Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура Московской Руси (XIV-XVI вв.)

  • Культура Древней Руси. Культура Древней Руси Языческие и Христианские корни Древней руси


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеКультура Древней Руси Языческие и Христианские корни Древней руси
    Дата16.08.2022
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКультура Древней Руси.pptx
    ТипДокументы
    #646710

    Культура Древней Руси

    Языческие и Христианские корни Древней руси.

    • Русская средневековая культура имеет два корня - византийский (христианский) и восточнославянский (языческий) . Из Византии с принятием христианства Русь получила письменность, литературу, архитектуру, живопись, музыку, книжное дело.  Однако до христианизации восточные славяне на протяжении многих веков имели свою самобытную, языческую культуру. Обе религии долгое время боролись между собой за культурное господство. Христианство взяло верх, но полностью вытеснить язычество не смогло. Многочисленные пережитки язычества сохранились, например, в крестьянском быту.  .
    Периодизация древнерусской культуры. Христианская культура Древней Руси насчитывает как минимум семь столетий. Начало ей положило принятие христианства в 988 г. Конец пришелся на рубеж XVII-XVIII вв. , когда в результате петровских преобразований на смену средневековой пришла светская культура нового времени.  Семь столетий древнерусской культуры можно разделить на более короткие периоды. Первый - культура Киевской Руси — охватывает весь XI в. Тогда на русской земле работало много византийских мастеров. Это — время становления древнерусской культуры, ученичества русских у византийцев.  Второй этап - XII - первая треть XIII в. - культура периода раздробленности. В это время возникли местные художественные школы. Теперь русские мастера сами строили храмы, писали иконы и фрески, украшали миниатюрами книги.  Культурный подъем был прерван монголо-татарским нашествием. Оно принесло неисчислимые бедствия русской культуре: оказались разрушены сотни храмов, в огне пожарищ сгорели тысячи икон и книг, многие мастера погибли в сражениях, были уведены в плен.  Только в конце XIV - начале XV в. начался новый подъем русской культуры, связанный с объединительной политикой Москвы. Это - начало культуры Московской Руси.  Окончательное освобождение от монголо-татарского ига и образование централизованного государства предопределило взлет русской культуры на рубеже XV-XVI вв. Его символом стало возведение нового Московского Кремля.  XVI столетие, несмотря на тяжелые войны и опричнину, оказалось одним из самых ярких в истории русской культуры. Памятниками ему навсегда останутся храм Василия Блаженного на Красной площади, первая русская печатная книга, замечательные изделия ювелирного искусства.  XVII в. завершает историю древнерусской культуры. Он охарактеризовался борьбой старой, средневековой, культуры с нарождающейся, новой, которая в итоге одержала победу.
    • Периодизация древнерусской культуры. Христианская культура Древней Руси насчитывает как минимум семь столетий. Начало ей положило принятие христианства в 988 г. Конец пришелся на рубеж XVII-XVIII вв. , когда в результате петровских преобразований на смену средневековой пришла светская культура нового времени.  Семь столетий древнерусской культуры можно разделить на более короткие периоды. Первый - культура Киевской Руси — охватывает весь XI в. Тогда на русской земле работало много византийских мастеров. Это — время становления древнерусской культуры, ученичества русских у византийцев.  Второй этап - XII - первая треть XIII в. - культура периода раздробленности. В это время возникли местные художественные школы. Теперь русские мастера сами строили храмы, писали иконы и фрески, украшали миниатюрами книги.  Культурный подъем был прерван монголо-татарским нашествием. Оно принесло неисчислимые бедствия русской культуре: оказались разрушены сотни храмов, в огне пожарищ сгорели тысячи икон и книг, многие мастера погибли в сражениях, были уведены в плен.  Только в конце XIV - начале XV в. начался новый подъем русской культуры, связанный с объединительной политикой Москвы. Это - начало культуры Московской Руси.  Окончательное освобождение от монголо-татарского ига и образование централизованного государства предопределило взлет русской культуры на рубеже XV-XVI вв. Его символом стало возведение нового Московского Кремля.  XVI столетие, несмотря на тяжелые войны и опричнину, оказалось одним из самых ярких в истории русской культуры. Памятниками ему навсегда останутся храм Василия Блаженного на Красной площади, первая русская печатная книга, замечательные изделия ювелирного искусства.  XVII в. завершает историю древнерусской культуры. Он охарактеризовался борьбой старой, средневековой, культуры с нарождающейся, новой, которая в итоге одержала победу.

    Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

    В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. За долго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Первая летопись составлена в конце 10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет» , где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса») . Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» , где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны.  Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. За долго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Первая летопись составлена в конце 10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет» , где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса») . Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» , где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны. 

    Культура Московской Руси (XIV-XVI вв.)

    В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все виды художественного творчества, среди которых особенно много перемен испытала русская живопись, в первую очередь иконопись и фреска. Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия. В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия. Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

    Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

    Романов Алексей Михайлович

    Патриарх Никон

    протопоп Аввакум Петров



    написать администратору сайта