Ерохина.ТДЖ5-1. История Искусств. Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение высшего образования СанктПетербургская государственная художественнопромышленная академия имени А. Л. Штиглица
Скачать 25.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица» (СПГХПА имени А.Л. Штиглица) Кафедра естественных дисциплин и истории искусств Русский символизм и его отражение в творчестве М.А. Врубеля Выполнила: Ерохина У.Д. ТДЖ-51 Руководитель:Корнилова А.В. Санкт-Петербург 2021 Оглавление Введение Жизнь и творчество М.А. Врубеля а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в. б) Значение киевского периода в становлении символизма в творчестве Врубеля. в) Тема «Демона» в искусстве художника 1890-1902 г.г. г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский период. д) Влияние модерна на решение декоративных панно. Символизм поздних работ М. Врубеля Заключение Список использованной литературы Жизнь и творчество М. А. Врубеля Рассматривая жизнь и деятельность замечательного русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910 г.г.) произведения которого отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией, виртуозной техникой, можно сказать, что он был великим творцом, мастером своего дела. Врубель стоял у истоков русского символизма в России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое, понять непознанное, увидеть незримое. Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую, кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение выражено в символизме, который просматривается в его картинах. На рубеже веков изменилось направление вкусов, теперь публика читала Ибсена, символистов, посещала Художественный театр. И произошло признание Врубеля. На фоне новых течений становился всё более внятен и приемлем эмоциональный срой его искусства, его символика, его культ красоты и тайны. Тема данной курсовой работы и интересна тем, что мы на протяжении всего его творчества просматриваем как зарождался символизм в его работах, как развивался и закреплялся. Мы прослеживаем как влиял на становление символизма в творчестве Врубеля каждый период его творчества. Никто из художников, современников Врубеля, не мог так жить, как он, оставаясь при этом самим собой, со своим неповторимым характером видения. Некоторые символистические элементы в его творчестве явились отражением всей эпохи. В творчестве Врубеля всегда присутствовали два начала – это реалистичное и символическое. Реалистичное присутствовало всегда, так как художник всегда обращал внимание на то, что его окружает, он постоянно пытался изобразить это в своих работах. А символическое появилось в результате целого ряда переоценок, происходящих в части интеллигенции на рубеже двух столетий и в результате личного мировоззрения Врубеля. Он не был символистом в полном смысле этого слова. Он был предшественником символизма. Основным содержанием искусства для него была реальность, которая проходила через чувства художника. Но нельзя полностью оценить творчество Врубеля не рассматривая символистических тенденций в его деятельности. В своё время, он был самым ярким мастером в России, который утвердил символизм как стиль. Вот это мы и рассматриваем в своей курсовой работе. Целью курсовой работы является попытка проследить процесс становления творческого подчерка художника, выявить черты символизма в его произведениях. Творчеству Врубеля уделяли внимание многие искусствоведы. Первое исследование было сделано С.П. Яремич, но поскольку это издание очень редкое и в библиотеках найти его трудно, то приходится судить о нём только по ссылкам в работах других искусствоведов. Исследовательскую работу по творчеству Врубеля проводили такие авторы как Э.П. Гемберг-Вержбинская, Н.А. Дмитриева, Д.З. Коган, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, П.К. Суздалев, Н.М. Тарабукин и многие другие. Исследование Гемберг-Вержбинской1 является важным звеном в рассмотрении данной темы курсовой работы. Это исследование даёт нам ключ к творческой деятельности Врубеля. С помощью её трудов мы можем установить когда впервые появились тенденции символизма в творчестве Врубеля. Как он понимает свои произведения, и по его письмам своим близким узнаем, что он чувствует, какие изменения происходят в его сознании и душе. Он становится для нас живым, проявляется в своих сомнениях, надеждах, думах о повседневных делах, здесь всё оказывается связано воедино и создаётся ощущение неповторимой личности. Отрывки о нём родных и близких позволяют яснее представить всю многогранность личности художника, весь этап становления его как художника – символиста. Дмитриева Н.А.2 проделала также оригинальное исследование жизнедеятельности художника. Она начинает с ранних лет и заканчивает последними днями жизни, где прослеживается в его творчестве на всём пути развивающиеся и становящиеся «на твердую почву» символистические тенденции. Из её исследования мы видим, что становлению символистических образов в произведениях Врубеля способствует театр, где художник наблюдает образ героя, как символ чего – либо, эти сцены волновали его воображение. А также значительное место, в формировании символизма в его творчестве, занимает музыка. Символисты считали музыку высшим искусством. Символ пробуждает музыку души. Усиливающийся до непомерного музыкальное звучание души рождает образ. Искусство есть гениальное познание. Гениальное познание расширяет формы искусства. В символизме соединяется вечное сего пространственными и временными проявлениями. Всякое искусство по существу символично. Всякое символическое познание идейно. Искусство должно выражать идеи. Задача искусства, как особого рода познания, неизменна во все времена. Именно это в своём исследовании раскрывает Дмитриева. Суздалев П.К.3 , в свою очередь, тоже проделал глубочайшее исследование по творчеству Врубеля. Автор издал несколько книг о художнике, где мы прослеживаем все его направление и увлечения; Врубель любил не только театр и музыку, он увлекался литературой, которая занимала в его творчестве значительную роль. Суздалев рассказывает о духовных переживаниях мастера, о его мироощущении. Автор книги показывает нам влияние времени на стиль и метод Врубеля. Он рассматривает философию Ницше Бергенсона, а также других философов, которые положили начало формированию символизма в творчестве Врубеля. Врубель был первым кто перенёс поэтический символ из литературы в живопись. В трудах Фёдорова - Давыдова4 говорится о чувстве единого природы и человека. Здесь автор рассказывает, что любил изображать Врубель в своих работах. Художник очень много работал с натуры. Именно в реальной жизни он черпает символические образы, эти образы у Врубеля одновременно реальны и символичны. Именно в простом он видит символ. Каждый из искусствоведов старается рассказать нам о Врубеле М.А., как о талантливом человеке, многогранном, интересном и замечательном мастере своего дела. Они помогают оценить вклад Врубеля в развитие искусства. В данный момент мы видим художника в ореоле исторической славы, который сотворил шедевры имеющие ценность и в настоящие время. Заключение Творчество Врубеля требует последовательного исследования. При всей идейной сложности, запутанности мировоззрения Врубеля его сознанию присуща определённая цельность и единство. Творчество Врубеля было классическим, если понимать под классикой убедительность, основательность художественного произведения. Врубель был классичнее всех других художников этой эпохи. Суть в том, что он идеально выражал свою мысль. Нельзя иначе выразить общее мнение о творчестве этого замечательного художника, его высокая художественная культура, трудолюбие, не стареет и высоко ценится советскими художниками и зрителями. Романтико-символические образы возникали у Врубеля на основании его собственных переживаний и в попытках выплеснуть на полотно потребность прекрасного, которое он не находил в действительности. Творчество М. Врубеля призывает нас бороться с серостью и будничностью. Культура конца XIX века оказала своё влияние на творчество Врубеля. Он также обращался к общечеловеческим культурно – историческим образам: эпосу, мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В творчестве художника слились традиции большого искусства: великое наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра. Романтизм в его художественно – символическом выражении возник в России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время назревающей революции. Эстетика символизма и неоромантика в творчестве художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами истины, добра и красоты. Переплетение неореализма и символизма в искусстве Врубеля было особенно плодотворным в его произведениях в результате органичной духовно – творческой переработки, переосмысления легенд, былин, сказок в новые мифы, живописные сказки – символы. Не случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места. Они проникли в его сознание. Символисты называли музыку высшим искусством. Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в целом, стремлением проникнуть в скрытые недра реальности. Врубель реализм сочетал с символизмом. В большинстве живописных работ художника двузначность ведения и символичность образа всегда присутствовали в ясности сюжетного выбора. Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был причастен к тому, что получило названия русского модерна. В искусстве Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы его образов, он несравненно выше и обще человечнее. Врубель был великим художником. Его творчество помогает нам взглянуть на мир по-новому, помогает понять истинные ценности. Он всё выражал в символе: композицию, цвет. Он был единственный в русской живописи, который дал новую жизнь великим поэтическим символам, берущим начало в народном эпосе, у Шекспира, Гёте, Лермонтова, Пушкина – они стали другими, но по духу, по строю чувств не мельче своих прообразов. Мир Врубеля пронизан «токами духовного напряжения». В этом тайна его долговечности. У Врубеля не было прямых последователей. Символизм в России развивался самостоятельно. Но черты символизма, основы заложенные Врубелем можно увидеть у художников «Голубой розы». Список литературы. Алленов М. «Михаил Врубель», -М.: Изобразительное исусство,1996. Белый А. «Символизм как миропонимание»-М.: Республика,1994. Вагнер А. «В поисках истины»,-М.: Искусство,1993. Герман М.Ю. «Михаил Врубель: Альбом»,-Л.: Искусство,1989. Гоберг – Вержбинская Э.П. «М. Врубель».-М.:Искусство,1959. Гоберг – Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.Н., Новиков Ю.В. «Переписка. Воспоминание о художнике»,-М.:Искусство,1976. Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель». –М.: Детская лит-ра, 1984. Дмитриева Н.А. «Михаил Александрович Врубель: Альбом».-Л.:Искусство,1984. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура».-М.: Академия,1999. Ионина Н.А. «100 великих картин».-М.: Вече,2000 Коган Д.З. «Михаил Врубель». -М.:Искусство,1980. Козлова Ю.А. «Шедевры Государственной Третьяковской галереи».-М.: Гос. Третьяковская галерея,1994. Кузнецов Э.Д. «Русские художники».-Л.: Азбука,1998. Лаклотт М., Кюзен Ж.П. «Западная живопись от средних веков до наших дней»\ Пер.с фр. -М.: Терра,1997. Милотворская М.Б. «История русского искусства». II том, книга 2., -М.: Изобразительное искусство, 1981. Пахомова Н.П. «М. Врубель. Выставка майоликовых работ и театральных эскизов».-М.: Академия наук,1957. Ракитин В.И. «М. Врубель».-М.: Искусство,1980. Русакова А.А. «Павел Кузнецов».-Л.:Искусство,1877. Русакова А.А. «Символизм в русской живописи».-М.: искусство,1995. 1 Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка, воспоминание о художнике»,-М.,1976г. 2 Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г. 3 Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод.»,- М., 1984 г. 4 Фёдоров – Давыдов А.А., «Природа и человек в искусстве Врубеля», - М., 1968 г. |