Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же вкладывается в данное понятие

  • Документ (1). Лекция Литературный язык и литературная норма План Понятие нормы языка (литературной нормы)


    Скачать 21.92 Kb.
    НазваниеЛекция Литературный язык и литературная норма План Понятие нормы языка (литературной нормы)
    Дата07.04.2021
    Размер21.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент (1).docx
    ТипЛекция
    #192160

    Перейти к основному содержанию

    Изображение пользователя Датханова Ольга Станиславовна 15100Датханова Ольга Станиславовна 15100

    Переключить меню сообщений

    Переключить меню уведомлений

    Русский язык и культура речи для СПФ …

    Мои курсы Курсы в разработке Русский язык и культура речи для СПФ Тема 3 Литературный язык и литературная норма

    Литературный язык и литературная норма

    Лекция 2. Литературный язык и литературная норма

    План

    1. Понятие нормы языка (литературной нормы).



    1. Варианты норм.



    1. Типы норм.

    1.Важнейшим качеством культуры речи является ее правильность, иными словами, ее соответствие языковым нормам.


    Что же вкладывается в данное понятие?

    Норма языка (литературная норма) – это правила использования языковых средств, единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.

    Языковая норма – явление сложное и достаточно противоречивое: она диалектически соединяет в себе ряд противоположных особенностей. Перечислим наиболее важные из них и дадим необходимый комментарий.

    1. Относительная устойчивость и стабильность языковой нормы являются необходимыми условиями обеспечения равновесия системы языка на протяжении длительного времени. Вместе с тем, норма – явление историческое, что объясняется социальной природой языка, постоянно развивающегося вместе с творцом и носителем языка – самим обществом.

    Историческим характером нормы обусловлена ее динамичность, изменчивость. То, что являлось нормой в прошлом веке и даже 10-15 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Если обратиться к словарям и литературным источникам 100-летней давности, можно увидеть, как менялись нормы ударения, произношения, грамматических форм слов, их (слов) значение и употребление. Например, в XIX веке говорили: шкап (вместо шкаф), жыра (вместо жара), строгый (вместо строгий), тихый (вместо тихий), Александрынский театр (вместо Александринский), вернувшис (вместо вернувшись); на бале, погоды, поезды, этот красивый палето(т) (пальто); непременно (вместо обязательно), надобно (вместо надо) и т.п.

    1. С одной стороны, для нормы характерны общераспространенность и общеобязательность соблюдения тех или иных правил, без чего невозможно было бы «управление» стихией речи. С другой стороны, можно говорить и о «языковом плюрализме» – существовании одновременно нескольких вариантов (дублетов), признающихся нормативными. Это является следствием взаимодействия традиций и новаций, стабильности и изменчивости, субъективного (автор речи) и объективного (язык).



    1. Основные источники языковых норм – это прежде всего произведения классической литературы, образцовая речь высокообразованных носителей языка, общепринятое, широко распространенное современное употребление, а также научные исследования. Однако, признавая важность литературной традиции и авторитета источников, следует помнить и об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что, безусловно, является оправданным в определенных ситуациях общения.

    В заключение подчеркнем, что литературная норма объективна: она не выдумывается учеными, а отражает закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Нормы языка обязательны как для устной, так и для письменной речи. Необходимо понимать, что норма не подразделяет языковые средства на «хорошие» и «плохие». Она указывает на целесообразность их употребления в конкретной коммуникативной ситуации.

    В целом в литературной норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении представителей данного общества. Она необходима, поскольку помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от просторечий, диалектизмов, жаргонизмов.

    О литературных нормах писали многие языковеды: А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.И. Ожегов, Ф.П. Филин, В.Г. Костомаров, А.Н. Кожин, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин, Д.Н. Шмелев, К.С. Горбачевич, Л.К. Граудина и другие. Несмотря на различные подходы к осмыслению и определению этого узлового понятия, на котором строится «языковая политика», ученые единодушно сходятся в том, что литературная норма – явление сложное и диалектически противоречивое. По их мнению, в литературном языке различают следующие типы норм:

    1. Нормы устной речи;



    1. Нормы письменной речи;



    1. Нормы письменной и устной форм речи.



      1. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

    · лексические нормы;

    · грамматические нормы;

    · стилистические нормы.

      1. Специальными нормами письменной речи являются:

    · нормы орфографии;

    · нормы пунктуации.

      1. Только к устной речи применимы:

    · нормы произношения (орфоэпические);

    · нормы ударения (акцентологические);

    Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (низкие цены – неправ. Дешевые цены, предоставить слово для доклада – неправ. Представить слово для доклада).

    Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

    Соблюдение лексических норм – важнейшее условие таких качеств речи, как точность и её правильность.

    Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных, образование формы 1лица единственного числа настоящего или будущего простого времени глаголов, формы 3 лица единственного и множественного числа, образование форм повелительного наклонения), например: новый тюль, а не новая тюль; красивее, а не красившее; в две тысячи девятом году, а не в двух тысяч девятом и др.

    Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов (определений, приложений, подлежащего со сказуемым), и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием (согласно договору, а не согласно договора; на берегу реки Волги, а не на берегу реки Волга и т.д.).

    Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения (Он их будит, чтобы они проснулись; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?).

    Нормы орфографии (орфографические) – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, например: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить; корова, идти,а не карова, ийти и т.п.

    Нормы пунктуации (пунктуационные) определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации выполняют следующие функции:

    · отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

    · фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

    · объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

    Нормы орфографии и пунктуации закреплены в «Правилах русской орфографии и пунктуации», единственном наиболее полном и официально утвержденном своде правил правописания. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации, наиболее авторитетными среди которых считается «Справочник по орфографии и пунктуации» Д.Э. Розенталя, неоднократно переиздававшийся, в отличие от самого официального свода правил, изданного дважды – в 1956 и 1962 гг. Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации (Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова), например: договОр, а не дОговор, поздравить, а не пРоздравить, каждый, а не кажНый.

    Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность (ударение может падать на любой по очереди слог слова) и подвижность (ударение может быть разным в разных формах одного слова: ногИ – нОги). В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи часто наблюдаются отклонения от норм литературного языка. Например, нередко нарушается норма ударения в таких словах, как валовОй, договорённость, нАчал, началА, пОнял, понялА, прИнял, принЯть, созЫв, лЕкторы, инстрУкторы, шофёры, инспекторА, денежные срЕдства, квартАл, бухгАлтеры.

    Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры устной речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

    2. Варианты норм

    Изменению языковых норм предшествует появление их вариантов (дублетов), которые реально уже существуют в речи и используются носителями языка. Варианты норм отражаются в специальных словарях, таких как «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей русского языка», «Словарь сочетаемости слов» и др.

    Существуют 3 степени нормативности:

    – норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов (например, класть, а не ложить; звонит а не звóнит; носков, а не носок);

    – норма 2-й степени – менее строгая, допускающая равноправные варианты, объединяемые в словарной статье союзом «и» (например, прáвы и правы, безнравствен и безнравственен);

    – норма 3-й степени – наиболее подвижная, где один вариант является основным (предпочтительным), а второй, хотя и допустим, но менее желателен. В таких случаях перед вторым вариантом ставится помета «доп.» (допустимо), иногда в сочетании со стилистическими пометами либо только стилистическая помета: «разг.» (разговорный), «поэтич.» (поэтический), «проф.» (профессиональный) и т.п. Например: банка шпрот (доп. Шпротов), чашка чая (доп. Разг. Чаю), кóмпас (проф. Компáс).

    Язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке. Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ею пользуется. Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыт.

    Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

    Так, например, в соответствии с «Толковым словарем русского языка» (1935-1940) слова закусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. По данным «Орфоэпического словаря русского языка» (1983), такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница. В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признается хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

    В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы. Примером изменения лексической нормы могут служить слова дипломант и абитуриент. Так, в 30-40-е гг. ХХ в. Слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя. Слово абитуриент в 30-40-е гг. ХХ в. Употреблялось как обозначение тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия во многих случаях относятся к одному и тому же лицу. В 50-е гг. ХХ в. За оканчивающими среднюю школу закрепилось слово выпускник, а слово абитуриент в этом значении вышло из употребления.

    Изменяются в языке и грамматические нормы. В литературе XIX в. И разговорной речи того времени употреблялись слова георгина, зала, рояля – это были слова женского рода. В современном русском языке нормой является употребление этих слов как слов мужского рода – георгин, зал, рояль.

    Примером изменения стилистических норм является вхождение в литературный язык диалектных и просторечных слов, например забияка, нытик, подоплека, свистопляска, шумиха.

    В каждую историческую эпоху норма представляет собой сложное явление и существует в довольно непростых условиях. Об этом писал еще в 1909 г. В.И. Чернышев: «В языке всякой определенной эпохи для ее современников много неясного: слагающегося, но не сложившегося, вымирающего, но не вымершего, входящего вновь, но не утвердившегося».

    Итак, историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Она не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

    Анализ лингвистической литературы по теме показал, что установление литературной нормы – необходимое условие развития системы знаний, овладения основами наук. Современный русский литературный язык – язык нормированный, язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, школы, госактов. Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение, употребление, произношение и правописание слов, образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу.



      1. Виды норм:



    1. Акцентологические (ударение),



    1. Орфоэпические,



    1. Лексические (правильный выбор слов с учётом их значения),



    1. Фразеологические (правильное употребление устойчивых выражений),



    1. Словообразовательные (образование слов и их строение),



    1. Орфографические (единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств),



    1. Пунктуационные (регламентирует правила употребления знаков препинания),



    1. Грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи, синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании),



    1. Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов).



    Последнее изменение: Пятница, 27 марта 2020, 16:06

    Пропустить Настройки

    Скрыть блок «Настройки»

    Настройки

    Управление курсом

    Сайт БГУ

    Личный кабинет БГУ


    написать администратору сайта