Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил(а): Мачалова Анастасия Алексеевна УПНУ-2121(2) Проверил(а)

  • логика. Логика и аргументация Нового времени


    Скачать 43.1 Kb.
    НазваниеЛогика и аргументация Нового времени
    Анкорлогика
    Дата06.01.2023
    Размер43.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалогика .docx
    ТипРеферат
    #874553

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
    Экзаменационная работа 3 семестра

    Дисциплина: Логика


    Реферат

    Тема: Логика и аргументация Нового времени.



    Выполнил(а):

    Мачалова Анастасия Алексеевна

    УПНУ-2121(2)

    Проверил(а):

    _____________________________

    _____________________________


    Омск 2023 г

    Оглавление

    Введение



    Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», основные значения которого связаны с понятиями «мышление» и «язык»,

    «слово». Тогда мышление еще не осознавалось как относительно самостоятельный феномен.

    «Логос» в понятии древнегреческого мыслителя Гераклита, который первым обратился к этому термину, - это то, что упорядочивает мир, вековая объективная, всеобщая закономерность. В полной мере такое значение термин «логика» сохраняется и в наше время. Бытие, в современном представлении, является спорным единством упорядоченности и хаоса. Выходя из определенной роли первого момента, говорят про объективную логику возникновения, становления и развития тех или иных объектов, в частности про логику событий.

    Некоторые западные экономисты, беря во внимание неэффективность советской системы хозяйствования и предсказывая гибель политического режима, который поддерживал эту систему, утверждали: « Сама логика исторического процесса свидетельствует, что мы были правы». Разговоры и размышления - это одно, они могут быть разными, а ход исторических событий упорядочивается некоторыми закономерностями, в нем есть логика: нынешнее состояние вещей (неэффективная экономика) с необходимостью порождать именно такой завтрашний день – ошибку политического режима, который насильно внедряет неэффективную, неконкурентоспособную систему хозяйствования. Поскольку так оно и случилось, то эти авторы считают, что логика их размышлений (субъективная логика) совпала с логикой исторического процесса.

    Одновременно к слову «логика» обращаются и тогда, когда характеризуют некоторые духовные явления, в первую очередь мышление. Имеется ввиду - субъективная логика. Логическим, т. е. таким, в котором

    есть логика, называют четкое определение, последовательное, доказывающее мысль.

    Логикой называют и науку которая изучает упорядоченность человеч еского мышления, его законы и формы, и соответственную научную дисци плину. Различают традиционную и современную логику. Было время, когда не главное отличие между ними видели в том, что первая сохраняла в себе элементы диалектической логики (при этом часто обращались к логике Аристотеля, в частности его учение про категории). Хотя преобладающее большинство специалистов считает, что специфика современной формальной логики состоит в использовании идей приведения доводов, подобных до вычислений в математике, математических методах, искусственного языка и т.д. Традиционная логика первый уровень формальной логики, т.е. ее «арифметика», в ней исследуются структуры мыслей и размышлений усложненные содержанием, поскольку выраженные преимущественно способами природного (национального) языка. Современная логика (Так названная математическая или символическая вторая более высокая ступень формальной логики, своеобразная «алгебра логики». Она применяет математические методы и специальный аппарат символов и исследует мышление с помощью исчисления.

    А это открывает дорогу к познанию новых закономерностей мышлени я, с которыми приходится сталкиваться при построении сложных логических конструкций, в частности математике, кибернетике, теории релейно- контактных систем, при проектировании, в работе электронно- вычислительных машин, разнообразных автоматов и управляющих устройств.

    Размышляя над проблемами «живучести» традиционной логики, необходимо обращать внимание на большое количество обстоятельств, но

    нельзя игнорировать ту истину, что люди никогда не откажутся от естественного языка, а повседневное сознание никогда не будет вытеснено научным. Поскольку мышление людей во многих сферах жизни остаются усложненными естественным языком, то без традиционной логики обойтись невозможно.

    Различают классическую и неклассическую разновидность современно й логики. Одни ученые жестко противопоставляют их, другие – наоборот, рассматривают как разные направления и тенденции в ее развитии. Классическая логика, как и традиционная, как и традиционная, каждому высказыванию приписывает только одно из двух истинных значений истину или ложь. Эту логику ввели Г.Фреге и Б.Рассел. Дать однозначное определение понятия неклассическая логика нелегко. Критика классической логики, которая началась в начале 20 века стала причиной возникновения новейших разделов современной логики, которые в совокупности составляют так называемую неклассическую логику. Отдельными разделами этой логики являются:

    -Алетическая логика анализирует смысл терминов «необходимо»,

    «возможно», «случайно» и их модификации.
    -Деонтичная логика изучает логические связи нормативных высказываний, в состав которых входят термины «разрешено»,

    «обязательно», «запрещено» и их разновидности.
    -Эпистемическая логика исследует смыслы терминов «доказано»,

    «знаю», «опровергнуто», «сомневаюсь» и другие.
    -Логика оценок – обращается к терминам «хорошо», «плохо», «лучше»,

    «хуже», «безразлично».

    -Релевантная логика – выделяет и систематизирует только уместные (релевантные) принципы логики, исключая все остальные, в частности парадоксы и импликации.

    -Темпоральная – (логика времени – исследует логические связи между высказываниями о прошлом, настоящем и будущем.

    В недалеком прошлом особое значение придавали диалектической логики(этот термин предложил Гегель для обозначения учения о всеобщих з аконах развития всех «естественных и духовных вещей»).

    Некоторые советские ученые утверждали, что эту науку создали классики марксизма-ленинизма. Правда, такое мнение разделяли не все ученые. Так, известный популяризатор логики М.Кондаков высказал мнение, что К.Маркс и Ф.Энгельс не обращались к термину «диалектическая логика» ни в одной из своих работ, опубликованных во время их жизни. Диалектическая логика, по его словам, не является «логикой в общепринятом значении этого слова». По нашему мнению диалектика как наука напоминает логику лишь на столько, на сколько она в состоянии выявить упорядоченность процесса познания и соответственно сориентировать ученых всех научных областей в сфере всеобщих законов развития всего существующего. Поскольку диалектика исследует некоторые общие проблемы , то она исполняет роль скорее методологии, чем собственно логики.

    Иногда говорят о логике разных групп людей – детскую и женскую, логику преступников и логику законников. Логика имеет общечеловеческий характер. Но в процессе мышления разные группы людей (в зависимости от социального положения, пола, возраста), склонные исходить из специфических положений, которые кажутся им безусловно истинными, аксиоматическими, что может существенно влиять на результаты их

    мышления. Прежде всего, говорится про сознательное или несознательное нарушение законов логики, т.е. про софизмы и паралогизмы.

    Мышление, как сложный феномен, является предметом изучения не только логики, а и большого количества других наук гносеологии, психологии, кибернетики и др. Так, гносеология исследует вопросы отношения мышления к бытию, его возникновение и развитие, взаимосвязь с чувственной ступенью познания, проблему истинности. Психология изучает мышление относительно тех причин и условий, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие мышления в индивидуальном развитии человека, влияние на мышление эмоций, воли и других психических явлений.

    Кибернетика изучает мышление путем моделирования его в виде специальных схем, с помощью которых осуществляется восприятие, запоминание и переработка информации с целью ее эффективной передачи. Физиология высшей, нервной деятельности исследует мышление со стороны материальных процессов, которые происходят в клетках коры головного мозга ( нейронах) и представляют собой его физиологическую основу. К тому же количество наук, которые изучают мышление, безостановочно возрастают. Поэтому традиционное признание логики, как науки о законах и формах мышления требует уточнения, поскольку перечисленные науки тоже исследуют соответственные законы и формы выявления мышления.

    Чтобы отличить специфику законов мышления, которые изучаются ф ормальной логикой, необходимо обратиться к проблемам истинности и правильности мышления, специфике фактических и логических ошибок.

    Логика нового времени



    Противоречащий характер логики эпохи возрождения давался в знаках и в новое время.

    Так, Ф.Бекон и его последователи высоко оценивали индукцию и недооценивали дедукцию, а Р. Декарт и его сторонники, наоборот преувеличивали значение дедукции и недооценивали дедукцию.

    Необходимо выделить большой вклад в развитие логики известных мыслителей той эпохи.

    Фрэнсис Бекон (1561-1626) предложил в корне перестроить философию и науку, целью которой по его мнению есть счастье людей, их могущество, достижение власти над природой. Он предал беспощадной критике логику Аристотеля, противопоставивши ей свою логику. Его труд « Новый Органон» мог заменить старый аристотельский «Органон», который Бекон считал не только неполезным , но и глубоко вредным для науки. Первая, «разрушительная» часть «Нового Органона» содержит учение об

    «идолах», или «приведениях» (типичные трудности, которые возникают в процессе изучения):

    «идолы рода», «идолы пещер», «идолы рынка» и «идолы театра».
    Построить новую науку невозможно без научного метода. Именно в разработке такого метода, который указывал бы путь к истине, Бекон видел задание логики, создание которой приведет к тому, что научные открытия будут совершаться не случайно, а систематически, согласно соответствующим планам. Истинный научный метод (он считал им индукцию) исходит из единичных случаев, от них переходит до самых низких обобщений, потом к средним и наконец к всеобщим положениям. Самым важным, по мнению Бекона, являются средние обобщения, поскольку они имеют наибольшее практическое значение.

    Бекон критиковал индукцию Аристотеля и схоластов

    «индукцию через простой счет», основным недостатком которой считал учет в ней преимущественно тех случаев, которые подтверждают

    индуктивный вывод. Этой индукции он противопоставляет «индукцию через исключение», сущность которой в том, что путь самого быстрого сравнения многих фактических данных касаемых исследования явления выявляется несущественными условиями его возникновения и существования, а выявляются и учитываются только существенные.

    Большое значение Бекон придавал изучению фактов, которые не согласовываются с индуктивными выводами, т.к. сколько бы позитивных фактов не было собрано для защиты того или иного общего положения, достаточно одного противоречивого примера, чтобы оно было опровергнуто.

    Понимая несовершенство своего индуктивного метода, в частности его громоздкость, Бекон выдвинул идею его «прирегативных инстанций». Говорится про существование пререгативных случаев, когда исследуемое явление выступает настолько в «чистом», «несмешанном» виде, что возникает возможность быстро и легко отличить случайное от необходимого, несущественное от существенного. В связи с этим можно вдаваться к ускоренной индукции. Среди 27и видов пререгативных инстанций, которые называл Бекон, есть и очень ценные для науки. Некоторые из них напоминают известные сейчас методы установления причинных связей между явлениями метод подобности, метод отличия, метод сопутствующих изменений. Но считается, что Бекон не создал завершенной теории научной индукции, заложив только фундамент. Идеи Бекона позднее развил Дж.-Стюарт Миль, который считал, что целью логики есть выявление причинных связей между явлениями.

    Томас Гоббс (1588-1679) сыграл великую роль в развитии логики. Будучи номиналистом, он считал, что опыт не может дать знание общего, которое возможно только блогодаря языку. Общаясь, люди научились связывать со своим представлением о вещах некоторые знаки, прежде всего

    слова. При этом одно и то же слово применялось ко многим подобным предметам, что со временем и обеспечивало возможность знания общего.

    Наука, по Гоббсу, получает общие и необходимые знания путем оперирования общими именами. Мышление он расссматривал как объединение и разъединение имен, их дополнение, отнимание, т.е. как своеобразный счет: «…если арифметика учит нас складывать и отнимать числа, то геометрия учит нас тем самым операциям, относительно линий, фигур, углов…Логики учат нас тому же относительно последовательности слов складывая вместе два имени, чтобы создать суждение, и два суждения, чтобы создать силогизм, и много силогизмов, чтобы сложить доказательства. Из суммы или вывода силогизмов логики отнимают одно предложение, чтобы найти другое».

    Таким способом Гоббс высказал идею, которая позднее была реализована в математической (символической логике).

    Целью философии, по его мнению, есть создание научного метода. Таким методом и должна стать новая логика, которую он понимал как науку различия истины и лжи. Правда, универсальным научным методом познания в его доскональном виде Гоббс считал математику. Особенно высоко он ценил геометрию, которая по его мнению есть идеалом всех наук, которые должны выводить все свои законы с нескольких первых принципов. Их роль могут исполнять только определения имен, а не аксиомы и постулаты, которыми, по мнению Гоббса, передают соответственные определения.

    Существенное место в логике Гоббса занимала теория знаков, которая стала важным вкладом в семиотику (науку о знаках). Определяя неразрывную связь мышления и языка, этот мыслитель рассматривал логику как науку об именах (понятия, идеи), предложения (высказывания, суждения), объединение предложений (умозаключения, доказательства), науку про истину и ложь и научный метод. Он создал широко расширенную

    классификацию имен. Именно Гоббс первым назвал генетическое определение отдельным видом исследования.

    Большое значение Гоббс предавал операциям разделения понятий, их ограничением и обобщением. Рядом с дихоомичным разделением он называл и трихиотомичное. Ограничение и обобщение понятий расссматривал как сложение и вычитание имен. Так, прибавляя к имени « прямоугольник» имя

    «равносторонний», получим имя «квадрат», а отымая от имени «квадрат» имя «прямоугольный» получим имя «ромб».

    Предложение Гоббс рассматривает как объединение имен. Для науки, по его мнению, приемлемы только некоторые объединения имен – предложений. Он обращается к операции перестройки суждений, в

    частности их обращения и превращения. Условные суждения Гоббс, считает самыми адекватными, поскольку основным заданием научного знания является познание причинных связей.

    Объясняя мысль, согласно которой любое суждение является суммой двух имен (субъекта и предиката), Гоббс вынужден считать кванторные слова «все», «некоторые» и т. д. составными соответствующих имен, а частичку «не», которая занимает место перед связкой «есть», присоединять к имени, которым обозначается предикат. Другими словами, отрицательные суждения он рассматривал как утвердительные, в которых роль предиката выполняет понятие, противоречащие предикату соответствующего отрицательного суждения.

    Умозаключения он рассматривал как присоединение предложений. В основе его учения, про умозаключение, лежит силогизм, который, по Гоббсу, является операцией суммирования трех имен или соединением двух предложений, которые имеют общие имя (имя, которое обозначает средний термин). Вместе с тем этот мыслитель предлагает и другое понятие

    силогизма, которое позже было конкретизировано в математической (символической) логике.

    Законы противоречий и исключенного третьего Гоббс понимал как зак оны создания правильных предложений (суждений) с имен (понятий), а закон тождественности – как условие научной точности, которое (условие) можно сформулировать так : каждое слово в понятии должно применяться в одном и том же значении.

    Современная логика



    В истории логики выделяют два этапа:


    1. От логики Древнего мира до возникновения во второй половине 19 в. современной логике.

    2. От второй половины 19 в. до наших дней.


    На первом этапе логика преимущественно решала проблемы, поставленные еще Аристотелем. В последние полтора столетия в ней происходили качественные изменения. Предпосылки возникновения этих изменений появились еще тогда, когда Лейбниц предлагал идею вычисления и соответственный формализованный язык. Эту идею, как предполагалось, современники не поняли и постепенно забыли. Во второй половине 19 в., а тем более в 20 в. на человечество ожидало множество новых идей, благодаря которым современная логика пережила научную революцию. Назовем только несколько выдающихся ученых, которые сделали существенный внос в ее развитие.

    Джордж Буль (1806-1864) один из основателей математической логике. Положив в основу своих исследований аналогию между алгеброй и логикой, он разработал соответственное логическое вычисление, в котором применял законы и операции математики (прибавлением классов, умножения

    и т.д.). Алгебро – логический метод дал возможность Булю выявить новые типы выводов, которые не учитывались в традиционной силогистике. Он детально проанализировал законы коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности.

    Алгебра логики – система алгебраических методов решения логических задач и совокупность таких задач; в узком смысле – табличное, матричное построение логики высказываний, определяющие логические операции над ними.

    Работы Буля 1847-1854 дали рождение алгебре логики, или булевой алгебре. Буль первым показал, что существует аналогия между алгебраическими и логическими действиями, так как и те, и другие предполагают лишь два варианта ответов истина или ложь, нуль или единица. Он придумал систему обозначений и правил, пользуясь которыми можно закодировать любые высказывания, а затем манипулировать ими как обычными числами. Булева алгебра располагала тремя основными операциями И, ИЛИ, НЕ, которые позволяли производить сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение символов и чисел.

    Огастес де Морган (1806-1871) основатель логического анализа отношений, также предложил формулу суждений отношения, которая напоминает современную формулу “aRb”. Он сформулировал основные принципы логики высказываний и логики классов. В разработанной им алгебре отношения анализировал операции сложения, умножения и т.д. В математической логике Морган сформулировал законы, которые носят его имя «законы де Моргана».

    Готлиб Фреге (1848-1925),немецкий логик, математик и философ, основоположник логицизма. Дал первую аксиоматику логики высказываний и предикатов, построил первую систему формализованной арифметики. Один из основоположников семантики.Идеи Фреге много в чем наперед

    определяли развитие логики 20 в.; он ввел понятие логической функции и различия свойств вещей и отношений ( а соответственно одноместных и многоместных логических функций); впервые ввел символы для обозначения кванторов; ввел понятие существенного значения и т.д.

    Фреге систематически исследовал отношения между языковыми выражениями и предметами, которые обозначаются этими выражениями; раскрыл различие между значением и смыслом языковых выражений. Его работы расцениваются как начало нового этапа в развитие математической (символической) логики.

    Пирс Чарльз Сандерс (1839-1914), американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Основатель по математической логике. Родоначальник семиотики (общей теории знаков). В своем вычислении использовал как строгую, так и нестрогую дизъюнкцию. Пирс сформулировал законы материальной импликации. Долгое время его работы не были известны широкой научной общественности.

    Давид Гильберт (1862-1943), немецкий математик, логик, достиг значительных успехов в использовании метода формализации в определении логических умозаключений, в разработке вычисления выражений и предикатов, в исследовании аксиоматизации знаний. Он совершил строго аксиоматическое построение геометрии Эвклида, что наперед определило дальнейшее развитие исследований по аксиоматизации научных знаний, предложил развернутый план определения математики путем ее полной формализации. Но эта программа оказалась несовершенной, хотя ее идеи привели к появлению метаматематики (теории доказательств).

    Заключение



    Некоторые категории людей среди них и известные мыслители) склонные недооценивать, а то и игнорировать значение формальной логики. Одни из них считали, что мышление людей может быть идеальным и без знания логики, поэтому ее изучение излишне или, по крайней мере, малоэффективно. Подобные взгляды, конечно, имеют некоторые, хотя и недостаточные, основания.

    На самом деле, каждый человек владеет более или менее совершенной стихийно сформированной, интуитивной логикой. Без нее он вообще не мог бы правильно мыслить, общаться с людьми и т.д. Логика в жизни человека играет огромную роль, в решении жизненных вопросов, логика, как наука, должна развиваться. Необходимость знания логики объясняется уже тем обстоятельством, что она исследует общечеловеческие законы мышления, которые действуют во всех областях науки. Высокая логическая культура гражданина страны способствует ее прогрессу во всех сферах жизни.

    Список использованных источников





      1. Гетманава А. Д. Логика. М., 1986. Горский Д. П. Логика. М., 1963.




      1. Горский Д. П. Иван А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

      2. Ивлев К. В. Логика. М., 1992. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1987.

      3. Попов П. С., Стяжкип Н.И. Развитие логических идей в эпоху Возрождения. М., 1983; Попов Г1.С. История логики Нового времени. М., 1960.

      4. Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984; Субботин А.А. Традиционная и современная формальная логика. М., 1969.

      5. Асмус В. Логика. - 1999. - 362 с.




      1. Анисомов А. Современная логика. - М., 2003. - 416 с.




      1. Брюшинкие В. Логика. - М., Проспект, 2002. - 416 с.




      1. Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. - М.: Владос - Пресс, 2001.

    - 564 с.


      1. Иванов Е.И. Логика. - М.: БЕК, 2001. - 368 с.




      1. Ивин А.А. Логика. - М.: Гардарики, 2003. - 352 с.




      1. Ивлев Ю. Логика для юристов. - М.: БЕК, 2001. - 416 с. 13.Кириллов В.И. Логика для юристов. - М., 2001. - 374 с.

    1. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. - Логика. - М.: Проспект,

    2004.


    1. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., 1996. - 296 с.


    написать администратору сайта