Главная страница
Навигация по странице:

  • Оперы «Руфь», 1887.«Азра», 1890.«Ася», 1900.«Измена», 1910.«Оле из Нордланда», 1916.Оркестровые произведения

  • Произведения для камерно-инструментальных ансамблей Соната для скрипки и фортепиано.Струнный квартет.Фортепианный квартет.Книги

  • Алексей Васильевич Кольцов

  • Смерть поэта

  • Хор « Крестьянская пирушка»

  • +Крестьянская пирушка. Михаил Михайлович ИпполитовИванов


    Скачать 24.76 Kb.
    НазваниеМихаил Михайлович ИпполитовИванов
    Дата05.06.2018
    Размер24.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла+Крестьянская пирушка.docx
    ТипДокументы
    #46024

    Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов

    Родился 7 ноября 1859 года будущий композитор в Гатчине, близ Петербурга. Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), затем в Петербургской консерватории, в которой в 1882 году он закончил класс композиции Н. А. Римского-Корсакова. С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. С 1893 года по приглашению Чайковского Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её директор. В 1899—1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а с 1925 — Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены следующие оперы: «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др. Умер 28 января 1935 года.Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Педагогическая деятельность

    Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Среди его учеников А. М. Баланчивадзе, С.Василенко, Р. Глиэр, А.Гольденвейзер, Р. Меликян, К. Закарян, К. Игумнов.

    Творчество

    В своем творчестве ориентировался на учителя — Н. А. Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и тюркский фольклор. В области гармонии был чужд новаций. Преимущественное внимание уделял жанру оперы.

    Список произведений:

    Оперы

    «Руфь», 1887.

    «Азра», 1890.

    «Ася», 1900.

    «Измена», 1910.

    «Оле из Нордланда», 1916.

    Оркестровые произведения

    «Симфония», 1907.

    поэма «Мцыри», 1924.

    «Яр-Хмель», 1881. Увертюра.

    «Кавказские эскизы», 1894.

    «Иверия», 1895.

    «Музыкальные картинки Узбекистана», 1934.

    «Каталонская сюита», 1934.

    «Юбилейный марш», 1931.

    Произведения для камерно-инструментальных ансамблей

    Соната для скрипки и фортепиано.

    Струнный квартет.

    Фортепианный квартет.

    Книги

    «Грузинская народная песня и её современное состояние», 1895.

    «Учение об аккордах, их построение и разрешение», 1897.

    «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях», 1934.

    Награды, звания

    Народный артист СССР, 1922.

    Орден Трудового Красного Знамени.
    Именем М. М. Ипполитова-Иванова названы музыкальные школы в Москве, Гатчине, музыкальная школа № 1 в Костроме, а также Государственный музыкально-педагогический институт (Москва). я
    Алексей Васильевич Кольцов

    Родился в Воронеже в семье Василия Петровича Кольцова (1775—1852) — скупщика и торговца скотом (прасола), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, отец поэта, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством.

    Мать Алексея была доброй, но не образованной, не владея даже грамотой. В семье сверстников не имел: сестра была намного старше, а брат и другие сёстры сильно моложе.

    Образование

    С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя приходское.

    После года и четырёх месяцев (второй класс) в училище, Алексей был забран отцом. Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником. Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота.

    В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные на лакомства и игрушки от родителей деньги. Позже Алексей стал читать различные романы, которые брал у своего товарища — Варгина, так же являвшегося сыном купца. Особенно будущему поэту нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» Хераскова. После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку — около 70 томов. В 1825 году увлёкся стихотворениями И. И. Дмитриева, особенно «Ермаком».

    Творчество

    В 1825 году, в 16 лет, он написал своё первое стихотворение — «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимого поэта Кольцова, Ивана Дмитриева.

    Первым наставником Кольцова в поэтическом творчестве был воронежский книгопродавец Дмитрий Кашкин, давший юноше возможность бесплатно пользоваться книгами из своей библиотеки. Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина была для них своего рода клубом. Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. По-видимому ему Кольцов показывал свои первые опыты. В течение 5 лет Кольцов пользовался безвозмездно его библиотекой.

    Где-то в юности, будущий поэт пережил глубокую драму — он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться.[3] Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других.

    В 1827 году познакомился с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.

    Первые публикации у молодого поэта были анонимными — 4 стихотворения в 1830 году. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н.В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году — выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова». По делам отца путешествовал в Санкт-Петербург и Москву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на него большое влияние, с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».

    После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».

    Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали песнями на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.

    Смерть поэта

    У Алексея Кольцова нередко происходили ссоры с отцом (особенно в последние годы жизни); последний негативно относился к литературному творчеству сына.

    В результате депрессии и длительной чахотки Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 году.

    Поэт был Похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.

    Хор « Крестьянская пирушка»

    Это трудовые будни крестьян, а крестьянский праздник приуроченный может быть к завершению полевых работ, но так, как упоминается, что событие происходит зимой, то может быть пирушка приурочена к церковному празднику или же застолье совершенно ни к чему не приурочено. Анализируя текст, поражает обилие стола: «На столах кур, гусей много жаренных, пирогов, ветчины блюда полные…»

    Возможно, что такое обилие на столе – заслуга всех собравшихся на праздник указывает убранство пирующих: «…Все в нарядах цветных разубранные…» Чувствуется размах пирушки русскому человеку, но также есть элемент какой-то грусти, которую живописно передал Ипполитов-Иванов в конце хора на фразе «…от ворот поворот, виден по снегу…»

    Форма произведения трёхчастная, где первая часть состоит из трёх предложений (8т+6т+4т), вторая – (8т+4т+4т), третья – (8т+4т), кода (10т), а также оркестровое вступление и окончание.

    Основная тональность произведения h-moll, встречаются отклонения в тональности C-dur, G-dur. Стоит отметить, что все тональные изменения исходят из литературного текста. Окончание звучит в миноре в нюансе p, причём в миноре гармоническом, что характерно для народной музыки. Склад изложения гомофонно-гармонический.

    Композитор в полной мере передаёт её литературный текст через аккомпанемент. Оркестр звучит немного грубовато-тяжело, за счёт октавных интервалов и только там, где характеризуются хозяюшки, оркестр звучит мягче и легче. Оркестр дублирует мелодическую линию, то в одном, то в другом голосе. Также некоторую тяжесть звучания предаёт акценты на 1 и 3 доли. Текст играет свою роль в хоровом звучании, создавая акцент на относительно слабую долю.

    Размер произведения 5\4 с группировкой длительности 2+3 (сложный). На протяжении всего произведения каждые два такта отделяются цезурой, этим композитор выделяет каждую литературную строфу. Исходя из характера произведения, темп «allegro», так как описывается праздник, но должно ощущаться пение, подвижность в исполнении. Рисуя образ пирушки, композитор щедро использует динамику: оркестровое вступление звучит на f, но к моменту вступления хора стихает и фермата звучит p, как бы подготавливая слушателя и общей картине происходящего.

    Первое предложение первой части звучит f , во втором мы видим динамическое развитие p-mf-f и переход к 3-ему, которое звучит ff. Вторая часть описывает хозяев пирушки: первое предложение жена-хозяюшка характеризуется mf, второе – сам хозяин f, третье – хозяйская дочь mf, при этом стоит отметить способствует динамике разница женского хора и мужского. Третья часть праздник в действии, оба предложения f и наконец, когда утро mf-p-pp оркестровое окончание ppp.

    С точки зрения мелодии, её в общем понимании нет, т.к. музыка работает на текст. Получается как былинный распев, где практически происходит в пределах кварты, и именно наличие разных голосов даёт красоту звучания, плюс ко всему оркестровое сопровождение.

    Произведение исполняет смешанный хор в составе четырёх голосов С, А, Т, Б в сопровождении оркестра.
    Диапазоны голосов:
    С______________________ А______________________

    ______________________ ______________________
    Т______________________ Б______________________

    ______________________ ______________________

    Общий диапазон:__________________________

    __________________________

    Тесситурное положение всех партий удобное. Иногда встречаются звуки предельной для партий высоты, но он появляются эпизодически.

    Атака звука при исполнении мягкая, дыхание по фразам, хотя былинный распев подразумевает цепное дыхание.

    Интонационные трудности:

    - Сопрано: В первой части в партии есть поступенное движение вверх и вниз, квинтовое скачки, движение по полутонам. Во второй части мелодия становится более плавной.

    Третья часть также богата разнообразными скачками и ходами.

    - Альт: В первой части преимущественно пение на одной ноте в третьем предложении. Во второй части также многообразие интонационных переплетений вверх и вниз, ходы по полутонам, пение на одном звуке. Третья часть включает в себя пение на одном звуке.

    - Тенора: В первой части выполняют преимущественно гармоническую функцию, т.е. пение на одном звуке, лишь в третьем предложении партия становится интонационная.


    Во второй части тенора участвуют только в 4-х тактах. Третья часть квартовая, с преимущественно поступенными движениями вниз.

    - Басы: В первой части партия мелодически достаточно развита, весьма волнообразна, почти без особых скачков. Ей дублируют оркестр.


    Во второй части, так же как и у теноров, всего только 4 такта. Третья часть в принципе схожа со второй такое же обилие интонационных напевов.

    Таким образом в интонационном плане произведение весьма не простое, такое полотно, требующее от хора большого внимания и осторожности.

    Дикционные трудности:

    Если исходить из того, что текст стоит на 1-ом месте, накладываемые на не простые хоровые партии, есть очень даже весьма. В произведении нет внутри слоговых распевов, поэтому в темпе allegro требуется значительная тренировка произношения текста. Огромное количество глухих, шипящих, цокающих звуков и слов всевозможные сочетания гласных и согласных – всё это бывает текст в разряд скороговорки, практически любая фраза из любого предложения любой части есть трудности.

    Дирижёрские трудности:

    Дирижёр выделяет для себя ряд задач, по преодолению которых, звучание хора достигает уровня, предписанного композитором. От взаимодействия и понимания друг друга исполнительной группой, оркестровой и дирижёром зависит передача образов описанных композитором поэтом, передача замысла и характера произведения. Трудности дирижёра – это конечно же размер 5\4, показ вступления, фрезировка, насыщенная динамика, показ окончания.

    Хор рассчитан для академического исполнения, поэтому большинство описанных в нём трудностей можно будет преодалеть.


    написать администратору сайта