реферат по социологии. реферат. Личностные ценности это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни
Скачать 103.34 Kb.
|
(Конспект) Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей. Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны. Мотивационные предпосылки социализации личности Социальное поведение человека (личности) в конечном счете определяется тем обществом, в котором формируется: экономическими, социально-политическими, культурными условиями, т.е. средой в широком смысле слова. Мотивы выполняют две основные функции: побуждающую и направляющую; придающую деятельности субъективный личностный смысл. Первый аспект мотивов связан с рассмотрением их как «направляющего механизма», второй – как «аккумуляторов» личностного опыта. Мотив как «аккумулятор» личностного опыта, придавая деятельности личностный смысл, исполняет роль внутреннего регулятора будущих действий, усиливая их или сдерживая. В психологии классификация мотивов достаточно широка. Их подразделяют на: мотивы, вызываемые общественно значимыми целями, обстоятельствами и процессами, специфическими для данной деятельности, в том числе интересами, обстоятельствами, постоянными для нее (стремление к общению, самоуважению, первенству, соревнованию и т.п.); мотивы самовоспитания, деятельностные, коммуникативные, престижные, развлекательные, мотивы занятости, подражания; индивидуальные, групповые, общественные. Проведенный психологами анализ содержания мотивов, избирательного отношения подростков к различным видам социальной деятельности дает возможность увидеть, насколько они могут быть разнообразны. Интерес как мотив социальной деятельности имеет первостепенное значение в условиях действия принципа добровольности, а также в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Определяя интерес как активное избирательное отношение личности к определенному объекту действительности или виду деятельности, мы рассматриваем его как сложное личностное образование, присущее человеку. Однако, будучи заложенным в нем как рефлекс «Что такое?», он формируется в условиях социальной действительности, в процессе деятельности, становясь той внутренней пружиной, которая движет человеческими поступками. Обоснование интереса как ведущего мотива деятельности в микросоциуме очень важно для психолога. Принципиальными и универсальными для различных сфер социальной работы являются следующие положения такого подхода: понятие «интерес» отражает субъективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека; истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне связи с общественной средой, вне деятельности человека общественная жизнь не может развиваться; в интересе выражены единство объективного и субъективного, т.е., с одной стороны, интерес указывает на значимый и ценный для личности предмет объективного мира, а с другой – интерес, предпочтение одних предметов другим раскрывают направленность самой личности. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности и поведения человека в его микросреде имеет личностный смысл. Реально действующий характер мотивов в отличие от понимаемых мотивов – характерная особенность деятельности человека в реальной жизни, в открытой среде, что придает этой деятельности особую привлекательность и значимость для личности. Человек, выступая субъектом социальной деятельности, выбирает интересующее его дело, занятие. Сам по себе самостоятельный выбор предмета будущей деятельности представляет собой проявление психической активности в результате интериоризации важнейших факторов через мотивационную сферу личности. При этом, чем больше возможностей выбора, тем легче его осуществить. Самостоятельный выбор видов социальной деятельности является для человека любого возраста стимулом к поиску новых интересов, подчеркивает личностное своеобразие каждого, раскрывающееся во всем содержании деятельности, а не в ограниченной, узкой исполнительской сфере. Кроме того, самостоятельный выбор социальной деятельности побуждает к творческой деятельности и содействует развитию человека как субъекта деятельности. Многое зависит от мастерства педагогов, их умения предложить сферу или предмет деятельности, соответствующие внутренним параметрам личности и педагогически целесообразно влияющие на ее развитие. Иными словами, сделать цель социально значимой. Самостоятельная постановка и осуществление цели и служат важнейшим фактором усвоения социального опыта. Если цели навязываются извне, не совпадают с индивидуальными целями личности, то это приводит к недостаточной осознанности значимости выполняемых дел. Самостоятельно выбранная деятельность отличается эмоциональной привлекательностью, поэтому в ней создаются благоприятный фон и условия созидательной постановки самим субъектом разумных, близких ему целей для осознанного их достижения, проведения в жизнь своей программы. Это явление можно охарактеризовать как известный в психологии феномен близости интереса к рефлексу цели. И.П. Павлов считал рефлекс цели основной формой жизненной энергии каждого из нас. На важность самостоятельного поиска цели обращал внимание А.Н. Леонтьев, который считал, что для возбуждения интереса к деятельности нужно создать мотив, а затем открыть возможности самостоятельного нахождения цели в том или ином предмете, содержании. Именно таковым является механизм проявления и закрепления интересов в социальной деятельности человека, когда ему создана свободная, неформальная обстановка. Реально действующий характер мотивации – интерес – побуждает человека ставить цели и искать пути к их достижению. Своеобразие социальной деятельности заключается в том, что результаты составляющих ее действий нередко более значительны, чем воззвавший их к жизни мотив. В процессе деятельности эти мотивы изменяются, обогащаются, дополняются желанием приносить пользу другим людям. При этом происходит совпадение в сознании человека личностного смысла и объективной значимости деятельности с ее целью. Именно так складывался, например, интерес в подростковом клубе, куда подростков приводил первоначальный мотив – элементарный интерес к мужественным видам спорта, желание научиться чему-то конкретному. В течение 1–1,5 лет интерес перерос в широкую гамму мотивов, теперь уже связанных с осознанием значимости своей деятельности, направленной не только на себя, но и на помощь другим, с причастностью к общественным делам. Таким образом, интерес как основной мотив включения детей и взрослых в социальную деятельность может превращаться в широкие социальные мотивы (приносить пользу другим), в социально-позиционные мотивы (стремление утвердить себя через положительную оценку, мнение окружающих), в мотивы социального сотрудничества (стремление осознавать и совершенствовать способы взаимодействия с окружающими). Все это и является мотивационными предпосылками процесса социализации личности. Поведение и установки Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер. Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека. В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому. Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если: - установка личности была достаточно сильной и ясной, - установка находится в поле сознания человека, - знания об объекте этого аттитюда, - способ формирования установки, - когда другие влияния уменьшены. Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить. Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь. Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния. Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения: 1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление). Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации. 2) Отсутствие приемлемой альтернативы. Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет. 3) Воздействие непредсказуемых событий. Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью. 4) Нехватка времени. Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач. Нравственные основы личности Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения этого понятия. В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Мораль - санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет два аспекта - духовно-идеологический и социально-практический. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму - поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта. Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества, согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. Духовная социализация личности |