Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные

  • Умения, характеризующие читательскую граммотность. Лекция Интерпретация, осмысление и оценка текста. Важные аспекты. Интерпретация и интеграция текста


    Скачать 18.71 Kb.
    НазваниеЛекция Интерпретация, осмысление и оценка текста. Важные аспекты. Интерпретация и интеграция текста
    Дата18.04.2022
    Размер18.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУмения, характеризующие читательскую граммотность.docx
    ТипЛекция
    #483876





    Умения, характеризующие читательскую грамотность.


    Лекция 2. Интерпретация, осмысление и оценка текста. Важные аспекты.

    1. Интерпретация и интеграция текста.

    2. Осмысление и оценка информации текста.

    3. Актуальность информации текста.


    Важные вопросы.


    1. С чего начинается интерпретация текста?

    2. Какие элементы интерпретации текста являются обязательными?

    3. Чем скрытая информация отличается от явной и как извлекается скрытая информация?

    4. Как форма текста связана с его содержанием?

    5. В чем разница между авторской идеей и ее трактовками в критических статьях?

    6. В чем заключается актуальность навыков и умений, формирующих читательскую грамотность?


    Первым этапом работы с художественным текстом на уроках литературы является поиск, извлечение и систематизация явно выраженной информации. Следующим этапом является интерпретация текста. Так как в процессе извлечения информации текст был разделен на части, элементы, то можно утверждать, что умения находить и извлекать информацию, которые на уровне познавательной деятельности можно назвать своего рода сбором статистических данных, информации к размышлению, на основе которой осуществляется аналитика, органически связаны со следующим этапом – интерпретацией.

    1. Интерпретация и интеграция текста.


    Интерпретация текста это истолкование авторского текста, зависящее от уровня знаний творчества писателя, общего интеллектуального уровня, понимания

    историко-литературного контекста, трактовка текста с опорой на его фактологическую (явно заданную) информацию и на концептуальную на авторскую позицию. От толкования и объяснения интерпретация отличается тем, что трактовка не является окончательным толкованием. В этом и заключается особенности художественного текста, так как в каждую эпоху трактовки интерпретации могут несколько различаться.

    Интерпретация опирается на предыдущий комплекс действий поиск и извлечение информации. Сначала анализируются части текста, поэтому последовательность познавательных действий по интерпретации текста следующий:

    1. анализ фактологической информации (явной) и интерпретация фрагментов художественного текста: поступков, высказываний героев, событий, трактовка художественных деталей, значений неизвестных слов или выражений в контексте;

    2. синтез и интеграция: после выхода на уровень аналитики отдельных частей осуществляется объединение и обобщение, что позволяет уже выявить сюжет, фабулу, композицию (структуру текста), установить логические системные связи между частями художественного произведения и выйти на авторскую позицию – идею произведения.

    С анализа отдельных фрагментов текста начинается работа с неявно заданной информацией текста, синтез и интеграция предполагают выход на более высокий уровень обработки информации, так как требует установления логических связей между частями текста и осмысления их структуры, иными словами происходит осмысление художественного текста как системы, состоящей из структурированных и взаимодействующих элементов. Между частями текста устанавливаются скрытые связи (причинно-следственные отношения, аналогии, антитеза, включение, дополнение и т.п.). Интерпретация предусматривает обязательную опору на текст: любой аналитический вывод необходимо подтверждать, как в теореме по геометрии, примерами из текста. В литературе это читательское умение называется привлечением текста в качестве аргумента. Заключительным действием интерпретации является формулировка выводов, авторской позиции и авторского

    замысла, или идейного содержания произведения, что в контексте терминологии функциональной грамотности являются извлеченной концептуальной информацией текста и коммуникативным намерением автора.

    Необходимо понимать, что есть разница между авторской позицией и позицией читателя. Грамотный читатель умеет выявлять концептуальную информацию даже в том случае, если он не разделяет авторскую позицию. За интерпретацией текста следует еще один важный этап действий, характеризующий читательскую грамотность – осмысление и оценка содержания и формы текста.

    1. Осмысление и оценка информации текста.


    Осмысление и оценка информации заключается в следующих действиях:

      1. Соотнесение содержания текста (его элементов) и авторской идеи.

      2. Оценка формы текста и соотнесение авторской позиции со способами ее выражения.

      3. Понимание роли структурных единиц художественного текста: роли элементов композиции, приемов создания образов героев.

      4. Оценка полноты и достоверности фактологической информации.

      5. Оценка степени объективности-субъективности концептуальной информации художественного текста.

      6. Выявление противоречий, содержащихся в одном или нескольких текстах.

      7. Умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения по проблеме художественного текста, выражать и обосновывать свое согласие или несогласие с авторской позицией.

    После выявления авторской идеи, концептуальной информации, осуществляется обобщение и систематизация приемов, методов автора. На уроках литературы это самый высокий уровень толкования текста, потому что предполагает осмысление, как та или иная идея выражена через сюжет, композицию, систему образов и приемов их создания (психологизм, художественные детали, антитеза, сгущение красок, особенности языка и т.п.). Осмысление художественного текста является анализом формы текста и выявлением информации о том, как через

    форму выражена концептуальная информация текста. Иными словами, устанавливается внутренняя взаимосвязь формы и содержания текста. Осмысление предполагает и некоторую отстраненность от изучаемого текста: помимо оценки формы текста осуществляется оценка полноты и достоверности информации. Для этого необходимо обращаться к объективным источникам информации. Нельзя забывать, что художественный текст изначально допускает вымысел: герои литературных произведений не являются живыми людьми, это образы, с помощью которых автор передал свое видение мира или определенной эпохи, исторического события. Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» образ исторической личности Наполеона лишен каких-либо талантов или положительных характеристик. Для Л.Н. Толстого Наполеон самовлюбленный палач народов, поэтому он изображен как полное ничтожество, хотя с исторической точки зрения такое изображение реально существовавшей личности является нарушением жизненного правдоподобия, то есть вымыслом. В данном случае не только фактологическая информация о Наполеоне может быть признана неточной, но и концептуальная информация, то есть авторская позиция является очень субъективной. Следует отметить, что фактологическая информация, явно выраженная в тексте, может быть достоверной и недостоверной. Концептуальная информация оценивается по степени объективности-субъективности авторской позиции. В приведенном выше примере отмечена высокая степень субъективности толстовской трактовки образа Наполеона.

    Для древнерусской литературы характерна высокая степень объективности концептуальной информации, так как средневековый безымянный автор в оценке исторических событий (вымысел до XVII века был недопустим) выражал не личную точку зрения, а коллективную. В «Слове о полку Игореве» автор искажает реальные исторические факты, которые, однако, не ведут к искаженному пониманию истории: в реальности князь Новгород-Северский видел солнечное затмение, находясь уже в пути, а автор намеренно изображает солнечное затмение накануне выступления Игоря с войском. Солнечное затмение является для древнерусского автора художественным приемом, с помощью которого он выразил не только свое

    отношение к решению Игоря выступить против половцев в одиночку, но позицию главы русских князей киевского князя. Характеризующее читательскую грамотность умение оценивать полноту и достоверность фактологической информации художественного текста очень важно еще и потому, что позволяет обнаруживать противоречия как в самом художественном тексте, так и в разных текстах. В художественных текстах противоречия выявляются в результате сопоставительного анализа и выхода в широкий литературно-исторический контекст. Например, противоречивыми являются авторские позиции

    Н.Г. Чернышевского в романе «Что делать?» и Ф.М. Достоевского

    «Преступление и наказание». В России второй половины девятнадцатого столетия единственной трибуной для выражения политических взглядов были страницы художественных произведений. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был ответом Н.Г. Чернышевскому на его роман-манифест революционеров-демократов. Н.Г. Чернышевский утверждает рационализм и принцип полезности через образы положительных героев новых людей, разночинцев Лопухова, Кирсанова, излагающих теорию «разумного эгоизма». А в романе Ф.М. Достоевского показано, как страшна «простая арифметика» рационализма, утверждающего, будто цель оправдывает средства, и ведущего к гибели мира. Через образ отрицательного героя Лужина, способного преступить закон нравственный и не испытывать при этом никаких угрызений совести, пародируется и тем опровергается теория «разумного эгоизма» в эпизоде рассуждений Петра Петровича о кафтане. Именно эти умозаключения, оправдывающие отречение от сострадания к униженным и оскорбленным, приводят Раскольникова в бешенство, а в высказываниях Лужина явным является противоречие между его рационалистической концепцией о пользе для себя и недоумением, по поводу роста преступности, на что Раскольников язвительно отвечает: «По вашей же вышло теории! ... А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

    И снова осуществляется выход на еще более высокий уровень обобщения информации, когда обучающийся устно или письменно высказывает свою точку

    зрения по заявленной в тексте проблеме, соглашается или не соглашается с авторской позицией и обосновывает свое видение решения проблемы.

    Безусловно, что целый комплекс умений, характеризующих читательскую грамотность, имеет практический выход – использование полученной в результате чтения информации.

    1. Актуальность информации текста.


    Владение навыками читательской грамотности предполагает важные результаты:

      1. Использовать информацию из текста для решения практических задач, учебных и социальных.

      2. Формулировать на основе полученной информации собственные гипотезы и осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.

      3. Прогнозировать события, течение процесса на основе читательского опыта.

      4. Предлагать интерпретацию явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте, и выходить на межпредметный и метапредметный уровни.

      5. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.



    Одной из ближайших практических задач для обучающихся является подготовка и успешная сдача государственных экзаменов. Именно на уроках литературы обучающиеся овладевают навыками функциональной грамотности, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку при выполнении заданий тестовой части, проверяющих умение осуществлять информационную обработку текстов, научно-популярных и художественных, публицистических: выявлять явно заданную информацию, определять наличие-отсутствие и искажение фактологической информации, оценивать форму, структуру, стиль текста, выявлять связи между частями текста.

    Сочинение формата ЕГЭ по русскому языку и задания ЕГЭ по литературе предусматривают и фактически проверяют весь комплекс описанных выше читательских умений.

    Читательский опыт, сформированный на базе изучения классической литературы, важен для становления личности обучающегося, влияет не только на интеллектуальное развитие, но и во многом развивает чувства, является основой и для социализации и пищей для духовного развития. Способствует формированию мировоззрения молодого поколения: представлений о нравственных законах, духовных ценностях, об отношениях между людьми, воспитывает патриотические чувства.

    Тема следующей лекции: «Задания, развивающие читательскую грамотность. Извлечение фактологической информации».

    Основные аспекты.

    1. Задания на определение места информации и ориентирование в тексте в целях извлечения явно заданной информации.

    2. Задания, формирующие умение делить текст на фрагменты и устанавливать их последовательность.

    3. Задания на определение наличия-отсутствия информации.


    Проблематика.


    1. Как в заданиях могут соотноситься вопросы и ключевые слова текста?

    2. Какие задания формируют умения ориентироваться в тексте и видеть все его микротемы?

    3. Какие задания помогут находить и извлекать единицы информации в одном и разных фрагментах текста?

    4. Как с помощью неверных дистракторов в заданиях проверяется понимание наличия-отсутствия информации?


    написать администратору сайта