Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.3. Феномен бессознательного и психоанализ Рис. 2.6. Зигмунд Фрейд

  • Зигмунда Фрейда

  • Альфред Адлер (1870-1937)и Карл Густав Юнг (1875-1961).81

  • 2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического

  • Курсовая Психология. Курта Левина


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеКурта Левина
    АнкорКурсовая Психология
    Дата06.06.2022
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаScreenshot_20220605-210118_LitRes Books!.pdf
    ТипРуководство
    #572332

    В
    русле общих идей гештальтпсихологии лежит теория поля Курта
    Левина
    (1890—1947).
    Курт Левин попытался представить психическую жизнь человека как динамическую систему, где ведущими силами явля­
    ются потребности. Именно действующие в данный момент потребности определяют актуализацию того или иного гештальта, т.е. преобразования феноменального поля. Группа исследователей под руководством К. Левина экстраполировала достижения гештальтпсихологии в сфере восприятия, мышления и памяти на тематику личности и социальной группы.
    В
    рамках гештальтпсихологии было получено много эксперименталь­
    ных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Идея о необ­
    ходимости анализа формальных структур психики сделала возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого были недоступны экспериментальному исследованию с позиций элимен- таризма.
    На судьбу гештальтпсихологии существенное влияние оказали и
    исторические события. После прихода нацистов к власти в Германии ее представители вынуждены были эмигрировать и организационно научная школа распалась. Тем не менее, достижения гештальтпсихологии были ассимилированы другими подходами и, в первую очередь, когнитивным.
    2.2.3.
    Феномен
    бессознательного и психоанализ
    Рис.
    2.6. Зигмунд Фрейд
    В
    то время как гештальтпсихология в целом сохранила представление о пред­
    мете психологии предложенное класси­
    ческой психологией сознания (непосред­
    ственно представленный субъекту опыт познания),
    появившееся в тот же период психоаналитическое направление карди­
    нально пересмотрело весь проект постро­
    ения психологической науки. В учении
    Зигмунда
    Фрейда (1856—1939) предметом психологии стала динамика взаимодей­
    ствия двух качественно различных форм психического — сознательного и бессозна­
    тельного.
    Сразу отметим, что вне зависимо­
    сти от конкретной трактовки бессознатель­
    ного очевидна невозможность его познания при помощи какого-либо варианта метода самонаблюдения (бессознательное ведь не осознается!). Вероятно, поэтому Фрейд назвал свой подход не тради­
    ционно
    — по предмету исследования, а именно по методу — психоанализ.
    Фрейд исходил из того, что психика человека имеет эволюционное происхождение и предназначена для обеспечения решения главных задач любого биологического существа — выживания и размножения вида.
    Отсюда,
    движущие силы жизни и развития аналогичны у человека и живот­
    ного, врожденны и бессознательны. Фрейд назвал эти силы влечениями, разделив их на три группы. Во-первых, это экспансивные влечения (Эрос), которые включают в себя сексуальные влечения и стремление к самосо-
    78
    хранению.
    Во-вторых,
    это
    разрушительные
    влечения
    (Танатос),
    выражаю
    ­
    щиеся в агрессии,
    которая порой может быть направлена и
    на себя самого.
    Эти две энергии,
    которые
    Фрейд иногда называет
    «инстинктом жизни»
    и
    «инстинктом смерти»,
    стараются реализовать себя,
    невзирая ни на какие внешние обстоятельства.
    Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы,
    которые,
    преломляясь в
    аффектах, определяют психологический строй жизни личности.
    Познавательные процессы как таковые и
    их конкретные особенности обусловлены влечениями.
    Познание по
    Фрейду

    следствие реализации мотивации, поэтому психоаналитический подход рассматри
    ­
    вают как первую мотивационную теорию личности.
    Подчеркивая безличную универсальную для всего живого природу дан­
    ной мотивирующей структуры психики,
    Фрейд использовал для ее обо­
    значения термин
    «Оно».
    «Оно» рождается вместе с ребенком, является источником энергии психической жизни
    (которая преобразуется из био­
    логической энергии), эгоистично и
    подчиняется принципу удовольствия.
    Другими словами,
    конечная цель любой активности человека

    удов
    ­
    летворение влечений
    «Оно».
    Содержание
    «Оно»
    составляют энергетиче
    ­
    ски заряженные невербальные бессознательные представления.
    Фрейд не обсуждает это специально,
    однако понятно,
    что в
    животном мире бес­
    сознательная психика успешно может выполнять свои функции через реа
    ­
    лизацию инстинктивного поведения и
    образование условных рефлексов
    (см.
    гл.
    3).
    Почему же у человека над мощным аппаратом бессознатель
    ­
    ной психики надстраивается сознание, имеющее свойство субъективной представленности?
    Дело в
    том,
    что по
    Фрейду различие между человеком и животным заключается только в
    том, что животное адаптируется к
    физи­
    ческим условиям жизни, а человек должен встраивать свое существова­
    ние в социальную систему.
    Спецификой человека является необходимость постоянной координации с другими людьми и,
    как следствие этого,
    отказ от прямой немедленной реализации своих потребностей ради сохранения социального равновесия.
    Ребенок слишком беспомощен,
    чтобы удовлетво­
    рить даже самые простые потребности,
    ему нужна помощь взрослого.
    Поэ
    ­
    тому возникает качественно иная структура психики, которая ориентиру­
    ется на требования реальности.
    А
    иной принцип функционирования всегда означает иное устройство и содержание.
    Эту структуру
    Фрейд назвал
    «Я».
    «Я»
    ребенка слабо и
    вначале пытается жить по установлениям
    «Оно»
    (поэтому ребенок эгоистичен,
    капризен,
    зол), но со временем,
    постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых,
    «Я»
    приобретает возможности для адаптации в
    социальном мире и начинает существовать, соответствуя
    принципу реальности^
    .
    Развитие
    «Я» связано с овладением речью и форми­
    рованием абстрактно-логического мышления.
    Таким образом
    «Я»
    способно мыслить,
    воображать,
    вспоминать.
    Основными способами согласовывания работы
    «Я» и
    «Оно»
    являются механизмы
    психологической защиты
    (тема
    ­
    тика, активно исследовавшаяся дочерью
    Фрейда
    Анной). С
    помощью раз-
    1 Фрейд понимает задачу
    «Я» в духе старой шутки «Как бы сделать так, чтобы у меня все было и мне за это ничего не было бы».
    79
    личных защитных механизмов происходит обуздание «Оно», направление его энергии в социально приемлемое русло. С точки зрения субъективного опыта содержания
    «Я» осознаваемы. Однако это осознание может быть актуальным
    (осознаваться в данный момент времени) и потенциальным
    (быть осознанным при определенных условиях). Для различения этих двух типов содержания
    Фрейд вводит разделение на сознание и предсознание.
    Очевидно,
    что принцип удовольствия и принцип реальности находятся в состоянии конфликта друг с другом. Если бы этот конфликт постоянно носил открытый характер, существование человека было бы непереноси­
    мым (представьте себе, что вам никогда не позволяют делать то, что вы хотите и заставляют делать то, что вы не хотите). В реальной жизни чело­
    века конечно дело так не обстоит. Поэтому Фрейд предположил, что помимо органического бессознательного у человека прижизненно в результате вос­
    питания формируется «культурное» бессознательное. Происходит это за счет защитного механизма идентификации со своими родителями. Ведь родители не только ограничивают ребенка, они удовлетворяют его потребно­
    сти и являются для него воплощением силы. Кроме того, поскольку ребенок ограничен в
    социальных контактах, на родителях сосредотачиваются все вле­
    чения ребенка.
    Ребенок фантазирует, что он и его родители — одно и то же
    (мальчик думает «Я такой же сильный как папа», а девочка — «Я такая же красивая как мама»). Таким способом ребенок присваивает образ своего родителя,
    который включает в себя и его мировоззрение, ценности и ограни­
    чения. Формируется третья структура личности —
    «Сверх-Я». «Сверх-Я» — это своеобразное отражение социального мира и требований, предъявля­
    емых им человеку. Содержание сферы «Сверх-Я» составляют моральные запреты
    (табу), нормы социального общежития, религиозные установления, образ «идеального
    Я», к которому хочется стремиться. У человека возни­
    кает внутренняя потребность жить в согласии с социальными требованиями,
    «Сверх-Я»
    корректирует поведение взрослого автоматически, бессозна­
    тельно за счет социальных по источнику форм переживания удовольствия — неудовольствия.
    Иными словами, человек живет по правилам не под стра­
    хом внешнего наказания, а потому что чувствует потребность в этом. Когда он преступает принятые нормы, у него возникают крайне неприятные пси­
    хологические состояния — чувство вины, муки совести, депрессия, тревога.
    Таким образом, по мере развития человека область бессознательного изменяет и свой объем, и свою структуру. С одной стороны, область бес­
    сознательного расширяется за счет формирования «Сверх-Я» (этот про­
    цесс можно считать позитивным). С другой стороны, в бессознательное вытесняются негативно аффективно заряженные представления ситуаций неудовлетворения потребностей.
    Механизм вытеснения является защит­
    ным, так как позволяет на время забыть о проблемах, но на самом деле у
    человека создается своеобразная
    «память неудач», которая накаплива­
    ется в области бессознательного и затем, достигнув критической массы, прорывается во вспышках, казалось бы, немотивированной агрессии и раз­
    личных невротических симптомах.
    В
    модели
    Фрейда постулируется наличие особой активной инстанции между предсознанием и бессознательным. Эта инстанция называется цен-
    80

    зурой. Задачей цензуры является
    «информирование»
    сознания о
    напря
    ­
    женном потребностном состоянии
    «Оно»
    для того, чтобы влечения могли быть максимально реализованы.
    По мнению
    Фрейда, если сигналы от
    «Оно» конфликтны по отношению к
    «Сверх-Я», то они поступают в пространство сознания всегда в
    преобразованной символической форме. Они проступают в
    сознании не в прямом виде,
    а камуфлируются в
    шифрах казалось бы слу­
    чайных оговорок,
    описок, непреднамеренных действий и
    сновидений.
    Подобное понимание механизма
    «просачивания»
    бессознательного в сознание определило главные методы психоанализа как исследователь­
    ские,
    так и психотерапевтические. Фрейд считал, что только через
    «сбои»
    в работе психики можно проникнуть в
    сферу бессознательного.
    Конечно для этого нужно было разгадать
    «шифр» цензуры,
    а под силу это только профессиональному психоаналитику.
    Сам человек не способен осознать свое бессознательное,
    но он должен поверить терапевту в том,
    что его интерпретация патологических симптомов верна и совместно найти способ хотя бы частичного исполнения вытесненных желаний.
    Для того,
    чтобы заставить бессознательное
    «заговорить»
    в лабораторных условиях
    Фрейд использовал
    метод
    свободных
    ассоциаций,
    когда от пациента требовалось говорить все,
    что приходит в
    голову в
    ответ на ключевые слова.
    Предпола­
    галось,
    что такая процедура выявляет смысловые связи между сознатель
    ­
    ными и бессознательными содержаниями,
    которые могут служить своео
    ­
    бразными
    «мостиками» для вторичного осознания последних.
    Наиболее эффективной формой психологической защиты
    Фрейд счи­
    тал
    сублимацию
    1.
    В
    результате сублимации энергии бессознательных влечений преобразуются таким образом,
    что объектом этих влечений становится социально приемлемая цель.
    Например,
    человек с ярко выра
    ­
    женными танатозными влечениями может
    «канализовать»
    ее,
    выбрав воен
    ­
    ную или медицинскую карьеру.
    1 Сублимация
    — термин в физике, обозначающий переход вещества из твердого состоя­
    ния в газообразное минуя жидкое состояние.
    Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в
    плане сознания,
    был зафиксирован еще в
    монадологии
    Г.
    В.
    Лейбница.
    Однако именно в
    учении Фрейда феномен
    бессознательного
    стал основным предметом психологического исследования.
    Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже
    Х1Х-ХХ вв.
    (учения об энергиях). Первое систематическое изложение психоаналитиче­
    ской теории было представлено в
    книге
    «Толкование сновидений»
    (1900), однако на протяжении всей жизни
    Фрейд многократно пересматривал поло
    ­
    жения своей теории.
    Полное собрание сочинений
    3.
    Фрейда насчитывает
    23
    тома.
    По
    Фрейду,
    гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы
    «Оно»
    за счет усиления функции сознания.
    Ученый предложил свою концепцию развития личности (см. гл.
    10)
    и описал последствия фиксации (застревания) на каждом из этапов ее становления.
    Среди учеников
    Фрейда, существенно преобразовавших его концепцию,
    выделяются
    Альфред
    Адлер
    (1870-1937)
    и Карл Густав Юнг
    (1875-1961).
    81

    Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную
    Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности (Эрос и Танатос) на более конкретные.
    Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей:
    потребности
    во вла­
    сти, превосходстве и
    потребности в общности (привязанности и принад­
    лежности к
    социальной группе). Центральным для концепции Адлера стало понятие
    компенсации.
    Маленький ребенок переживает свою неполноцен­
    ность, ущербность по сравнению со старшими — отсюда термин «комплекс
    неполноценности».
    Стремление преодолеть этот комплекс определяет про­
    цесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверх­
    компенсации,
    возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за суб­
    тильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер при­
    держивался мнения, что нормальное развитие предполагает баланс между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности: таким образом человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу.
    Важной частью концепции Адлера является понятие
    стиля жизни
    того уникального способа, которым индивид прео­
    долевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.
    Юнг существенно расширил саму модель психики, предложенную
    Фрейдом:
    наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие
    коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в
    форме
    архетипов
    (греч. агсйеПроз — первообраз) фиксируется весь опыт человечества.
    Архетипы, согласно Юнгу, наследуются и являются универ­
    сальными для всех представителей человеческого рода. Они проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Юнг опи­
    сал два вида психологической направленности личности — интровертив­
    ную (энергия из внешнего мира направляется на активную внутреннюю работу) и экстравертивную (внутренняя энергия направлена на внешний мир),
    создав учение о восьми психологических типах. Типы были выделены им на основе анализа вариантов сочетаний психологической направленно­
    сти с преобладающей у данного человека одной из четырех психических функций
    (ощущение, чувство, мышление, интуиция), например интровер­
    тивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.
    Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на миро­
    ощущение
    XX в. Можно сказать, что психоанализ стал мировоззрением и
    проник во все сферы жизни (особенно в художественное творчество).
    Для психологической науки, при всей умозрительности психоаналитиче­
    ских построений, ценной оказалась переориентация исследований на про­
    блемы мотивации, эмоций и личности и интерес к выявлению роли бес­
    сознательного в их функционировании.
    2.2.4.
    Бихевиоризм
    и
    проблема объективности исследования
    психического
    Неприятие сведения психического к непосредственно переживаемому субъективному опыту привело одну группу ученых к идее расширения сферы психики за счет принципиально неосознаваемых структур и содер-
    82


    написать администратору сайта