Первобытное общество
3000 года до н. э.
| Деятели
| Особенности
| Наука
| Философия
| Литература
| ИЗО
| Скульптура
| Музыка
|
Палеолит
2 млн до н.э
закончился 10000 года до н.э
| гоминиды
| первое использование каменных орудий предками Homo habilis
| простые инструменты, известные как колуны, сфероиды и отщепы
| погребальные обряды
| -
| Наскальная живопись
изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям.
| скульптура изображала духов, души предков, существа, в которых видели источник болезни.делилась на бытовую (куклы) и религиозную
| · имитацию звуков природы— звукоподражательные мотивы;
|
Мезолит
не ранее 8 тыс. лет назад
| Homo sapiens
| Люди стали собираться в более крупные племена, называемые родовой общиной.
специальные орудия для обработки дерева: топор, струг, долото и тесло.
в этот период начал появляться малоподвижный образ жизни и некоторые животные были приручены.
| Орудия стали более тонкими и острыми. Острые пластины прикреплялись на наконечники копий и стрел, чтобы улучшить охоту.
| исповедовали политеистические религии и культивировали магическое мышление. Анимизм распространен
| -
| изменения произошли в париетальном искусстве, выполненном на стенах пещер, и в подвижном искусстве, в искусстве личных вещей. Кроме того, появились первые керамические изделия.
| характерно усложнение композиций, по сравнению с палеолитом, поиски новых решений для передачи динамики.
| · искусственную интонационную форму — мотивы с зафиксированным звуковысотным положением гона; · интонационное творчество: двух- и трехзвучные мотивы.
|
Неолит
не ранее 5 тыс. лет назад
| Homo sapiens
| характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством
худшая из опасностей — другой человек!
| окончательная отделка каменных орудий способом шлифования или полирования, а также пиление и сверление камня
Особенно характерны для неолита топоры
| интереса земледельческих племен к небу и земле, солнцу и луне, дождю и ветру, т. е. к тем силам природы, от которых зависело теперь благосостояние земледельца.
мантика, т. е. система гаданий и предсказаний
| Протописьменность — общепринятое название знаковых систем, существовавших до появления настоящей письменности, но имевших схожие с ней черты.
| к югу в скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые галереи наскальных изображений.
| орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей).
| · имитацию звуков природы— звукоподражательные мотивы; интонационное творчество: двух- и трехзвучные мотивы.
|
Бронзовый век
18 - 8 вв. до н. э
| Homo sapiens
| Для этого периода характерно изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, письменности, государственных образований основанных на рабовладельческом строе.
| искусственный сплав — бронза.
Совершенствовалась и техника литья.
литье по выплавляемым моделям или фигурное литье
клепка, волочение, пайка и сварка, которые дополнили ковку и литье.
| основывалась на вере в существование души и духов, которым подчиняются все окружающие предметы и явления. Важное место в таких представлениях занимал культ предков.
священники принадлежали к верхней части социальной пирамиды.
к мертвым начали относиться по-разному в зав. от класса.
| клинопись шумеров, египетские иероглифы, критские иероглифы, китайские логографы, письменность Инда и ольмекское письмо Мезоамерики.
| наскальная живопись приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей.
| В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой.
| инст-рументы оставались важнейшей составной частью ритуальных дейст-вий, особенно бронзовые колокола бяньчжун, создание которых стало одним из чудес мировой музыкальной культуры.
|
Железный Век
8-го по 3 столетие до н. э
| Homo sapiens
| железные орудия труда и железное оружие
Появились новые государства. Спарта стало
Производительность труда увеличилась
Появился прибавочный продукта
развитие ремесла, науки, искусства
Появляется патриархальное рабство, образуется племенная аристократия.
| Распространение железной металлургии
Чугун
Закалка
Стальное оружие
Монеты
Жернова
| распространяется обычай трупосожжения
Миф и религия в то время тесно связаны между собой и с природой.
| Финикийский алфавит это просто прото-ханаанский алфавит, как он был продолжен в Железный век
привело к появлению систем письма, используемых во всех регионах от Западной Азии до Африки и Европы.
| процветала греческая скульптура и расписная греческая керамика. В то же время появилось и первое этрусское искусство
| процветала греческая скульптура и расписная греческая керамика.
в области металлургии оказалось влиятельным кельтское искусство.
| Фейта, арфа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Античность
| Платон
Аристотель
Сократ
| возникновения первых городов-государств до возникновения первых государств-империй
| формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
| образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).
| литература древних греков и римлян
«Илиада»
«Одиссея»
Автор Гомер
| В Греции искусство впервые осознало себя искусством.
стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.
| Венера Милосская
Автор Огюст Роден
Античные мастера выработали идеал человека
| сопровождала танцы, пиры, театральные представления, общественные празднества, спортивные состязания (в частности, Олимпийские игры), похороны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средневековье
476 — конец XV века
| Аврелий Августин
Христианский богослов и философ
Фома Аквинский
Итальянский философ и теолог
| Условным началом периода стало падение Западной Римской империи.
Среди важнейших характеристик Средних веков — сеньориальная система, сословный строй, корпоративизм, доминирующее положение католической церкви.
| не соответствует критериям научности
стины решались не наукой или философией, а теологией
| носит по преимуществу религиозный характер
теоцентризм
креационизм
Провиденциализм
| традиционалистского тип
традиционный образец, уже готовую универсальную формулу описания героя, его чувств, внешности и т.д. влияние оказала литература античности
| подчинено религии
спиритуализм
Развивалось искусство иконописи
декоративность использования золота, плоскостной характер человеческих фигур, нарушение их пропорций и т. п
| доминировали библейские сюжеты.
первые виды готической скульптуры
Романский стиль
Давид (Донателло)
| Высокого совершенства достигла духовная музыка
Сложились каноны торжественного и величавого «песнопения»
музыкальные формы, как хорал, месса, реквием.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эпоха Возрождения
с XV—XVI веков
| Леонардо да Винчи
Галилей
Уильям Шекспир
Донателло
Микеланджело
| светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм
Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение»
формируется современный характер культуры.
| Сбор древних научных текстов всерьез начался в начале XV века
изобретение книгопечатания
появлением пороха и нового оружия изменились способы ведения войны
Концепция волнового движения
совершенные астрономические таблицы – «Эфемериды»
| Схоластика
заменяется практическими исследованиями в области этики и эстетики, политики и экономики, риторики и логики.
антропоцентризм,
обращение к античности,
отказ от схоластики,
обращение к исследованиям в области гуманитарных дисциплин,
собственные принципы.
| Для текстов Ренессанса характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.
Ромео и Джульетта Уильяма Шекспира
Божественная комедия Данте
| Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива (трёхмерная живопись), цвет, свет, сияние, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе
«Рождение Венеры» — Сандро Боттичелли
«Мона Лиза» — Леонардо да Винчи
| растущая изысканность и спрос на детали
Большое внимание было уделено перспективе, использованию множественных плоскостей и градаций рельефа. «Давид» – Микеланджело
Персей с Головой Медузы» – Бенвенуто Челлини
| пользовалось огромным общественным авторитетом
бурное развитие светской музыки
реалистические тенденции в музыке:
народная мелодика
нового типа музыканта – профессионала
формирование национальных музыкальных школ
|
Просвещение
влиянием научной революции XVII века
(конец XVII — XVIII веков)
| Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Иммануил Кант
| озобладание идеи равенства всех людей перед законом и людьми
свободы (слова, совести, печати)
победа разума над чувствами
исторический оптимизм.
| приобретает эмпирический характер
Ученые испытывают природу, пытаются разгадать ее тайны
Галилео Галилей – гелиоцентризм.
Ньютон, создание точного метода описания движения.
| отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его.
| особенность литературы эпохи Просвещения – её идеологичность и публицистичность.
В произведениях много идей, философских, политических, публицистических рассуждений, размышлений самого автора или персонажей.
“Робинзон Крузо” Даниэля Дефо.
| светский характер искусства;
повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
появление «пейзажей настроения»
приоритет рисунку и гравюре
Жан-Антуан Ватто (1684-1721). Затруднительное предложение.
| Влияние рококо сказалось в отсутствии монументальност
Поиск героического начала привел скульпторов к античным образцам. «Этьен Морис Фальконе
Пигмалион и Галатея»
| расцвет личностного творчества
домашнее музицировани
первые капеллы, оркестры и оперные труппы
Хоровые концерты Моцарт – «Реквием»
«Симфония N 40,41»
|
Новое время
1789 — 1918
(окончание Первой мировой войны)
| Фрэнсис Бэкон
Томас Гоббс
Блез Паскаль
| Развитие науки, первая научная революция. Бурное развитие естественных наук. Зарождение технических наук. Появление эмпирических методов сознания. Широкое распространения эксперимента
Появление учебных заведений нового типа (сочетание теоретической подготовки с лабораторными исследованиями). (Высшая политехническая школа, высшая медицинская школа)
| постепенно пришло в упадок средневековое мировоззрение
на повседневную жизнь людей оказало развитие техники
развитие горного дела и металлургии
| характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники
формированием экспериментально-математического мировоззрения
называют эпохой научной революции.
| Индивидуальное» перестраивается, и перестраивается прежде всего в самой жизни
Барокко
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого
| Романтизм.
Теодор Жерико "Плот Медузы".
Реализм.
Франсуа Милле "Сборщицы колосьев", 1857 г.
Импрессионизм.
лод Моне "Впечатление. Восход солнца", 1872 г.
| наменовалась блестящим развитием архитектуры
Классицизм
Ампир
Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира
Мартос Иван Петрович « Портрет графа Н.И.Панина.»
| Стало больше художественных произведений
ще больше отделяется от церкви
се больше затрагивая человеческие переживания.
Деление на театральную и светскую.
франц шуберт
Цикл «Прекрасная мельничиха»
Цикл «Зимний путь» (
|
Новейшая история
(С 1918 по наши дни)
|
Владимир Ленин
Карл Поппер
Адольф Гитлер
| Мировая Глобализация
Многочисленные кризисы буржуазного общества, связанные с неустойчивостью капиталистической экономики
Соревнования между ведущими странами мира в наращивании вооружений.
Глобальные войны за передел мира.
| превращение науки в вид профессиональной деятельности
интенсивный рост численности научных работников
начительный рост материальных затрат на научно-исследовательские работы
превращение фундаментальных исследований в большой бизнес
| Внутренне неоднородна
Антропоцентрична
Логоцентрична
| неоднородна и многообразна 1984 джордж оруэлл Владимир Маяковкий «Баня»
| Футуризм
Сюрреализм
Абстракционизм
Реди-мейд Сальвадор Дали
«Постоянство памяти»
| Кубизм в скульптуре
Альберто Джакометти
«Женщина Ложка»
| Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого
искали вдохновение в эпохах классицизма и барокко.
«Рихард Штраус»
«Элвис Пресли»
Рок –н - ролд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|