Главная страница
Навигация по странице:

  • Новейшая метафизика

  • Кант. Критическая философия И. Канта и егопроект "Новой метафизики"Деятельность Канта


    Скачать 38.95 Kb.
    НазваниеКритическая философия И. Канта и егопроект "Новой метафизики"Деятельность Канта
    Дата14.05.2023
    Размер38.95 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКант.pdf
    ТипДокументы
    #1130255

    Критическая философия И. Канта и его
    проект "Новой метафизики"
    Деятельность Канта
    Замечание 1
    Иммануил Кант – это основатель немецкой классической философии. Теоретическая деятельности Канта подразделяется на два периода: докритический и критический.
    В докритическом периоде Кант преимущественно исследовал вопросы космологической проблематики, то есть происхождение и развитие Вселенной. Кант обосновывал идею о самообразовании Вселенной. Кант давал обоснование возникновения Солнечной системы,
    базируясь на законах Ньютона. В соответствии со взглядами Канта, Космос не неизменен и внеисторичен, а пребывает в непрерывном движении и развитии. Позже космологические взгляды Канта были развиты Лапласом и в истории известны как теории Канта-Лапласа.
    Второй, очень важный период деятельности Канта, - это переход от онтологической и космологической проблематики к вопросу гносеологического и этического порядка. Данный период носит название критического, так как именно в это время вышли в свет две важные работы Канта: «Критика чистого разума», где он критиковал познавательные способности людей, а также «Критика практического разума», где он подробно рассматривал природу человеческой нравственности.
    В «Критике чистого разума» Кант давал классификацию самого знания в качестве результата познавательной деятельности, выделив три понятия, которые полостью характеризуют знание:
    апостериорное знание;
    априорное знание;
    вещь в себе.
    Определение 1
    Апостериорное знание – это такое знание, которое человек получает в результате опыта.
    Данный тип знания может быть только предположительным, но не достоверным, так как любое утверждение, взятой из данного типа знания, должно быть проверено на практике, и не всегда оно будет истинным. Например, человек из опыта может знать, что все металлы плавятся, но теоретически он может встретить металлы, не подверженные плавлению
    Априорное знание – это знание доопытное, то есть существующее в разуме изначально и не требующее какого-то опытного доказательства. Например, человеческая жизнь протекает во времени или все тела имеют массу. Каждое из этих утверждений очевидно и совершенно достоверно и с опытной проверкой, и без нее. Например, нельзя встретить какое-то тело, не имеющее массы или определенных размеров, или жизнь человека, которая не протекала бы во времени. Только априорное знание является абсолютно достоверным и надежным, обладает качествами всеобщности и необходимости.

    Определение 2
    Вещь в себе – одно из центральных философских понятий во взглядах Канта. Она представляет собой внутреннюю сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом.
    Канта выделил схему познавательного процесса, в соответствии с которой:
    изначально внешним миром осуществляется воздействие, то есть аффицирование на органы чувств человека;
    органы чувств людей принимают аффицированный образы внешнего мира в виде ощущений;
    сознание людей приводит разрозненные образы, полученные от органов чувств, в единую систему, в результате чего в разуме человека формируется целостная картина окружающего мира;
    целостная картина окружающей действительности, возникающая в разуме на базе ощущений, представляет лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, у которого нет ничего общего с реальным миром;
    реальный мир, образы которого воспринимаются разумом и чувствами, является вещью в себе – то есть субстанцией, абсолютно не понятой разумом;
    разум человека может только познать образы огромного количества предметов и явлений окружающей действительности – вещей в себе, но не их внутренней сущности.
    Иными словами, в процессе познания, разум сталкивается с двумя непроницаемыми границами:
    собственными границами, то есть внутренними для разума, за которыми встают неразрешимые противоречия – антиномии; внешние границы – внутренняя сущность вещей в себе.
    Само сознание людей, то есть чистый разум, который принимает сигналы – образы от непознаваемых вещей в себе – окружающего мира, также, в соответствии со взглядами Канта,
    имеет свою структуру, состоящую из:
    форм чувственности;
    форм рассудка;
    форм разума.
    Чувственность – первая ступень сознания. Формы чувственности – пространство и время.
    Чувственность сознания изначально призвана систематизировать ощущения, размещая из в пространстве и времени.
    Рассудок – второй уровень сознания. Формы рассудка представлены категориями – предельно общим понятием, посредством которого происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений.
    Разум – высшая ступень сознания. Формы разума – окончательные высшие идеи, например,
    идея Бога или души.
    Новейшая метафизика
    Кант критиковал метафизику не ограничиваясь заменой спекулятивной или теоретической метафизики, метафизикой нравов. Кантианство – это не просто критика метафизики, она
    является пролегоменой к любой будущей метафизике, которая может появиться в качестве науки.
    Критика относилась в обычной школьной метафизике, как химия к алхимии.
    Кант не дошел до того, чтобы представить систему самой науки, его критика – это просто трактат о методе. То есть его проект метафизики – это просто систематизированный инвентарь всего, что есть у человека благодаря чистому разума.
    Чтобы метафизика в качестве науки могла претендовать не только на обманчивую уверенность,
    но и на действительное понимание и убеждение, для этого критика самого разума должна обладать полным спектром априорных понятий, разделяя их по различным источникам:
    чувственность, рассудок и разум.
    Настоящее возражение Канта против метафизики заключается именно на уровне конфликта идей разума друг с другом. Именно противоречие идей внутри разума и делает несостоятельной точку зрения традиционной метафизики, для которой это свойство характерно. Мысль о том, что противоречие, которое предполагает определение рассудка в разумном, существенно и необходимо, должна быть рассмотрена в качестве одного из важнейших и значительных успехов философии Нового времени. Такая мысль на самом деле категорически запрещает возвращаться к докритическй метафизике.


    написать администратору сайта