Главная страница
Навигация по странице:

  • Составители М.А.Тынкевич О.А. Бияков Утверждены на заседании кафедры вычислительной техники и информа- ционных технологий

  • Работа 1. Матричные игры 1.1. Постановка задачи и описание метода решения

  • 1.2. Контрольные задания 1.2.1. Требования

  • 1.2.2. Варианты заданий

  • 2.1. Основные понятия теории статистических решений

  • 2.2. Выбор критерия принятия решения

  • 2.2.1. Критерий Лапласа

  • 2.2.2. Критерий Вальда

  • 2.2.3. Критерий Гурвица

  • 2.2.4. Критерий Сэвиджа

  • 2.3. Контрольные задания 2.3.1. Требования

  • 2.3.2. Варианты заданий

  • М.А. Тынкевич Принятие решений в условия неопределенности (теория игр и статистических решений). М.А. Тынкевич Принятие решений в условия неопределенности (теори. Министерство образования российской федерации кузбасский государственный технический


    Скачать 222.67 Kb.
    НазваниеМинистерство образования российской федерации кузбасский государственный технический
    АнкорМ.А. Тынкевич Принятие решений в условия неопределенности (теория игр и статистических решений).pdf
    Дата16.12.2017
    Размер222.67 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМ.А. Тынкевич Принятие решений в условия неопределенности (теори.pdf
    ТипМетодические указания
    #11757
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра вычислительной техники
    и информационных технологий
    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
    В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
    (ТЕОРИЯ ИГР И СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ)
    Методические указания и задания
    к практическим занятиям по курсам
    “Исследование операций в экономике” и
    “Экономико-математические методы”
    для студентов экономических специальностей
    Составители М.А.Тынкевич
    О.А. Бияков
    Утверждены на заседании кафедры
    вычислительной техники и информа-
    ционных технологий
    Протокол № 5 от 16.01.2001
    Рекомендованы к печати
    учебно-методической комиссией
    по специальности 351400
    Протокол № 3 от 16.01.2001
    Кемерово 2001

    1
    Работа 1. Матричные игры
    1.1. Постановка задачи и описание метода решения
    Теория игр занимается изучением т. н. конфликтных ситуаций, где сталкиваются интересы индивидов, партий, государств и т. п. Разумеется, не существует математической теории, которая могла бы однозначно предсказать результат реальной игры, но существуют ситуации, подоб- ные игровым и допускающие математический анализ.
    Простейшими среди игр являются матричные игры с нулевой сум-
    мой. В такой игре участвуют два игрока, первый из которых имеет m вы- боров и второй - n выборов. Если игрок 1 делает свой i-й выбор, а игрок
    2 - свой j-й выбор, то выигрыш игрока 1 (проигрыш игрока 2) равен R
    ij.
    Матрица R = [ R
    ij
    / i=1..m , j=1..n ] называется матрицей выигрышей
    (платежной матрицей).
    Система правил, однозначно определяющая выбор игрока в зави- симости от сложившейся ситуации, называется стратегией.
    Каждая фиксированная стратегия игрока, где конкретный выбор со- поставлен любой ситуации, называется чистой. В реальности чаще ис- пользуются т.н. смешанные стратегии, где чистые стратегии смеши- ваются с некоторыми частотами.
    При ведении игры игрок должен ориентироваться на оптимальную
    политику партнера и наказывать его за отступления от таковой.
    С этих позиций игроку 1 гарантирован выигрыш, не меньший
    V
    1
    =
    1..n
    =
    j
    1..m
    =
    i
    min
    max
    R
    ij
    , а игроку 2 - проигрыш, не превышающий
    V
    2
    =
    1..n
    =
    j
    1..m
    =
    i
    min
    max
    R
    ij
    Если в матрице выигрышей существует элемент R
    k l
    = V
    1
    = V
    2
    ,
    то говорят о наличии оптимальной политики "в пространстве чистых
    стратегий" и оптимальными выборами для игроков соответственно являются выборы k и l . Пару (k, l) называют седловой точкой.
    Пример 1. Пусть игра определяется матрицей
    R =
    10
    8
    6
    6
    6
    4
    3
    4
    6
    5
    4
    3
    5
    4
    3
    2
    , V
    1
    = max
    6
    3
    4
    2
    = 6 , V
    2
    = min [ 6, 6, 8, 10 ] = 6.
    Седловые точки - (4, 1) и (4, 2). Цена игры = 6; оптимальный выбор для игрока 1 - четвертый, для игрока 2 равнозначны первый и второй
    (под ценой игры понимают гарантированный выигрыш-проигрыш при
    оптимальной политике обоих игроков).

    2
    Пример 2. Пусть игра определяется матрицей
    R =
    4
    4
    4
    3
    7
    4
    5
    3
    7
    2
    5
    3
    4
    2
    6
    6
    7
    3
    4
    5
    , V
    1
    = max
    3
    2
    2
    3
    = 3 , V
    2
    = min [ 7, 7 4, 7, 6 ] = 4.
    Здесь равенство V
    1
    = V
    2
    не выполняется; оптимальной чистой стратегии для игроков нет.
    При анализе игр часто пытаются уменьшить размеры изучаемой матрицы, выявляя доминирование между строками и столбцами. Так в примере 1 элементы четвертой строки больше соответствующих элемен- тов других строк: использование выбора 4 выгоднее других выборов при любой политике противника. Противник видит, что в такой ситуации ис- пользовать выборы 3 и 4 неразумно.
    При отсутствии седловой точки среди чистых стратегий приходится искать таковую среди смешанных.
    Если игрок 1 прибегает к своему выбору i с вероятностью P
    i
    ,а иг- рок 2 - к своему j-му выбору с вероятностью Q
    j
    , то ожидаемый выиг- рыш игрока 1 (проигрыш игрока 2) равен
    Q
    R
    P
    =
    Q
    P
    R
    T
    j
    i
    m
    1
    =
    i
    j
    i

    Основная теорема теории игр ( теорема Джона фон Неймана ) утверждает, что любая матричная игра с нулевой суммой всегда имеет седловую точку, т.е. существуют векторы P и Q такие, что
    max
    P
    min
    Q
    PT RQ = min
    Q
    max
    P
    PT RQ = V ,
    (V - цена игры).
    Поиск цены игры и соответствующих вероятностей сводится к ре- шению пары двойственных задач: максимизировать V при условиях

    =

    m
    1
    i
    i
    j
    i
    V
    P
    R
    , j=1 . . n

    =
    m
    1
    i
    i
    P = 1
    P
    i

    0 , i=1 . . m минимизировать V при условиях
    V
    Q
    R
    j
    n
    1
    j
    j
    i


    =
    , i=1 . . m

    =
    n
    1
    j
    j
    Q = 1 (1)
    Q
    j

    0 , j=1 . . n
    Если учесть, что при увеличении элементов матрицы R на любую константу С цена игры увеличится на С и это изменение не окажет влия- ния на искомые вероятности выборов, то всегда можно добиться положи- тельности элементов матрицы и, следовательно, цены игры.
    В предположении V > 0 можно провести замену переменных
    Х
    i
    = P
    i
    / V , Y
    j
    = Q
    j
    / V

    3 и поставленные задачи преобразовать к задачам с меньшим числом переменных: минимизировать

    =
    m
    1
    i
    i
    X при условиях

    =

    m
    1
    i
    i
    j
    i
    1
    X
    R
    , j=1 . . n
    X
    i

    0 , i=1 . . m максимизировать

    =
    n
    1
    j
    j
    Y при условиях
    1
    Y
    R
    j
    n
    1
    j
    j
    i


    =
    , i=1 . . m (2)
    Y
    j

    0 , j=1 . . n
    Например, для игры с матрицей
    0
    3
    2
    1
    0
    4
    3
    2
    1
    возникают задачи: максимизировать минимизировать
    Y
    1
    + Y
    2
    + Y
    3
    X
    1
    + X
    2
    + X
    3
    при при
    Y
    1
    + 2 Y
    2
    + 3 Y
    3

    1 X
    1
    + 4 X
    2
    + 2 X
    3

    1
    4 Y
    1
    + Y
    3

    1 2 X
    1
    + 3 X
    3

    1
    2 Y
    1
    + 3 Y
    2

    1 3 X
    1
    + X
    2

    1
    Y
    1
    , Y
    2
    ,Y
    3

    0 X
    1
    , X
    2
    , X
    3

    0
    Решение этих задач симплексным методом дает оптимальные зна- чения
    X = { 11/37, 4/37, 5/37 }, Y = { 8/37, 7/37, 5/37 } и экстремумы целевых функций, равные 20/37.
    Отсюда
    V = 37/20 ,
    P = {11/20, 4/20, 5/20} ,
    Q = {8/20, 7/20, 5/20}.
    Следует учесть, что мы здесь ограничиваемся рассмотрением игр, реализация которых может осуществляться любое число раз, не зависит от результата предыдущих действий и от длительности. Игры, где каждый последующий выбор зависит от результата предыдущих действий, отно- сятся к т.н. многошаговым играм и не имеют столь простого решения [1].
    1.2. Контрольные задания
    1.2.1. Требования
    1. Для матричной игры, соответствующей варианту контрольного задания, проверьте наличие оптимальной чистой стратегии.
    2. Поставьте пару двойственных задач и выполните ее решение сим- плексным или каким-либо другим методом. Оцените полученное опти-

    4 мальное решение с позиций здравого смысла.
    3. С помощью лекционного материала, учебных пособий или собст- венных умозаключений выясните правомерность постановки задач (1) и
    (2). Зачем при переходе от постановки (1) к (2) требуется уверенность в положительности цены игры ?
    1.2.2. Варианты заданий
    1. 1 -1 -1 3 2. 1 3 5 7 3. -2 0 2 4
    -1 1 0 -3 7 5 3 1 4 2 0 -2
    -2 2 3 1 4 4 4 3 1 0 0 1 4 1 6 3 -3 5 1 4 9 16 6 1 9 1 5 2 4 3 5 16 9 4 1 2 4 4 4 3 2 5 -3 10 10 10 15 3 1 9 6 7 7 5 3 1 8 0 1 -1 0 9 3 -3 4 -4 1 3 5 7 -1 0 0 1
    -3 3 -4 -4 4 4 4 3 2 -2 1 0 4 -4 3 -3 0 5 5 0 -2 2 0 1
    -4 4 -3 3 10 0 1 2 3 4 11 0 -1 1 2 -2 12 5 -5 3 -3 1 2 4 6 3 -1 0 -1 -2 2
    -5 5 -3 4 0 3 2 1 5 0 0 0 3 -3 -1 0 0 1 13 1 2 1 3 2 14 6 4 2 0 15 4 2 0 -2 2 1 4 4 4 0 2 4 6 -2 0 2 4 1 3 4 4 4 3 3 3 2 1 1 1 0 3 1 1 5 4 -1 4 4 -1 -3 2 2 -3 16 1 3 2 1 2 17 0 2 1 0 1 18 9 -9 0 3 1 3 2 4 2 0 2 1 3 -9 5 1 5 0 3 3 3 4 -1 2 2 2 0 1 -1 19 5 -5 3 4 20 5 -5 3 21 0 1 2 3
    -5 5 4 2 -5 5 4 1 0 3 2 1 1 1 -1 1 1 1 2 3 0 1 0 0 -1 1 0 0 -1 3 2 1 0 1 0 1 -1 1 0 1 22 -1 1 2 1 2 23 -2 0 1 0 1 24 1 2 3 1 -1 3 2 4 0 -2 2 1 3 2 3 2 3 0 3 3 3 4 -1 2 2 2 3 2 1

    5
    Работа 2. Статистические решения
    2.1. Основные понятия теории статистических решений
    Теория статистических решений может быть истолкована как теория поиска оптимального недетерминированного поведения в условиях неоп- ределенности. Согласно А.Вальду, поведение считается оптимальным, если оно минимизирует риск в последовательных экспериментах, т.е. ма- тематическое ожидание убытков статистического эксперимента. В такой постановке любая задача статистических решений может рассматривать- ся как игра двух лиц, в которой одним из игроков является "природа".
    Иногда усредненные характеристики некоторого случайного процес- са испытывают тенденцию к стабилизации и появляется возможность ли- бо замены его детерминированным, либо использования каких-то методов исследования стационарных случайных процессов ( методов теории массового обслуживания и др.).
    Однако большинство процессов характеризуется "дурной неопреде- ленностью" , для которой невозможно найти законы распределения и другие вероятностные характеристики. В таких ситуациях приходится прибегнуть к экспертным оценкам.
    Возникает и проблема выбора критерия оптимальности, поскольку решение, оптимальное для каких-то условий, бывает неприемлемым в других и приходится искать некоторый компромисс.
    Пусть задан некоторый вектор S = (S
    1
    ,S
    2
    ,..,S
    n
    ), описывающий n со-
    стояний внешней среды, и вектор X = (X
    1
    ,X
    2
    ,..,X
    m
    ), описывающий m до-
    пустимых решений. Требуется найти вектор X
    *
    =(0,0,..,0, X
    i
    ,0,..,0), ко- торый обеспечивает оптимум некоторой функции полезности W(X,S) по некоторому критерию K.
    Информация oб указанной функции представляют матрицей размер- ности m
    ×
    n c элементами W
    ij
    = F(X
    i
    ,S
    j
    ), где F - решающее правило.
    Рассмотрим типичный пример формирования такой матрицы.
    Планируется выпуск новой продукции, для чего необходимо заку- пить станки. Система оптовой торговли может поставить не более 50 станков; комплект поставки - 10 станков. Минимальный объем поставок -
    20 станков. Соответственно, вектор решений об объеме поставок X =
    (20,30,40,50).
    Ежегодный доход от продукции, снимаемой с одного станка, cоставляет 21.9 тыс.руб. Оптовая цена одного станка 4.775 тыс. руб., экс- плуатационные расходы - 3.6 тыс. руб. Затраты на подготовку производ- ства составляют 25.5 тыс.руб. и не зависят от числа станков и объема вы- пуска.
    Пусть спрос пропорционален количеству продукции, снимаемой с
    S работающих станков, и для простоты ограничимся вектором состояний

    6 спроса S = (0,10,20,30,40,50).
    Если решающее правило сформулировать как "доход - издержки", то можно рассчитать элементы матрицы полезности:
    W
    i j
    = ( 21.9 - 3.6 )
    ×
    min( X
    i
    , S
    j
    )

    4.775 X
    i

    25.5
    S
    1
    =0
    S
    2
    =10
    S
    3
    =20
    S
    4
    =30
    S
    5
    =40
    S
    6
    =50
    X
    1
    =
    20
    -121 62 245 245 245 245
    X
    2
    =
    30 -168.75 14.25 197.25 380.25 380.25 380.25
    X
    3
    =
    40
    -216.5 -33.5 149.5 332.5 515.5 515.5
    X
    4
    =
    50 -264.25 -81.25 101.75 284.75 467.75 650.75
    Например, W
    11
    = -(4.775
    ×
    20+25.5) = -121,
    W
    12
    = (21.9-3.6)
    ×
    10-(4.775
    ×
    20+25.5) = 62,
    W
    13
    = (21.9-3.6)
    ×
    20-(4.775
    ×
    20+25.5) = 245,
    W
    14
    = W
    15
    = 245 (спрос останется неудовлетворенным).
    2.2. Выбор критерия принятия решения
    При известных вероятностях P
    j для спроса S
    j
    можно найти ма- тематическое ожидание функции полезности и определить вектор X
    *
    , дающий его максимум:
    W =
    j
    n
    1
    j
    j
    i
    m
    ..
    1
    i
    P
    W
    max

    =
    =
    Если для приведенного примера предыдущий опыт позволит задать вектор
    P = (0.01, 0.09, 0.2, 0.3, 0.3, 0.1), то математические ожидания прибыли при разных выборах:
    W
    1
    =-121
    ×
    0.01 + 62
    ×
    0.09 + 245
    ×
    0.2 + 245
    ×
    0.3 + 245
    ×
    0.3 + 245
    ×
    0.1 = 224.87,
    W
    2
    = 305.22, W
    3
    = 330.675, W
    4
    = 301.12 и выбор максимального из этих значений обнаруживает оптимальность ва- рианта 40 станков с ожидаемой прибылью 330.675 тыс.руб.
    2.2.1. Критерий Лапласа
    В основе этого критерия лежит "принцип недостаточного основа-
    ния": если нет достаточных оснований считать, что вероятности того или иного спроса имеют неравномерное распределение, то они принимаются одинаковыми и задача сводится к поиску варианта, дающего
    W =

    =
    =
    n
    1
    j
    j
    i
    n
    1
    m
    ..
    1
    i
    W
    max
    .
    Для нашего примера
    W
    1
    = (-121 + 62 + 245 + 245 + 245 + 245) / 6 = 153.5 ,
    W
    2
    = 197.25 , W
    3
    =210.5 , W
    4
    = 193.5
    и выбор максимального значения обнаруживает оптимальность выбора

    7 варианта 40 станков с ожидаемой прибылью 210.5 тыс.руб.
    2.2.2. Критерий Вальда
    Критерий Вальда обеспечивает выбор осторожной, пессимистиче-
    ской стратегии в той или иной деятельности и его суждения близки к тем суждениям, которые используют в теории игр для поиска седловой точ- ки в пространстве чистых стратегий: для каждого решения X
    i выбира- ется самая худшая ситуация (наименьшее из W
    i
    j
    ) и среди них отыскивает- ся гарантированный максимальный эффект :
    W =
    j
    i
    n
    ..
    1
    j
    m
    ..
    1
    i
    W
    min
    max
    =
    =
    В нашем примере W = max(-121, -168.75, -216.5, -264.25) = -121, т.е. по этому критерию следует закупить 20 станков и максимальный возмож- ный убыток не превысит 121 тыс.руб.
    2.2.3. Критерий Гурвица
    Ориентация на самый худший исход является своеобразной перестраховкой. Однако опрометчиво выбирать политику, которая излишне оптимистична. Критерий Гурвица предлагает некоторый компро- мисс:
    W =
    ]
    W
    min
    )
    -
    1
    (
    +
    W
    max
    [
    x
    ma
    j
    i
    n
    ..
    1
    j
    j
    i
    n
    ..
    1
    j
    m
    ..
    1
    i
    =
    =
    =
    α
    α
    , где параметр
    α
    принимает значение от 0 до 1 и выступает как коэффициент оптимизма. Так в нашем примере при различных
    α
    :
    α
    =0.1
    α
    =0.2
    α
    =0.5
    α
    =0.8
    α
    =0.9
    X
    1
    =
    20
    -84.4
    -47.0 62 171 206.4
    W=
    X
    2
    =
    30 -113.85 -58.95 105.75 270.45 325.35
    X
    3
    =
    40
    -140.3 -70.1 149.5 369.1 442.3
    X
    4
    =
    50 -172.75 -81.25 193.25 467.75 559.25
    При
    α
    =0.5 (равновероятных шансах на успех и неудачу) следует закупить 50 станков и ожидать прибыль порядка 193.25 тыс. руб.
    При вероятности успеха 0.2 не следует закупать более 20 станков с надеждой, что убытки не превысят 47 тыс.руб.
    2.2.4. Критерий Сэвиджа
    Суть этого критерия заключается в нахождении минимального риска. При выборе решения по этому критерию сначала матрице функции полезности (эффективности) сопоставляется матрица сожалений
    D
    ij
    = W
    ij
    -
    i
    max (W
    ij
    ) , элементы которой отражают убытки от ошибочного действия, т.е. выго- ду, упущенную в результате принятия i-го решения в j-м состоянии.

    8
    Затем по матрице D выбирается решение по пессимистическому крите- рию Вальда, дающее наименьшее значение максимального сожаления.
    Для нашего примера отыскиваем матрицу D, вычитая (-121) из пер- вого столбца матрицы полезности, 62 из второго и т. д.
    S
    1
    =0
    S
    2
    =10
    S
    3
    =20
    S
    4
    =30
    S
    5
    =40
    S
    6
    =50
    X
    1
    =
    20 0 0 0
    -135.25 -270.5 -405.75
    X
    2
    =
    30
    -47.75 -47.75 -47.75 0 -135.25 -270.5
    X
    3
    =
    40
    -95.5 -95.5 -95.5 -47.75 0 -135.25
    X
    4
    =
    50 -143.25 -143.25 -143.25
    -95.5 -47.75 0
    Наибольшее значение среди минимальных элементов строк здесь равно max[-405.75, -270.5, -135.25, -143.25]=-135.25 и, покупая 40 станков, мы уверены, что в худшем случае убытки не превысят 135.25 тыс.руб.
    Таким образом, различные критерии приводят к различным выводам:
    1) по критерию Лапласа приобретать 40 станков,
    2) по критерию Вальда - 20 станков,
    3) по критерию Гурвица - 20 при пессимистическом настроении и 50 в состоянии полного оптимизма,
    4) по критерию Сэвиджа - 40 станков.
    Возможность выбора критерия дает свободу лицам, принимающим экономические решения, при условии, что они располагают достаточны- ми средствами для постановки подобной задачи. Всякий критерий должен согласовываться с намерениями решающего задачу и соответствовать его характеру, знаниям и убеждениям.
    2.3. Контрольные задания
    2.3.1. Требования
    Выберите вариант контрольного задания. Определите вектор состоя- ний внешней среды и вектор решений. Постройте функцию полезности и выполните решение задачи, используя предложенные выше критерии.
    Оцените полученное оптимальное решение с позиций здравого смысла.
    2.3.2. Варианты заданий
    1. Фирма может за небольшую плату (100 руб.) составить любому студенту программу для каких-то типовых расчетов на ПЭВМ. Каждый сотрудник фирмы может качественно выполнить до 10 заказов. Cтои- мость аренды машинного времени составляет 800 руб. в месяц (этого вре- мени достаточно для выполнения 10 работ). Количество студентов, поль- зующихся услугами фирмы, не превышает 100 человек в месяц. Опреде- лить число сотрудников фирмы, дающее максимум общего дохода (для регистрации фирмы необходима численность не менее двух человек).
    2. Землевладелец на знойном юге решает вопрос о числе рабочих,

    9 привлекаемых к уборке томатов. Урожайность колеблется в зависимости от погоды от 500 до 600 центнеров, закупочная цена стабильна и равна 5 руб/кг. Рабочий за сезон собирает 20 центнеров, получая 1.2 руб/кг за уборку и 280 руб. для оплаты стоимости проезда к месту работ. Затраты на обеспечение рабочих жильем (речь не идет даже о трехзвездочной гос- тинице) составляют 300 руб. и не зависят от численности.
    3. В сельхозрайоне с посевной площадью 1430 га решено построить элеватор по одному из типовых проектов на 20, 30, 40, 50 или 60 тыс. центнеров зерна. Привязка проекта обойдется в 37 тыс.руб. Cтоимость материалов и оборудования для элеватора мощности 20 тыс. равна 60 тыс.руб. и растет на 10% с ростом мощности на 10 тыс. Затраты на экс- плуатацию элеватора на 20 тыс. равны 10 тыс. руб. и растут на 10 тыс. c ростом мощности на 10 тыс. За хранение зерна на счет элеватора вносится плата 10 руб. за центнер. Урожайность колеблется от 14 до 20 ц/га.
    4. Председатель сельхозкооператива решает закупить бочки для за- солки огурцов. Виды на урожай колеблются от 700 до 1000 кг, в бочку вмещается 50 кг, цена бочки - 300 руб., затраты на засолку - 20 руб. за бочку, аренда места на рынке - 50 руб, реализационная цена - 7.20 руб/кг.
    5*. Универмаг, работающий по 10 часов в сутки, ежедневно посе- щают от 7 до 10 тыс. чел. Cтоимость покупок одного посетителя в сред- нем - 50 руб. Время обслуживания - 1 мин. на покупателя. Затраты на оборудование одного рабочего места - 2400 руб., зарплата продавца - 1400 руб. в месяц. Найти число рабочих мест при планировании работы на год
    (300 рабочих дней), если покупатель не намерен стоять в очереди из более
    7 чел.
    6. Фирма, действующая в живописном Горном Алтае, планирует де- сятидневные маршруты для туристов в летнем сезоне (60 дней). Известно, что число туристов в течение десятидневки колеблется от 1 до 1.5 тыс. чел.
    Группы комплектуются из 25 чел. Стоимость путевки – 2 тыс.руб. Зара- ботная плата инструктора составляет 6 тыс.руб. в месяц. На экипировку группы затрачивается 1.5 тыс.руб., на питание группы – 12 тыс.руб. К тому же приходится оплачивать ремонт помещений и снаряжения при под- готовке к сезону 30 тыс.руб. Сколько же инструкторов разумно пригла- сить на работу ?
    7.
    В транспортном цехе ежедневно выходит из строя до 8 агрегатов, каждый из которых мог бы дать продукции на 350 руб. Слесарь- ремонтник, получающий 2500 руб. в месяц, не может в день обслужить более двух станков. Сколько же слесарей должен привлечь на работу на- чальник транспортного цеха ?
    8.
    В городе N решено открыть яхт-клуб (под громким названием скрывается скромная лодочная станция). Предполагаемое число членов клуба колеблется от 100 до 250 чел. Годовой абонемент стоит 1000 руб.
    Аренда причала, помещений для хранения яхт и стимулирование ускорен- ного получения лицензии обойдутся в 20 тыс.руб. Владельцу абонемента,

    10 не получившему яхты, выплачивается неустойка в двойном размере.
    Сколько же прогулочных яхт следует заказать, если каждая из них стоит
    15 тыс.руб. и обычно ежедневно приходит каждый десятый любитель пребывания на воде (прочими затратами пренебречь) ?
    9.
    Организуются пригородные автобусные рейсы. Число пассажиров колеблется от 300 до 450 чел., из которых 10% имеют право бесплатного проезда. Цена билета 6 руб. Вместимость автобуса – 30 чел. Эксплуатаци- онные затраты на один рейс – 50 руб. Оплата шофера за одну поездку - 60 руб. Сколько же организовать рейсов ?
    10. В райцентре решается вопрос о строительстве сыроваренного за- вода. Известно, что дневной объем поставок молока колеблется от 4800 до
    5600 л в день. Один сепаратор ежедневно перерабатывает 600 л молока в
    50 кг сыра. Стоимость аппарата 40000 руб, ежемесячные эксплуатацион- ные расходы –1500 руб, аренда помещения – 12000 руб. в год. Молоко за- купается по 3 руб/л, сыр продается по 45 руб/кг. Неиспользованное молоко приходится вывозить на свинокомплекс молоковозами (вместимость 5 т) с затратами 100 руб за рейс. Сколько же сепараторов закупать ?
    11. Прядильная фабрика ежемесячно получает от 35 до 50 т хлопка повышенной влажности. Один сушильный агрегат может высушить 5 т.
    Затраты на техническое обслуживание агрегата 1000 руб. (независимо от его использования или простоя). Потери от 1 т невысушенного хлопка -
    7000 руб. Сколько агрегатов разумно иметь на фабрике ?
    12. В 50-е годы в одном из небольших городов области планирова- лось строительство кинотеатра. Имелись проекты на 400, 500, 600 и 750 мест. Затраты на содержание кинотеатра составляли 40 руб. в день и до- полнительно 10 руб. за каждые сто мест (свыше 600). В день можно было дать 6 сеансов, стоимость билета составляла в среднем 40 коп. Количество посетителей колебалось от 2000 до 3000 чел. Какой из проектов следовало выбрать ?
    13. Требуется выяснить потребности транспортного агентства в ав- тобусах для экскурсионного обслуживания. Обычно число заявок на авто- бусы колеблется в пределах от 10 до 50. Затраты на эксплуатацию каждого автобуса составляют 10 денежных единиц плюс 100 на содержание авто- парка в целом в день. Экскурсионное бюро выплачивает транспортному агентству 20 денежных единиц за каждую заявку.
    14. Бюро трудоустройства населения планирует открытие курсов компьютерной грамотности. Ожидаемая численность слушателей в преде- лах от 100 до 200 чел. За каждого их них бюро получает от работодателя
    1000 руб. Преподаватель работает с группой, не превышающей 10 чел.
    Расходы на хозяйственные нужды составляют 5000 и на оплату препода- вателя 4500 руб. Сколько преподавателей разумно привлечь?
    15. В условиях задачи 14 по некоторым мотивам было решено уве- личить оплату преподавателя до 6500 руб. Сколько преподавателей при- глашать в этом случае ?

    11
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Тынкевич М.А. Экономико-математические методы (исследование операций). – Кемерово : КузГТУ, 2000. - 176 с.
    2.
    Е.М.Кудрявцев. Исследование операций в задачах, алгоритмах и программах. М.: Радио и связь, 1984.
    3.
    Р.Льюс, Г.Райфа. Игры и решения. - М. : ИИЛ, 1960.
    4.
    Д.Блекуэлл, М.Гиршик. Теория игр и статистических решений. -
    М.: ИИЛ, 1967.
    5. Дж.Нейман , O.Моргенштерн . Теория игр и экономическое поведение. - М.: ИИЛ, 1970.
    6.
    Л.С.Костевич, А.А.Лапко. Теория игр. Исследование операций.
    - Минск : Вышэйшая школа, 1982.
    7.
    Н.Н.Ченцов. Статистические решающие правила и оптимальные выводы. - М. , 1972.
    8.
    A.Кофман, Р.Фор. Займемся исследованием операций. М.: Мир,
    1966.
    9. В.А.Абчук, В.А.Бункин. Интенсификация: принятие решений. Л.:
    Лениздат, 1987.
    Оглавление
    Работа № 1.Матричные игры ………………………….
    ……. cтр.1
    Работа № 2.Статистические решения ….. ………….………. cтр.5

    12
    Составители
    Моисей Аронович Тынкевич
    Олег Анатольевич Бияков
    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
    В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
    (ТЕОРИЯ ИГР И СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ)
    Методические указания и задания к циклу практических занятий по курсам
    “Исследование операций в экономике” и
    “Экономико-математические методы” для студентов экономических специальностей
    Редактор З.М. Савина
    ЛР № 020313 от 23.12.96
    Подписано в печать .02.2001. Формат 60х84/16.
    Бумага офсетная. Уч.-изд.л. 0,6.
    Тираж 150 экз. Заказ . Отпечатано на ризографе.
    Кузбасский государственный технический университет.
    650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
    Типография Кузбасского государственного технического университета.
    650099, Кемерово, ул. Д.Бедного, 4А.


    написать администратору сайта