Главная страница
Навигация по странице:

  • Формально-логический критерий .

  • Аксиологический критерий

  • Критерии истины

  • общественно-историческая практика

  • Абсолютная истина

  • Относительная истина

  • философия. Критерием истинности знания является практика


    Скачать 22.1 Kb.
    НазваниеКритерием истинности знания является практика
    Дата25.05.2022
    Размер22.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #548259


    30. Критерии истинности знаний.

    Наиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей. Если использование знания в практической деятельности людей дает ожидаемые результаты, значит, наше знание правильно отражает действительность. Практика как критерий истины рассматривается не как единичный опыт, не как единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом развитии.

    Однако этот критерий не универсален, например, он не работает в тех отраслях знания, которые далеко отстоят от действительности (математика, неклассическая физика). Тогда предлагаются другие критерии истинности:

    · Формально-логический критерий. Он применим к аксиоматически-дедуктивным теориям, предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости (это основное требование), полноты и взаимозависимости аксиом. Когда нет возможности опираться на практику, выявляется логическая последовательность мысли, ее строгое следование законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

    · Принцип простоты, иногда его называют «бритвой Оккама» - не умножать число сущностей без надобности. Основное требование этого принципа – для объяснения исследуемых объектов надо вводить минимальное число исходных постулатов (принимаемых без доказательства положений).

    · Аксиологический критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.

    Но наиболее важным критерием истины является все же практика, опыт. Практика лежит в основе логического, аксиологического и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности знания ни существовали в науке, все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

    Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
    1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
    2. Простота и ясность (Р. Декарт);
    3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
    4. Полезность и экономность;
    5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
    6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
    Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.

    29. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная  истины. 

    Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.

    Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).

    Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Мы уже в свое время обозначили это положение как один из основополагающих принципов диалектики. Теперь, однако, пришло время внимательно и подробно рассмотреть все главные стороны гносеологического содержания этого известного, но, к сожалению, не всегда правильно понимаемого выражения.

    Абстрактное и конкретное — это такие же формы движения мысли, как субъективное и объективное, чувственное и рациональное, содержательное и формальное, эмпирическое и теоретическое, историческое и логическое. Предлагаемая в нашей работе последовательность рассмотрения всех этих форм (см.: таблица №3) не случайна: диалектика абстрактного и конкретного завершает этот ряд, как бы впитывая в себя все предыдущие формы, которые, если внимательно присмотреться к ним, суть лишь определенные моменты движения от незнания к знанию, от абстрактного знания к знанию конкретному. Рассмотрим же вновь, как бы «пятясь назад», в самых общих чертах эти диалектические моменты движения к истине.

    28. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. 

    Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях.

    Знания приобретаются человеком в процессе получения образования — в специализированных учреждениях или самостоятельно. Они практически не имеют рамок. Человек по желанию может овладевать любыми интересующими его знаниями, передавать их другим людям.

    Данное свойство — передаваемость — относится к важнейшим характеристикам знаний. Тот факт, что один человек способен передавать их другому, свидетельствует об их универсальности, приспособленности к пониманию не одним, а многими людьми, владеющими разными языками и представляющими разные культуры.

    Знание — ресурс, который может фиксироваться в письменных, мультимедийных источниках или передаваться от одних людей к другим в устной форме. Знания обычно эволюционируют, дополняясь новыми фактами, инструментами их исследования, а также использования на практике.
    Процесс освоения человеком знаний именуется познанием. Изучим его особенности.
    Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний. Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.

    Поскольку знание, как мы отметили выше, практически не имеет границ, познание также можно охарактеризовать как процесс, осуществляемый вне каких-либо рамок. Человек может познавать те или иные вещи постоянно.

    Особенность познания — в индивидуальном восприятии личностью различной информации. То, каким образом один ученик познает предмет, может существенно отличаться от способов освоения информации другим учащимся. В этом смысле способы познания, в отличие от знаний, во многих случаях с трудом передаются от одного человека к другому. То есть при одинаковости предполагаемого результата — приобретения учащимся определенного объема знаний — процесс достижения данного результата в рамках познания может быть разным.

    Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.

    Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, но не как природное, а как социальное существо, поскольку именно общество сформировало его как личность, поставило перед ним познавательные цели и задачи, наделило его техническими возможностями для их решения. Субъектом познания может быть коллектив (например, работники НИИ), но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом, поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми и коллективами, и передает их последующим поколениям – субъектам познавательного процесса будущего.

    Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является окружающий человека мир, но в действительности объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения.

    Иначе говоря, в зависимости от уровня развития общества и общественно-исторической практики объектами познания в различные эпохи становятся те или иные предметы и явления. (Элементарные частицы, к примеру, существовали всегда, но объектами изучения стали только в ХХ веке). Причем предметами познания могут быть не только материальные, но и идеальные объекты (мысленные модели и теоретические понятия, созданные человеком для изучения реальных явлений) Результаты познания – идеи, научные теории, научные факты и т.п. также могут сталь объектами познания.

    27. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.

    Человеческая экзистенция - это бытие в мире, которая непостоянно, временно и изменчиво. Саму человеческую жизнь философ рассматривает как отношение бытия к смерти, поскольку с самого первого дня человеческое существование сразу устремляется к смерти. Облик человеческому существованию придает мысль, выраженную через язык, слово. Следовательно, язык Хайдеггер рассматривал, как дом бытия.

    Таким образом, как мы видим, основной категорией в философии Хайдеггера также является понятие экзистенция. Однако Хайдеггер, пытаясь разрешить вопрос человеческого существования, не приходит к понятию Бога и не решает этот вопрос в рамках теологии. Главной проблемой человеческого существования Хайдеггер считал обретения своего места в мире. Хайдеггер считал, что смысл обретается через язык, содержанием которого является слово.

    Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. По-другому просто бы не получилось.

    2. https://spravochnick.ru/psihologiya/fenomenologiya_primery_ispolzovaniya/

    26.Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии.

    https://help-stud.ru/ref_substancia_bitie.php

    25. Бытие, сущее и существующее: критический анализ.

    24. Позитивизм и его исторические формы.

    https://nauka.club/filosofiya/pozitivizm.html

    23. З.Фрейд и возникновение психоанализа.

    https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoanaliz_zigmunda_freyda/

    22. Научная революция начала ХХ века и философия науки.

    https://spravochnick.ru/filosofiya/nauchnaya_revolyuciya_nachala_xx_veka_i_empiriokriticizm/#nauchnaya-revolyuciya-nachala-hh-veka

    21. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности.

    https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6816#:

    :text=Традиционно%20основными%20направлениями%20неклассической%20философии,экзистенциализм%2C%20персонализм%2C%20прагматизм%2C%20психоанализ%2C%20герменевтику

    20. Идея «усредненной понятливости» категории бытия в философии М. Хайдеггера и проблема «герменевтического круга». «Essentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man».


    написать администратору сайта