-психологической мысли Европы. Какое в связи с этим предлагалось понимание души в христианском вероучении и схоластике?

    Особенно остро в средневековой философии стояла проблема соотношения веры и разума. Главной задачей средневековой гносеологии является познание Бога. Философия Средних веков ставит перед собой важнейшие вопросы: "Возможно ли познание Создателя с помощью человеческого разума?", "Достижимо ли познание с помощью веры?"

    Вера и разум в Средневековье могут определяться несколькими типами взаимоотношения:

    1. разум отрицается верой;

    2. разум освящается верой;

    3. разум обосновывает веру;

    4. разум и вера растворены в мистическом опыте.

    В целом, средневековая философия придерживается следующих положений в вопросе соотношения веры и разума:

    1. вера, в целом, ставится выше разума;

    2. Бог не познаваем средствами разума;

    3. вера, сама по себе, не нуждается в знании, так как она - есть откровение;

    4. характерно единство веры и знания (особенно в раннем Средневековье);

    5. начиная с XIII века, существует убеждение о возможности одновременного сосуществования знания и веры, поскольку у них разные источники: знание замыкается на разум, вера - на откровение;

    6. познание Бога и мира, как творения Создателя, возможно только посредством веры;

    7. вера - отправная точка философии, разум же только растолковывает откровения веры (Аквинский).

    Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины". Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование ис­тины знания и истины веры при нео­споримом примате веры. В этой связи с точки зрения содержания схоластика представляет собой интеллектуальное движение в сфере, которую можно обозначить как классический теизм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлежность схоластики обусловливает и характерную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением.

    Концепция союза знания и веры получила наибольшее распространение. Однако эта концепция оказалась внутренне противоречивой и трудно выполнимой практически. Чтобы избежать обвинений в неразумности религиозных догматов, схоластика вынуждена была постепенно отказываться от опоры на разум и переходить к обоснованию их «сверхразумной» природы.

    В этом плане историю схоластики можно рассматривать как историю постепенного размежевания знания и веры. И проводят это размежевание сами схоласты. Альберт Великий признал невозможность рационального доказательства догматов о единстве и троичности Бога, о воплощении и воскресении. Ф. Аквинский добавил к ним догматы о творении во времени, о первородном грехе, о таинстве и чистилище, о страшном суде и воздаянии, Дунс Скот признавал догмат о «творении из ничего»; и, наконец, У.Оккам признал невозможность рационального доказательства бытия Бога и единства его природы. Вследствие всего этого союз разума и веры не состоялся.

    1. Кратко представьте основные достижения Фомы Аквинского, его интерпретации души. Выпишите основные характерные особенности души, приводимые для ее понимания этим мыслителем.

    Труды Фомы Аквинского включают:

    два обширных трактата в жанре суммы , охватывающих широкий спектр тем, - «Сумма теологии » и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)

    дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)

    комментарии на:

    несколько книг Библии

    12 трактатов Аристотеля

    «Сентенции» Петра Ломбардского

    трактаты Боэция ,

    трактаты Псевдо-Дионисия

    анонимную «Книгу о причинах»

    ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы

    несколько трактатов об алхимии

    стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика»

    «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

    Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила.

    Индивидуальность человека - личностное единство души и тела. Душа - животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна; она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость - становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна.

    Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

    Душа всегда носит уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Личность, по мнению Фомы Аквинского, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.

    1. Опишите, что предлагает понимать Сигер Брабантский под понятием «душа»? Существуют ли отличия в его взглядах и взглядах Фомы Аквинского?


    Что мы должны понимать под словом «душа»?

    Относительно этого следует знать, что под словом «душа» мы должны понимать то, благодаря чему живет одушевленное тело. Жить для одушевленного тела — значит питаться, расти, рождать, чувствовать, видеть и слышать, желать, мыслить, перемещаться самостоятельно, а не под влиянием чего-то внешнего. Поэтому мы называем живым и одушевленным каждое тело, которому свойственно любое из перечисленных действий, и душа есть начало и причина названных действий в одушевленных телах.

    Сигер полагает, что разумная душа соединена с телом настолько, что необходимо вызывает чувственные образы, более того, он полагает невозможным отделять знание вещей от чувственных форм, сохраненных воображением. Разумная душа обладает вечностью, как и мир. Бог не свободен относительно мира, поскольку в нем действуют Им же данные законы, в частности законы небесных тел, и все происходящее в мире подчинено их власти.

    Рассуждение же Фомы таково: мышление совершается в соответствии с разумом. Но мышление приписывается не разуму, а самому человеку. Этого не было бы, если бы разумная душа имела бытие, отделенное от материи и тела. Поэтому и Философ во II книге

    «О душе» говорит, что так как душа есть то, благодаря чему мы мыслим, то она есть акт и осуществление тела.

    1. Представьте основные достижения психологической мысли эпохи Возрождения на примере взглядов Николая Кузанского.

    Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую Кузанец сыграл в истории диалектики. Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию. Именно понимание бога как «свернутого» и мира как «развернутого» максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы. Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно. Велика заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим. Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что «познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту», каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей. Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем культуры.

    Философские идеи развиты Николаем Кузанским в сравнительно небольшом количестве произведений. К главным философским сочинениям Кузанского относят трактат "Об ученом незнании" (1440), примыкающий к нему одновременно написанный логико-философский трактат "О предположениях", теологические трактаты "О сокрытом боге", "О поисках бога", "О сыновности бога", "О подателе света", относящиеся к 1442-1445 годам; "О творении" (1447) и содержащие дальнейшее развитие его философской системы "Апология ученого незнания" (1449), диалоги с участием "Простеца"; "О мудрости", "Об уме", "Об опыте со взвешиванием", относящиеся к 1450 году, "О видении бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии-возможности" (1460), "О неином" (1462), "Об охоте за мудростью" (1463), "О вершине созерцания" (1464).

    1. Объясните, в чем выражается и чем объясняется «прорыв» психологической мысли у Рене Декарта

    Декарт Рене (фр. René Descartes, 1596-1650) — фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую науку о явлениях сознания. Используя метод «универсального сомнения» и отвергая все то, в чем мы можем хоть раз усомниться, как «точку отсчета» для построения философии нового типа, Декарт пришел к выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его собственного мышления (под «мышлением» Декарт понимает любую осознаваемую субъектом психическую деятельность): «Я мыслю, следовательно, существую». Все остальное мы воспринимаем через «призму» нашего сознания. Тем самым, Декарт стал родоначальником рационализма в новой философии и интроспективной психологии.

    Декарт Рене впервые в истории психологии дал критерий отличия психических процессов от непсихических (осознаваемость), что было шагом вперед по сравнению с анализом древними философами различных «функций души» (под которыми понимались и сугубо физиологические процессы питания, дыхания и т.п.), но одновременно сузил все психические процессы до осознаваемых и на этом основании отрицал наличие души у животных, рассматривая их как «рефлекторные автоматы». Вместе с тем разработанное им понятие рефлекса сыграло чрезвычайную роль в последующем материалистическом истолковании поведения живых организмов.

    1. Охарактеризуйте смысл достижений в области психологической мысли Б. Спинозы.

    Б. Спиноза имеет труд «Этика». Он разработал монистическое учение – есть одна субстанция – она в самой себе содержит необходимость существования. Она не сотворена, существует в силу самой себя. Различает сущность и существование. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – есть оно или нет. Природа не нуждается в первоначальной причине. Порядок и связь идей те же что и порядок, и связь вещей. Протяженность и мышление – неотделимы. Мышление – функция действия тела в мире вещей. Единство материи и мышления мыслится вечным.

    Различал 4 способа познания:

    -понаслышке (продукт – абстрактные, неполные понятия отдельных вещей);

    -от беспорядочного жизненного опыта (разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей);

    -заключение от общего к частному (интуитивное познание);

    -по следствию – причине.

    Аффекты – естественные проявления природы.

    3 вида аффектов:

    -желание

    -удовольствие

    -неудовлетворенность

    Аффекты вводят человека в зависимость от вещей – рабство. Высшее удовлетворение – блаженство, интеллектуальная любовь к миру.

    1. В чем заключался смысл «умственного эксперимента» («теория статуи») у Э. Кондильяка?

    Эксперимент со статуей, считает Кондильяк, доказывает «неврождённость» способностей: они приобретаются при помощи чувств, и их развитие определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Статуя есть «не что иное, как то, что она приобрела. Почему бы не сказать того же самого и о человеке?»

    Кондильяк отмечает: «...идеи, как и ощущения, представляют собой состояния души. Они существуют постольку, поскольку модифицируют ее; они перестают существовать, как только перестают ее модифицировать. Искать в душе идеи, о которых я совсем не думаю, значит, искать их там, где их никогда не было». Эти мысли Кондильяка перекликаются с современными спорами о природе психического в связи с проблемой идеального и близки той точке зрения, согласно которой психическое отражение есть идеальное явление объектов субъекту и только в этом явлении существует.

    Кондильяк замечает, что многое из того, что происходит в нас, ускользает от самонаблюдения. Вообще «мы представляем себе искаженно то, что происходит в нас». Поэтому необходимо известное искусство, чтобы «...распознать все то, что в нас имеется».


    написать администратору сайта