Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания

  • Глава III МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  • См.

  • Музыкальнодидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступ ной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты


    Скачать 69.58 Kb.
    НазваниеМузыкальнодидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступ ной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты
    Дата28.06.2018
    Размер69.58 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла11.doc
    ТипДокументы
    #48064

    От автора

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначе­ние — в доступ ной форме привить детям любовь к музыке, заинтере­совать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходи­мые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

    Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

    Предлагаемый методический материал объединяет музыкально­дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различение высоты и длительности звуков. При выкла­дывании простейших иопевок дети знакомятся не только с длинны­ми и короткими звуками, но и с движением мелодии вверх-вниз. Поиевку желательно разучить заранее, чтобы дети, не отвлекаясь на ее разучивание, сразу могли участвовать в игре. Дети выполняют задания сначала под руководством педагога, затем самостоятельно.

    Автор искренне желает, чтобы эти игры помогли вам в работе с детьми, разнообразили занятия, побудили детей к творчеству и при­общили их к прекрасному миру музыки

    .пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть раз­личным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая на­глядность и практический метод (действия педагога и детей), зри­тельная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

    Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствахмузыкальной выразительности.

    Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-ди­дактические пособия применяются в основном на занятиях, что­бы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, темб­ра, регистра, темпа и других выразительных средств.

    Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными де­талями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не исполь­зовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны разли­чать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д. и выполнять движения, соответствующие харак­теру частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» X. Ломовой, «Игра с бубном» JI. Шварца и др.).

    Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжи­тельность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкаль­но-сенсорных способностей (Н.А. Ветлугина). Некоторые свой­ства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

    Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является сред­ством активизации слухового внимания детей, накопления пер­воначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее—о высоте и ритме. Поскольку основные музы­кальные способности лежат в основе переживания выразительно­го содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактичес­кие игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмичес­кие отношения мелодии.

    Применение зрительной наглядности, включающей простран­ственные представления (выше — ниже, длиннее — короче), по­могает сформировать у детей представления о свойствах музы­кальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моде­лирует отношения звуков по высоте и длительности.

    Существуют различные классификации игр и пособий. Напри­мер, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально­сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные1. За основание этой классификации взято различие игровых дей­ствий детей.

    Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидакти­ческие игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

    Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидак­тических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности2.

    Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами испол­нительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, иг­рой на детских музыкальных инструментах).

    Поскольку одной из основных задач музыкального воспита­ния детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию—их возможностям в развитии каждой из трех основ- ных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально­слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осозна­ние этих соотношений с помощью моделирования свойств музы­кальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

    Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению харак­тера музыки, смены настроений в отдельных частях произведе­ния, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

    Это наглядные пособия и настольные игры на узнавание про­изведения. В них картинка или игрушка может выполнять под­сказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто исполь­зуются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музы­ку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой кар­точкой на большой (например, с изображением разного состоя

    ­ния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предпо­лагают различение характера музыки, частей произведения, оп­ределение жанра.

    Для развития ладового чувства могут использоваться и под­вижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

    Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оцени­вают правильность воспроизведения мелодии голосом.

    Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчиво­сти на музыку.

    Таким образом, развитие этой способности предполагает со­четание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

    Игры и пособия для развития музыкально-слухо- вых представлений связаны с различением и воспро­изведением звуковысотного движения. Поскольку в формиро­вании музыкально-слуховых представлений большую роль иг­рают моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, мо­делирующие отношения звуков по высоте, направление движе­ния мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (нагляд­ный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

    Возникновению первоначальных представлений о высоте зву­ков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимо­связи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

    Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных пред­ставлений в опоре на восприятие мелодии. Моделирование на­правления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами: использование музыкальной лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков; вкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соот­ветствующих высоте звуков мелодии. Это задание может быть дано детям в образной форме: передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соот­ветствии со звуками мелодии. (Она звучит в тот момент, когда дети выполняют задание.) Полезна здесь также опора на мотори­ку (вокальную или реальные движения).

    Поскольку развитие способности музыкально-слуховых пред­ставлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведе­ния мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использо­вание подвижных игр исключается. Для активизации музыкаль­но-слуховых представлений применяются музыкально-дидакти­ческие пособия, настольные и хороводные игры.

    Моделирование отношений звуков по высоте с помощью раз­личных средств позволяет развивать способность музыкально­слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зритель­ные и двигательные представления детей.

    Развитие чувства ритм а—способности активно (дви- гательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную вырази­тельность музыкального ритма и точно его воспроизводить—пред­полагает использование музыкально-дидактических игр и посо­бий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мело­дии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

    Для развития представлений о продолжительности звуков це­лесообразно использовать пособия и настольные игры, модели­рующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведе­нием мелодии. (Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и долгим зву­кам.)

    Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры мо­гут быть и сюжетными, и несюжетными.

    Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует изве­стные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняю­щиеся на протяжении музыкального произведения.

    Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей ин­терес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

    Однако в практике работы с детьми часто наблюдается фор­мальное использование музыкально-дидактических игр и посо­бий, без ориентации на совершенствование с их помощью основ­ных музыкальных способностей. Применение игр и пособий для развития тембрового и динамического слуха не всегда бывает оправданным, так как дети обычно легко различают тембр и ди­намику и без регулярных упражнений. Развитие же звуковысот­ного слуха (музыкально-слуховых представлений) требует посто­янной работы с детьми: от первоначального различения звуков по высоте к последующему осознанию направления движения мелодии и ее воспроизведению (голосом и на музыкальных инст­рументах).

    Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладо­вого чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма—должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуще­ствляться различными методами и средствами, в том числе с по­мощью музыкально-дидактических игр и пособий.

    Вопросы и задания

    1. Назовите различные классификации методов обучения.

    2. В чем проявляется специфика наглядного метода в применении к музыкальному воспитанию детей?

    3. Раскройте возможности проблемного применения методов обу­чения.

    4. Охарактеризуйте музыкально-дидактические игры и пособия, используемые для развития основных музыкальных способностей.

    Глава III МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

    § 1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Деятельность —это активный процесс овладения обществен­ным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жиз­ни человек осваивает различные виды деятельности, в результа­те которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

    1 См.: Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 236.

    2 См.: Комиссарова Л. Н., Костина Э.П. Наглядные сред­ства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.


    написать администратору сайта