Главная страница
Навигация по странице:

  • Средневековье

  • Под властью Византии (V-VII

  • Таврика в

  • Библиография

  • Урыс. КвРСмой. Крым в раннем средневековье


    Скачать 35.35 Kb.
    НазваниеКрым в раннем средневековье
    Дата28.04.2022
    Размер35.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКвРСмой.docx
    ТипРеферат
    #502307

    Государственное автономное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Ялтинский медицинский колледж»

    Реферат

    на тему:

    «Крым в раннем средневековье»
    Выполнили:

    студенты группы 2ФК

    Бобков Алексей

    Макарян Сабина

    Подставочкина Дана

    Потапова Ульяна
    Проверил:

    Мамыкин А. П.

    Ялта

    2022

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………………………………3

    3.Средневековье………………………………………………………………………………………....22

    3.1.Раннесредневековая Таврика (IV-VII вв.)……………………………………………….…22

    3.1.1.Вторжение готов и гуннов………………………………………………………………...22

    3.1.2.Под властью Византии (V-VII вв.)……………………………………………………23

    3.2. Таврика в VIII-IX вв………………………………………………………………………....25

    Введение

    Первые следы человеческого обитания на территории со­временной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобожденными от ходьбы руками. К середине последнего ледникового периода (около 40 тыс. лет до н. э.) он оконча­тельно превратился в кроманьонца, от которого происходит современный человек. Кроманьонец – сравнительно высокое прямоходящее существо, обладающее значительными умственными способностями. Охотники и со­биратели плодов, кроманьонцы приспосабливались к холодно­му суровому климату, преодолевали все трудности выживания и добывания пищи при помощи невиданных технических изо­бретений (кремневое оружие и резец, рыболовные крючки, гарпуны, жилище из звериных костей и шкур).

    Примерно за 10 тыс. лет до нашей эры послед­ний ледник отступил на север, оставив после себя тот ланд­шафт, который мы видим в Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. Во всяком случае в период неолита (в Украине он продолжался от 6 до 2 тыс. лет до н. э.) человечество претерпело более глубокие перемены, чем за все предыдущие 2-3 млн. лет своего предположитель­ного существования. Вопреки своему названию неолит, т. е. «новый каменный век», имел мало общего с камнем. «Революционное» значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли наконец к самостоятельному ее производству.

    Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада – междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появ­ляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

    Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины – так называемая три­польская. Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500-2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600-700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженный угол с глинобитной печью, Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто-черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разно­образными ритуалами и верованьями в сверхъестественные силы.

    Рядом с этим уживались и вполне практические вещи. Пер­вое в Украине механическое устройство – сверло для проделывания отверстий в камне и дереве – появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие стало более надежным способом существования, чем охота. Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: речь идет об использовании первого из металлов – меди.

    Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставля­ла людей уходить на новые, необжитые. Одни продвигались в глубь степей. Другие, жившие в долине Днепра, шли на север, в дремучее Полесье и дальше. К 2000 г. до н. э. трипольцы как единый исторический народ более не существовали. Оче­видно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воин­ственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.


    Средневековье

    Раннесредневековая Таврика (IV-VII вв.)

    Вторжение готов и гуннов

    Социально-экономическое и политическое развитие Таврики в эпоху раннего средневековья (IV-VII вв.) отличалось своей неравномерностью. В восточных районах края происходят глубокие преобразования, связанные, прежде всего, с вторжением и расселением здесь различных «варварских» племен и народов. Более стабильно развива­ется западная часть полуострова, где еще сохраняются позднеантичные традиции.

    Резкому изменению социально-экономического и политического развития Таврики положило начало втор­жение готов и гуннов.

    В конце III – начале IV века начинается интенсивное переселение племен и народов в Европе, которое продол­жалось несколько столетий, известное под названием «Великое переселение народов». Оно привело к значитель­ным изменениям в судьбах народов. Эти события коснулись и нашего полуострова, народов, населявших его, круто изменив их судьбу.

    В Таврику вторгаются германские племена готов. Прародиной готов был Скандинавский полуостров. По мере укрепления готы начинают расселяться, и на рубеже нашей эры они уже оказываются на противоположном берегу Балтики. Затем готы устремляются к югу, и в III веке они достигают Северного Причерноморья, вторгаются в Крым. Им удается одержать победу над скифами, а затем и над Боспорским царством. Захватив боспорский флот, готы совершают морские походы вплоть до Среди­земного моря. Впоследствии готы оседают в Крыму. Очень сложными являются вопросы о количестве готов и их месте расселения на полуострове. Очевидно, они осели в юго-западной части и на южном побережье. У многих авторов этот район именуется Готией.

    Тяжелым испытанием для народов Таврики было вторжение во второй половине IV в. на полуостров гуннов. Это были центрально-азиатские племена. В III-II вв. до. н. э.племена гуннов (по китайским источникам – «хунну») стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии.

    Создав крупные военизированные объединения, эти племена начинают свое продвижение в приволжские и донецкие степи. В своем продвижении эти племена, покоряя народы, часть из них включали в свое войско. Так, в частности, в свое войско они включили воинственные аланские племена. Это еще больше усилило гуннов. Им удается в IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым.

    Судя по источникам, гуннские полчища производили страшное впечатление. Даже внешне они отличались от уже знакомых европейцам тюркских народов. Эти завоеватели наводили ужас и своей жестокостью. По уровню своего развития они были значительно ниже тех народов, которые проживали в то время в Таврике.

    Основу хозяйства гуннов составляло кочевое скотоводство. Большим подспорьем для них была охота. У гуннов в этот период происходит имущественная дифференциация, появляются зажиточные и знатные люди.

    Не покорив горный Крым, гунны продолжили в 450 г. свое движение в Европу. Их отряды под предводительством Аттилы опустошили Центральную Европу. Но в 453 г., после смерти Аттилы, казавшийся несокрушимым, союз гуннов распадается. Значительная часть этих племен возвращается в Крым и причерноморские степи. Это возвращение гуннов было губительно для народов Таврики. Окончательно разгромлено Боспорское царство, погибло и государство поздних скифов.

    Оставшиеся в живых жители степного и предгорного Крыма спасались в горных районах полуострова.

    Нанеся огромный урон краю, гунны не смогли укре­питься в Таврике. Их племенные объединения оказались непрочными. Вскоре большая их часть покинула Крым.

    Под властью Византии (V-VII вв.)

    Крупное государство античной эпохи, занимавшее значительное пространство на Керченском и Таманском полуостровах, – Боспорское царство – не сумело справиться с нашествием гуннов и фактически перестало существовать. Экономика, торговля, ремесла и культура приходят в полный упадок. Города и поселения были в значительной степени разрушены и на целое столетие обезлюдели. И только позднее жизнь в этом районе посте­пенно начинает возрождаться, вернулась часть уцелевшего местного населения, оседают «пришельцы» – прежде всего сарматы.

    Конец гуннскому господству приходит в начале VI в., когда при императоре Юстиниане I Боспор переходит под власть Византии. Но полностью вытеснить гуннов из этого района византийцы не смогли. Кроме того, византийские императоры, оценив раскладку сил на полуострове, решили использовать некогда грозных, а теперь значительно ослабленных гуннов в своих целях. Эту силу византийцы пытались привлечь на свою сторону, используя гуннов в качестве наемного войска. Для упрочения своего влияния Византия создала ряд укрепленных районов в которых разместила свои гарнизоны.

    Нашествие варваров не имело для Херсонеса таких катастрофических последствий, какие испытало Боспор­ское царство. Херсонес оказался в стороне от движения варваров и от их основного удара. В то же время на развитии города не могли не сказаться результаты втор­жения «пришельцев», Херсонес оказался во враждебном окружении. Чрезвычайно тяжелое положение изменилось после того, как Византия начинает свое проникновение на полуостров и сразу же оценила значение Херсонеса. Он был стратегически важным плацдармом в Черноморском бассейне и посредником в морской и сухопутной торговле с варварскими племенами северопричерноморских степей.

    Постепенно власть Византии над Херсонесом укрепля­ется, здесь размещается византийский гарнизон. Отношение Херсонеса к империи в этот период носило противоречивый характер. Город был заинтересован в тес­ной экономической связи с Византией, большое значение имела военно-строительная деятельность византийской администрации города, которая защищала его от мно­гочисленных врагов. Немаловажное значение имели и этническое родство, и единство языка, и культурная общность. Поэтому, несмотря на то, что Херсонес стремился к большей самостоятельности, вместе с тем, конечно, он не был заинтересован в разрыве с Византией. Зависимость Херсонеса выражалась в том, что уже в конце V в. здесь находился византийский гарнизон, который содержался на местные средства; существовал викарат – ­учреждение, собиравшее с населения подати и торговые пошлины; византийская администрация объединяла военную и гражданскую власть. В конце V в. в городе началось большое крепостное строительство, указывающее на зна­чение города в качестве византийского форпоста в Север­ном Причерноморье. Особенно обширное строительство крепостных стен велось в VI в., при императоре Юстиниане  I; именно в это время была, вероятно, сооружена мощная береговая линия стен, усилены и надстроены остальные оборонительные сооружения в соответствии с визан­тийской стеностроительной практикой того времени.

    Херсонес становится центром относительно большого района оседлого земледельческого населения, занимавшего юго-западное нагорье Таврики. Город становится также и большим торговым центром. Здесь происходит обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия, как местные, так и привозные сельскохозяйственные орудия, украшения, гончарные изделия. В этот период резко возрастает потребность Херсонеса в продовольствии – увеличивается население города, появляется византийский гарнизон и огромная армия строителей. Кроме того, часть продуктов вывозится в Византию.

    Все это приводит к экономическому подъему, который особенно проявляется в VI в., город начинает вновь чеканить свою монету. Подъему экономики способствовала и общая благоприятная обстановка – определенное затишье, наступившее в VI в. в Северном и Южном Причерноморье.

    Византийские правители сооружали крепости и на подступах к Херсонесу. Кроме того, по словам Прокопия, Юстиниан I построил два укрепления на южном берегу – Алустон (нынешняя Алушта) и в Горзувитах (нынешний Гурзуф). Оба города были крупными поселениями, преимущественно аланскими. В том, что Горзувиты по своему этническому составу были не греческим городом, убеждает их обширный могильник Суук-су. Горзувиты и Алустон приобрели значение стратегически важных византийских крепостей так же, как и Мангуп и Эски-Кермен. Эти крепости были призваны не только защищать византийские владения степняков, но и осуществлять цели внутренней византийской политики в Таврике – закреплять зависимость населения этого края от Византии и подавлять возможное его сопротивление.

    Той же политической цели служили усиленная пропа­ганда и насаждение христианства среди населения Таврики. Уже в начале IV в. была основана Херсонская епархия, еще раньше христианство стало проникать на Боспор; в IV в. там уже существовала христианская община.

    Но христианство принимала прежде всего социальная верхушка общества. Именно к этому кругу принадлежали Сваг и Фаиспарта, богатая христианская усыпальница которых, сооруженная в 491 г., открыта в Керчи. Зажиточ­ным гражданам принадлежал и богатый некрополь IV в. в Херсонесе. Основная же масса населения еще долгое время продолжала оставаться языческой.

    В V и особенно в VI веке пропаганда христианства в Таврике резко усилилась и приобрела для Византии зна­чение важнейшей государственной задачи. Насаждение христианства требовало массового строительства храмов, крещален, на что византийские правители, как видно, не скупились. Вместительные храмы в форме базилик (удлиненных трехчастных зал) строились в огромном для того времени количестве: некоторые из них были отделаны мрамором и мозаикой. Храмы-базилики возводились во всех крупных поселениях края; они открыты раскопками на Мангупе, Эски-Кермене, в Партените (на южном бере­гу), в районе Боспора (в Тиритаке). Но больше всего храмов строили в Херсонесе – тогдашней «столице» Таврики.

    Настойчивое насаждение христианства, конечно, не могло быть безуспешным. Но чем дальше от Херсонеса, тем слабее ощущалось культурное влияние Византии. Различная степень этого влияния в различных районах края и разобщенность многих из них вели к неоднородности культуры раннесредневековой Таврики и к ясно ощущаемым контрастам.

    Таврика в VIII-IX вв.

    С середины VI в. Византия переживала экономический и политический кризис, что сразу же сказалось и на ее владениях в Таврике.

    Об упадке Хepcoнeca свидетельствуют резкое сокращение торговли, переход к натурализации хозяйства, прекращение выпуска собственной монеты. Еще более ухудшило положение города вторжение хазар, приведшее к нарушению экономических и торговых связей с соседними народами.

    Об упадке в экономике свидетельствует резкое сокращение рыболовства. Крупные рыбозасолочные цистерны исчезают, уступив место мелким домашним рыбохранилищам. В связи с упадком этого промысла и морской торговли та же участь постигает и кораблестроение, играв­шее заметную роль в экономике города. Резко со­кратились масштабы городского ремесла, в частности, производства орудий труда, находивших сбыт в юго-запад­ной и степной Таврике. Это привело к тяжелому положению ремесленников, основной части населения города. Былое значение города как ремесленного, торгового и культурного центра на целые столетия было утрачено.

    Очевидно, ослабевает влияние империи на Херсонес. В VII, начале VIII в. здесь существует местное самоуправ­ление во главе с протевоном (первенствующим). Чтобы упрочить свои пошатнувшиеся позиции в Херсонесе, Византия при Юстиниане II посылает сюда несколько карательных экспедиций. Но они. не смогли достичь цели, местное население восстало, призвало на помощь хазар и провозгласило новым императором Вардана Филиппика, который был сослан в Херсонес.

    После этих событий византийские императоры долго не трогали привилегии Херсонеса, полученные им от Вардана Филиппика.

    Во второй половине IX в. в Херсонесе возобновляется чеканка собственной монеты. И хотя эта монета была медной, разменной и предназначалась для розничной тор­говли на внутреннем и ближайших к городу рынках, сам факт ее чеканки говорит о том, что Херсонес вновь приобрел видное торгово-ремесленное значение среди других раннесредневековых городов юго-западного Крыма. О росте торговли, как внутренней, так и внешней, свидетельствуют остатки торговых рядов IX–X вв. на его главной улице.

    Роль черноморской торговли и причерноморских сухопутных дорог в VIII в. начала возрастать, так как арабы закрыли водный путь через Красное море, связывавший ранее Византию с восточными рынками. В связи с этим возрастает и роль Херсонеса, где Византия стремится упрочить свое влияние.

    Если раньше в городе постоянно находились только представители императорской власти в лице трибунов и коммеркиариев, то теперь в нем учреждается стратегия – нечто вроде генерал-губернаторства. А неопределенных размеров зона, экономически и политически тянувшаяся к городу, превратилась в фему – своего рода военно-административный округ. Это в конце концов привело к тому, что вскоре византийские стратеги Херсонесской фемы свели на нет роль городского самоуправления. Не­смотря на то, что титул протевонов (первенствующих) сохранялся в Херсонесе еще долго, все административное управление городом было, по-видимому, полностью подчинено стратегам.

    Со второй половины IX в. благосостояние Херсонеса заметно возросло. Это видно не только по расширению и упрочению его торговых и политических связей, но и по развитию ремесел и искусства, по размаху строительных работ и укреплению обороны города.

    В конце Х в. Херсонес представлял собою торгово­-аристократическую республику. Вокруг него нет заметных следов крупного землевладения. Ремесла и особенно посредническая торговля были как и прежде основой экономики города.

    Значительную роль в торговле города играл сбыт соленой и вяленой рыбы, ловлей которой издавна занимались рыбаки.

    Не менее важной доходной статьей для Херсонеса была и перепродажа продуктов животноводства. Купцы города покупали их в степных областях и вывозили в Малую Азию. Поставщиками этих продуктов являлись сначала печенеги, а позднее половцы.

    Что касается ремесел, то они стали играть, по-видимому, второстепенную роль по сравнению с торговлей. Нет никаких данных того времени об интенсивности сбыта Херсонесом своих ремесленных изделий. Исключение составляли только сельскохозяйственные орудия и, может быть, такие строитель­ные материалы, как черепица и кирпич, а также торговая тара – амфоры. Однако распространение амфор за пределами города было связано скорее всего с продажей товаров в них, а не сбытом их самих как товара. Археологическими раскопками в ряде других мест Крыма открыты гончарные и керамические мастерские. Следовательно, это производство было развито не только в Херсонесе, и поэтому вряд ли городу принадлежала исключительная роль в снабжении поселений Крыма ремес­ленными изделиями. Зато в торговле привозными изделиями художественных ремесел, предметами роскоши и другими товарами, не производившимися в Крыму, он, видимо, занимал первое место.

    Заключение

    Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Таврике глубоко отразилась на жизни и культуре поколений последующих времен.

    Чисто эллинские, сначала чуждые для окружающей среды античные города и поселения Таврики в ходе своего дальнейшего развития стали составной органической частью всех населяющих полуостров народов. Постоянное взаимодействие между окружающими племенами и античными городами обусловило создание своеобразного варианта античной культуры.

    В результате взаимного проникновения этих миров создались предпосылки для возникновения государств со смешанным населением, состоящими из греков и народов, населяющих Таврику в этот период.

    Прогрессивная роль античных городов Таврики состо­яла прежде всего в том, что они оказали влияние на ускорение социально-экономического культурного и политического развития местных племен. В результате тесных контактов с античными городами племен Таврики они были втянуты в постоянные взаимоотношения с самой передовой для того времени античной культурой. Античные традиции вошли составной частью в культуру местных племен. Этот процесс коснулся по существу всех племен, населявших Таврику.


    Библиография

    1. Артомонов М. Киммерийцы и скифы. – Ленинград, 1974.

    2. Дюличев В. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 1996.

    3. Возгрин В. Исторические судьбы крымских татар. – Москва, 1992.

    4. Коваленко В., Алтабаева Е. На черноморском перекрестке. – Симферополь, 1997.

    5. Ольховский В., Храпунов И. Крымская Скифия. – Симферополь, 1990.

    6. Субтельный О. Украина: история. – Киев, 1994.

    7. Российское военно-историческое общество, История Крыма. – Москва, 2015.


    написать администратору сайта