Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. До прихода к власти

  • 2. Внутренняя политика и реформы

  • 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой Турции

  • Ататюрк. Мустафа Кемаль Ататюрк был основателем Турецкой Республики, проведшим радикальные политические, экономические и социальные реформы для превращения Оттоманской империи в современное светское государство


    Скачать 195.23 Kb.
    НазваниеМустафа Кемаль Ататюрк был основателем Турецкой Республики, проведшим радикальные политические, экономические и социальные реформы для превращения Оттоманской империи в современное светское государство
    АнкорАтатюрк
    Дата16.02.2022
    Размер195.23 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаАтатюрк.rtf
    ТипДокументы
    #364515

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
    Мустафа Кемаль Ататюрк был основателем Турецкой Республики, проведшим радикальные политические, экономические и социальные реформы для превращения Оттоманской империи в современное светское государство. Кемализм стал официальной идеологией Турецкой Республики, основанной на шести принципах, так называемых шести стрелах, закрепленных в конституции 1937 г. Шесть стрел — это республиканизм (идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии), национализм как база режима, народность (борьба против классового неравенства и сословных привилегий), светский характер государства и отделение государства от религии, этатизм, или державность (построение смешанной рыночно-государственной экономики при лидирующей роли государства), реформизм (курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества).

    В послевоенные годы, вплоть до наших дней, отечественные туркологи провели немало исследований, касающихся роли турецкого государства (этатизм) в социально-политическом и экономическом развитии страны. Идеологии кемализма много внимания уделял А.Ф. Миллер. Широкий аспект идеологических проблем этатизма представлен в работах Н.Г. Киреева, Ю.Н. Розалиева, А. Лежикова. Эти исследователи проводят глубокий анализ истории этатистских идей, показывают какого его влияние на построение турецкого государства, а также прослеживают философские основы взглядов Ататюрка.
    1. До прихода к власти

    Мустафа Кемаль Ататюрк появился на свет примерно в 1881 г. в городе Салоники Османской империи, на территории современной Греции. Его отцом был Али Рыза-эфенди, бывший служащий таможни, занимавшийся торговлей древесиной, а матерью была Зюбейде-ханым. Корни главы семейства достоверно не известны, то ли они были турецкими, то ли албанскими или даже болгарскими. Есть предположение об иудейском происхождении. Как бы там не было, семья Ататюрка исповедовала ислам и говорила на турецком языке. Она жила довольно скромно, постоянно нуждаясь в деньгах. Мустафа был не единственным ребенком, всего их было шесть, но до зрелого возраста дожил только он и его сестра Макбуле Атадан. Он рос подвижным ребенком, отличался самостоятельным и вспыльчивым темпераментом. Большую часть времени проводил в одиночестве. Привычка все говорить прямо в лицо и не учитывать чужого мнения сохранилась на протяжении всей его жизни, что приводило к немалым проблемам в будущем, особенно в политической среде. Али Рыза-эфенди хотел, чтобы его сын получил достойное светское образование, однако Зюбейде-ханым, являясь ярой мусульманкой, видела для Мустафы будущее, связанное со служением богу. В итоге юный Ататюрк был зачислен в школу Хафыза Мехмет-эфенди, располагавшуюся недалеко от дома.

        Вскоре Мустафа лишился отца, который скончался в 1888 году. Через несколько лет в двенадцатилетнем возрасте он поступил в военную школу в Салониках. Это было его взвешенное решение, отвечающее его устремлениям. В этом учебном заведении он получил свое второе имя – Кемаль, что означает «совершенство». Через три года он уже поступил в военную школу в городе Манастир (нынешняя Македония). Юноша проявил себя с хорошей стороны, хотя его откровенный и резкий характер добавил ему хлопот. В 1899 году он уже обучался в Оттоманском военном колледже в столице империи. Здесь господствовали консервативные настроения и жесткая дисциплина. Более того колледж находился под личным контролем султана Абдул-Хамида II. В 1902 году он продолжил обучение в Оттоманской академии генштаба, все в том же Константинополе, которую окончил в 1905 году. Во время обучения он много читал, в том числе запрещенные труды Шинаси и Намыка Кемаля. В нем начались зарождаться патриотические и реформаторские идеи. Но, не успев начать военную карьеру, он был арестован за критику правящего султана и был заключен под стражу. Пробыв под арестом несколько месяцев, его отправили в сирийский Дамаск. Находясь, по сути, в ссылке, Мустафа не отказался от своих политических убеждений и образовал организацию революционного толка «Ватан», что переводится как Родина.

        В Дамаске он находился в период с 1905 по 1907 гг., проходя службу в 5-й армии. Позже, невзирая на свое неблагонадежное прошлое, он был повышен в звании и переведен в 3-ю армию в город Манастир. Ататюрк примкнул к младотуркам, политическому движению за либеральные преобразования, ставившее своей целью создание конституционного государства. Все это было близко Мустафе с его реформаторскими убеждениями. В 1908 году разразилась младотурецкая революция, в подготовке которой лично участвовал сам Ататюрк. Ее задачей было свержение Абдул-Хамида II, что и случилось в 1909 году. На его место парламент утвердил безвольного Мехмеда V. Однако добившись своего, младотурки установили диктаторский режим, по сути, предав свои либеральные идеалы. В итоге революция не разрешила проблем турецкого общества, а наоборот привела к политике пантюркизма и панисламизма и началу национально-освободительных войн на нетурецких землях Османской империи. Кемаль разочаровавшись и рассорившись с лидерами революции, покинул их ряды и отошел от политической деятельности. В 1910 году он временно был переведен в Европу, во Францию, где принял участие в пикардийских военных учениях. В 1911 году был снова возвращен домой и начал службу в Константинополе в Генштабе вооруженных сил. В этом же году началась итало-турецкая война, в ходе которой Ататюрк сражался у Тобрука и Дерне, где одержал над неприятелем победу. В 1912 году получил должность командующего османскими войсками в Дерне. Не успел закончиться этот конфликт, как вспыхнул новый. В октябре 1912 года начались Балканские войны. Кемаль принял непосредственное участие и в них. При его непосредственном участии были отвоеваны Дидимотихона и Эдирне у болгар. Результатом этих войн стала очевидна всему миру слабость турецкой армии, что привело к потере ее владений в Африке и в Европе. Туркам удалось сохранить за собой на Балканах лишь Адрианополь и прилегающие к нему районы. В 1913 году Кемаль получил должность военного атташе в Софии, а через год его повысили до подполковника.

        На посту атташе он встретил начавшуюся Первую мировую войну. В 1915 году по приказу штаба был направлен в Текирдаг для формирования 19-й дивизии. Османская империя выступила на стороне Центральных держав. Мустафа Кемаль отличился на фронтах этой войны. Он успешно противостоял силам союзников, командуя войсками во время Дарданелльской операции. Битва развернулась на Галлипольском полуострове. Десант Антанты разбился об оборону турок, одним из организаторов которой был сам Кемаль. Это развеяло миф о несостоятельности османов и привело к отставке Черчилля с поста Первого лорда Адмиралтейства. После этого успеха Мустафа командовал войсками в Эдирне и Диярбакыре. Также за ним числятся победы над британцами при Анафарталар и Киречтепе. Весной 1916 года он стал генерал-лейтенантом и командующим 2-й армии. Ему удалось на время взять Муш и Битлис, но позже его потеснили русские полки в ходе Эрзинджанского и Битлисского сражений. После этого на время был отправлен в Дамаск и Халеб. Позже вместе с принцем Вахидеттином эфенди инспектировал войска в Германии. Однако эта командировка негативно сказалась на здоровье Кемаля и он был вынужден проходить лечение в Вене и Баден-Бадене. Летом 1918 года во главе 7-й армии сдерживал атаки англичан у Халеба в Сирии. Тридцатого октября 1918 года было подписано Мудросское перемирие, ознаменовавшее капитуляцию Турции в Первой мировой войне. Мустафа был назначен командующим группой армий «Йылдырым», совместном подразделении турок и немцев. Но уже в ноябре оно было распущено, и Кемаль вернулся в Константинополь, а затем перешел на службу в Министерстве обороны. Война была проиграна, лидеры младотурок покинули страну и перебрались в Германию. Государства Антанты сразу инициировали интервенцию и принялись за раздел поверженного врага.

        Навязанные условия капитуляции означали потерю независимости и ее расчленение европейскими державами-победительницами. Франция получила мандат на Сирию и Ливию, а Англия на Палестину и Месопотамию. Параллельно в мае 1919 года греки вторглись в Смирну. Это событие стало началом Войны за независимость Турции. По условиям мира, турки должны были приступить к немедленному разоружению. В ноябре 1918 года союзники оккупировали Константинополь. Кемаль Ататюрк завершил военную службу и вернулся на политическую арену. В июне 1919 года он заявил, что независимости государства угрожает опасность, а после объявил созыв депутатов на Сивасский конгресс, который состоялся в сентябре месяце. На этом собрании были определены шаги по спасению родины. Незадолго до этого состоялся Эрзерумский конгресс. Делегаты обоих собраний не поддержали идею об образовании армянского, греческого и арабского государств на землях империи и подтвердили приверженность нерушимости границ. Султанское правительство пыталось противиться этим инициативам и приказало арестовать Ататюрка. Но у национального лидера было уже слишком много сторонников, чтобы этот указ был реализован. В декабре 1919 года он с триумфом вступил в Анкару. Этот город приобрел статус центра кемалистского движения. Главной ударной силой Ататюрка стали находившиеся в центре Малой Азии вооруженные крестьянские подразделения – «Национальные силы». Тем временем, уже осенью 1919 года, греки расширили свой контроль над османской территорией. Они уже контролировали Ушак, Бандырму, Бурсу и Адрианополь (Эдирне). Но далее двигаться не решались без санкции союзников.

        Между тем в результате компромисса между Ататюрком и султаном были проведены выборы в новый парламент, в результате которых победили кемалисты. В январе 1920 года палата депутатов, собравшаяся в столице на основе итогов Сивасского съезда, провозгласила «Декларацию независимости Турции» (Национальный обет). В ответ на это британцы повторно оккупировали Константинополь и арестовали всех националистов и сослали их на Мальту, а парламент распустили. Султан окончательно превратился в марионетку Антанты и потерял доверие населения. Тем временем Кемаль созвал свой парламент в Анкаре – Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), став его председателем и главой. В ответ на это Кемаль и его сподвижники были приговорены к смерти. Таким образом, в Турции образовалось два действующих правительства, султана Мехмеда VI Вахидеддина и Ататюрка, последнее не было признано не одной державой. Официальные власти пытались подавлять восстания кемалистов, но терпели неудачи. Правительство Анкары своим решением от седьмого июня 1920 года считало недействительными все договора, соглашения, концессии заключенные правительством Константинополя. Мустафа Кемаль Ататюрк сумел установить дружеские отношения с Советской Россией. Результатом стала военная помощь оказанная Москвой Анкаре. Антанта, в свою очередь, принудила подписать султана кабальный Севрский мирный договор, согласно которому Турция официально теряла владения в Европе и Азии, а черноморские проливы переходили под контроль Антанты. Ататюрк отказался ратифицировать этот документ, в чем был поддержан Лениным.

        В это время осложнились отношения с Арменией, что привело к войне. Конфликт закончился довольно быстро и завершился полным разгромом армянских сил. Был подписан Александропольский договор, возвращавший туркам ранее утерянное Закавказье. В марте 1921 года был подписан советско-турецкий Договор о «дружбе и братстве». Он признал независимость Турции и зафиксировал ее северо-восточную границу. Теперь стояла задача изгнать греков. После победы при Сакарье, Кемаль получил титул «гази» и звание маршала. Решающей стала битва при Домлупынаре, оборона греков распалась, и они стали беспорядочно отступать. Их отход сопровождался взаимными жестокостями и грабежами. В сентябре 1922 года Мустафа Кемаль вошел в Смирну, греки либо бежали, либо были убиты. Турки не признали вину в совершенной ими резне. К восемнадцатому числу Турция была освобождена. Западным государствам нужно было реагировать на быстро менявшиеся обстоятельства и принимать реальность как должное. В октябре 1922 года Антанта подписала перемирие с Кемалем, которое поддержала Греция. Все было готово для смены государственного строя. ВСНТ являлся органом власти, функционирующим уже несколько лет и сочетавшим в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. В ноябре 1922 года халифат и султанат были отделены друг от друга. Султанат официально ликвидировался. Последний султан Османской империи Мехмед VI оставил Турцию. В июле 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор между Турцией с одной стороны и Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев с другой. Он заменил основные положения Севрского соглашения и определил границы Турции. В августе 1923 года на выборах в Великое Национальное Собрание Турции победила Народная партия, а Кемаль стал председателем. Двадцать девятое октября 1923 года стало днем образования Турецкой Республики. Мустафа Кемаль стал ее первым официальным президентом.

    2. Внутренняя политика и реформы

    В 1920-1930-е гг. во многих сферах жизни турецкого общества были проведены реформы, инициатором, руководителем и пропагандистом которых выступил первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль-паша. Многие идеологические установки кемализма и культурная программа были разработаны и обоснованы в трудах известного турецкого философа, социолога, культуролога Зии Гек Алпа (1876-1924), скончавшегося в самом начале становления Турецкой Республики - в 1924 г., а также Юсуфа Аксура, Ахмеда Агаоглу (Агаева) и др. Интерпретируя наиболее актуальные идеи Зии Гек Алпа и других мыслителей, Кемаль-паша определил такие вехи в политической жизни Турции, как европеизация, национализм (независимость), этатизм (активное участие государства в экономической жизни общества), лаицизм (секуляризм), революционность, народность.

    Проблему разумного взаимовлияния культур Востока и Запада, в частности Европы и Турции, как раз и пытался решить первый президент Турецкой Республики М. Кемаль-паша. Он подверг решительной переоценке существующие в турецком обществе идейные ценности. Принцип революционности включал в себя и реформы, осуществленные в сфере государственного устройства, права, семьи, судопроизводства, культуры, быта. М. Кемаль был убежден, что первопричина отсталости и поражения империи в Первой мировой войне крылась в ее приверженности ко многим изжившим себя исламским догмам. Принципы строительства Турецкой республики изначально целиком ориентировались на западные политические ценности и стандарты. Этот процесс сразу натолкнулся на сопротивление со стороны традиционалистов-консерваторов, поэтому осуществлялся осторожно.

    Подготовку к реформам М. Кемаль начал еще летом 1925 г. Он отправился в путешествие по стране, во время которого проводил агитацию за отказ от пережитков прошлого. Сенсацию произвел уже тот факт, что, остановившись в г. Кастамону, М. Кемаль вышел из автомобиля со шляпой в руке. Шляпа была в старой Турции символом «гяура», «неверного». Мусульманина, надевшего европейскую шляпу, могли закидать камнями и грязью. Не менее кощунственным считалось появление с непокрытой головой. М. Кемаль личным примером подал сигнал к борьбе против этих предрассудков, также, как и предрассудков, касающих подростковой одежды. В своих беседах во время путешествия он указывал на необходимость отказаться от ношения фески и от всякого рода специфически восточных костюмов.

    3 марта 1924 г. ВНСТ ликвидировало халифат (закон №431) и выслало всех членов султанской династии из страны. 20 апреля ислам был узаконен как государственная религия. Исчезли министерства по делам шариата и вакуфов (религиозное законодательство и собственность), имущество халифа конфисковывалось, закрывались религиозные школы-медресе, министерство народного образования вводило систему обучения молодежи по западному примеру. Желая смягчить удар по чувствам верующих мусульман, Кемаль выступил в меджлисе и призвал их, очистить веру, святые чувства и ценности верующих от политических интересов и страстей и тем возвеличить ислам.

    Следующим важным шагом на пути преобразований стала новая Конституция, принятая 20 апреля 1924 г. Она зафиксировала положение о том, что суверенитет – это достояние нации, и только нации, и что он осуществляется ее представителями, закрепила республиканский строй. В понимании Ататюрка республика была и порождением, и гарантией победы национальной революции, синонимом его основной государственно-политической концепции «безусловного и неограниченного национального суверенитета».1

    Конституция провозгласила права и свободы граждан, - которые на практике не были ничем обеспечены и зависели от воли большинства в меджлисе. Установила иные условия выборов депутатов парламента и назначений в высшие органы власти. ВНСТ обладало законодательной властью, исполнительная ложилась на президента и правительство. Президент избирался ВНСТ на 4 года и мог переизбираться, был верховным главнокомандующим, назначал премьер-министра и поручал ему формирование правительства. В выборах в ВНСТ могли участвовать только мужчины с 22 лет; действовала мажоритарная избирательная система, игнорировавшая интересы малых народов Турции.

    Конституция демонстрировала национализм ее создателей, вызывая осложнения в политической жизни и межнациональных отношениях. Абсолютное большинство антикемалистских выступлений проходило затем под религиозными лозунгами. За ними скрывались и недовольство национальных меньшинств, ущемленных в их правах, и возмущение крестьян, лишенных земли и продолжавших испытывать гнет полуфеодалов, и бремя государственных налогов, и недовольство религиозных деятелей, ощутивших реальную угрозу своему благополучию, и даже возбуждение некоторых бывших участников освободи тельной борьбы, продолжавших порою придерживаться традиционных взглядов.

    Одним из труднейших кемалистких преобразований явилось введение латинского алфавита вместо арабского. Официально современный алфавит начал действовать с июня 1928 года. Мусульманский календарь сменился европейским. Коран был переведен с арабского на турецкий. Мустафа Кемаль также считал необходимым перевод Корана на турецкий язык. «Турок верит в Книгу, – говорил он, – но не понимает, о чем в ней идет речь. Он сам должен сознавать, что именно он в ней ищет».2

    В 1934 г. ВНСТ приняло закон о введении фамилий. Прежде турки имели лишь имена. Этот закон упразднял также титулы и старые формы обращения: паша, бей, эфенди. 24 ноября 1934 года Мустафа Кемаль-паша получил от ВНСТ фамилию Ататюрк (“Отец турок»). Согласно другому закону, принятому меджлисом 17 декабря 1934 года, фамилию Ататюрк, кроме Мустафы Кемаля-паши, никто не имел права носить. Введение фамилий облегчало осуществление гражданского делопроизводства, устраняло путаницу с одинаковыми именами.3

    Теперь перед нею встала другая не менее тяжелая и ответственная задача: хозяйственное возрождение, достижение экономической независимости. Расширение внутреннего рынка, развитие товарно-денежных отношений, ликвидация экономической зависимости страны от иностранных государств, создание национальной промышленности, способной освободить страну от ввоза предметов массового потребления, развитие железнодорожной сети, а также поднятии сельскохозяйственного производства, - все эти вопросы были предметом обсуждения на экономическом конгрессе, созванном в Измире в феврале 1923 г.

    Необходимость расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, желание избавиться от тягостной зависимости от внешнего рынка как в области сбыта продуктов земледелия, так и снабжения страны промышленными товарами определили политику правительства в промышленности.

    Впервые об огосударствлении предприятий Кемаль заговорил еще в марте 1922 г.: «Одна из важных задач нашей экономической политики заключается в том, чтобы в меру наших финансовых и технических возможностей огосударствить те предприятия и учреждения, которые будут представлять непосредственно общественный интерес… Вместе с тем наше правительство готово предоставить всякого рода льготы капиталовладельцам, которые захотели бы, руководствуясь чисто коммерческими соображениями, вложить свои средства, как в горную промышленность, так и в различные экономические предприятия или же в общественные работы»4. Но официально об этатизме (по-турецки - девлетчилик) как основе государственной политики заявил премьер Исмет 30 июля 1930 г. Ататюрк писал об этатизме как «о системе произошедшей из принципа частной деятельности граждан, но с ролью государства в национальной экономике для того чтобы достичь целей, которые не были достигнуты индивидуумами или частной деятельностью».5 В 1930-х гг. этатизм продвигал государство как главного агента трансформации и модернизации, ведущего производителя и инвестора. Первый пятилетний план индустриального развития был разработан в 1934 г. при помощи советников из СССР. Напомним, что индустриализация тех лет — синоним того, что сегодня называют в России построением инновационной экономики, экономической модернизацией и диверсификацией экономики. Одной из важнейших составляющих этатизма было создание госкомпаний в ключевых секторах экономики.

    В понимании кемалистов турецкий национализм был тесно связан с понятием турецкого национального государства и воспринимался исключительно в связке: нация – государство. Идеи пантюркизма были объявлены неприемлемыми и опасными. Принцип национализма должен был осуществляться исключительно в рамках национального государства. Акцент в идеологии национализма ставился именно на укреплении общенационального самосознания турок, консолидации турецкого, культурного пространства. Все это конкретизировало понимание турецкого национализма и, как подчеркивал Кемаль Карпат, «превратило его по существу в единственную господствующую идеологию».6

    Реализация принципа национализма вылилась в политической практике в создание национального турецкого государства и языка. Именно на этом этапе видно влияние идей Зии Гек Алпа. По Гек Алпу, нацию (millet) объединяли не только этнические признаки, географические условия проживания, политические факторы, но и культурная общность (язык, искусство, религия, мораль и др.). Зия Гек Алп полагал, что необходимо изменение законов, проведение ряда реформ в целях придания турецкой культуре общенационального характера, создания национального государства.

    Еще одна проблема была связана с засильем иностранных школ в светском образовании Турции. Для самостоятельного национального государства такое положение дел было крайне недопустимым, и в середине 20-х годов начинают создаваться турецкие школы, появляются свои учебники, внедряется национальное воспитание учащихся.

    Далее кемалисты и лично Мустафа Кемаль самое серьезное внимание уделили принципу народности. Характеризуя ВНСТ, при создании партии Мустафа Кемаль постоянно делал упор на принципе народности, больше говоря уже не о суверенитете нации, а о суверенитете народа и его единственном представителе – ВНСТ.

    Это необходимо тесным образом связать с той же европеизацией. Турецкий социолог и главный идеолог кемализма Зия Гек Алп так говорил о необходимости принятия западной цивилизации: «Если мы этого не сделаем, западные державы нас поработят… Чтобы защитить нашу свободу и независимость, мы должны овладеть европейской цивилизацией».7 Отталкиваясь от этого, следует считать, что принцип народности отнюдь не означал какого-то революционного изменения в социальной структуре общества, а, по существу, должен был рассматриваться, как попытка применить идеи западной политической демократии к турецким реалиям.

    Собственно, из-за попытки увязать воедино и европеизацию, и этатизм возникают эти несоответствия. Так, каких-либо положений, особо оговаривающих право государственной собственности, государственного предпринимательства, в конституции 1924 г. не было. Единственным признанием института государственной собственности было все то же положение о возможности отчуждения частного имущества в общественных интересах.

    Также еще одним из таких несоответствий было насаждение буржуазного института частной собственности при относительной распространенности государственной и вакуфной собственности на землю и одновременно очевидной беспомощности частного национального предпринимательства. И наоборот, наличие значительного госсектора, заметный размах государственного регулирования в 20-е годы мало отражен в конституционном праве.8

    Тем не менее проведение политики этатизма, создание новых и расширение старых отраслей промышленности в значительной степени уменьшили зависимость Турции от внешних рынков и привели к существенным социальным сдвигам, к изменению структуры турецкого общества.

    Главным фактором роста было сельское хозяйство, в котором работало три четверти всего населения. Но и рост в сельском хозяйстве не был вызван ростом производительности. В этом секторе по-прежнему доминировали малые крестьянские хозяйства, использующие тягловую силу и примитивную сельскохозяйственную технику. Рост выпуска был вызван ростом населения и освоением сельскохозяйственных земель, которые не обрабатывались во время Первой мировой войны, войны за независимость и распада Оттоманской империи.

    3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой Турции

    ататюрк реформа турция

    Внешнеполитическая концепция Кемаля вытекала из его стремления создать на развалинах прежней феодально-теократической Османской империи независимое турецкое национальное государство. Поэтому он отвергал младотурецкие тенденции панисламизма и пантюркизма, расценивая их как антинациональные. При обсуждении халифатского вопроса он указывал, что Турции незачем брать на себя бремя забот о всём мусульманском мире. "Народ новой Турции, - говорил он, - не имеет никаких оснований думать о чём либо другом, как только о собственном существовании, собственном благополучии".9 По определению его Турции надлежало вести "строго национальную политику", а именно: "трудиться в пределах наших национальных границ, опираясь прежде всего на нашу собственную силу и охраняя наше существование, во имя действительного счастья и процветания народа и страны; ни в коем случае не отвлекать народ несбыточными чаяниями и не вредить ему этим; требовать от цивилизованного мира культурного и человеческого обращения и взаимной дружбы".10 Эти принципы являлись для К. в период национальной войны (1919-22) основой его внешней политики и дипломатии. С первых дней пребывания в Анатолии он выдвинул требование об освобождении Турции от империалистического контроля. Исходя из этого, он настаивал на образовании национального центра в глубине страны, "вне надзора Стамбула и вне влияния и воздействия иностранных держав". Тогда же он указывал своим сторонникам, что державы Антанты проявят уважение к Турции лишь в том случае, "если нация им продемонстрирует, что она сознаёт свои права и готова единодушно, невзирая на жертвы, защищать их от всякого посягательства". На Сивасском конгрессе К. высказался против американского мандата над Турцией и остальными территориями бывшей Оттоманской империи, отметив в частности, что население Анатолии не вправе выступать от имени арабов. После Лондонской конференции 1921 он дезавуировал Бекира Сами бея, подписавшего с Францией и Италией конвенции, ограничивавшие суверенитет Турции.

    Дипломатические методы, применявшиеся в этот период, были направлены главным образом на использование противоречий между империалистическими державами и на создание затруднений для Англии, являвшейся инициатором и руководителем интервенции в Турции. Так, напр., с целью привлечения к Турции симпатий мусульманских подданных держав Антанты, особенно мусульман Индии, Кемаль выдвинул тезис, что национальные силы выступают не против, а в защиту султана-халифа. Несмотря на фактическую войну между Анатолией и султаном, Кемаль объявил, что стамбульское правительство "скрывает правду от падишаха", а распоряжения падишаха только потому не подлежат исполнению, что он "находится в плену у неверных".11

    Другим средством дипломатического воздействия на Англию являлась широкая гласность. Учитывая недовольство влиятельных английских кругов ближневосточной политикой Ллойд-Джорджа, Кемаль стремился осведомлять европейское общественное мнение обо всех фактах антитурецкой деятельности британского правительства. В одной из своих инструкций Кемаль отмечал, что англичане стараются вредить Турции тайно, а "наш (т. е. турецкий) метод состоит в том, чтобы внушать им, что всякая даже малейшая придирка с их стороны повлечёт за собой огромный шум во всём мире".12

    В то же время Кемаль успешно использовал недовольство Франции Севрским договором, её противоречия с Англией и заинтересованность французских капиталистов в сохранении целостности Турции. Он лично вёл переговоры с Франклен Буйоном, завершившиеся подписанием 20. X 1921 франко-турецкого договора о прекращении Францией военных действий против Турции и о признании ею анкарского правительства.

    Но самой важной внешнеполитической задачей Кемаль считал в этот период обеспечение дружественных отношений с Советской Россией. Ещё в 1919 на Эрзерумском конгрессе он приводил в качестве примера, достойного подражания, антиимпериалистическую борьбу "русского народа, который, видя, что его национальной независимости угрожает опасность и что со всех сторон на него надвигается иностранное нашествие, единодушно поднялся против этих попыток мирового господства".13 26. IV 1920, через три дня после открытия Великого национального собрания в Анкаре, К. отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо, в котором предложил установить между обеими странами дипломатические отношения и просил оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Когда на одном из заседаний Великого национального собрания, летом 1920, реакционные депутаты внесли запрос о характере отношений между анкарским правительством и "большевиками", Кемаль ответил: "Это мы сами искали большевиков, и мы их нашли... Сношения с Советской республикой официально установлены". Осенью того же года К. в телеграмме, посланной Советскому правительству, писал: "Мне доставляет величайшее удовольствие сообщить вам о чувстве восхищения, испытываемом турецким народом по отношению к русскому народу, который, не удовлетворившись тем, что разбил свои собственные цепи, ведёт уже более двух лет беспримерную борьбу за освобождение всего мира и с энтузиазмом переносит неслыханные страдания ради того, чтобы навсегда исчезло угнетение с лица земли".14 Через год, выступая в Великом национальном собрании с сообщением о победе на р. Сакарья, К. заявил: "Мы с Россией - друзья. Ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции".15

    С окончанием национальной войны внешняя политика Турции стала терять антиимпериалистический характер, а затем и вовсе утратила его. По мере развития этого процесса изменялась и дипломатия Кемаль. Во время Лозаннской конференции 1922-23 Кемаль дал турецкой делегации директиву: "добиться полного признания в широкой и удовлетворяющей нас форме нашей независимости и наших прав в вопросах финансовых, политических, экономических, административных и других".16 Но одновременно, надеясь получить поддержку от Англии в финансовых и экономических вопросах (в которых была заинтересована больше всего Франция) и добиваясь быстрого подписания мирного договора с целью скорейшей эвакуации иностранных войск из Стамбула, Кемаль пошёл на существенные отступления от прежних принципов: он согласился на установление невыгодного для Турции и других черноморских стран режима проливов, дал согласие на отсрочку решения мосульского вопроса и пр. В дальнейшем изменения внешнеполитической линии Кемаль проявились в дипломатических комбинациях, проводившихся Арасом, и в некоторых выступлениях самого Кемаль, свидетельствовавших о постепенном сближении Турции с империалистическими державами.

    Тем не менее свои основные взгляды на внешнюю политику Турции Кемаль сохранил до конца своей жизни. В 1937 Кемаль опубликовал предупреждение по адресу фашистских агрессоров, указав, что, "кто нападёт на балканские границы, тот обожжётся". Он подчёркивал необходимость обеспечения коллективной безопасности и высказывался против нейтралитета в его прежнем значении, т. е. против одинакового отношения к агрессору и к жертве агрессии.

    Дружбу с Советским Союзом Кемаль считал необходимой гарантией независимости Турции. В ежегодных президентских речах (при открытии сессии Великого национального собрания) он уделял отношениям с СССР видное место. Эти отношения он неизменно характеризовал как важнейший элемент турецкой внешней политики. Будучи главой государства, К. не посещал иностранных миссий, но делал из этого правила единственное исключение для советского посольства.

    В одном из своих, самых последних по времени, парламентских выступлений, в ноябре 1936, отмечая, что согласно конвенции, подписанной в Монтре (Турция вернула контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.), "отныне воспрещён проход через проливы кораблям какой бы то ни было воюющей державы". Кемаль подчёркивал "с исключительным удовлетворением", что между Турцией и её "великим морским и сухопутным соседом" существует и продолжает нормально развиваться искренняя дружба, "доказавшая уже на протяжении 15 лет свои достоинства".17

    Даже в самые последние дни своей жизни К. указывал, в виде политического завета своим будущим преемникам, на необходимость сохранения и развития дружбы с СССР.

    Ататюрк умер 10 ноября 1938 года, в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче, бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле. Ататюрк был похоронен 21 ноября 1938 года на территории музея этнографии в Анкаре. 10 ноября 1953 года останки были перезахоронены в выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».


    Список использованной литературы


    1. Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.

    2. Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963.

    3. Данилов В.И. Турция 20-30-х годов: путь к демократии// Восток. 1997.

    4. Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М., 1991.

    5. Лежиков А. Отец народа// Родина. 1998.

    6. Миллер А.Ф. Становление Турецкой республики//Народы Азии и Африки.1973.

    7. Миллер А.Ф. Вступительная статья// Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.

    8. Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк// Вопросы истории. 1995.

    9. Berkes N. The Development of Secularism in Turkey. Montreal. 1964. Цит. по: Фадеева И.Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001.

    10. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М.: Наука, 1983.

    11. Жевахов А.Б. Кемаль Ататюрк. 1999.

    Размещено на Allbest


    1 Миллер А.Ф.Становление Турецкой республики//Народы Азии и Африки.1973. С. 46.

    2 Berkes N. The Development of Secularism in Turkey. Montreal. – 1964.Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. С. 160.

    3 Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. – М.: Наука, 1983. С. 182.

    4 Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966. С. 213-217.

    5 Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.

    6 Gцkalp Ziya. Turkish Nationalism and Western Civilization. – N.Y., 1959. Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. С. 124

    7 Gцkalp Ziya. Turkish Nationalism and Western Civilization. – N.Y., 1959. Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. С. 121–122.

    8 Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. – М.: Наука, 1991. С. 85

    9 Жевахов А.Б. Кемаль Ататюрк. 1999. С. 153.

    10 Жевахов А.Б. Кемаль Ататюрк. 1999. С. 133.

    11 Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.С. 33.

    12 Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.С. 33.

    13 Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963С. 147-148.

    14 Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963.С. 147.

    15 Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963.С.148.

    16 Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963.С. 148.

    17 Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах// Международная жизнь. 1963.С. 150


    написать администратору сайта