Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел 1. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса.

  • Содержание курса Глава 1.

  • Вопросы для собеседования

  • Глава 2. Античность и Средневековье

  • Перечень дискуссионных тем для круглого стола

  • Глава 3. Эпоха Возрождения.

  • Глава 4. Эпоха Просвещения.

  • Глава 5. Китай и Япония.

  • Глава 6. Пейзажные парки Европы

  • Глава 8. Садово-парковое искусство Сибири.

  • Глава 9. Современная ландшафтная архитектура.

  • Раздел 2. Задания для студентов

  • Рекомендуемая литература

  • ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА. ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА - ЛА. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса. 5 Раздел Задания для студентов 10


    Скачать 474.45 Kb.
    НазваниеМетодические указания по изучению содержания тем и разделов курса. 5 Раздел Задания для студентов 10
    АнкорИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
    Дата29.03.2022
    Размер474.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА - ЛА.docx
    ТипМетодические указания
    #424390

    ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

    АГРОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра ботаники и ландшафтной архитектуры


    ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

    Методические указания по выполнению контрольной и самостоятельных работ


    Новосибирск 2021

    Оглавление


    Раздел 1. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса. 5

    Раздел 2. Задания для студентов 10

    2.1 Темы для контрольной работы 12

    2.2 Вопросы для экзамена 13

    2.3 Объекты для визуального тестирования 16

    2.4 Глоссарий 16

    Рекомендуемая литература 29


    Методические указания составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура.

    Дисциплина «История садово-паркового искусства», предназначена для формирования у будущих бакалавров способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Основной целью методических указаний является формирование у студентов навыков анализа основных стилистических направлений исторических объектов садово-паркового искусства, а также их влияния на современные концепции ландшафтной архитектуры. В данном пособии приведены сведения о формировании садов и парков, развитии их композиционных приемов с учетом социальных и природных условий, а также материалы для аудиторного и самостоятельного изучения дисциплины и задания для контрольной работы.

    Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм обучения, предусмотренная Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом. Целью ее является обучение навыкам работы с учебной, научной литературой и развитие способностей анализа полученной информации.

    В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:

    - подготовка к устным опросам, коллоквиумам, круглым столам по темам;

    - изучение терминов для написания проверочной работы;

    - подготовка к визуальному тестированию;

    - написание контрольной работы и подготовка доклада с презентацией.

    В результате освоения дисциплины студент должен знать:

    • Особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте.

    • Закономерности культурных изменений в обществе различных культур в соответствующие исторические периоды.

    • О недопустимости культурных изоляции и превосходства.

    Уметь:

    • Понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    • Анализировать причины повлекшие культурные изменения и строить предположения о изменениях в бедующем.

    • Воспринимать мультикультурные ценности.

    Владеть:

    • Навыками толерантного восприятия различных культур.

    • Простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    • Навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения.


    Раздел 1. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса.


    При изучении курса «История садово-паркового искусства» необходимо руководствоваться рабочей программой. Курс рекомендуется изучать в следующем порядке.

    1. История садов древнего мира и средневековья

    2. Европейское паркостроение

    3. Сады и парки Азии

    4. История российского паркостроения

    5. Современная ландшафтная архитектура.

    При изучении каждого раздела необходимо обратить внимание на временные рамки, основные черты данного периода, виды садов и парков, растительность, основные объекты ЛА и их архитекторов.
    Содержание курса

    Глава 1. Введение. История древнего мира

    Тема 1. Введение в ландшафтную архитектуру. Роль ландшафтной архитектуры в современном обществе, задачи, связь с другими дисциплинами, основные термины.

    Тема 2. История садов древнего мира. Египет. Первые сады на планете, классификация, внешний вид, растительность. Двуречье (Ассирия и Вавилония). Классификация садов, внешний вид, растительность, Висячие сады Семирамиды.

    Вопросы для собеседования

    1. Дайте определение понятиям: Ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование.

    2. Цели и задачи истории садово-паркового искусства.

    3. С какими науками и видами искусства имеет непосредственную связь ландшафтная архитектура?

    4. Источники знаний истории садово-паркового искусства.

    5. Виды садов Египта и их характерные особенности.

    6. Внешний вид и частновладельческих садов в Египте.

    7. Ассортимент растений древнего Египта.

    8. Знания и умения египтян в области садового искусства.

    9. Виды садов Ассирии и Вавилона и их характерные особенности.

    10. Отличие садов Двуречья от садов Египта.

    11. Висячие сады Семирамиды, их внешний облик и теории создания.

    12. Влияние садов древнего мира на современную ландшафтную архитектуру.


    Глава 2. Античность и Средневековье

    Тема 1. Сады античности. Греция и Рим. Классификация садов, внешний вид, растительность, изобретения античности. Различия между садами Греции и Рима.

    Тема 2. Сады средневековья. Классификация садов, внешний вид, растительность. Монастырские сады и сады наслаждений.

    Перечень дискуссионных тем для круглого стола

    1. Древнегреческие сады. Уникальная концепция или лень?

    2. Сады древнего Рима. Плагиат, коллаборация или неповторимое искусство?

    3. Греция и Рим как антагонисты в садо-парковом искусстве.

    4. Средневековые сады. Деградация или прогресс?

    5. Сад Чор-бак, история появления и внешний вид.

    6. Влияние испано-мавританского стиля на современную ландшафтную архитектуру. Особенности сада-патио.

    7. Различия испано-мавританского и средневекового типа садов.


    Глава 3. Эпоха Возрождения.

    Тема 1. Итальянские Виллы. Классификация, внешний вид, растительность, архитекторы. Возрождение вне Италии.

    Перечень дискуссионных тем для круглого стола

    1. Почему после средних веков Европа решила вернуться в прошлое, к временам античности?

    2. Ренессанс. Новое – это хорошо забытое старое?

    3. Этапы развития садово-паркового искусства эпохи Возрождения.


    Глава 4. Эпоха Просвещения.

    Тема 1. Регулярные сады во Франции до А. Ленотра. Классификация садов, внешний вид, растительность, архитекторы.

    Тема 2. Сады А. Ленотра. Классификация, внешний вид, растительность, архитекторы. Версаль.

    Тема 3. Влияние французских садов на Европу. Особенности регулярного паркостроения в разных странах, примеры объектов.

    Вопросы для собеседования

    1. Предпосылки расцвета Французского садоводства.

    2. Назовите типы садов во Франции.

    3. Особенности планировки садов до А. Ленотра.

    4. Опишите объекты садово-паркового искусства данного периода. Шенонсо и Фонтенбло

    5. Творческий путь Ленотра.

    6. Новшества, принесенные в ландшафтную архитектуру Андре Ленотром.

    7. Во-ле-Виконт и Версаль. Особенности планировки и основные объекты.

    8. Версаль и его влияние на мировое паркостроение.

    9. Особенности французских садов в Англии. Примеры.

    10. Особенности французских садов в Австрии. Примеры.

    11. Особенности французских садов в Германии. Примеры.

    12. Особенности французских садов в Дании. Примеры.


    Глава 5. Китай и Япония.

    Тема 1. Садово-парковое искусство Китая. Классификация садов, внешний вид, растительность, примеры объектов. Бонсай.

    Тема 2. Садово-парковое искусство Японии. Классификация садов, внешний вид, растительность, примеры объектов. Отличия садов Китая и Японии.

    Вопросы для собеседования

    1. Назовите типы садов Китая.

    2. Виды китайский садов.

    3. Основные черты в садово-парковом искусстве Китая.

    4. Опишите китайские сады: Сад скромного чиновника, Сад львов и парк Бейхай.

    5. Влияние китайского эпоса на сады.

    6. Бонсай. Особенности создание и применения в садах.

    7. Назовите типы японских садов.

    8. Каковы виды садов в Японии.

    9. Сад чайной церемонии. Основные элементы и традиции сада.

    10. Сад камней. Особенности создания и символизм.

    11. МАФ в японских садах.

    12. Отличия китайских и японских садов.


    Глава 6. Пейзажные парки Европы

    Тема 1. Пейзажный стиль в Англии. Причины формирования, основные черты, растительность, архитекторы.

    Тема 2. Английский стиль вне Англии. Особенности пейзажного паркостроения в разных странах, примеры объектов.

    Вопросы для коллоквиума

    1. Причины появления пейзажных садов.

    2. Английская школа ландшафтных архитекторов. Личности, объекты, различия во взглядах.

    3. Назовите типы садов Англии.

    4. Каковы основные черты классического английского сада?

    5. Опишите классические английские сады на примере парка Стоун, садов Клермонта и Роушема.

    6. Влияние английского стиля на современную ландшафтную архитектуру.

    7. Различия английского и китайского стиля.

    8. Влияние английского стиля на Европу XVIII-XIX вв.


    Глава 7. Парки России.

    Тема 1. Российское паркостроение до Петра I. Классификация садов, внешний вид, растительность.

    Тема 2. Сады Петровской эпохи. Классификация садов, внешний вид, архитекторы. Примеры регулярных садов.

    Тема 3. Пейзажные сады и парки России. Классификация садов, внешний вид, архитекторы. Примеры садов в английском стиле.

    Вопросы собеседования

    1. Виды садов в допетровской России.

    2. Русские усадьбы на примере Измайлово и Коломенского.

    3. Верховые сады в России.

    4. Основные черты сада допетровского периода.

    5. Петергоф. Архитекторы, структура, объекты.

    6. Регулярные парки на примере Архангельского, Стрельны и Летнего сада.

    7. Основные черты регулярных садов в России.

    8. Особенности пейзажных парков России.

    9. Описание парков на примере Павловска, Гатчина и Царицыно.


    Глава 8. Садово-парковое искусство Сибири.

    Тема 1. Советское паркостроение. Концепция город-сад, виды садов и парков.

    Тема 2. Сибирское паркостроение. Этапы развития, классификация садов, внешний вид, растительность, примеры объектов.

    Перечень дискуссионных тем для круглого стола

    1. Влияние советского паркостроения на современный облик российских городов.

    2. Проблемы озеленения в Сибири.

    3. Разнообразие объектов озеленения на примере Новосибирска, Томска и Красноярска.

    4. Современная ландшафтная архитектура в Сибири. Существует ли она?


    Глава 9. Современная ландшафтная архитектура.

    Тема 1. Новаторские стили в ландшафтной архитектуре. Модерн, хай-тек, бионика, минимализм. Архитекторы и примеры объектов.

    Тема 2. Выставки садово-паркового искусства. Международные и российские конкурсы для ландшафтных архитекторов.

    Вопросы для собеседования

    1. Этапы формирования новаторского стиля.

    2. Сады в стиле кубизм. Истоки создания и примеры объектов.

    3. Сады в стиле модерн. Основные черты и примеры объектов.

    4. Сады в стиле модернизм. Основные черты и примеры садов.

    5. Минимализм в ландшафтной архитектуре. Истоки появления, основные черты.

    6. Бионика в архитектуре и ландшафтной архитектуре.

    7. Творчество современных ландшафтных архитекторов: Уокер, Кохран, Шварц, Гривко. Их авторский стиль и примеры объектов.

    8. Современные тенденции в Ландшафтной архитектуре.



    Раздел 2. Задания для студентов


    Все работы, выполненные студентом должны быть оформлены по ГОСТу. Писать 14 или 12 кеглем, вид шрифта - Times New Roman, межстрочный интервал 1,5. Формат листа А4, ориентация листа – книжная (вертикальная). Размеры полей на странице: правый отступ – 10 мм, левый отступ – 30 мм, нижний и верхний - 20 мм. Все рисунки и таблицы должны иметь сквозную нумерацию и меть название, кроме того необходимо на них ссылаться в тексте.

    Объем контрольной работы 23-27 страниц, реферата 18-23 страницы. Контрольные работы и рефераты должны иметь: титульный лист, оглавление, основную часть, заключение, список используемой литературы. Основная часть должна иметь четкую логическую структуру. Например, структура для работы по теме садов в какой-либо стране может иметь следующие разделы:

    -Краткая история развития паркостроения страны.

    - Исторические объекты ландшафтной архитектуры и их архитекторы.

    - Современные объекты ландшафтной архитектуры и их архитекторы.

    - Основные черты садов и парков данной страны

    Список используемой литературы должен содержать не менее 10 источников, не более 40% которых должны быть представлены электронными источниками. Список формируется следующем образом: сначала идут бумажные источники (книги, журналы и тд.) по алфавиту, затем электронные ресурсы. Бумажные источники должны содержать информацию об авторе, названии, соавторах и редакторах, издательстве, годе выпуске и количестве страниц.
    Пример оформления литературных источников:

    Книги:

    Теодоронский В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник / В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

    Статьи:

    Нагибина И. Ю. Значение парковых зон для жителей городской среды / Нагибина И. Ю., Журова Е. Ю. // Молодой ученый. 2014. – №20. – С. 84–85.

    Электронные ресурсы:

    Озеленение территорий общего пользования. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://tehlib.com – (Дата обращения: 08.04.2021).

    2.1 Темы для контрольной работы


    1. Садово-парковое искусство Древнего мира (Египет, Ассирия и Вавилония)

    2. Садово-парковое искусство Античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).

    3. Сады Средневековья. Сады арабов в Испании. Ансамбль Альгамбра и его планировочные, композиционные черты.

    4. Сады эпохи Возрождения.

    5. Пирро Лигорио как великий ландшафтный архитектор.

    6. Джакомо Бароцци да Виньола как великий ландшафтный архитектор.

    7. Садово-парковое искусство Франции ХVII века.

    8. Влияние творчества Андре Ленотра на дальнейшее развитие садово–паркового искусства.

    9. Пейзажные парки Европы ХVII – начало ХIХ века.

    10. Особенности садов эпохи барокко.

    11. Сады допетровского времени.

    12. Садово–парковое искусство Китая.

    13. Садово–парковое искусство Японии

    14. Появление первых ботанических садов.

    15. Садово–парковое искусство Германии

    16. Садово–парковое искусство Австрии

    17. Садово–парковое искусство США

    18. Садово–парковое искусство Украины

    19. Садово–парковое искусство Канады

    20. Садово–парковое искусство Австралии

    21. Садово–парковое искусство Индии

    22. Работы А.Ринальди в русских парках (Гатчина, Ораниенбаум, Царское село).

    23. Влияние Китая на английские сады и парки.

    24. Характеристика парка в Петровскую эпоху.

    25. Особенности русского регулярного построения.

    26. Регулярные парки России. Петергоф, Архангельское и Кусково

    27. Пейзажные парки России. Екатерининский дворец, Царицыно и Павловск.

    28. История озеленения Сибири. Основные объекты СПИ г. Новосибирск.

    29. История формирования современных стилей (новаторский стиля).

    30. Мин Руйш, Андре Кохран, Марта Шварц, Питер Уокер, Пит Удольф, Александр Гривко.


    2.2 Вопросы для экзамена


    1. Садово-парковое искусство. Определение. Задачи. Отличия от других видов искусства.

    2. Связь садово-паркового искусства с другими науками.

    3. Характеристики регулярного и пейзажного стиля.

    4. Сады Древнего Египта и их планировочная структура и растительность.

    5. Охарактеризуйте садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии.

    6. «Висячие сады» и их значение для современного садово-паркового искусства.

    7. Типы озелененных территорий Античной Греции и их характеристики. Древнегреческие гимнасии и их значение для развития паркостроения.

    8. Характерные черты садово-паркового искусства Античной Греции. Главная площадь Афин – Агора – и ее облик.

    9. Типы садов Древнего Рима и их характеристики. Типы вилл Древнего Рима.

    10. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима. Атриумно-перестильный тип сада.

    11. Каковы отличительные особенности садово-паркового искусства в Античной Греции и Древнем Риме?

    12. Каковы характерные особенности садово-парковое искусство Персии? Сад Чор – Баг.

    13. Садов Индии. Композиционные особенности и примеры объектов.

    14. Тадж – Махал как характерный дворцово-парковый ансамбль.

    15. Дайте общую характеристику средневековым садам Европы.

    16. Охарактеризуйте основные типы садово-парковых объектов Средневековья.

    17. Испано-мавританские сады и их особенности. Садово-дворцовые ансамбли – Альгамбра и Генералиф и их характерные черты.

    18. Назовите основные типы объектов ландшафтной архитектуры Италии эпохи Возрождения и их основные черты.

    19. Сады при итальянских виллах. Раннее Возрождение.

    20. Вилла Д'эсте. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    21. Вилла Форнезе. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    22. Назовите и охарактеризуйте типы объектов садово-паркового искусства Франции XV - XVIII вв.

    23. Основные черты французских садов.

    24. Регулярные сады и парки Франции и их особенности до А. Ленотра.

    25. Творчество и особенности композиционных решений Андре Ленотра.

    26. Версаль. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    27. Особенности и объекты СПИ в Французском стиле вне Франции.

    28. Характерные особенности и принципы создания садов Китая.

    29. Опишите характерный китайский сад.

    30. Перечислите типы садов Китая.

    31. Сад Скромного чиновника. Стилистика, внешний вид.

    32. Особенности японского сада.

    33. Типы садов Японии и их характеристика.

    34. Особенности создания «Сада камней».

    35. «Чайные садики» - особенности композиции.

    36. Каковы отличия китайских и японских садов?

    37. Назовите предпосылки появление пейзажного стиля в Европе.

    38. Назовите первых архитекторов пейзажных парков в Англии? Кого англичане называют «отец нового садоводства»?

    39. Каковы характерные черты садово-паркового искусства середины XVIII - XIX вв.?

    40. Английские пейзажные сады. Основные черты, архитекторы.

    41. Парк Стоу. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    42. Пейзажные парки Германии и их характерные черты.

    43. Парк Мюскау. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    44. Особенности современного немецкого паркостроения.

    45. Садово-парковое искусство допетровской эпохи.

    46. Кремлевские сады Москвы, «висячие», или «красные», или верховые сады и их особенности.

    47. Назовите пейзажные парки России.

    48. Особенности и характерные черты пейзажных парков в России.

    49. Измайлово. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    50. Павловский парк. Стилистика, внешний вид, архитектор, объекты.

    51. Екатерининский дворец. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    52. Назовите регулярные парки России.

    53. Особенности и характерные черты регулярных парков в России.

    54. Петергоф. Стилистика, внешний вид, архитектор, объекты.

    55. Царицыно. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    56. Архангельское. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    57. Летний сад. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    58. Современное паркостроение. Тенденции и архитекторы.

    59. Назовите стили, в ландшафтной архитектуре, появившиеся в XX в. и их основные черты.

    60. Характерные особенности ландшафтной архитектуры США.

    61. Центральный парк Нью-Йорка. Внешний вид.

    62. Хай-лайн. Внешний вид.

    63. Гайт-Парк в Лондоне. Внешний вид.

    64. Выставка садов в Челси.

    65. Пит Удольф. Вклад в развитие ландшафтной архитектуры.

    66. Зарядье. Стилистика, внешний вид, архитектор.

    67. Особенности озеленения Сибири.

    68. Объекты ландшафтной архитектуры Новосибирска.


    2.3 Объекты для визуального тестирования


    Египетский сад, Висячие сады Семирамиды, Святилище Аполлона, средневековый сад, вилла Ланте, вилла Капроролла, вилла Д’Эсте, Фонтенбло, Шинансо, Во-ле-Виконт, Версаль, Тюильри, Сен-Клу, Виландри, сады Блейнхемского дворца, Шонбрунн, Герренхаузен в Ганновере, Бельведер, Розенборг, сад скромного чиновника, сад каменных львов, парк Баохей, золотой павильон, сады Рёандзи, Королевский ботанический сад Кью, Стоун, Роушем, Чизикхаус, Гайт парк, Центральный парк Нью-Йорка, Измайлово, Коломенское, Архангельское, Кусково, Царицыно, Летний сад, Екатерининский дворец, Павловск, Гатчина, парк им. Горького, Сокольники, Зарядье, Скайлайн, мемориал 9/11, парк ангелов, Михайловская набережная, Лагерный сад, парк Столбы, вилла Ноэль, парк Гуэль, парк Ла-Вилет.

    2.4 Глоссарий


    1. Акцент - подчеркивание детали (растение, МАФ и тд.) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть

    2. Аллея - пешеходная или проезжая дорога, обсаженная с двух сторон равно отстоящими друг от друга деревьями или кустарниками, преимущественно одного вида.

    3. Альпинарий - каменистый сад, имитирующий или воссоздающий красоту горного ландшафта и его флору. Для него характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой.

    4. Ампир - художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм. Декоративные мотивы ампира ориентируются главным образом на древнеримские или египетские образцы, имеют триумфальный характер.

    5. Английский парк – парк в пейзажном стиле. В классическом смысле подразумевает парки созданные во второй половине XVIII в.

    6. Ансамбль - в садово-парковом искусстве пространственно и функционально связанная совокупность архитектурных сооружений, рельефа, растительности водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную композицию. Основными признаками ансамбля являются наличие идейно- художественного замысла, согласованность пропорций, ритма, соподчиненность главных и второстепенных элементов, использование эстетических качеств местной ландшафтной ситуации, а также возможность зрительного восприятия общей объемно-пространственной композиции.

    7. Антураж - окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции часто становятся антуражем по отношению к архитектурным сооружениям, монументам.

    8. Анфилада - ряд отдельных, разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси. Пример: анфилада залов – залы, вдоль пересекаемые прямым коридором.

    9. Аптекарский огород, травник - огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников).

    10. Арабески - 1) вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке (европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран). 2) вид партерного цветника со сложным узором.

    11. Арборетум - дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.

    12. Аркада - ряд арок, опирающихся на столбы и колонны. Широко применяется при устройстве лоджий, галерей, отмечает главный вход в парк, на выставочную территорию и т.д.

    13. Архитектоника - в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.

    14. Архитектура - строительное искусство; особый вид творческой деятельности человека, в результате которой создаются произведения, воплощающие в себе единство материальной культуры общества и искусства.

    15. Архитектурно-планировочная организация парка - порядок размещения основных парковых центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоемов, здании, монументов и т.д.).

    16. Архитектурные элементы парка - здания и сооружения (павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады и т.д.), гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.

    17. Архитектурный сад - тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.

    18. Ассортимент - список различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.

    19. Атриум - окруженный арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой, характерен для древнего Рима.

    20. Аха (ах-ах) - граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены. Прием применялся в парках XVIII-XIX вв.

    21. Балюстрада - сквозное ограждение террас, лестниц, подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков - балясин; в садах и парках часто оформляется цветочными вазами, скульптурой.

    22. Барокко - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI до середины XVIII в.,отличает декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность форм.

    23. Бельведер - вышка, надстройка на здании, беседка на возвышении, откуда открывается красивый вид на окрестности, перспектива на парк.

    24. Берсо, биндаж - сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями.

    25. Беседка - парковое открытое сооружение, покрытие которого покоится на колоннах или столбе. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.

    26. Бонсай - искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.

    27. Бордюр - узкие линейные посадки из одного или двух рядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определенного вида. Служат для обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах.

    28. Боскет - замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке. В парках эпохи барокко замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. Ботанический сад - зеленый массив, предназначенный для научно- исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест.

    29. Бродери —Партер кружевной.

    30. Буленгрин (боулингрин) - специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Он используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.

    31. Вертикальная планировка — комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории.

    32. Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (купола, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.

    33. Вертюгаден - небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки.

    34. Вид - часть пейзажа, определенное место на территории лесопарка, сада, наиболее удобное для восприятия местности.

    35. Видовая точка - место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.

    36. Вилла - богатый загородный дом с парком. Впервые вилла появились в античном.

    37. Виридарий - озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов.

    38. Виста - вид, узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта фокуса перспективы. Включает в себя точку обзора (место, откуда восприятие оптимально), обрамление («пейзажная рама», фиксирующая вид), средний план (обычно это кулисы из растений, которые не должны отвлекать внимание от главного) и завершающий висту кульминационный объект обозрения.

    39. Висячий сад (верховой сад) - сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев. Прообраз современных висячих садов сады Семирамиды в древнем Вавилоне, которые располагались на многоступенчатых каменных террасах.

    40. Водоем - естественный элемент ландшафта или искусственное устройство (озеро, пруд, поток).

    41. Водопад - естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоемами, находящимися на разном уровне.

    42. Водяные игры - специальные устройства, появившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тонкими струйками воды зазевавшихся посетителей.

    43. Возрождение (Ренессанс) - эпоха в развитии стран Западной Европы, зародилась в Италии (XV-XVII вв.), для которой характерны обращенность к культурному наследию античности, идеалам гармоничного развития человеческой личности, уравновешенным пропорциям, ясности замысла, соподчиненности его элементов и т.д.

    44. Вокзал - устаревшее название концертного зала в парке (от англ. Воксхолл). Когда к вокзалу в Павловске провели первую в России железную дорогу, слово приобрело современное значение.

    45. Габитус - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников.

    46. Газон - участок искусственного дернового покрова, засеянный преимущественно злаковыми травами, играющий роль зеленого фона для скульптуры, архитектурных сооружений, цветочных композиций и т.д.

    47. Газон мавританский - пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.

    48. Геопластика – вид вертикальной планировки, цель которой – создание искусственных холмов.

    49. Герма - четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или бюстом.

    50. Героон - священная роща героев, со статуями, «памятными» деревьями, созданная в честь основателей города и других выдающихся людей, которым в Древней Греции поклонялись как богам.

    51. Глориэтта - небольшое парковое сооружение в форме открытого колонного павильона, расположенного обычно на возвышенности или замыкающего перспективу. Впервые появилось во второй половине XVII в. во Франции.

    52. Грот - искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естественного грота в скалах или нагромождениях из естественных камней.

    53. Группа - древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка.

    54. Дерновая скамья - устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.

    55. Диссонанс - нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания предметов и явлений. Неудачно подобранные по размерам, архитектонике и цвету группы растений, дисгармония архитектуры и пейзажа, противоречие внешнего облика новых и исторически сложившихся элементов парка и т. д.

    56. Доминанта - главный, наиболее выразительный элемент пейзажа; часто играет роль композиционного узла. Доминанта может быть выражена размерами и положением, формой, насыщенным цветом и т.д

    57. Живая изгородь - посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений.

    58. Зеленый театр - сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе, устраивается в парках и садах с использованием естественного рельефа местности. В качестве стен применяются ограждение из живой изгороди или вьющиеся растения на специальных опорах или каркасах.

    59. Зимний сад - большое остекленное помещение или часть помещения для выращивания экзотических растений.

    60. Золотое сечение – закон гармоничных пропорций.

    61. Икебана является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

    62. Ипподром - в Древнем Риме сад характерной формы в виде закругленного с одной стороны прямоугольника.

    63. Исторический парк - образец культуры паркостроения прошлого. Как памятник подлежит охране государством.

    64. Кабинет - элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стриженными стенами.

    65. Картуш - орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.

    66. Каскад - специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй воды на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас.

    67. Классицизм - художественный стиль XVIII - начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу.

    68. Клумба – вид цветника простой геометрической формы.

    69. Композиционный узел - участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Например, водоем, связывающий видовые точки берегов, с которых раскрываются различные перспективы, или поляна, объединяющая отдельные виды в пейзаже.

    70. Композиция - сочетание и взаимосвязь всех элементов паркового ансамбля, художественная система, обеспечивающая его законченность и целостность. К. обусловлена идейным замыслом и назначением объекта, местными ландшафтными и другими факторами.

    71. Ксист - небольшой плоский сад перед зданием древнеримской виллы, разделенный на правильные газоны в виде квадратов и прямоугольников и украшенный цветами, скульптурой, фонтаном. Один из первых примеров строго регулярной планировки.

    72. Кулисы - древесные, кустарниковые и другие фланговые обрамления пейзажа, создающие видимость его перспективы и концентрирующие визуальное восприятие на главных, наиболее выразительных его частях.

    73. Курватура - едва заметная криволинейность, которую придают прямолинейным формам для смягчения их острой геометричности и достижения пластической выразительности композиции.

    74. Курдонер - парадный двор в виде частично открытого П-образного пространства, окруженный корпусами зданий и обычно отделенный от улицы оградой. Прием широко использовался в ансамблях эпохи классицизма, русских усадьбах XVIII-XIX вв.

    75. Куртина - отдельный участок леса от 20-90 и более экземпляров растений, одной породы.

    76. Лабиринт - запутанные проходы, появились в садахпозднего средневековья, распространение получил в период эпохи Возрождения, а так же в русских парках XVIII-XIX вв.

    77. Лаконизм - предельно краткое и концентрированное выражение идейно-художественного замысла.

    78. Ландшафт - природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почва, растительность, водоемы, климат, животный мир), а также искусственные, т.е. антропогенные (застройка, дороги, сельхозугодья и т.д.), находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу.

    79. Ландшафтное искусство - искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры; является теоретической основой ландшафтной архитектуры.

    80. Малые архитектурные формы (МАФ) - искусственные элементы садово- парковой композиции: беседки, ротонды, порталы, трельяжи, скамьи, арки, навесы и т. п.

    81. Массив - крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоящий из паркообразующей растительности (от 1-4 до нескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80-150 м2.

    82. Нимфей - священная роща у источника, с тенистым гротом, украшенная скульптурой, колоннадой, стелой и т. п. Характерна для садового искусства Древней Греции, где считалась местом обитания нимф и муз.

    83. Нимфея - богато украшенное купольное сооружение с бассейном для купания в садах Древнего Рима.

    84. Окно - просвет в массиве или куртине с целью придания пейзажу живописности. Обычно свободен от деревьев и кустарников, но имеет травяное покрытие площадью до 1 га; способствует смене впечатлений при переходе посетителя от закрытого пространства к открытому.

    85. Опушка - насаждение, окаймляющее лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру.

    86. Оранжерея - сооружение под стеклянной крышей с искусственно созданным климатом, предназначенное для выращивания коллекции субтропических (откуда и название «оранж» - апельсин) и других экзотических растений с целью их экспонирования.

    87. Осевая композиция (парка) - такое построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развиваются начало, кульминация и завершение ансамбля, здесь сосредоточены основные архитектурные сооружения, парадные аллеи, фонтаны, бассейны, скульптура и пр.

    88. Павильон - небольшая крытая постройка в садах, парках, размещаемая в местах тихого отдыха на площадках, поворотах аллей.

    89. Палисад - легкая деревянная трельяжная изгородь. Устанавливается по краям прямоугольных или квадратных боскетов.

    90. Пальметта – вид формовки деревьев, в основном плодовых, когда ветви вытягивают в одной плоскости по каркасу, по образу пальмового листа.

    91. Пандус - сооружение, представляющее наклонную плоскость, заменяющее лестницу и служащее для переходов или въездов с одной террасы на другую, с уклонами поверхности не более 8°.

    92. Парадиз - древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов.

    93. Парапет - невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.

    94. Парнас - насыпной холм в парке с видовой дорожкой и площадкой на вершине, открытой на окружающую местность, символическое обиталище Аполлона и муз.

    95. Партер - декоративная открытая геометрически построенная композиция из стриженых трав и низких растений. Образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, монументальных сооружений и памятников.

    96. Партер английский - разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.

    97. Партер кружевной - вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мертвых» материалов, обычно на фоне песка. Характерен для периода расцвета классического садового искусства конца XVII - начала XVIII вв.

    98. Партер разрезной - разновидность классического садового партера, в котором главное значение имеют цветы на фоне песка.

    99. Патио - небольшой, замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения. Композиционно связан с интерьерами зданий и включает такие элементы, как фонтан, контейнерное озеленение, каменное мощение и т. п.

    100. Пейзажная планировка - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, получивший развитие в Англии и других странах в XVIII-XIX вв. Отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением (или имитацией) природного, сельского характера местности.

    101. Пергола - садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сводчатой поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами; обвивается вьющимися растениями (лианами), образующими закрытую галерею.

    102. Перистиль - внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветником, окруженный колоннадой, отличается регулярной композицией, замкнутостью. В Древнем Риме стены перистиля часто расписывались парковыми пейзажами для создания иллюзорного пространства.

    103. Перспектива - изображение предметов в тех пространственных соотношениях, в которых эти предметы воспринимаются наблюдателем в натуре, то есть с учетом изменения очертаний и размеров (линейная перспектива), цвета и четкости зрительного восприятия (воздушная перспектива).

    104. Платбанды, или цветочные ограды - служат к обведению вокруг партер, которые украшают цветами, тисовыми и другими деревцами низкорослыми, чтобы не заслоняли рисунков партер.

    105. Поляна - открытое пространство в парке или лесопарке, имеющее травяное покрытие, свободное от деревьев и крупных кустарников.

    106. Портик - выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие; обычно отмечает собою главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик. Портик играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором - курдонером, улицей, площадью или прилегающим парком.

    107. Райский сад - название небольшого сада внутри стен монастыря. Имел символическое значение и засаживался «райскими» растениями - яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами. В центре сада на перекрестке дорожек обычно устраивался малый водоем.

    108. Регулярная планировка - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности и получивший широкое развитие в XVI-XVIII вв. Отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптур, водных устройств.

    109. Розарий - 1) коллекционный или декоративный участок (часть парка, сада), предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз; 2) заросль дикорастущих шиповников.

    110. Ротонда – декоративное, круглое в плане сооружение, перекрытое куполом и поддерживаемое каменными или деревянными колоннами.

    111. Роща - элемент паркового пейзажа, представленный массивом древесных насаждений, площадью 1,0-1,5 га, состоящий преимущественно из одной породы (липовая, дубовая, березовая роща.

    112. Сад непрерывного цветения - специально отведенный участок в парке или ботаническом саду, на котором скомпонованы растения травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.

    113. Солитер - прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание.

    114. Стопопандус (Итальянский пандус) - пологая лестница с низкими проступями и наклонными ступенями.

    115. Трельяж - деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений.

    116. Философский сад -1) платановые, тополиные, маслинные рощи в древних Афинах, на дорожках которых принято было вести беседы на абстрактные темы. Считаются предтечей будущих пейзажных парков; 2) современный сад, предназначенный для созерцания, релаксации.

    117. Шале - сельский домик в романтических парках XVIII в., садовый павильон, который вносил в пейзаж пасторальный оттенок.

    118. Шпалера - ряд густо посаженных деревьев, стриженных в стенку или на опорах. Опорой служит деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.

    119. Эклектика - смешение разных художественных стилей, композиционных приемов и форм без учета характера местного ландшафта, внутренней логики построения ансамбля.

    120. Эрмитаж - сооружение, характерное для эпохи развития садово- паркового и дворцового искусства XVII- XVIII вв.. представляющее архитектурную постройку, расположенную в глубине парка, вдали от дворца, главного дома усадьбы и предназначенную для уединенного отдыха, размышлений, а также собраний, демонстрирования коллекций, организации концертов и др. Первоначальный смысл термина - место обитания отшельника.

    121. Эспланада - широкое незастроенное пространство перед общественными зданиями на площадях, в крупных парках, используемое для разбивки партеров, широких аллей с фонтанами и скульптурой.

    122. Эфемериды - временные легкие сооружения в парках XVIII в., рассчитанные на иллюзорный или мимолетный эффект (например, палатка, изображающая каменную постройку, пешеходный мостик из живых деревьев и т.д.).

    123. Японский сад - традиционное произведение садово-паркового искусства, характерное символическим воспроизведением природы на небольших пространствах, тонкой проработкой деталей, создающее у посетителя определенное состояние созерцательности.


    Рекомендуемая литература


    1. Сокольская, О. Б. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие : учебное пособие / О. Б. Сокольская. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 552 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/

    2. Матвиенко, Е. Ю. Дизайн малого сада : учебное пособие / Е. Ю. Матвиенко. — Новочеркасск : Новочерк. инж.-мелиор. ин-т Донской ГАУ, 2019. — 172 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/

    3. История садово-паркового искусства : учебное пособие / составитель С. Н. Витязь. — Кемерово : Кузбасская ГСХА, 2018. — 405 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/

    4. Разумовский, Ю. В. Ландшафтное проектирование : учеб. пособие / Ю.В. Разумовский, Л.М. Фурсова, B.C. Теодоронский. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 144 с., [16] с. цв. ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/

    Составители: Пеленова Екатерина Александровна, Вышегуров Султан Хаджибикарович

    ИСТОРИЯ СДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

    Методические указания

    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Компьютерная верстка ..............................

    Подписано к печати ...... 2021 г.

    Формат ...........

    Объем– изд. л.

    Изд. № ....


    написать администратору сайта