Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.

  • Виды рабочих записей

  • II ЭТАП Чтение источников: знакомство и отбор

  • II ЭТАП 2.1.Чтение источников: знакомство и отбор

  • II ЭТАП 2.2.Чтение литературы и составление рабочего («проблемного») плана/оглавления

  • Умберто ЭКО «Как написать дипломную работу», 2003

  • III ЭТАП Сбор, систематизация и разметка источников

  • 3.1. Сбор источников

  • Методы

  • ЗАКЛАДКИ

  • ПОМЕТКИ

  • 2. Пользуйтесь разными цветами.

  • Сочетайте буквенные шифры с цветовыми.

  • 4. Отмечайте степень важности информации.

  • 5. Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.

  • 6. В каких случаях не подчеркивают Когда книга не ваша.

  • 7. Наряду с подчеркиванием и раскрашиванием применяйте систему закладок

  • Если книга ваша личная и она не антикварная, размечайте

  • методика работы с источниками. Методика работы с источниками. Этапы работы с источниками


    Скачать 90.28 Kb.
    НазваниеМетодика работы с источниками. Этапы работы с источниками
    Анкорметодика работы с источниками
    Дата22.01.2022
    Размер90.28 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаMetodika_raboty_s_istochnikami.pptx
    ТипТезисы
    #339106

    МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ

    .

    Этапы работы с источниками

    I этап. Поиск библиографии.

    II этап.

    2.1.Чтение источников: знакомство и отбор.

    2.2. Составление плана-оглавления.

    III этап. Сбор отобранных источников и их систематизация; разметка источников.

    IV этап. Ведение рабочих записей.

    Виды рабочих записей: план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

    I и II ЭТАПЫ Поиск библиографии и чтение источников

    «Постепенно, пока библиография разрастается, начинайте читать материал. Только в теории можно предполагать, что сначала будет собрана отличная библиография, а потом она будет по порядку прочитана. В жизни бывает иначе. Как только готов первоначальный список книг, вы накидываетесь на первые, которые удается получить в руки. Часто бывает даже, что все начинается с чтения книги, а из нее выползает библиография. По мере того как вы будете читать книги и публикации, отсылок будет накапливаться все больше, и библиографическая картотека будет расти» (У.ЭКО, Как написать дипломную работу. - 2003. - С. 135).

    II ЭТАП Чтение источников: знакомство и отбор

    Беглый просмотр:

    • знакомство с автором (+см. фамилию научного редактора!);
    • повторность издания;
    • краткое содержание  Как установить?!

    II ЭТАП 2.1.Чтение источников: знакомство и отбор

    Беглый просмотр:

    • знакомство с автором (+см. фамилию научного редактора!);
    • повторность издания;
    • краткое содержание 
    • Аннотация
    • Оглавление
    • Предисловие (автора, редакции, переводчика)
    • Вступительная статья (автор или другие ученые)
    • Послесловие

    II ЭТАП 2.2.Чтение литературы и составление рабочего («проблемного») плана/оглавления

    • 1. Центральная тема
    • 1.1. Первая подтема
    • 1.1.1. Развитие первого аспекта
    • 1.1.2. Развитие второго аспекта
    • 1.2. Вторая подтема
    • 1.3. Третья подтема
    • 1.3.1. Развитие первого аспекта
    • 2. Распространение центральной темы
    • 2.1. Развитие первого аспекта
    • 2.2. Развитие второго аспекта
    • 2.3. Развитие второго аспекта

    Умберто ЭКО «Как написать дипломную работу», 2003

    «Вообразите, что вы собрались пропутешествовать на машине тысячу километров и времени у вас на то неделя. Даже если вы в отпуске, не станете же вы отправляться из дому в любую произвольную сторону. Вы наметите приблизительный план или маршрут. Также с научной работой. Наметьте себе рабочий план. Этому плану надо придать форму справочного указателя. Самое лучшее, если указатель будет по своему существу содержанием, то есть под названием каждой главы будет написано короткое резюме. Двигаясь этой дорогой, вы легче и лучше проясните для себя, что же намерены делать. Вдобавок выстроится членораздельный проспект для показа научному руководителю. И к тому же вы сами поймете, насколько ясны ваши идеи. Некоторые идеи кажутся убедительными, пока они в голове, но как только начнешь писать, всё расползается под руками. Можно иметь ясное представление о том, с чего начать и на чем закончить, и тем не менее оказывается, что неизвестно, как прийти от этого начала к этому концу и что должно стоять посередине. Дипломная работа, как шахматная партия, состоит из множества ходов, однако вы должны предвидеть главные ходы и комбинации, ведущие к шаху и мату, иначе шах и мат будут объявлены не вами, а вам» (С.125-126). «Лишь при наличии надежнейшего указателя можно позволить себе начинать не с начала. Так бывает редко: сперва прописываешь во всех диталях именно те пункты и рубрики, по которым материал подобран и идеи кристально ясны. Но все написанное должно укладываться в ячейки вашей сетки, называемой содержанием (С.134)..

    III ЭТАП Сбор, систематизация и разметка источников

    3.1. Сбор найденных источников

    3.2. Систематизация литературы

    3.3. Разметка источников

    3.1. Сбор источников (книги из библиотеки, собственные книги, скаченные источники, ксерокопии)

    3.2. Систематизация литературы =

    Упорядочение и группировка собранного материала, раскладывание по «кучкам» в соотв. с главами и пунктами плана-указателя.

    Разметить «кучки» цветами или спец.значками.

    В плане для каждого пункта указать соотв.литературу (конкретизировать главы, страницы)

    Сами источники размечать в соотв. с планом- главами в содержании и его пунктами.

    Методы:

    • Закладочный метод = первичная структурная разметка содержания
    • Пометочный метод = разметка с помощью системы графических условных обозначений
    • ЗАКЛАДКИ :

      цветные или нумерованные,

      ШИРОКИЕ (включают пояснительные записи, краткие замечания) или узкие (пункты оглавления или ключевые слова)

    Методы:

    • Закладочный метод = первичная структурная разметка содержания
    • Пометочный метод = разметка с помощью системы графических условных обозначений
    • ПОМЕТКИ :

      Нумерация (в соотв. с оглавлением)

      Графические

      Знаки (! ? NB)

      Пометки на полях (Важно! Цитата! Не нужно)


    ввыделения

    Разметка источников: советы от У.ЭКО

    1. Подчеркивание и пометки на полях выполняйте простыми и цветными карандашами.

    Подчеркивания обогащают книгу. Они являются знаками вашей заинтересованности. Они позволяют вернуться к книге даже

    много времени спустя и мигом отыскать то место, которое вас

    заинтересовало. Но подчеркивать надо разумно. Некоторые подчеркивают все. Это значит не подчеркнуть ничего.

    Бывает, что на одной странице сосуществуют сведения разного порядка. Подчеркивайте их по-разному.

    2. Пользуйтесь разными цветами.

    Возьмите тонкие фломастеры. Пусть ваш цвет совпадает с цветным значком на соответствующей карточке и в соответствующем пункте рабочего плана.

    Цветные знаки пригодятся на последней стадии работы, когда по красному цвету вы легко опознаете материал для первой главы, по зеленому — для второй.

    • Сочетайте буквенные шифры с цветовыми.
    • Можно, конечно, пользоваться только буквенными (шифруя ту или иную тему, раздел, проблему).

      Если выделенные места касаются какого-то конкретного автора, обязательно буковкой обозначьте каждую такую персоналию.

      4. Отмечайте степень важности информации.

      Вертикальный штрих по правому краю с надписью ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца.

      ПРОЦИТ будет значить, что надо процитировать весь кусок целиком.

      ПРОЦИТ. + буквенное обозначение/цифры — указание, в каком месте диплома должна появиться эта цитата.

    5. Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.

    При первом чтении некоторые пассажи могут вам показаться туманными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.

    6. В каких случаях не подчеркивают? Когда книга не ваша.

    Или когда она редкая, хорошо иллюстрированная и ценная.

    В этих случаях, видимо, выход из положения —ксерокопировать соответствующие страницы и разрисовать их.

    Или выписать самые яркие пассажи с соответствующими комментариями в тетрадку .

    7. Наряду с подчеркиванием и раскрашиванием применяйте систему закладок, и пусть они высовываются с того края, где на полях цифровые и цветовые метки.

    8. Боритесь с синдромом ксерокопирования.

    Без ксерокопий дипломы не пишутся.

    Но нередко ксерокопии становятся своеобразным алиби. Люди накапливают у себя горы ксероксов, и того общения с книгой, что происходило в процессе копирования, им хватает для иллюзии, будто они овладели материалом.

    Владение ксерокопией как будто освобождает от обязанности читать. Это какой-то экстаз обладания, эйфория неокапитализма.

    Обезвреживайте ваши ксерокопии: по мере принесения их в квартиру немедленно читайте, обрабатывайте, конспектируйте. Если спешка у вас не самая дикая, вообще не делайте новых копий до того, пока не будете действительно владеть материалом предыдущих.

    Многие тексты остались для меня неизученными из-за того, что мне удалось их ксерокопировать. Я и живу себе спокойно, как будто все это прочитал.

    9. Если книга ваша личная и она не антикварная, размечайте

    без колебаний. Не верьте тем, кто требует уважительного отношения к книге!

    Уважительное отношение к книге выражается в черкании на ней.

    Если вы потом захотите перепродать ее букинисту, все равно он даст такую жалкую цену, что нет смысла утаивать следы вашего с ней обращения.



    написать администратору сайта