Главная страница
Навигация по странице:

  • Е. А. Евтушенко

  • Б. Ш. Окуждава

  • Д. А. Гранина

  • И. А. Ефремова

  • Ю. В. Бондарев

  • «Юность»

  • «Доктор Живаго»

  • «Современник»

  • Николая Островского

  • А. Толстого

  • билеты. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины xx века можно назвать. Некоторые критики причисляла Николая Рубцова к деревенским поэтам


    Скачать 90 Kb.
    НазваниеМногие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины xx века можно назвать. Некоторые критики причисляла Николая Рубцова к деревенским поэтам
    Анкорбилеты
    Дата12.06.2022
    Размер90 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3-7.doc
    ТипДокументы
    #586041

    № 3.1

    Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать. Некоторые критики причисляла Николая Рубцова к «деревенским поэтам». Однако другие спорили с ними, считая, что творчество Рубцова гораздо глубже собственно «деревенской» тематики. Безусловно, в зрелом возрасте поэт все чаще и чаще обращался к сельской природе, к деревне. Но при этом сам Рубцов возражал против обозначения себя как «деревенского поэта». К тому же молодые годы поэта не были связаны с деревней, он провел их в городах, был связан с морскими портами. Родиной Рубцова была деревня, но он покинул ее в возрасте 14 лет, а возвратился только в тридцать.Первые серьезные стихи были созданы поэтом примерно в 18-19 летнем возрасте. Примечательно, что в первую очередь Николай Рубцов обратился к «морской теме». Но через некоторое время вместо «моряцких» стихов появились «городские». «Моряцкая» тема доминировала в творчестве Рубцова в 1957-59 годах, а в период с 1959 по 1962 годов преобладали «городские» стихи. «Деревенская» тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.

    «Деревенская» тематика, безусловно, стала для Рубцова очень значимой. По словам В. Кожинова, именно деревня стала своеобразной «точкой отсчета» для Рубцова. В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, «Мать России целой — деревушка»; «И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле...»

    Однако Рубцов не только и не столько воспевает красоту родной природы. Его стихи намного сложнее: у Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. И эта связь поэту кажется чем-то естественным, что само собой разумеется. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям; природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром. Например, он сам себя видит как живое «выраженье осени». Время года, печальное и элегическое, не может оставить его равнодушным.

    Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире; о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях.

     

    № 3.2

    Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре. Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят..

     Оригинальность пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене то, что нельзя сыграть.

    Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.
       Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».

     Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. У Вампилова они довольно распространенные, в них, как, к примеру, в случае с Ириной, делается качественный акцент: в героине главная черта – искренность. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке. Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло. К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.
       Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей. В творчестве автора лейтмотив маски появляется не впервые. В более ранних пьесах мы видим подобный прием («Старший сын», «История с метранпажем»). Герои не только одевают маски, но и надевают их: «Можно, я буду называть вас Аликом?» Вампиловские персонажи с радостью прибегают к ярлыкам, навешивание которых освобождает от мыслей и принятия решений: Вера – именно та, за кого себя выдает, а Ирина – «святая».

    Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы. Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

    «Утиная охота» – пьеса о ценностях поколения «оттепели», если говорить точнее, об их распаде. В системе характеров «Утиной охоты» нет положительных или отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и, кажется, не могла сложиться.

     Вампилов – признанный мастер открытых финалов. Неоднозначно заканчивается и «Утиная охота». Смеется Зилов или плачет в последней сцене, мы так и не узнаем.

    № 4 .1

    Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характерЭпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

    Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии.

    В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. ЕвтушенкоА. А. ВознесенскийБ. А. АхмадулинаР. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. ОкуждаваА. ГаличВ. С. Высоцкий.

    В прозе - обилие новых тем и стремление изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа), («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.),Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н.иБ. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

    В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведенияхЮ. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.)

    Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала«Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго».

    В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.

    Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке .

    № 4.2. «Затоваренная блчкотара»

    № 5.1
    Конец 20-х — начало 50-х годов — один из самых драматических периодов в истории русской литературы.С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту отечества от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь.
    Эти процессы находят отражение в литературе.На творчество многих советских писателей оказывает влияние мысль М. Горького, наиболее полно воплотившаяся в «Жизни Клима Самгина» и пьесе «Егор Булычев и другие» о том, что только участие в революционном преобразовании общества делает человека личностью. Десятки талантливых писателей честно отражали нелегкий и часто исполненный подлинной героики труд советских людей, рождение новой коллективистской психологии. С другой стороны, именно во второй половине 20-х — начале 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.
    В 1926 году был конфискован номер журнала «Новый мир» с «Повестью непогашенной луны» Бориса Пильняка. Цензура увидела в этом произведении не только философскую идею права человека на личную свободу, но и прямой намек на убийство М. Фрунзе по приказу Сталина,
    В конце 20-х — начале 30-х годов еще публикуются, но уже подвергаются критике «Зависть» Ю. Олеши и «В тупике» В. Вересаева. В обоих произведениях рассказывалось о душевных метаниях интеллигентов.

    В 1929 году разразился скандал в связи с публикацией в Чехословакии романа Е. Замятина «Мы». С этого времени читательской аудитории лишились не только А. Платонов, но и Н. Клюев, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пильняк, Д. Хармс, Н. Олейников и целый ряд других писателей самых различных направлений. Сложные испытания выпадают на долю сатириков М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.

    В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н. Клюев, О. Мандельштам, П. Васильев, Б. Корнилов, прозаики С. Клычков, И. Бабель, И. Катаев, публицист и сатирик М. Кольцов, критик А. Воронский, арестовывались Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, Я. Смеляков, Б. Ручьев и десятки других писателей.
    He менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы и подвергаемый «экзекуции» писатель, уже готовый к ночному аресту, вместо этого обрекался на многолетнее молчание, на писание «в стол». Если до середины 20-х годов в Россию проникали многие книги русских писателей-эмигрантов, а советские писатели довольно часто посещали Берлин, Париж и другие центры расселения русской диаспоры, то с конца 20-х годов между Россией и остальным миром устанавливается «железный занавес».
    В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». На самом деле, ЦК ВКП(б) был озабочен не столько судьбой писателей, сколько тем, что от имени партии говорили далеко не всегда близкие к руководству партии люди.

    Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относится книга Николая Островского (1904—1936) «Как закалялась сталь». Принципиально новые черты придал роману воспитания и Антон Макаренко (1888—1939) в своей «Педагогической поэме». Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М. Шолохова «Тихий Дон» и А. Толстого «Хождение по мукам». Особую роль в 30-е годы играла детская книга. Именно здесь, как уже говорилось, оставалось место шутке, игре. Великая Отечественная война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. В годину всенародной беды вновь зазвучали голоса А. Ахматовой и Б. Пастернака, нашлось место для ненавистного Сталину А. Платонова, оживилось творчество М. Пришвина. 

    № 5.2

    Повесть “Убиты под Москвой”, впрочем, как и все творчество Константина Воробьева, очень эмоциональна. Эта книга особенна еще тем, что в ней сочетаются, с одной стороны, реалистичность, а с другой - глубокое осмысление событий и тонкий психологический анализ поступков героев с высоты прожитых лет.

    “Убиты под Москвой” - по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее. В этой повести рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы. Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела».

    Молодые лейтенанты не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков.

    Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

    Они, курсанты, не думали о спасении так холодно и расчетливо, как генерал-майор, снявший знаки различия и бежавший с передовой. У них не было времени думать о долге поскольку “тело берегло в себе лишь страх”. Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, - а прежде всего людей. Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев - странный, растерянный, утративший волю. Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев - контуженый боец, изображающий себя генералом. Об истинном положении на фронте рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь».

    Появление политрука Анисимова вызвало надежду, когда он «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят - соседи». Но это было очередное вранье. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях страданий раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отре-жь...» - умолял он Алексея. капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. Но это стало началом развязки. Началась самолетная атака немцев. К. Воробьев потрясающе изобразил ад, используя новые образы: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов. Погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.

    Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая. Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию - и превращает их в источник слабости. Вторая кульминация сюжета происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке на земле молодого курсанта. «Трус, изменник - внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». И пришла догадка, что он такой же.. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть.

    Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге!

    «У Воробьева в повести как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая правда юношей, живших и умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»

    № 6.2

    В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости. . Жизнь в лагерях была настолько однообразна, что достаточно описать всего один день зэка в мельчайших подробностях, и в нем отразилась бы вся жизнь лагеря. Солженицын не ищет потрясающего сюжета, он рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочно существовавшем, совсем не чрезвычайном, имеющем свои правила выживания, свой фольклор, свою дисциплину. Любая подробность в рассказе буднична и символична, она отобрана событиями, происходящими многие годы в лагере. Отношения в лагере подчинены лагерной иерархии. У лагерного начальства отсутствуют фамилии, имена. Между тюремным начальством и заключенными пропасть, отдаляющая их друг от друга. Выжить в лагере — значит «забыть» о том, что сам лагерь — это катастрофа, это провал... Мы видим, что в рассказе как бы два то сливающихся, то разливающихся голоса, два рассказчика, ненавязчиво помогающих друг другу. Вначале мы слышим голос автора, выделяем его точку зрения, его чувства. Перед нами предстает картина быта, фигуры заключенных, мы замечаем, что многое «подсказывает автору соавтор, Шухов». Образ Ивана Денисовича сложился из черт характера солдата Шухова, воевавшего с Солженицыным в Великую Отечественную войну, общего опыта пленников и личного опыта автора, работавшего в Особом лагере каменщиком. Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, тот самый русский мужик. Ему свойственна рассудительность, он не суетен, въедлив в мелочи жизни, потому что знает, что из них она состоит. Его характер открывается постепенно, когда мы видим, как он стоит как бы безучастно рядом с курящим Цезарем, дожидаясь окурка; ловок в работе; услужлив в отношении к Цезарю; самостоятелен и расчетлив. Писатель вживается в характер героя, он перевоплощается в него, говорит его языком.
    Одним из важных мотивов рассказа является мотив спасения личности. «Вкалываешь на совесть — одно спасение», — говорит Иван Денисович. Шухов любит работать. Когда он кладет стену, мы видим настоящего мастера. Ему не только нравится работать, во время труда он утверждает свою индивидуальность, показывает закаленность своего характера. Описание кладки стены настолько захватывает, что возникает желание оказаться там и научиться этому. И читатель, как и герой, забывает о тяжелой лагерной жизни. Болезнь он считает тем, что отрывает его от дела. Когда он заболел, ему было стыдно обращаться в медпункт. Но в лагере царит не труд, а его имитация. . Все заключенные стремятся «закосить» — суметь не пойти на работу. Шухов поднимается, вырастает нравственно, непрерывно создает свой невидимый остальным праведнический строй души. Низким для него считается «миски лизать». Герой готов помогать, но не унижаться, переступить через свое «я». Для автора же предел падения низости — «стучать», беречь себя на чужой крови. Шухов трепетно относится к еде. Хлеб для него — святое. Авторитет бригадира держится на справедливости, на человечности и на еде. «Сидит он второй срок, сын ГУЛАГа, лагерный обычай знает напрожог». Работяги и трудяги, шакалы, шестерки и блатари — все они втайне проповедуют один лагерный закон: «Подохни ты сегодня — я завтра». Это общее ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называть себя человеком, — вот задача. Именно такого человека и рисует Солженицын в рассказе. Он обычен. мы привыкли в человеке уважать не его самого, а то место, которое он занимает в жизни. Солженицын показал нам героя с другой стороны, где главным является сам человек. Высшее его предназначение — пронести свою душу живой. Именно таким мы видим в рассказе Шухова в мире, где нет устойчивости, где порция горячей баланды приближает к воле, а не попадание в карцер приравнивается к свободе. Человек живет, и до последнего вздоха его сопровождает вера в справедливость.

    № 7.1
    В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации. 

     

    Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

    Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

    Третий: 1986 – 1991, «гласность».

    Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

     

    Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху. Известный отход от нормативности, расширение рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление. Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.

     

    Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

     

    Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

     

    С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей. Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой. Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

     


    № 7.2

    Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

    Интересно, что Б.Л. Пастернак долго .искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому о тносится к так называемой возвращенной литературе.

    В центре произведения — судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о    присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего п каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

    Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

    В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

    В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

    Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго — дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.

    Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нравственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.


    написать администратору сайта