Личность, как объект социальной психологии. Личность, как объект социальной психологии Основные составляющие личности
Скачать 29.77 Kb.
|
Личность, как объект социальной психологии Основные составляющие личности 1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде; 2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение); 3. эмоционально-волевая сфера; 4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект; 5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств; 6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности. Ключевыми системообразующими признаками (чертами) личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения, устойчивость, особенности атрибутирования, внутренние преграды. Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Люди с высокими оценками по этому фактору обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов; Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение – это мотивационный компонент характера. Устойчивость является интегральной характеристикой личности и обусловливает ее основные процессы: мотивообразование, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п. В критических ситуациях поведение личности, обладающей высокой устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача → актуализируемый ею мотив → осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива → осознание трудностей → негативная эмоциональная реакция → поиск способов преодоления трудностей → снижение силы отрицательных эмоций → улучшение функционирования. Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переживания, связанные с переоценкой возможной неудачи и недооценкой возможности удовлетворения потребности; общая несбалансированность психофизиологической организации (чаще всего наблюдающейся в форме психопатии). Атрибуция – характер приписывания причин успехов и неудач. Существует два основных типа атрибуции (успеха и неудач): 1) особенностям ситуации (причина видится в поведении других людей, наличных обстоятельствах); 2) самому себе. Поведение личности часто хорошо описывается наличием преград (внутренних и внешних). Внутренние преграды обусловлены особенностями самой личности, которые проявляются лишь в определенных ситуациях и при необходимости активно действовать в них. Так, например, боязливость оказывается преградой для действий, требующих отваги; слабоволие – для действий, требующих упорства, настойчивости, самообладания; ожидание негативных санкций – для действий, несовместимых с оценкой окружающих; совесть – для безнравственных поступков. Понятие преград тесно связано с такой чертой личности, как моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил. Черты личности Черты личности — совокупность свойств, характеристик, качеств человека, являющихся его индивидуально-психологическими глубинными особенностями. Набор этих базовых особенностей является уникальным и неповторимым, индивидуальным для каждой личности. Часть из них имеют биологическую природу, являются врожденными чертами (в основном те, что связаны с темпераментом). Другие приобретаются в течение жизни и имеют социальную природу происхождения. Эти внутренние индивидуальные особенности личности характеризуется устойчивостью, и стабильностью. В психологии существует огромное количество разнообразных черт личности, из которых можно составить психологический портрет человека. Психолог Раймонд Бернард Кеттел при попытке получить их полный список, обнаружил около 4500 различных описаний свойств личности. После удаления всех синонимов в списке осталась 171 характеристика. Основные черты К основным чертам личности, большей частью сформированные социумом, относятся те, которые выражают его отношение: К самому себе. Это могут быть и отрицательные, и положительные качества: самоуверенность, адекватная самооценка, самолюбие, гордыня, самостоятельность, наглость, обидчивость, скромность, тщеславие, самокритичность, хвастливость, гордость, застенчивость, внутреннее достоинство, самоуважение, честь. К окружающим людям. Эти качества составляют основу социальных взаимоотношений: чуткость, добросердечие, заботливость, презрение, надменность, вежливость, грубость, хамство, тактичность, неуважение, порядочность, черствость, уважительность, коммуникативность, равнодушие, пренебрежение, доброта, отзывчивость, замкнутость. К труду, ко всем видам деятельности. Это лень, трудолюбие, исполнительность, безалаберность, усердие, суетливость, ответственность, необязательность, добросовестность, пунктуальность, активность, безынициативность и т.д. К материальным ценностям. Это рачительность, аккуратность, бережливость, скупость, неряшливость, жадность, щедрость, осторожность, небрежность. Причем эти качества частично могут пересекаться. Например, жадность может быть, как показателем отношения к другим людям, так и отношения к вещам. Равнодушие может быть выражением отношения к людям и к трудовой деятельности, а также к вещам и даже самому себе. Что не относится к чертам личности Далеко не все особенности личности являются ее чертами. Нельзя отнести следующие качества и характеристики человека: Относящиеся к его временному, сиюминутному состоянию и настроению (рассерженный, довольный, расстроенный, радостный, расслабленный), то есть те, которые могут легко поменяться на противоположные или альтернативные при смене ситуации. Черты личности же являются неизменными, к ним можно приспосабливаться, учитывать, пытаться преодолеть, совершенствовать, воспользоваться их положительной стороной. Те, которые присвоены обществом (ударник труда, чемпион, благочестивый, мудрый, способный, бездарный, опытный). Описывающие физические качества (симпатичный, высокий, сильный). Выражающие субъективную оценку человека (странный, приятный, непривлекательный). проявляются в его поведении, поступках при долговременных контактах с ним. Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным. Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой она располагает. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями, и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу. А.Ф. Лазурский о структуре личности. Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Концепция личности по А.Н. Леонтьеву. По мнению Леонтьева «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева. Другой столь же важный постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Существуют мотивы-стимулы, т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Гендерные роли Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями, часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями. Женская гендерная роль В большинстве традиционных культур женщине отводится роль «хранительницы очага». Это подразумевает, что она должна воспитывать потомство и заботиться о том, чтобы жилище было уютным. А когда её супруг «добытчик» придёт домой – она должна накормить его и обеспечить ему хороший секс. Для женщины считается нормой отсутствие работы, ведь на ней домашнее хозяйство. Кроме того, традиционно женщинам были доступны далеко не все специальности, поскольку считалось, что им нельзя поручать сложную и ответственную работу. Мужская гендерная роль В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности. Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях. Связанные понятия Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия: Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной). Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность). Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности. И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру). Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще: гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией); постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе; метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов; ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин. Направленность и идеалы личности Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать ее будущее, – это направленность личности. Она представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения человека. Направленность – это доминирующее отношение; подструктура личности, относящаяся к высшим социально-психологическим уровням и выступающая одним из ведущих регуляторов поведения. Направленность реализуется посредством внутренней субъективной активности, избирательно выделяющей смысловое единство инициативного, индивидуально-типичного поведения личности, противостоящего случайным обстоятельствам. В основе смыслового единства лежат системы целевых программ личности, являющихся интегральной функцией потребностей, мотивов, склонностей, интересов, вкусов, взглядов, желаний и др. явлений психической жизни. Это разнообразие содержаний направленности отражено в данных ей определениях: составная часть характера (Н.Д. Левитов); обобщенное отношение личности или устойчиво доминирующий мотив (Н.В. Кузьмина); общий центр духовного развития личности, включающий ценностные ориентации, жизненную направленность, мотивацию поведения, систему отношений, взаимопроникновение смысла и значения, динамику установки, нравственную позицию личности (Б.Г. Ананьев); совокупность устойчивых доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций (А.В. Петровский). Направленность личности характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. В рамках процесса общения и взаимодействия людей принято выделять три типа направленности. 1. Личная направленность (направленность на себя) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек, прежде всего, бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. 2. Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя это может и не способствовать успешному выполнению задания или его фактическая помощь может быть минимальной. 3. Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности деятельности группы, а потому стремиться доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Необходимо иметь в виду, что описанные выше три вида направленности строго не разделяются, а чаще всего в поведении человека встречаются в сочетании. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности. Идейная убежденность – это синтез знаний, а также интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия. Так же немалую роль в определении направленности личности играют идеалы человека. Идеал – это форма мотивации, выражающая направление личных устремлений человека. Содержательные характеристики идеалов личности зависят от референтных объектов человека. Идеалом может быть личность выдающегося человека, литературный герой, нравственное качество, норма поведения, уровень жизни и обеспеченности и т.д. При этом, несмотря на то, что идеалы в значительной степени определяют жизнь и деятельность человека, шкалу его оценок, они не всегда ясно осознаются. Идеалы выступают в качестве побудителей и целей деятельности, а также как примеры для подражания для человека. Поэтому они имеют важное значение в поведении личности. В зависимости от того, на кого хочет быть похожим тот или иной человек, кому он хочет подражать и к чему стремиться в своей жизни, формируется его личность. Проблема направленности личности активно обсуждается, но по-разному рассматривается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируя исследования зарубежных авторов, можно отметить тот факт, что содержание понятия «направленность» трактуется в зависимости от принадлежности исследователя к определенной психологической школе. Так, в психодинамической концепции З. Фрейда направленность можно определить через динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых заложена в организме человека изначально. В аналитической традиции К. Юнга направленность личности соотносится с понятиями интроверсии-экстраверсии. В индивидуальной психологии А. Адлера направленность можно раскрыть с помощью понятия «жизненные цели» – это целевые установки, формирование которых начинается в раннем детстве. При этом жизненные цели не всегда являются осознанными, но мотивируют и обеспечивают направление и задачи деятельности человека. В гуманистической психологии направленность личности связана с категорией «самоактуализация» и рассматривается как стремление к самоактуализации. Так, А. Маслоу определяет самоактуализацию «как соответствие человека собственной природе, стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в человеке потенций». Это стремление он называет стремлением к идентичности. Роджерс видит основную тенденцию человека в стремлении к актуализации, утверждению, усилению. С одной стороны, есть одна мотивирующая сила – стремление к самоактуализации; с другой стороны, есть одна цель жизни – стать самоактуализированной или целостной личностью. В отечественной психологии существует несколько подходов к исследованию личности, в которых даны различные определения этого понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Б.В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выделяется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как «характеристику основных интересов, потребностей, человека». Он считал, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает престиж два тесно особенности между собой наличие связанных момента: сохраняться, а) предметное содержание, человек поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает. Понимая направленность как интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека, его активность, С.Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в интересах, идеалах, склонностях и устремлениях. В доминирующее психологии существуют самого различные определения позиция понятия направленности. Например, «смыслообразующий имеет мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее период отношение» (В.Н. Мясищев), «основная обобщенного жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая суицидальная организация сущностных годами сил человека» (А.С. Прогневили). М.С. Неймарк только рассматривает «три группы мотивы мотивов, связанные переживался с отношениями человека самого к другим людям, многие к себе и к своему определенных делу и характеризующие следующим направленность его жизни личности: мотивы оценка общественные — коллективистские, высшей гуманистические, связанные склад с заботой о других развития людях, с любовью неймарк к ним, с чувством самого долга перед изучения обществом и зависимостью только от него и т. д.; расширяющую мотивы личные — связанные данном с собственным благополучием, необходимо личным первенством, характер успехом, престижем, причем удовольствием, властью увеличение и т. д.; мотивы своей деловые — идущие отечественных от интереса к окружающему басс миру, к объекту, предмета к процессу познания доминирует и деятельности» |