Главная страница
Навигация по странице:

  • Аксиологический (ценностный) подход

  • Антропологическое понимание культуры

  • Культурология как научная дисциплина

  • Морфология культуры. Культурология. Тема 1. Морфология культуры.. Морфология культуры


    Скачать 30.84 Kb.
    НазваниеМорфология культуры
    АнкорМорфология культуры. Культурология
    Дата12.10.2021
    Размер30.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1. Морфология культуры..docx
    ТипДокументы
    #246264

    Морфология культуры – это раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее строение, структуру культурного пространства. Культурное пространство, или пространство культуры, - это пространство, образованное множеством феноменов и форм культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Формы и феномены культуры связаны с разнообразными видами человеческой жизнедеятельности в обществе.

    В пространстве культуры можно выделить три сферы, связанные с тремя основными типами смыслов, содержащимися в социальной информации: знаниями, ценностями, регулятивами (нормами).

    Первая сфера культурного мира — духовная культура. Она включает такие формы культуры, как мифологию, религию, искусство, философию. Характерной чертой этих форм духовной культуры является то, что они ориентированы на знания и ценности, а регулятивы выступают лишь как средства создания духовных ценностей. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

    Вторая сфера культурного мира — социальная культура, или культура социальных отношений. Она включает совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная (моральная), правовая, политическая культура. Главное содержание социальной культуры — регулятивы (нормы) и ценности. Знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности.

    Третья сфера культурного мира — область технологической культуры как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы - важнейшие эле-менты технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология технологическая культура сама по себе не отвечает.

    Однако существуют и такие феномены, которые должны рассматриваться во всех трех «измерениях». Скажем, культура быта характеризуется комплексом разнообразных смыслов — и духовных (например, в увлечении каким-либо искусством), и социальных (например, в отношениях с соседями), и технологических (например, в использовании бытовой техники).

    Все культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и пересекаются. Границы между ними расплывчаты и относительны.

    Аксиологический (ценностный) подход к истолкованию содержания понятия «культура» исходит из того, что она есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, созданных человеком.

    Аксиологический взгляд на культуру сужает ее сферу, относя к ней лишь ценности — позитивные результаты деятельности людей и исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Но ведь подобные явления постоянно сопровождают человеческое бытие и играют в нем немаловажную роль, и невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать их существование.

    Вопрос о том, что можно и что нельзя считать ценностью, всегда решается субъективно. Восхищаясь ценностями, выработанными в своей культуре, люди нередко склонны не замечать или принижать ценности, имеющиеся в других культурах (например, европоцентризм считает ценности европейской культуры высшими достижениями культурного развития человечества, а все остальные культуры — находящимися на более низких уровнях развития). Субъективизм аксиологического взгляда на культуру, в сущности, заводит его в тупик, а некоторые из его последствий вплотную сближаются с идеями национализма и расизма.

    Антропологическое понимание культуры предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения в культуре наряду с разумным есть и много неразумного. Культура как реальный исторически развивающийся образ жизни людей охватывает все многообразие видов человеческой деятельности, включая в себя все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях. Эволюция антропологического подхода к трактовке культуры фактически привела к распаду общего содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры.

    Однако обе эти трактовки культуры лишь фиксируют различные проявления и стороны культуры, но не объясняют ее сущности. Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует другие ее проявления; антропологический подход, охватывая более широкий круг культурных феноменов, не в состоянии раскрыть связи между ними. Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала. От эмпирического описания явлений культуры необходимо перейти к разработке теории, раскрывающей ее сущность. Такого рода теорией является информационно-семиотическая концепция культуры.

    Структуралистское понимание культуры (от лат. structura —строение, порядок) — при­надлежат к нерационалистической традиции в иссле­довании культуры, абсолютизируют объективные ос­нования культурного мира, теоретически оппонируют экзистенциализму. Становление методов структурного анализа началось в 20-е годы XX века как протест против экспансии психологизма в исследованиях культуры. К. с. к. особое распространение получили во Франции в 50-е-бО-е гг. (К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида и др.), когда разви­тие структуралистских методов стало претендовать на универсальность. Культура стала пониматься как все­охватывающая знаковая система, созданная людьми для общения друг с другом. Главное при ее осмысле­нии — разгадать тайну рождения смысла, на основе к-рого и происходит общение. Он определяется струк­турами (еовокупностями отношений между элемента­ми целого, сохраняющими устойчивость при измене­ниях и задающими его специфику), к-рые в обычной жизни не осознаются людьми, тем не менее объектив­но действующими на их основе. Для понимания К. с. к. показателен идейный путь Леви-Строса. Начав с

    этнографического анализа ментальной жизни и соци­ального устройства первобытных племен, он прихо­дит к выводу, что вся первобытная культура построе­на по принципу бинарных оппозиций (природа — культура, растительное — животное, сырое — приго­товленное и т. д.). Опираясь на теорию информации, он поставил задачу найти общее для всех культур и народов. Это — гармония чувственного и рациональ­ного (сверхрационализм), утраченная современной ев­ропейской культурой и оставшаяся только на уровне первобытного мифологического мышления. Там она достигается, в частности, путем опосредования смыс­ловых противоположностей с помощью образов, из­начально не предназначенных для этого (бриколяж). По Леви-Стросу от оперирования отдельными образа­ми закономерен переход к глубинной логике чувств, действий, отношений и т. д. Р. Барт показал, что ев­ропейская культура XX в. по своему характеру мифо-логична, а значит методы классического структура­лизма могут быть применены и при ее исследовании.

    Экономическая культура — часть общей культуры общества и личности, проявляющаяся как в процессе хозяйствования (в рамках фирмы, региона, страны), так и в экономических отношениях между людьми и в экономическом мышлении. Главная составляющая экономической культуры — процесс гуманизации, гармонизации связей общества и природы, обращение к человеку. Экономическая гуманизация как стержень экономической культуры предполагает наиболее полное удовлетворение растущих потребностей и интересов людей в рамках тех ограничений, которые призваны сохранить при-роду и общество в целом.

    В пространстве экономической культуры человек рассматривается как источник, субъект не только физиологических, материальных, но и социальных, высоких духовных потребностей, которые он удовлетворяет как в экономической сфере, так и вне ее.

    Требования социального и экономического развития очень часто образуют два основных несовпадающих вектора исторического прогресса. Часто социальные и экономические интересы выступают конкурентами, т. к. удовлетворяются из единого фонда рабочего времени и отношений собственности. Это противоречие как раз и сглаживается экономической культурой, большую роль в которой играет мораль и право. Экономика в конечном итоге призвана способствовать социальному развитию.

    Чем больше человек в рамках экономической системы получает свободы распоряжаться капиталами, имуществом, своими трудовыми и интеллектуальными ресурсами, плодами своего труда, тем большую социальную ответственность он несет перед обществом и перед будущими поколениями. Свобода и ответственность — критерии экономической культуры. К составляющим элементам экономической культуры относятся: уважение к собственности;

    строгое следование договорной (контрактной) основе тех или иных экономических отношений; готовность решать конфликтные вопросы исключительно на правовой основе, на основе предпринимательской, трудовой, потребительской этики; эффективное управление хозяйственным процессом, ориентирующееся на глубокое знание социально-психологических качеств человека; 

    экономические системы

    — эстетика и высокая экологичность производства и его результатов;

    — безупречная юридическая основа производства и предпринимательства;

    — гибкость системы материального и морального поощрения работников;

    — постоянная творческая деятельность руководителя и организатора производства:

    — наукоемкость производства, его насыщенность информационными системами и технологиями;

    — меценатство как способ соучастия в развитии культуры социальной среды и способ духовного самовыражения предпринимателя, фирмы, как способ выражения своего процветания.

    Культурология как научная дисциплина

    1 Предмет и задачи культурологии

    Культурология — это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика и многими другими.

    Однако от других гуманитарных наук она отличается тем, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Несмотря на то, что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей — наука гуманитарная.

    Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975). В западной науке это название не прижилось, т.к. в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» в том числе с просветительской и творческой деятельностью). Основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология, структурная антропология, новая культурная история. В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось.

    Предметом культурологии является изучение наиболее общих закономерностей развития культуры, ее базовых характеристик, памятников, явлений и событий материальной и духовной жизни людей. Цель дисциплины — дать целостное представление о феномене культуры, ее сущности и функциях, типах и формах культурной жизни.

    Культурология применяет различные методы изучения культуры: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, типологический, диахронический, синхронический, психологический, биографический, метод моделирования и др.

    Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общее и особенное в исторических явлениях, познавать различные исторические ступени развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений и т.д.

    Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.

    Семиотический метод рассматривает культуру как знаковую систему.

    Типологический метод позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для их полного изучения и сравнения.

    Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания.

    Синхронистический метод — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Психологический метод позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.

    Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени.

    Метод моделирования предполагает создание модели определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.

    Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Два важнейших из них:

    1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов.

    2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

    2 Основные этапы становления культурологии

    В рамках культурологии существует большое количество разнообразных школ, течений и концепций. Крупными культурологическими школами являются: общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, символическая.

    Корни культурологической концепции общественно-исторической школы можно найти в работах Канта и Гегеля. Наиболее яркие представители этого направления — О. Шпенглер, А. Тойнби и Н.Я. Данилевский (авторские концепции данных ученых рассматриваются в теме 3).

    Главной чертой натуралистической школы в культурологии является стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет, прежде всего, психологов, медиков и биологов, пытающихся объяснить культуру, основываясь на психобиологической природе человека. Наиболее видными представителями этой школы являются: З. Фрейд, К. Юнг.

    Являясь основоположником психоанализа, З. Фрейд говорил о том, что культура, особенно искусство, есть результат превращения («сублимации») психобиологической (особенно сексуальной) энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности. При этом природные начала в человеке, его звериные инстинкты подавляются самим человеком или обществом, что неблагоприятно сказывается на физическом здоровье личности и общества в целом.

    К. Юнг, основатель «аналитической психологии», развил теорию «коллективного бессознательного». Оно является, с точки зрения автора, отражением опыта прежних поколений, который был запечатлен в структурах мозга. Его содержание составляют архетипы — прообразы. Их динамика лежит в основе народного творчества, сновидений, мифов и т.д.

    К натуралистической школе примыкает т.н. функциональная теория культуры, создателем которой является Б.К. Малиновский.

    Основными постулатами функционализма являются следующие:

    — каждая культура — целостность (как следствие функционального единства общества);

    — каждое общество, тип цивилизации, обычай, обряд выполняют определенную функцию, жизненно важную для культуры;

    — каждый элемент культуры является незаменимым для сохранения ее целостности.

    Современная цивилизация является, по Малиновскому, сложным сочетанием социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм регулирования общественной жизни, каждая из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передачи потомкам вторичных потребностей людей (собственно духовных).

    Третьей крупной культурологической школой является социологическая, наиболее яркими представителями которой были Т. Элиот, П.А. Сорокин (особенности авторской концепции раскрыты в теме 3), Т. Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

    Т. Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая из них способна на культурное созидание. Творческая элита не принадлежит к какому-либо классу, она должна постоянно пополняться, наиболее талантливые представители разных слоев должны вливать в творческий слой новую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс.

    Теория культуры американского социолога Т. Парсонса заключается в следующем: все духовные и материальные достижения людей, объединяемые понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем — социальной и культурной. В основе первой лежат действия людей, движимых целями своего биологического сохранения в определенной общественной среде. Для культурной системы, более высокой, являющейся направляющей, характерны: символичность (язык, система символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых норм), волюнтаристичность (иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды). Таким образом, культура является сложной системой символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.

    Одной из самых влиятельных культурологических школ является символическая. Развитие этой школы связано с быстрым ростом средств массовой информации и расширением научно-технической базы, возможностей передачи и изучения символического материала. Среди наиболее ярких представителей этой школы, работающих в различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.

    Э. Кассирер в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической символизации, т.е. подходит к изучению культуры с позиций семиотики. Истоки культуры он видит в способности людей творить некий искусственный окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Цивилизованный человек не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов.

    К. Леви-Стросс является создателем структурной антропологии (структурализма). Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений. Культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык.

    Кроме него в структуру входят наука, искусство, мода, религия и т.д. Именно с помощью этих объектов обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры.

    3 Сущность культуры

    Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в I в. до н. э. знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

    «Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

    Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком вторая природа».

    В культурологии принято выделять следующие аспекты культуры как общественного явления: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

    В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

    В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

    Культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

    В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

    В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.

    В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

    Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека.

    Субъектами культуры могут быть:

    1) личность (культура личности);

    2) социальная группа (молодежная культура и т. п.);

    3) социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);

    4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);

    5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура);

    6) этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);

    7) региональные сообщества (культура Запада и Востока);

    8) человечество в целом (общечеловеческая культура).

    Компоненты культуры: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.

    4 Функции культуры

    Термином «функция» в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

    Адаптационная функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.

    Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом.

    Преобразующая функция культуры. Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия (вторжение) во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

    Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других.

    Коммуникативная функция культуры (коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

    Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, таки практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    Информационная функция культуры — накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

    Нормативная функция культуры. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.

    Гуманистическая функция культуры — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития, человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

    Ценностная функция культуры выражается в формировании ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.

    Семиотическая, или знаковая (греч. sеmеiоn — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

    Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов характерных для данной культуры.

    Функция социализации — культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции.


    написать администратору сайта