Главная страница
Навигация по странице:

  • Древний Эгипет

  • Мессопотамия

  • Древняя Индия

  • Древний Китай

  • В чем основные принципы лечения

  • Из чего делают тибетские лекарства

  • история медицыны. На смену первобытному обществу в истории человечества пришел


    Скачать 34.43 Kb.
    НазваниеНа смену первобытному обществу в истории человечества пришел
    Дата11.10.2019
    Размер34.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория медицыны.docx
    ТипДокументы
    #89660

    На смену первобытному обществу в истории человечества пришел первый классовый строй — рабовладельческий. По данным исторической науки, классовое расслоение человечества впервые в мире состоялось в долине Нила, в Древнем Египте, на рубеже V и IV тыс. до н.э. В том же IV тыс. до н. э., классовое расслоение и возникновение рабовладения имело место в Мессопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в древнем Шумере, позже, в III—II тыс. до н. э., здесь же, в Мессопотамии, образовались рабовладельческие государства Вавилония и Ассирия. В середине III тыс. до н.э. сформировалось рабовладельческое общество в Южной Азии, в Индостане; в II тыс. до н. э.— в Китае и тогда же — у народов Средиземноморья; в ІІ тыс. до н. э.— у народов Европы, а позже — во ІІ тыс. н. е.— в Древней Америке.

    Рабовладельческий строй, хоть и основывался на жестоком притеснении человека человеком, создал условия для нового развития производительных сил сравнительно с первобытнообщинным: открылись возможности для деления труда и его специализации, возникли различные ремесла, в обществе выделились ремесленники-профессионалы, в частности и врачи. Это все создало условия для расцвета культуры древнего мира.

    Профессиональная медицина, основываясь на достижениях народной медицины, обогащается новыми представлениями о причинах заболеваний и средствами лечения их в соответствии с общим прогрессом и изменениями в мировоззрении тогдашнего человечества. Развитие культуры и медицины в первых больших рабовладельческих государствах имело в каждом из них свою специфику в зависимости от социальных условий и географических особенностей. В это время появляютсяпервые письменные труды медицинского содержания, которые дают наилучшее представление об опыте тогдашних врачей.

    В этот период на дополнение к животноводству возникает и развивается земледелие, которое способствует еще большему обогащению человеческого сообщества. Возникает деление труда и ее специализация. Средством обогащения становится сам человек, которого более сильная личность завоевывает, присваивает, превращает в раба, которого вынуждает на себя работать. Возникновение и последующее развитие частной собственности требуют ее защиты, что, в свою очередь, приводит к возникновению специального аппарата: полиции, армии, суда, государственных служащих. Возникает государство как аппарат защиты существующего строя, которая по своему основному признаку (рабским трудом как основным источником обогащения) получает название рабовладельческой. В этот период был открыт календарь и письмо. Наибольшего развития рабовладельческие государства достигают в таких странах, как Египет, Китай, Индия, Вавилон и Ассирия, Греция и Рим.
    Древний Эгипет

    Древнеегипетское государство охватывает период с V тысячелетия до новой эры (до рождения Христа) и разделяется на такие отрезки: архаичный период (V–IV тыс. до н.э.), Давнее царство (IV–III тыс. до н.э.), Среднее царство (III–II тыс. до н.э.), Новое царство (от II тыс. до н.э. и к рождению Христа).

    Источниками для изучения медицины древних египтян являются археологические материалы (останки людей и животных, большое количество мумий), письменные памятки-папирусы, архитектурные достопримечательности с многочисленными надписями на них.

    Из периода Давнего царства, когда Египет был уже централизованным сильным государством с высокоразвитыми земледелием и ремеслами, сохранился до наших времен папирус медицинского содержания, известный в истории медицины под названием Кахунского (от г. Кахун), в котором рассказывается о лечении женских болезней и болезней домашних животных.

    Из периодов Среднего и Нового царства сохранились одиночные папирусы медицинского содержания (папируси Смита и Эберса) и 6 книг медицинского содержания с 42 так называемых «герметических книг».

    Богом медицины в Древнем Египте считался Анубис, которого изображали человеком с головой шакала.

    Основоположником медицины называли известного врача Імготепа, который жил в период Давнего царства. Следующие поколения обожествили его и считали патроном врачей. В честь Имготепа были построены храмы в Фивах, Саиси и других городах, где были школы для подготовки врачей. При храме богини Изиди-Нейтх вСаиси была специальная школа повитух. Возглавляли медицинскую службу в Египте жрецы, но среди врачей были многие гражданские лица и даже рабы. Врачи были узкими специалистами: одни лечили глаза, вторые, — голову, третьи — желудок, четвертые— зубы, пятые — невидимые болезни (по-теперешнему врачи общей практики).

     Бальзамирование тел фараонов сопровождалось вскрытием трупов, поэтому египетские врачи имели определенные анатомические представления. Они же развили теорию медицины.

     Анатомические сведения древних врачей в Египте были для тех времен значительные. С папирусов времен Среднего царства (папирус Смита) видно, что центральным органом врачи считали мозг и знали, что изменения в нем отражаются на всем организме. Они различали артерии, вены, нервы. Поскольку при вскрытиях трупов в артериях, как известно, крови нет и ее можно найти лишь в венах, они считали, как и врачи следующих поколений всех народов еще на протяжении тысячелетий, что по артериям разносится воздух — пневма, которая через легкие и сердце вступает в обмен с кровью, а кровь течет лишь по венам, и потому от нормального взаимообмена между пневмою и кровью зависит здоровье человека. Следовательно, гуморальная теория происхождения болезней самая давняя. Поскольку болезнь является следствием плохой крови, гниловатой пневмы, то основой терапии древних врачей-египтян были рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства.

    Среди употребляемых лекарств растительного и животного происхождения широкое применение имел настой мака (опий), который, очевидно, издавна вошел в арсенал наиболее действенных лекарств. В египетских музеях можно видеть ланцеты, пинцеты, катетеры для спуска мочи, маточные зеркала, наборы инструментов для прижиганий и скарификаций. Уже на древних мумиях найдено связывание расшатанных зубов с соседними здоровыми золотой ниткой, правильно сросшиеся переломы костей. Все это свидетельствует о высоком уровне развития хирургии у древних египтян. Постоянные войны, восстания, на которые богатая история Египта с егонеограниченной властью фараонов, которая держалась на жестокой эксплуатации и притеснении своих подданных и армий рабов, нападения окружающих народов — все это вынуждало власти страны уделять большое внимание военному делу, в частности медицинской службе в войске.

    Использовались хирургические методы лечения вывихов, переломов, связывания зубов золотой ниткой. Для обезболивания использовался опий.


     

     

     











    Древние египетские хирургические инструменты

     

    Тропический климат страны, длительные наводнения, быстрое загнивания продуктов, распространение гельминтозов, легкость возникновения кожных заболеванийучитывая все эти факторы врачи вынужденные были с древних времен обращать внимание на неуклонное соблюдение правил гигиены: ранние пробуждения, обтирание холодной водой, бег, гребля, умеренность в еде.

    Мессопотамия

    За две тысячи лет к нашей эре в устье Тигру и Євфрата образовалось Вавилонское, а затем Ассирийске царство.

    В 1902 г. была найдена каменная плита времен царя Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), на которой были вычеканены «справедливые законы, которые могучий и справедливый царь Хаммурапи установил на пользу и добро слабых, притесняемых, вдов и сирот». Все на плите вычеканено 282 закона. В эти же годы в Ниневии найдена библиотека царя Ашшурбанипала (669–663 к н.е), которая состоит из глиняных табличек, на которых клинописью воспроизведена жизнь-бытие ассирийского царства. Среди табличек — около тысячи с медицинским содержанием. Это — основные источники изучения медицины Вавилону и Ассирии.

     

     

     

     
     

    Медицинскую помощь оказывали врачи-жрецы и врачи, которые заканчивали государственные медицинские школы.

     

     

     Теоретические представления медицины Вавилону и Ассирии были такие: человек создан из земли, Бог вдохнул у нее душу — пневму. Болезнь — наказание за грехи. Врач начинал обзор больного со слов: «Не посягнул ты на дом ближнего своего, не проливал кровь ближнего своего, не приближался к женщине ближнего своего, не присваивал одежду ближнего своего». Болезнь предопределялась проникновением в тело злых духов.

     

    Амулет с изображением демона бури Пазузу (сверху) и демона лихорадки Ламашту (внизу). В центре амулета изображен больной, которого лечат асу в одежде бога Еа. Над ними семь добрых демонов, которые способствуют выздоровлению больного.

     

    Потому лечение начиналось с изгнания духов заклинаниями, сжиганием фигур демонов. Занимались они и изучением небесных светил. Отсюда врачи во время лечения интересовались положением небесных светил, составляли для больного гороскопы, определяли счастливые и несчастливые дни. Применялся и такой прием: больных выносили на людные места, где прохожие давали рекомендации относительно их лечения.

    Применялись трепанация черепа, удаления катаракты, поверхностных опухолей, ампутация конечностей, рассечение гнойных ран, лечение переломов и вывихов.

    Успешная операция по поводу катаракты свободному гражданину царства приносила врачу 10 секелей серебра, при неуспешной — врачу отрубывали руку. Если оперативное вмешательство рабу заканчивалось его смертью, врач возмещал хозяину стоимость раба.


     

     







     

     

     

     

    Теоретические представления медицины Вавилону и Ассирии были такие: человек создан из земли, Бог вдохнул у нее душу — пневму. Болезнь — наказание за грехи. Врач начинал обзор больного со слов: «Не посягнул ты на дом ближнего своего, не проливал кровь ближнего своего, не приближался к женщине ближнего своего, не присваивал одежду ближнего своего». Болезнь предопределялась проникновением в тело злых духов.

     

    Амулет с изображением демона бури Пазузу (сверху) и демона лихорадки Ламашту (внизу). В центре амулета изображен больной, которого лечат асу в одежде бога Еа. Над ними семь добрых демонов, которые способствуют выздоровлению больного.

     

    Потому лечение начиналось с изгнания духов заклинаниями, сжиганием фигур демонов. Занимались они и изучением небесных светил. Отсюда врачи во время лечения интересовались положением небесных светил, составляли для больного гороскопы, определяли счастливые и несчастливые дни. Применялся и такой прием: больных выносили на людные места, где прохожие давали рекомендации относительно их лечения.

    Применялись трепанация черепа, удаления катаракты, поверхностных опухолей, ампутация конечностей, рассечение гнойных ран, лечение переломов и вывихов.

    Успешная операция по поводу катаракты свободному гражданину царства приносила врачу 10 секелей серебра, при неуспешной — врачу отрубывали руку. Если оперативное вмешательство рабу заканчивалось его смертью, врач возмещал хозяину стоимость раба.

    Древняя Индия

    Получает развитие с III тысячелетия до нашей эры. Источниками изучения индийской медицины являются письменные достопримечательности — Аюрведи (науки жизни) и законы Ману.

    В Индии получило широкое распространение анатомирование трупов.

    Теоретические представления индийских медиков были такие: тело человека состоит из желчи, слизи и воздуха, а также пяты космических элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Из этих элементарных частиц образуется семь органических продуктов, а именно: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, семья. Каждый следующий продукт образуется из предыдущего. Так складывается физиологичный цикл, что длится месяц и создает жизненную силу, которую можно возбуждать пищевыми и лечебными средствами.

    Медицинскую помощь оказывали врачи-жрецы и врачи, которые учились в светских медицинских школах. При школах были больницы и библиотеки.

    Среди терапевтических средств индийские врачи отдавали преимущество слабительному и рвотным, кровопусканию. Лекарства назначались в т. зв. критические дни (когда нарушалось взаимодействие соков): рвотные — раз на две недели, слабительное — раз на месяц, а кровопускание — дважды на год.

    Их фармацевтический арсенал насчитывал больше 700 названий лекарств растительного происхождения (священным был цветок лотоса), а также многие минералы и металлы (ртуть, золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, арсен).

    Давние индейцы выделялись размахом хирургической работы. Из хирургических методов лечения применялись кесарское сечение, поворот плода на ножку при поясничном положении, витини камней из мочевого пузыря, удаление катаракты, трепанация черепа, ампутации конечностей, остановка кровотечения лигатурами.

    В давней Индии рабов наказывали, отрезая уши и нос. Это заставило индийских врачей разработать пластичные операции и соответствующие хирургические инструменты (до нас дошло больше 200 образцов).

    Древний Китай

    Берет свое начало из IV тыс. до н.э. Основным источником изучения являются письменные документы; письмо после Египта и Мессопотамии было распространено в Китае.

    Среди письменных достопримечательностей традиционной китайской медицины особенное место принадлежит трактату “Хуанди Ней-цзин” (Канон медицины Желтого Предка). Согласно с легендой, Хуанди — легендарный «Желтый предок» китайского народа — считается и основоположником китайской медицины. Ему приписывается также авторство первого медицинского кодекса «Нуци-кинг" в датированном 2657 г. до н.э. В нем очень содержательно определены возможностимедицинской науки: «Медицина не может спасти от смерти, но способная продлить жизнь, укрепить нравственность, поощряя добропорядочность, преследуя порок — этого смертельного врага здоровья, - может вылечить много болезней, которые поражают бедное человечество, и делает более сильным государство и народ своими советами».

    Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, что в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами, из которых состоит мир: огнем, землей, водой, деревом и металлом. Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах — полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (янь) и считалось активным, светлым, второе — как женское (инь) — пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала янь, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь — с признаками подавления всех функций.

    Медицинскую помощь оказывали фамильные врачи, то есть врачи, которые передавали искусство из поколения в поколение, врачи-жрецы при храмах и врачи-эмпирики (профессия врача была доступной для всех желающих). Первым медиком для китайцев, сыном Неба, был Хуан Те (в 2698 г. до н.э.). С целью диагностики болезней применялось опроса больного (анамнез), исследования общего вида тела. Врачи пристально исследовали уши, ноздри, рот, глаза, анус, часами выслушивали пульс (описано 200 видов пульса), исследовали мочу на вид и вкус. В лечении господствовало правило: противоположное лечить противоположным, например, холод — теплом, тепло — холодом.

    Китайские медики чрезвычайно развили фармакопею. К нам пришли к 52 тома их фармацевтических средств, больше 900 названий лечебных растений. Из лекарств растительного происхождения на первое место был поставлен корень женьшеню (как омолаживальное и укрепляющее средство); из лекарств животного происхождения — рога молодых пятнастых оленей, мускус, костный мозг. Из минеральных веществ использовалась ртуть при сифилисе, сера и арсен для лечения чесотки и других кожных болезней.

    Сугубо китайскими методами стали лечения чжень-цзю (уколами — акупунктура) и лечение прижиганиями. В книге выдающегося китайского врача Бьянь-Цио«Трактат о заболевании» (VI–V в. до н.э.) описан 600 точек, в которые надлежит делать уколы при заболеваниях. Уколы нормализировали циркуляцию «Янь» и «Инь».


     

     
    Применялось хирургическое лечение ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы для ампутированных. Врач Хуан-ти делал полостные операции, используя для обезболивания вино, опий, сек конопли.

    В чем основные принципы лечения?


    При изготовлении лекарств в тибетской медицине используется только натуральное сырье - компоненты растительного, минерального и животного происхождения. Это вкупе с уникальными знаниями дает врачу возможность соблюдать три важных принципа тибетской медицины:

    эффективность и мягкость воздействия лекарства на организм;

    учет физиологических и энергетических взаимосвязей между органами и тканями человека;

    отсутствие побочных эффектов.

    Лечение в тибетской медицине направлено прежде всего на восстановление саморегуляции организма человека.

    Из чего делают тибетские лекарства?


    Лекарства, используемые в тибетской медицине, - это средства природного происхождения, перетертые в порошок. Это главным образом травы, плоды и листья деревьев, а также минералы, окислы металлов и органы животных. Одна из главных отличительных особенностей тибетской медицины - полное отсутствие химикатов. Приготовление и употребление препаратов тибетской медицины также отличаются от традиционных. Если в европейской или русской традиции принято принимать внутрь отвары и настои, а сами травы выбрасывать, то в тибетской медицине травы перетираются в порошок и употребляются вместе с настоями и отварами. Это позволяет наиболее полно использовать биологически активные вещества, находящиеся в них.

    Главный принцип, по которому составляются лекарственные сборы в тибетской традиции, таков:

    в сбор включаются основные действующие ингредиенты;

    ингредиенты, помогающие эффективному действию основных;

    и, что важно, ингредиенты, предупреждающие и нейтрализующие действие двух первых групп.

    Кроме того, в тибетские лекарства включаются ингредиенты, помогающие быстрее донести до больного органа активные вещества (компоненты, выполняющие роль «коня»).

    Также к отличительным особенностям препаратов традиционной тибетской медицины следует отнести многокомпонентность: в состав каждого препарата входит от 20 до 50 и более лекарственных трав, за счет сочетанного действия которых достигаются следующие цели:
    мягкость и широта воздействия;



    • целенаправленность;

    • кумулятивный эффект - действие препарата проявляется не сразу, но результат получается очень значительный;

    • практически полное отсутствие побочных воздействий на организм, за исключением индивидуальной непереносимости отдельных компонентов препарата;

    • устраняется не симптом заболевания, а причина.


    написать администратору сайта