Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология и философия культуры, социология культуры. Философия культуры (культурфилософия)

  • Культурология и социальная, культурная антропология.

  • Социа́льная

  • Методы культурологический исследований

  • Аксиологический (ценностный)

  • Герменевтический метод

  • Гносеологический (познавательный) подход

  • Диахронический подход

  • Компаративный (сравнительный)

  • Онтологический (онтология учение о бытие)

  • Синхронистический подход

  • Структурный подход

  • Функциональный мето

  • 5. Прикладная культурология Прикладная культурология (или культуроведение)

  • Культурология, семинар 1. Культурология объект и предмет изучения. Культурология


    Скачать 23.87 Kb.
    НазваниеКультурология объект и предмет изучения. Культурология
    Дата27.09.2022
    Размер23.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология, семинар 1.docx
    ТипЗакон
    #700707

    1. Культурология: объект и предмет изучения.

    Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. 

    Если в широком смысле культура — это вообще всё, что произведено и придумано людьми, то в более узком к ней обычно относят общественную мысль, просвещение, науку, литературу и искусство, то есть те области и сферы, в которых человек наиболее полно проявил свой ум, знания, творческие искания, представления о красоте и обозначил свое место в мире.

    Культурология – это комплексная область гуманитарного знания, синтезирующего в себе философские, исторические, антропологические, этнографические, социологические и другие исследования культуры.

    Культурология – эта система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры. Происхождение термина Культурология принято связывать с именем американского культурного антрополога Л. Уайта, в России впервые этот термин стал использовать академик Д.С. Лихачев

    Объект культурологии: культура как исторический и социокультурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах, представлениях, оценках и действиях.

    Предмет культурологии: совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого социокультурного опыта, отличного от мира живой природы.

    Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.

    1. Культурология и философия культуры, социология культуры.

    Философия культуры (культурфилософия) – раздел в философии, направленный на осознание сущности и значения культуры. Термин «культурфилософия» введен немецким философомАдамом Мюллером (1779–1829). 

    Философия ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах.

    Социология культуры - это раздел теоретической культуры, который изучает взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации-экономикой, политикой, наукой, образованием.

    В данном понятии культура трактуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт.

    Социокультура исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

    В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: это вещи, символические системы (например, в языке, музыке, кино и т. д.), обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

    1. Культурология и социальная, культурная антропология.

    Антропология культуры – раздел теоретической культурологии, который исследует взаимоотношение человека и культуры. Сформировалась во второй половине XIX в., особенно интенсивно она начала развиваться в 1960-е гг., Антропология разделилась на несколько направлений и школ.

    Социа́льная антрополо́гия — то же, что культурная антропология, или направление антропологии, исследующее человека и человеческие сообщества с акцентом на социальную организацию.

    Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. 

    1. Методы культурологический исследований

    Общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, диалектика

    Частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение, используются только в конкретной науке, например в культурологии. К ним относят следующие.

    Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением

    культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами.

    Семиотический метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта как символа определенной культуры.

    Герменевтический метод – понимание и интерпретация текстов, исторических памятников и феноменов культуры в русле традиций с помощью языка.

    Социокультурный анализ – междисциплинарный метод, который изучает закономерности развития общества и культуры, объединяя историко-аналитический, социологический, социальнофилософский подходы. В рамках этого подхода культура изучается в связи с социальным пространством, которое рассматривается как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

    Специальные методы используются для родственных наук,

    например гуманитарных. К ним относят следующие:

    Биосферный подход отличается глобальным пониманием проблем культуры. Он понимает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и

    человеческое общество. При таком подходе культура трактуется как закономерный результат развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во вселенной.

    Генетический подход предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до настоящего времени.

    Гносеологический (познавательный) подход к изучению культуры – способ познания структур, связей и форм культуры.

    Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.

    Диахронический подход – требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Исторический подход – анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления.

    Компаративный (сравнительный)область культурологических исследований, которая занимается сравнительным изучением двух или нескольких национальных или этнических культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установлением закономерностей, их своеобразия и сходства.

    Контент-анализа – метод, предполагающий анализ и оценку информации путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.

    Онтологический (онтология учение о бытие) – философский метод, который рассматривает вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, причинах ее изменения и общем векторе развития. Многообразие ракурсов развития.

    Психологический – подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов.

    Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур и поведения человека в культуре.

    Синхронистический подход – исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Системный подход изучает культуру каждого народа как единое целое, где все элементы системы связаны между собой и создают в силу этих связей определенные свойства системы в целом. Изучение этих свойств позволяет дать общее определение той или иной культуре.

    ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества.

    Структурный подход изучает структуру культурной системы и взаимосвязи между элементами системы, например между философией и произведениями искусства.

    Типологический метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историкокультурного процесса.

    Феноменологический – метод, который описывает, упорядочивает факты и культурные явления в соответствии с их естественной взаимозависимостью. Цель метода: описывать, а не объяснять, воспроизводить факты культуры так, как они предстают в наблюдении.

    Функциональный метод изучает функции, которые играет в данном обществе определенный культурный феномен.

    Эволюционный метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, развития от низших форм к высшим.

    Междисциплинарные – методы, которые используются и гуманитарными, и естественными науками. В рамках культурологии применяются следующие:

    Синергетический метод (И. Пригожин) – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы в том числе и социокультурных. Формирует представление об альтернативности и поливариантности путей развития сложных систем.

    Моделирование – метод исследования определенных объектов

    путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели,

    которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного), оригинала модели.

    5. Прикладная культурология

    Прикладная культурология (или культуроведение) — направление, изучающее методы решения практических задач, связанных с культурой (преподавание, пропаганда и популяризация, охрана, организационная работа, культурный туризм и т. д.).

    Так, принципиально важные области прикладной культурологии — сохранение культурного наследия и музееведение — закономерно обособились и выделились в отдельную отрасль∗.

    В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.


    написать администратору сайта