Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура XVI-XVII вв.

  • Культурные процессы XIX века.

  • Мировая культура в XX веке.

  • Культура нового времени и европейская культура. Культура Нового времени и европейская культура 19. Культура Нового времени и европейская культура 1920 веков. Особенности и периодизация Нового времени


    Скачать 23.99 Kb.
    НазваниеКультура Нового времени и европейская культура 1920 веков. Особенности и периодизация Нового времени
    АнкорКультура нового времени и европейская культура
    Дата05.05.2022
    Размер23.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура Нового времени и европейская культура 19.docx
    ТипДокументы
    #513778

    Культура Нового времени и европейская культура 19-20 веков.

    1. Особенности и периодизация Нового времени.

    Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, становление рационалистического мышления.

    Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

    Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:

    1. Почти весь XVII век — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

    2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.


    1. Наука, философия, лит-ра, худ. культура (направления и стили).

    Возрождение – первая ступень становления европейской культуры нового времени. Основные идеи гуманистической философии и литературы.

    Появление новой «картины мира». Научные открытия эпохи Возрождения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилее Галилей, Иоганн Кеплер, Френсис Бэкон, Рене Декарт.

    Реформация в Европе. Протестантизм как буржуазная версия христианства.

    Архитектура, скульптура и живопись эпохи Возрождения. Отражение основных культурных процессов эпохи в творчестве "титанов Возрождения": Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. Особенности художественного стиля Северного Возрождения.

    Культура XVI-XVII вв.Контрреформация в Европе XVI-XVII вв. Барокко: особенности художественных средств. Творчество Л. Бернини, П. Рубенса и А. Ван Дейка, Я. Вермеера, Рембрандт Ван Рейна.

    1. Европейский "Мир вещей" XVII - XVIII веков. Изменения в орудиях труда, технике, технологии н организации труда. Изменения в одежде и предметах быта.

    2. Идеи «просвещения» в Европе. Философия и наука. Идея "Разума" и идея "Просвещения" в трудах Д. Локка, Д. Беркли, Вольтера, И. Канта. Научная революция XVII-XVIII веков. Распространение знаний и Просвещения. Морально-этические и политико-правовые теории эпохи Просвещения.

    3. "Мир искусства" эпохи Просвещения. Литература. Художественное воплощение идей Просвещения у Д. Дефо, Д. Свифта, Ф. Шиллера, И. Гете. Драматургия от Ж.Б. Мольер до Бомарше. Музыка И. С. Баха и Г. Генделя. Стиль рококо в искусстве. Философский смысл и эстетический канон искусства классицизма.

    Культурные процессы XIX века.

    1. Переворот в "мире вещей и производства".Изменения одежды, быта и образа жизни людей в эпоху индустриализации.

    2. "Мир идей" XIX века. Формирование новой научной картины мира XIX века. Судьба религии и традиционной морали в новом обществе.

    3. "Мир искусства" XIX века. Искусство позднего классицизма, ампир. Искусство романтизма. Искусство реализма. Импрессионизм. Развитие мировой музыкальной культуры в XIX веке - романтическая и реалистическая традиции.

    Мировая культура в XX веке.

    1." Мир вещей" XX века. Значение для человеческой культуры ускорения прогресса техники и технологии в XX веке, превращения науки в производительную силу общества.

     Основные термины и понятия 

    Возрождение. Ренессанс. Гуманизм. Титан Возрождения. Реформация. Протестантство. Барокко. Роман. Рококо. Европейская культура. Радикализм. «Естественное равенство». Классицизм. Романтизм. Эклектизм. Реализм. Критический реализм. Символизм. Декадентство. Импрессионизм. Модерн. Промышленная архитектура. Дизайн. Натурализм. Технократизм.

    2. "Мир идей" XX века. Философские проблемы XX века. Связь технического и социального прогресса с развитием общественной мысли. Судьба мировых религии и религиозного мировоззрения в XX веке. Проблема нравственных ценностей в XX веке. Значение для человеческой культуры важнейших политических процессов и политических теорий XX века: коммунизма, социализма, фашизма и демократии.

    3. Развитие художественной культуры, поиск нового идеала в конце XIX - XX веке. Символизм. Стиль "модерн". Постимпрессионизм. Авангардное искусство. Возникновение массовой культуры. Новые виды искусства. Универсализация человеческой культуры как объективный процесс XX века. Общие проблемы и противоречия в развитии культуры.


    1. Культура 19-20 веков и особенности этого времени. Отношения м/у наукой и искусством.

    XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

    Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение,

    Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

    КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса. И.В.Гете и И.Ф.Шиллер

    К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

    РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant — роман) — идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

    РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

    Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

    С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

    Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

    Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

    В конце XIX – начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве – СИМВОЛИЗМ. Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к "скрытым реальностям", сверхвременной идеальной сущности мира, его "нетленной красоте". Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

    Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве – ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression – впечатление). Его история сравнительно кратковременная – всего 12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.).

    Основные черты импрессионизма получили свое развитие в ПОСТИМПРЕССИОНИЗМЕ.

    Европейскую философию Нового времени XVII—XIX веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

    Рубеж XIX-XX вв. характеризуется серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.

    Наиболее значительными достижениями культуры этого периода стали:

    - 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;

    - 1885 г. - первый рейс автомобиля;

    - 1890 г. - К. Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

    - 1895 г. - братья Люмьер изобретают кинематограф;

    - 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;

    - 1899 г. - появление аспирина и т. д.

    В 1900 году появляется слово «ген» - главное понятие современной биологии, и в это же время ключевой категорией физики становится термин «квант». Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям: в физике и в биологии. Идеи движения было подчинено и изобретение автомобиля.

    Рубеж веков, помимо новаций, подтвердил ряд старых истин. Было наглядно продемонстрировано различие творческого процесса в искусстве и науке. В искусстве - рождение нового: формы, стиля, образного языка никогда не требовало отмены того, что было уже создано поколениями художников. Шедевры прошлого и настоящего всегда живут рядом. В науке все иначе. Практически каждый прорыв к новому знанию — это отказ от старых представлений и законов, от прежних незыблемых истин.

    Важным международным событием рубежа XIX-XX веков в сфере духовной культуры стало учреждение Нобелевской премии, то есть создание общечеловеческой культурологической традиции поощрять все самое ценное, оригинальное, выдающееся, что создает человечество в различных ипостасях культуры. И хотя на сегодняшний день в мире существует огромное количество различных поощрений, премий - Нобелевская, безусловно, самая престижная


    1. Авангардизм и его влияние на художественную культуру.

     Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерные поиск новой, неизвестной, часто искусственной, формы и средств художественного отображения, недооценка ли полное отрицание традиции и абсолютизация новаторства.

    Противоречивая природа авангардизма отразилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентуация колорита, композиционной структуры, и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке), а других, напротив, - к отрицанию эстетической сущности искусства и утилитаризму (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). В своей крайней форме смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма нач. 20 века (футуризму, имажинизму, конструктивизму и др.), которые последовательно соблюдали прогрессивное мировоззрение, смогли перебороть узкую рамку этих направлений и обогатили культуру новой художественной ценностью. 

    В 20-х годах на смену кубизма, футуризма и экспрессионизма, приходит – сюрреализм, который рассматривал мир как нагромождение кошмаров.



    написать администратору сайта