Главная страница
Навигация по странице:

  • Департамент гуманитарных наук Эссе на тему: «Мышление, язык и коммуникативный процесс»

  • Москва 2022 Оглавление Введение

  • Заключение

  • Основная часть

  • Список источников и литературы

  • арсеньев логика ю22-5 (1). Мышление, язык и коммуникативный процесс


    Скачать 30.49 Kb.
    НазваниеМышление, язык и коммуникативный процесс
    Дата23.12.2022
    Размер30.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаарсеньев логика ю22-5 (1).docx
    ТипДокументы
    #861236

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    Департамент гуманитарных наук

    Эссе

    на тему: «Мышление, язык и коммуникативный процесс»

    Работу выполнил: студент группы Ю22-5

    Арсеньев А.О.

    Работу проверил: доцент, к. ю. н.

    Корень В. Л.

    Москва 2022

    Оглавление
    Введение ……………………................................................................... 3
    Основная часть ………………………………………………………... 4
    Заключение ………………………………………………………….…. 7
    Список источников и литературы ………………………….…….… 7

    Введение

    Существование людей невозможно представить без языка. Человечество смогло сформироваться только лишь из-за развития коммуникации между собой. Это значит, что в первобытном мире развитие произошло за счет желания общаться, обсуждать своих сородичей, уже позже язык использовался для слаженной работы внутри племени, далее для торговли, коммуникации с другими племенами, народами. С помощью языка происходит формирование мысли, общественной идеи нации, менталитета.

    Также хочется сказать, что многие ученые, философы, лингвисты, историки занимаются исследованием вопроса соотношения языка и мышления, причины, связи и следствия.

    В своей работе я бы хотел рассмотреть последовательность “мышление, язык, коммуникативный процесс” и ее внутреннюю взаимосвязь.

    Основная часть
    Мышление является объектом логики, а логика, в свою очередь, наука о мышлении. Логика изучает мышление как средство познания, ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человеку удается познавать окружающий его мир. Также мышлением называют и стремление установить причинно-следственные связи в сущности вещей.

    В вопросе рассмотрения мышления выделяют несколько особенностей: во-первых, мышление, как я сказал ранее, отображает, выделяет в предметах общее, повторяющееся, чем отличается от чувственного познания; также мышление есть процесс, который косвенно отражает действительность, а в нашем рассмотрении, это значит, что органы чувств человека отражают и посылают сигналы только о том, что непосредственно воздействует на них. Однако уже при помощи мышления мы получаем новые знания отталкиваясь от предыдущего тезиса. И наконец мышление находится в неразрывной связи с языком. Все мысли, которые возникают и существуют только на базе языкового материала.

    Так, мысленные приемы позволяют преобразовывать знания о реальном мире в естественный и символический языки. Как ни велико значение мышления, оно основано на данных, которые получены человеком с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех знаний человека о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления

    В реальном познавательном процессе мышление и чувственное познание происходят в неразрывной связи, составляют стороны единого процесса познания.

    Существует гипотеза: «Язык есть мышление, но мышление не есть язык»(ей придерживался Л.С.Выготский, что отображено в его работе «Мышление и речь»1) , однако есть и другие: язык есть мышление; язык не есть мышление, но мышление есть язык; язык – это не мышление, и мышление – это не язык.

    И тем не менее мышление неразрывно связано с языком. Установленный факт, что механизмы мышления не являются врождёнными, они формируются в процессе овладения речью в раннем возрасте, тогда у человека и появляется сознание, он становится существом разумным.

    Существуют известные примеры, хотя отталкиваясь от их количества, они становятся совокупным исследованием. Дети, оставшись без родителей в дикой природе(дети, которых находили в стаях волков, обезьян и тд), и не овладевшие человеческим языком до 5-7 лет далее никогда не смогут освоить его, то есть возможность говорить на “человеческом языке” может быть развита лишь начав этот путь до определенного возраста, потом человек не сможет говорить, не сможет понимать себе подобных, а значит термин человека употребим к нему лишь в рамках физиологических, но никак не интеллектуальных.

    Мышление совершается в языке. А потому “язык есть орган, образующий мысль. Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия. Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой поэтому единое целое.”- Вильгельм фон Гумбольдт 2

    “Мысль не выражается словом, но совершается в слове.”- Лев Выготский3

    На первый взгляд это не кажется таким уж достоверным тезисом, ведь у каждого человека были случаи, когда все понимаешь, однако сказать не получается. Но потом выясняется, что мы не могли сказать, потому что чего-то сами понимали не до конца. А потому лучший способ понять собственную мысль — попытаться передать её словами. Вот потому и говорят, когда объясняешь что-то другому человеку, сам открываешь для себе новое. Так, подбирая слова мы уточняем, раскрываем мысль.

    “Мысль меняется в зависимости от слов, которыми её выражают. Немысли придают словам достоинство, а слова — мыслям.”- Блез Паскаль4

    Итак, язык является средством общения между людьми. Он позволяет выражать свою мысль и сообщать ее другим. Письменный язык служит средством хранения информации и передачи её не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Благодаря ему человечество получило возможность накапливать знания и двигаться вперёд в своём развитии.

    Человеческая цивилизация по свой сути является продуктом языка, а язык – продукт развивающейся цивилизации. Свобода мысли становится возможной благодаря языку: благодаря ему мы освобождаемся от полной привязанности к непосредственности настроения и обстоятельств.

    Вся наша жизнь пронизана языком. И что бы мы ни делали, мы постоянно разговариваем, с другими или с собой, вслух или мысленно. Без языка жизнь человека невозможна.

    Однако теперь, мне бы хотелось обозначить значение коммуникационного процесса. Коммуникационный процесс рассматривается как процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его целью является передача и понимание информации, являющейся предметом обмена. Существует четыре базовых элементакоммуникационного процесса: отправитель, само сообщение, канал, средство передачи информации, получатель или адресант.

    Коммуникативный процесс включает в себя и взаимосвязанные этапы: зарождение идеи, выбор канала передачи информации, передача сообщения и интерпретация сообщения.


    Вывод
    Таким образом, коммуникативный процесс является синергией мышления и языка, а также обращает их в различные формы. Как я сказал ранее, мышление формируется за счет языка, а как следствие является его отражением в мире. Знакомая нам с детства пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» говорит, что нужно всегда перед принятием решения много раз подумать, рассмотреть все возможные варианты исхода, все осмыслить и лишь потом принять решение. Мышление, язык, коммуникативном процесс - это последовательность развития мысли и отражения ее в реальном мире. Безусловно, невозможно выкинуть один компонент из последовательной цепи развития человека и общества.

    В заключении, я бы хотел заметить, что все компоненты рассмотренной нами последовательности являются отражением истории – мировой, всеобщей, каждой страны и каждой нации, они раскрывают вопрос с точки зрения существования менталитета, как общественного сознания. Так, понять человеческое сознания возможно лишь изучая язык.

    Список источников и литературы


    1. НЕПЕЙВОДА Н. Н. Прикладная логика: Учебное пособие. — Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 2000.

    2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.

    3. ФРЕГЕ Г. Мысль: логическое исследование




    1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М., 1995

    2. Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. -Киев, 1976.



    1 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1932. С. 53.

    2 Вильгельм фон Гумбольдт, [ГУМБОЛЬДТ В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. —400 с., С. 75]

    3 Лев Выготский, [ВЫГОТСКИЙ Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, С. 306] 4 Блез Паскаль, [ПАСКАЛЬ Б. Мысли: Пер. с фр. — М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. —480 с]


    4




    написать администратору сайта