Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Общие закономерности бытия.

  • Бытие в русской философии и постмодерне

  • Ключевые слова

  • Ключевые слова: Движение

  • Вопрос

  • Понимание бытия в античной философии.

  • Понимание бытия в период Средневековья.

  • Понимание бытия в период Нового времени.

  • Понимание бытия в философии Гегеля.

  • Основные формы бытия и их взаимосвязь.

  • Специфика бытия человека.

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • Бытие физиология. 4 тема. Бытие. Онтология и метафизика.. Лекция 4 План лекции


    Скачать 52.56 Kb.
    НазваниеЛекция 4 План лекции
    АнкорБытие физиология
    Дата10.10.2021
    Размер52.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 тема. Бытие. Онтология и метафизика..docx
    ТипЛекция
    #244728

    Лекция №4:
    План лекции: 1.Проблема бытия в истории философии (Парменид, Зенон, Платон, Аристотель, Аль-Кинди, Ибн Рушд) 2.Онтология как учение о бытии.Проблема соотношения бытия и мышления. Формы бытия. 3.Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Г. Лейбниц). Понятие "материя". Движение, пространство и время. 4.Диалектика как учение о развитии, ее исторические формы, законы и категории

    Термины и определения: бытие сущее, субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, единичное, особенное, всеобщее; целое, часть, качество, количество, мера, отрицание, форма, содержание; причина, следствие; необходимость, случайность; возможность, действительность.

    Цель: рассмотреть содержание и смысл философской проблемы бытия, основные типы онтологии.

    Проблема бытия в истории

    Проблема бытия – одна из самых главных проблем фил.термин «быть» в фил.становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как фил.категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни то человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие – это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя све сущее. Становление философии начиналось с изучения проблемы бытия. Именно попытка понятия сущности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философии и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.

    Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование мат.тел,явлений приоды, вещей созданных трудом человека;

    Материальное быте-существованеи человека как единства материального и духовного;

    Социальное бытие – бытие отдельного человека и бытие общества.

    На протяжении все своей истории люди стояли перед проблемой; либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи в покравительстве Абсолюта.Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил,свободы. Философия обосноваала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разуми.т.д. философия свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из философии рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смыле жизни.

    Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом(5-4вв.до.н.).

    В результате кризисе веры в могущество богов Олимпа стали рушиться основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародилась отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменида подразумел Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль, и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос-космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие – свет, который можно увидеть только глазами разума.

    В христианской философии истинное бытие – Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека –в отказе от собственной воли.

    В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия уступила место фил.свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

    Основоположник фил.Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

    Общие закономерности бытия.

    Реальное бытие – противоречивое явление, это единство разнообразных противоположностей, взаимодействие которых является причиной развития бытия. К такому выводу пришли мыслители античности, зафиксировав это в законе единства и борьбы противоположностей. В конкретных явлениях, в бытие, в целом всегда имеют место полярные стороны: старое – новое, усточивое –изменчивое, сущность-явление, порядок-хаос и.т.д.

    Для отражения общих противоречивых сторон и свойств качеств в философии разработан понятийный аппарат, состоящий из: 1)принципов диалектики,2) законов диалектики, 3) полярных категорий диалектики.

    1. Принципы диалектики выражают ощие подходы к миру и отражают общие закомерности бытия.

    К принципам далектики относятся:

    Принцип развития бытия-в любой отрезок времени мир и любая его составляющая находится в состоянии постоянного изменения, которое идет от простого к сложному.

    Принцип взамисвязи отражает всемирную связь явлений, а не их локальное взаимодействие.

    Принцип системности –отражена внуренняя организованность и структурность предметов, что позволяет классифицировать явления.

    Принцип детерминизма, выражающий закомерные причино-следственные связи существования и развития объектов.

    В законах диалектики отражается отношения явлений. Общие науки отражают закомерности в собственной области исследование общих закономерностей.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречии.

    Закон перехода количественных изменений в качественные –при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры, (системы координат).

    Закон отрицания отрицания старое,занимая при этом его место, но постепенно само превращаться из нового в старое и отрицается все более новым.

    Полярные категории – это наиболее общие понятия. Категории присущи всем наукам. Философские категории являются всеобщими, они используются всеми науками и видами деятельности.специфика фил.категорий –их полярность и противополность. Эти категории имеют прямое отношение к бытию, к реальности, они отражают противоречивые свойства, тенденции, функции реальных объектов.

    Категории «часть и целое» фиксируется прерывность и непрерывность бытия и каждого его объекта.

    Понятия «элемент и структура» отражают системное бытия каждого оюъекта. Система – это единство состава. Структура – совокупность связей между элементами.

    Категории «необходимость и случайность» отражают закономерные, обусловленные внутренней природой и определяемые внешними причинами явления. В общем, закомерном ходе движения всегда имеются отклонения, котрые являются причиной проявления, необходимости: необходимость случайна, а случайность необходима.

    Категории «содержание и форма» фиксирует двухуровневое бытие явлений.Содержание – внутрення сторона, совокупность элементов, определяющих бытие предмета. Форма – способ существования содержания, это организация являения.

    Категории «порядок и хаос» аналогия этих понятий давно осмысливались в античной философии. Попытки представить движение в мире в одном направлении-от хаоса к порядку, противоречат законам диалектики и физики. Все явления существуют не изолировано друг от друга, поэтому они не могут быть упорядоченными. В мире всегда существовали порядок к хаос.

    Бытие в русской философии и постмодерне

    Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в западной новоевропейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смену власти Бога властью призрачных феноменальностей, где на первом месте – меркантильные интересы и желания человека.

    Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущнсоть новоевропейской понимания бытия, подчеркивал что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л Франк охарактерезовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесщее безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовнойжизни европейского человечества.

    Н.А.Бердяев –русский религиозный философ (1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утверждений И.Кантом. он утверждал, что это привело к «роковому» разрыву сАбсолютом.

    «Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне суждения не может быть и речи о бытий», - писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, которая подпитывались отличным от запада мировоозреннием. Специфику русского мирвоззрения Франк описал так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укоренятся в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма.» Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем «Я» с его сознанием.

    Русская религиозная философия утверждала первичность абсолютного бытия.

    К такому бытию нельзя прйти путем логических познаний, можно только исходя из абсоютного бытия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия – это самораскрытие бытия, его самооформление. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической.

    Творчество русских религиозных фил. было направлено на уясение глубачайщих бытийных истоков человеческого существования.

    Философы – постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неименнного, абсолютного, субстанционального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре,во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения.

    Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от фил.классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира – научное, философское, религиозное – не является точной репрезентацией мира, каков но есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

    Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия, потому, что она оправдывает необходимость человеку подчиняться высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то высшего, люди добровольно поработали себя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали саим, разбожествить мир, сломать вертикаль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запретному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми – задача философии постмодерна.

    Материя

    Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Проблемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

    В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

    «Материя-философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин)».

    В этом определении утверждается существование объективной реальностиғ кот не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил.-вопрос о соотношении материи и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно. Основной вопрос философии затрагивает проблему познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

    Элементами структуры материи являются: неживая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микротела, планеты, галактики, Вселенная и мир), живая природа (ДНК,РНК, белки, клетка,организмы,виды,популяции,биоценоз,биосфера),общество (вид, семья, группа, коллектив этнос, раса, общество, государство, союз, человечество).

    Метариалистическая философия утверждает, что движение – атрибут материи. Атрибут –это неотъемлемое св-во, без которого не может существовать объект.

    Характерной чертой материи является движение – пространственное перемещение тел.

    Формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

    Движение материи является ее всеобъемлющим свойством т.к. движется все. Все формы движения кращение одних форм движения замениятся другуими, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой – это также движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количествнным, качественным, динамичным, популяционным.

    Самоорганизация –способность к самосозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и отклонений материя приобретает новое состояние, новый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи называется синергетикой.

    Размещенность в пространстве и времени –фил.выдвинуты субстанционный подход и реляционный.

    Субстанционный (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией, наряду с материей, а отношение между ними как субстанционные.

    Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) – воспринимали пространство и время кака отношение между материальными объектами.

    Время – форма бытия материи, которая характеризует длительность существования материальных объектов и их изменеие в процессе развития.

    Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

    Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия материлаьных тел.

    Отражение –способность материальных систем воспрроизводить себе свойства взаимодействиющих в с ними других мат.систем. отражение бывает физическим, механическим, химическим.

    «Бытие» - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решения такого рода вопроса предполагать умение мыслить, отвлекать от конкретных предметов, их признаков и свойств.

    Ключевые слова:

    Натурфилософия (от лат. nature - природа) – это умозрительное истолкование природы природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира.

    Онтология (от греч. ontos – сущее и logos - понятие) – особое философское учение о бытии как таковом.

    В отличии от натурфилософии и пантеизм диалектический материализм исключает из понятия материи всякое, духовно-божественное содержание. Кроме того, материя не сводится к какому бы то ни было единому вещественному субстрату, будь то огонь, вода, воздух, земля, атомы и т.д. Классический в диалектическом материализме считается определение материи данное В.И. Лениным. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

    Субстанция (от лат substantia – сущность, то что лежит в основе) – философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

    Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называют монистическими. Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм, если первичной объявляется духовная субстанция (сознание, дух, мысль), то это монизм идеалистический. Монизму противостоит дуализм (от лат. - двойственный), согласно которому в основе мировоззрения лежат две субстанции – материальная и духовная.

    Ключевые слова:

    Движение – атрибут материи. Под движением понимается изменение вообще, т.е. любое изменение, как качественное, так и количественное.

    Пространство и время – формы бытия материи. Единство многообразных, разнородных материальных объектов и составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи.

    Вопрос: «Проблема бытия в истории философии: античной, средневековой, нового времени, философии Гегеля.»
    Учение о бытии (онтология)
    Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.
    Понимание бытия в античной философии.
    В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6-4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

    Некоторые философы считали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были и взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего "единое", которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.

    Выдающийся античный философ Платон фиксирует бытие в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой липа ложную, превратную поверхность вещей. Платон противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как "мир истинного бытия". Душа когда-то была близка богу и "поднявшись, заглядывала, в подлинное бытие". Теперь же, отягощенная заботами, "с трудом созерцает сущее”.

    Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе". Основой всякого бытия является "единое", которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не загашает какого-либо пространства- не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия: и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы", вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, тех становление.

    Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

    Согласно же традициям античной философии, все многообразие физических объектов, которое составляет окружающим мир в представлениях человека выступает в качестве определенной гармонично организованной целостности – Космосе.

    Космос оберет истоки в Хаосе, который принято трактовать в качестве чего-то вещественного, пусть и неупорядоченного, бесформенного и лишенного определенности.

    Сама античная философия охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная философия, в середине 1 тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой – средневековой философии уже после распада Римской империи – к VI в. н.э.

    Вместе с тем, в античной мифологии существует также и другое, более раннее объяснение. Так, Гесиод (VIII – VII века до нашей эры) определял Хаос не в качестве беспорядка, а в качестве определенного мирового вместилища, либо пустого пространства, в качестве ассоциации к которому можно выделить такие образы, как: «зияющая пасть», «темная бездна», либо, говоря иначе, она представлена в виде «ничто».

    Исходя из этого, можно вывести предположение о том, что в древнем космогоническом мифе говорится не только о приведении в порядок всего сущего, но также и о том, что формирование мира происходит на базе данных «пустот», либо «ничто». 

    У первых греческих философов было стремление уйти от истоков древних мифов. Отказавшись от теории происхождения физических форм мироустройства из «пустоты», они определили в качестве исходной базы всего сущего, совместно с фундаментальной основой всего многообразия вещей в форме «архэ».
    Понимание бытия в период Средневековья.
    Средневековые философские концепции бытия (согласно европейскому пониманию – христианские) разделены на три ветви: в самых истоках зарождения философской мысли вопросы о сущности бытия формулируются в контексте вопросов о том, а что вообще существует в мире?

    Первым ответом, который предлагается философами – представителями ионийского направления, является вполне очевидная идея, согласно которой, бытие является объектом, и, изначально – предметным миром. Физические предметы, либо определенный паттерн, составляющий основу данных предметов, можно определить в качестве материи. 

    Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения Священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках происходило развитие таких областей, как онтология, гносеология и логика, антропология, этика, языкознание, диалектика. В религиозной философии того времени имели место и ереси как проявление инакомыслия. Они отстаивали возможности человеческого разума и критический дух философского мышления.

    В отличие от античной философии средневековые философские системы теоцентричны, то есть высшей реальностью в них признается не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее.

    Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio – сотворение). Если для многих античных философов мир, космос есть вечное бытие, живое и одушевленное целое, то средневековые авторы как бы разрывают мир на природу и Бога, стоящего над ней. Бог и его творение – мир представляют собой две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, Он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог – это высшее благо. Мир, наоборот, изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворен Богом. И все в этом мире управляется божественным провидением (провиденциализм). Основными формами развития философской мысли были: апологетика (как философское обоснование и защита христианства), патристика (философские учения «отцов церкви») и схоластика (средневековая христианская философия, которая логическим абстрактным путем обосновывала и защищала религиозные догматы). Главные философские проблемы: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы. В ХІ веке развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: «Как понимать – бог един, но троичен в лицах: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой?» Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Это крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

    Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже – конкретные добрые дела, и т.п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или «универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме.
    Понимание бытия в период Нового времени.
    В период Нового времени, идеи того, что для решения проблем сущности бытия необходимо реализовывать поиск и формулировать ответ не в перечислениях всего многообразия возможных видов сущего, а в том, чтобы уловить мыль о том, что имеется само по себе, либо действительно существует, находят отражение в философских воззрениях Рене Декарта.

    Однако для тех метафизических областей, представителем которых является Декарт, исключительно признания мышления, как сущности, становится недостаточно. Согласно его воззрениям, раз мышление является существующим конструктом, значит обязательно должна существовать и его основа, совместно с содержанием, которое представляет его сущность. Говоря иначе, следует выделять категории мыслящего и мыслимого.

    Так, целостная структура единого бытия в теории Декарта представлена в виде субъекта и объекта, а вопросы о сущности бытия выступают также в качестве самых спрашивающих и мыслящих объектов. В качестве ответа на этот вопрос выступает также ответ на вопрос того, кто задается вопросом о том «чем являюсь Я?».

    На протяжении трех следующих столетий, вопрос соотношения представленных категорий является центральным вопросом философской мысли. Вместе с тем, и приверженцы материализма, и приверженцы идеализма опирались на общие, принятые в Европе положения касательно сущности бытия, которые можно представить в следующем: бытие – это сфера, которая может существовать вне определенного контекста, ее существование может обуславливаться исключительной ей самой. 

    В данном контексте, категории «быть» и «существовать» трактовались прежде всего в понимании стремления к независимости, исходя из чего, в качестве единственной формы истинного бытия понимался тот его вид, в котором имелось представление о вершинах независимости с позиции онтологии – онтологического Абсолюта.

    Так, придя к пониманию того, что несомненная и исходная формы реальности выступают в качестве двойственных и соотнесенных (Я, как мыслитель, и объект моего осмысления), ее не принимают непосредственно в качестве двойственной и соотнесенной, вместо этого происходит выяснение того, какие переменные, входящие в ее состав являются независимыми и «первичными», а какие выступают в качестве производных, «вторичных», либо, говоря иначе, в какой из них представлено истинное бытие, а в каких лишь создана такая видимость. 
    Понимание бытия в философии Гегеля.
    В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно (История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994; стр. 279).

    С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности.

    Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX - начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически -объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о бытие как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера.
    Вопрос: «Понятие бытия, его формы. Специфика бытия человека.»
    Бытие - философская категория, обозначающая, прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие. При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно.

    В общем бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных – одно. Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Проблема бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает «уплывать», становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира. Все-таки идея о непреходящем существовании природы более стабильно в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны. Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их осознание, их действий.

    Основные формы бытия и их взаимосвязь.
    Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

    Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

    • мир есть, существует как беспредельная целостность;

    • природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

    • их различное по форме существования предпосылка единство мира;

    • мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

    Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

    Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

    • Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

    • Это исходное начало и основание мира, его сущность.

                Целесообразно выделить следующие формы бытия:

    1) Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие природы как целого;

    2) бытие второй природы – произведенных человеком вещей.

    3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

    4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

           Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

        «Вторая природа» - бытие вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.
    Специфика бытия человека.

    Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования-человек -это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его раз­вития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в един­стве, - исходные характеристики бытия человека. В чем смысл человеческого существования, каково его место в целостном единстве бытия? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, этот вопрос с незапамятных времен всегда волновал людей. Французский философ-экзистенциалист, А. Камю, писал в своей работе "Миф о Сизифе", что существует только один фундаментальный вопрос философии: стоит или не стоит жизнь то­го, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельству­ет о том, что он рождается из сомнения о существовании такого смысла. Эти сомнения предполагают, что сама действительность не­последовательна и абсурдна. Тогда проблем, сформулированная А. Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самого конца жизни". Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных:

    -смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

    -смысл жизни за пределами жизни;

    -смысл жизни совпадает, т.е. созидается самим человеком.

    Для первого подхода характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и поэтому имеет для че­ловека смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Бого-человеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И люди должны своей жизнью проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная, религиозная идея/отделенная от религии/. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Цель и при­дает смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла. Только люди сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придают смысл жизни.

    Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

    —  без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

    —  здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может  оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

    —   человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а  духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

        Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
    Вопрос: «Проблема и понятие субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Г.Лейбниц).»
    Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классичес­кой традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее самораз­вития. С. неизменна в отличие от меняю­щихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. тракто­валась как субстрат, первооснова всех вещей.

    Декарт

    Основная черта философии мировоззрения - дуализм. В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог.В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существе сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

    Бенедикт Спиноза (материалист).

    Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, С. отрицает существованиесверх-природного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистичное понимание природы.

    От субстанции следует отличать мир конкретных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанция как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

    Другими словами, один из главных вопросов - вопрос субстанции. Создает учение о единой субстанции (Бог первопричина всех вещей). Характеристики субстанций:

    1. абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается)

    2. бесконечность в пространстве и времени

    3. субстанция причина самой себя и познается через саму себя

    4. субстанция исходный полюс бытия

    Способы проявления субстанций: протяженность, мышление.

    Субстанция порождает материальные и духовные вещи. Модусы - единичное проявление субстанции. Соединяют и свойства мышления и протяженности. Они конечны во времени и пространстве, изменчивы. Детерминизм - в поступках человека, нет ничего случайного, поведение и чувства человека объясняется 3 основными причинами:

    1. желание

    2. удовольствие

    3. неудовольствие

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)

    Лейбниц - создатель плюралистической картины бытия. Субстанция множественна. Субстанция по Лейбницу - "монада". Он развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из кот могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

    Любая вещь - субстанция, следовательно число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

    Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражение ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества которых - самостоятельность, самодеятельность.

    Отсюда следует следующее.

    Свойства субстанции:

    1. простая неделимая, внутренне неизменна

    2. каждая "монада" - микромир

    3. "монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии

    4. "монады" составляют сущность каждой вещи

    5. в мире нет 2 одинаковых "монад"

    3 степени развития "монад":

    1. монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире)

    2. монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире)

    3. монады-духи (обладание сознанием)

    Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом. Всему миру присуще развитие, эволюция. Развитие постепенно и не сопровождается гибелью монады, так как они вечны. Развитие мира происходит за счет внутреннего развития монады. На нее не влияют внешние факторы.
    Вопрос: «Понятие "материя". Движение, пространство и время.»
    Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Выделяяглавные сферы бытия (природу, сознание, общество), человек постоянно задаетсебе вопрос: есть ли некая общая снова бытия, то, что объединяет все его сферы? Можно ли говорить о единстве всегобесконечного многообразия мира?

    Еще первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещейвсегда сохраняются. Эту сохраняющуюся основу вещей назвали материей. В древности материю сводили к какой-либо первоматерии (вода, воздух,огонь, земля). В дальнейшем представления о материи углубляются, возникаетидея об атомном строении материи и в 18 веке эта идея становится господствующей.

    В конце 19 века атомистическая концепция строения материи вышла за границы классической механики. Выяснилось, что атом делим и сам состоит из элементарных частиц – ядра, электронов. В течение двух столетий классическую механику И. Ньютона считали полностью объясняющей картину мироздания. Открытие в мире элементарных частиц и теория относительности А. Эйнштейна показали ограниченность классической механики. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к ошибочному выводу об отсутствии вообще достоверного знания. Чрезмерно преувеличивалась роль математики. Поскольку поведение элементарных частиц можно представить только с помощью математических методов, некоторые ученые стали утверждать, что «материя исчезла, остались одни уравнения». Бессмысленно определять материю через ее многочисленные виды и формы, тем более, что наука постоянно обнаруживает новые, неизвестные ранее ее свойства, признаки (и в будущем будет их обнаруживать). Не существует материальной субстанции, первоосновы всего («кирпичиков» мироздания). Общим признаком материи является ее свойство быть объективной реальностью, существовать независимо от нашего сознания. Материю, как таковую, нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что люди видят, осязают, есть определенные виды материи, конкретные формы ее проявления.

    Материя представляет собой лишь общее понятие, которое выражает действительное бытие вещей.

    Пространство и время – объективные сущности. Это абстракции высшего порядка, отвлеченные от универсальных причинно-следственных связей, наиболее фундаментальные понятия, объективные формы существования материи. Движение материи может существовать только в пространстве и времени. Пространство и время взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Пространство – форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их взаимное расположение, строение их частей и элементов. Пространству присущи связность и непрерывность, отсутствие разрывов и нарушений взаимодействий. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов. Ранее в науке пространство и пустота были отождествлены, однако сейчас доказано, что пустоты как физического объекта не существует, и даже вакууму присущи определенные физические характеристики. Пространство является трехмерным, хотя высказываются предположения о его многомерности в микромире и сложных взаимодействиях полей.

    Время характеризует длительность и последовательность материальных процессов, порядок их течения. Его специфическими чертами являются одномерность, необратимость, направленность в одну сторону. Время имеет смысл лишь потому, что существует движение. Ранее считалось, что пространство и время абсолютны, независимы от объектов – субстанциональная теория (Демокрит, Ньютон). Сейчас эта точка зрения развенчана и дополнена релятивистской концепцией. В космических масштабах, на скоростях, близких к скорости света, в сильных гравитационных и других полях время и пространство могут менять свою структуру. На этом основана глубокая взаимосвязь пространства и времени, образующих единую структуру, изменение одного из элементов которой ведет к изменению другого.

    На биологическом уровне существования материи пространство также имеет свою специфику. Так, кроме объективного времени существует субъективное время, то есть время как его воспринимает человек. Живым существам свойственно наличие биологических часов, то есть внутренней организации жизни существа во времени.

    На социальном уровне время и пространство отражаются на условиях общественной жизни человека.


    написать администратору сайта