Главная страница
Навигация по странице:

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  • Содержание: Введение 3 Основная часть 4

  • Основная часть

  • Атрибутивная концепция

  • Функциональная концепция

  • Список литературы

  • Реферат этика. Министерство


    Скачать 49.81 Kb.
    НазваниеМинистерство
    АнкорРеферат этика
    Дата14.05.2021
    Размер49.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаatributivnaya_i_funktsionalnaya_kontseptsii_informatsii.docx
    ТипРеферат
    #205061

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА
    Факультет Инженерной механики Кафедра Машины и оборудования НГ промышленности Направление 15.03.02 Технологические машины и оборудования

    Оценка «К защите»

    Заведующий кафедрой

    ()

    «»20г. «»20г.





    (подпись секретаря ГЭК)

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    на тему: Атрибутивная и функциональная концепции информации





    Руководитель работы


    (должность, степень, фамилия, инициалы) (подпись)

    Консультант по разделу

    Студент гр. МО-20-05
    Ильичева Анна Дмитриевна

    (фамилия, имя, отчество)

    (подпись)


    (должность, степень, фамилия, инициалы)

    (дата)

    (подпись)
    Консультант по разделу
    (должность, степень, фамилия, инициалы)
    (подпись)


    Москва 2021

    Содержание:



    Введение 3

    Основная часть 4

    Атрибутивная концепция 5

    Функциональная концепция 6

    Введение
    Информация - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
    В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. - Вот какое определение информации даёт нам известный всем сайт - Википедия. Но, согласитесь, этого недостаточно для понимания значения слова "информация". На данный момент нас интересует толкование этого термина «Информация» именно с философской точки зрения. Итак, в философии существует 3 концепции понятия информация: Атрибутивная, Функциональная и Антропоцентрическая. 

    Основная часть
    В переводе с латинского informatio означает разъяснение, представление, понятие о чем-либо. Определение информации ранее обозначало собранные сведения о событии или объекте, объективные данные об окружающей реальности, передаваемые в форме устных или письменных данных (с помощью речи или знаков), а также иными способами — условными сигналами или с помощью специальных средств.

    С середины прошлого века термин приобрел научное значение и стал обозначать разные виды обмена сведениями и сигналами:

    между людьми без использования или с использованием технических средств (автоматов), имеющих запоминающее устройство;

    1. между самими техническими устройствами;

    2. в живой природе между представителями растений и животных;

    3. между организмами как передача признаков (генетическая составляющая);

    4. внутри живого организма (передача сведений между клетками). 

    Этот термин стал основополагающим в зародившейся в то время новой науке — кибернетике, а впоследствии и в ее самостоятельном разделе — информатике. Термин распространился на различные виды математических наук, широко используется в физике, семиотике, медицине, юридической науке.

    В настоящее время понятие информации и процессы, связанные с ней, исследуются и принимаются во внимание всеми дисциплинами, включая точные, естественные, гуманитарные науки, а также область маркетинга.

     

    Атрибутивная концепция
    Проблема информации привлекла внимание отечественных философов, которые с 60-х годов не могут прийти к единому решению этой проблемы. Наиболее авторитетными считаются атрибутивная и функциональная концепции. Обе концепции, утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, а вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых, т. е. кибернетических систем.

    Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Под отражением понимается способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.   Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. Так как информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех ее уровнях. Можно условно выделить три уровня:

    1. потенциальную информацию как форму отражения в неорганической природе, или элементарные уровни отражения;

    2. информацию как активно используемое отражение, то есть биологическую форму отражения;

    3. информацию как целенаправленно используемое активное отражение, или социально-психическую форму отражения сознания, связанное с мышлением человека.

    Согласно атрибутивному подходу, информация представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, а также в человеческом обществе и сознании. [1]

    Отражение в материалистической философии понимается как атрибут материи (отсюда - название концепции «атрибутивная»). В.И. Ленин писал: «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения». Связывая отражение и информацию, философы-материалисты превращают информацию в физический феномен, не нарушающий материального единства мира. Проблема состоит в том, что, объявляя и отражение, и информацию свойствами материи, сторонники атрибутивной концепции потеряли критерий разграничения отражательных и информационных явлений. Об этом свидетельствует отождествление понятий отражения и информации в предлагаемых ими определениях. Поскольку информация — сущность отражения, то дефиниции обоих понятий совпадают. Если отражение трактуется как содержание (грань, аспект) взаимодействия, то информация оказывается содержанием содержания и гранью граней. Один из первооткрывателей проблематики информации в российской философии АД. Урсул, выдвинул формулировку «информация есть отраженное разнообразие». Тем самым, по его мнению, отличие информации от отражения состоит в том, что информация включает в себя не все содержание отражения, а лишь аспект, который связан с разнообразием, различием, а отражаться может не только разнообразие, но и однообразие. [3]

    Самым трудным вопросом является проблема соотношения теории отражения и теории информации. Предмет первой - объективно существующие отражательные процессы, предмет второй - информационные процессы, которые атрибутивная концепция объявляет содержанием (сущностью, инвариантом и т.п.) первых. Однако возникает вопрос, каким образом одна теория может изучать содержание предмета другой теории, не подменяя собой последнюю. [2]

    Функциональная концепция

    Функциональная концепция информации - одна из двух философских концепций ( парадигм) информации.

    Развитие концепции

    Появление этой концепции связано с развитием кибернетики - науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах (это дало второе название концепции - функционально-кибернетическая). Кибернетика формулирует принцип неразрывной связи (единства) информации с управлением, с функционированием самоуправляемых и самоорганизующихся систем (технических, биологических и социальных).

    Сторонники функциональной концепции не признают существования информации в неживой природе, а саму информацию определяют как содержание сигнала или сообщения, полученного кибернетической системой из внешнего мира. [3]

    Развитая в работах "отца кибернетики", американского математика Норберта Винера концепция предполагает, что процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. После совершения самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации о ситуации, которая изменилась, для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль здесь играет содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством. Информация, по Винером - это "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств".

    Многие ученые считают информационные процессы органическими качествами живых систем, которые отличают их от неживой природы, непременной субстанцией живой материи, психики, сознания. В рамках этого подхода были выдвинуты утверждения, что "специфика жизни связана с наличием информации, с помощью которой через особого рода регуляцию обеспечивается процесс функционирования системы", "жизнь - это способ существования органических систем, основанная на использовании внутренней информации" и другие. Информация выступает в качестве универсального "жизненной силы", которая управляет метаболическими процессами в живых существах (существует даже термин информационный метаболизм" ), организует отражение среды и адаптацию к нему, обеспечивает хранение и передачу наследственных признаков, которые формируют популяцию, биоценозы и биосферу в целом, определяет биологическую эволюцию. [1]

    Течения

    Функциональная концепция информации представлена ​​двумя течениями:

    • кибернетическим,

    • антропоцентричным.

    Сторонники кибернетического течения утверждают, что информация (информационные процессы) присутствуют во всех самоуправляемых (технических, биологических, социальных) системах.

    Антропоцентристское течение ограничивает сферу существования информации и информационных взаимодействий исключительно человеческим обществом и сознанием. Существование информации в живой, а тем более в неживой природе отрицается; считается, что информация появилась в ходе антропосоциогенеза и оперировать ею могут исключительно социализированы личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием. Фактически антропоцентристская течение отождествляет понятия "информация" и "социальная информация", потому что никакой другой информации, кроме социальной, не признает.

    Функционально-кибернетическая концепция страдает тем же недугом, что и атрибутивная, и естественнонаучная, только она отождествляет информацию не с отражением или организацией, а с сигналом или структурой. Собственно, информация остается столь же неопределенной сущностью, что и ранее. Тем не менее с помощью одного неизвестного предпринимаются попытки объяснить другое неизвестное и тем самым разрешить глобальные философские проблемы, например, проблему жизни. [3]

    Многие авторы считают информационные процессы органическими качествами живых систем, отличающими их от неживой природы, непременной субстанцией живой материи, психики, сознания. «Специфика жизни связана с наличием информации, с помощью которой через особого рода регуляцию обеспечивается процесс функционирования системы»1,«жизнь – это способ существования органических систем, основанный на использовании внутренней информации»2 и т.п. Информация выступает в качестве универсальной «жизненной силы», управляющей метаболическими процессами в живых существах (используется термин «информационный метаболизм»), организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных признаков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в целом, наконец, определяющей биологическую эволюцию. Объяснение появления и эволюции жизни как перехода от неинформационных систем к информационным с последующим развитием последних внушало бы доверие, если бы подкреплялось убедительной трактовкой информации. Но этого нет. Авторы информационных теорий жизни характеризуют ее довольно сбивчиво как «свойство материальных систем», «меру организации», «воспроизводящую структуру», «существование явлений в несвойственной их природе материальной форме» и т. п. В результате эти теории превращаются в информационную версию витализма. [4]

    Список литературы:


    1. [Электронный ресурс]: https://www.yaneuch.ru/cat_22/atributivnaya-i-funkcionalnaya-koncepcii-informacii/302307.2378747.page1.html 2019г.

    2. Коштоев В.В книга «Информационные системы и феномен жизни»

    3. [Электронный ресурс]: https://megaobuchalka.ru/10/3224.html 2020г.

    4. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/2_44057_ponyatie-informatsii--funktsionalniy-i-atributivniy-podhodi.html 2018г.


    написать администратору сайта