Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропологический принцип Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что

  • Учение об обществе и государстве Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем

  • филососфия. философия. Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеЛюдвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология
    Анкорфилососфия
    Дата17.11.2020
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлафилософия.pptx
    ТипБиография
    #151130
    Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология.
    Кужинова А.М.
    Федорова А.А.
    ОЛД-232
    Биография
    Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 - 1872). Выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, коммунист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше.
    Людвиг Андреас фон Фейербах
    Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма
    Он: отрицал идею о равенстве существования и мышления; не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии; утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать; отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего. Фейербах утверждал:
    «Бог есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии» «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо» Философия Фейербаха
    Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что “божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности” Основные работы
    • Мысли о смерти и бессмертии (1830)
    • История новой философии от Бэкона до Спинозы (1833)
    • Исследование философии Лейбница (1837)
    • Характеристика философии Пьера Бейля (1838)
    • Философия и христианство
    • Сущность христианства
    • Предварительные положения к философской реформе
    • Основы философии будущего»
    • Сущность религии
    • Чтения о сущности религии
    Антропологический принцип
    Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
    • единственно существующими реальностями являются природа и человек;
    • человек является частью природы;
    • человек есть единство материального и духовного;
    • человек должен стать главным интересом философии;
    • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
    • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
    • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
    • все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
    Учение о природе
    В своём учении Фейербах дает такое объяснение природе: «Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и сущностей, которые человек отличает от себя как нечеловеческие, – вообще я понимаю под природой сущность, действующую согласно необходимости своей природы; но она не есть для меня, как для Спинозы, бог, т. е. одновременно и сверхприродная, сверхчувственная, отвлеченная, тайная и простая, – но многообразная, популярная, действительная, всеми чувствами воспринимаемая реальность. Или, говоря практически, природа есть все, что непосредственно является человеком, независимо от супранатуральных нашептываний теистической веры, непосредственно, чувственно, как предмет и основание его жизни. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, насколько он есть несвободно и бессознательно действующее существо, – ничего более, ничего мистического, ничего гуманного, ничего теологического и неподразумевающегося – в слове природа. Я апеллирую этим словом к чувствам. "Юпитер есть все, что ты видишь", – говорила древность; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не происходит от человеческих рук и мыслей». Учение о человеке
    Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа должна была стать основой новой философии, раскрывающей земную сущность человека. Природа наделила его разумом и чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту сущность по отношению к другому. Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея в виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это отношение любви, связывающее одного человека с другим. Эта связь рождает религию. Тайна теологии заключается в антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого Бога. Любовь – критерий бытия и истинности. Теория познания
    Свое учение о познании Фейербах строил, решительно критикуя идеализм. Он беспощадно высмеивал тех «спекулятивных философов», которые не понятия приспособляют к вещам, а, напротив, вещи, природу, окружающую человека, приспособляют к своим понятиям. В «Лекциях о сущности религии» Фейербах писал, что он ненавидит тот идеализм, который вырывает человека из природы. Основной смысл всей познавательной деятельности человека состоит, по Фейербаху, в её изучении. Он понимал под природой «совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое». Природа — все то, что для человека «представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом непроизвольно и бессознательно действующим» Учение об обществе и государстве
    Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
    • человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
    • полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
    • основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
    • данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
    • необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
    • смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
    Смерть
    Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюрнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой. Выводы
    • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
    • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
    • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
    • большой интерес к социально-политическим вопросам;
    • убеждение в познаваемости окружающего мира.
    Список литературы:
    • Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
    • Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
    • Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
    • Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
    • Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.
    Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта