Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГВАОУ ВО «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

  • Понятие «коммуникация»

  • Понятие «доминантные особенности коммуникации»

  • Взаимоотношение риторики с философией

  • Учения философов в риторике

  • Как именно связаны философия и риторика

  • Диалектика как метод философии и риторики

  • Учение о логосе, этосе и пафосе

  • Реферат риторика. Национальная специфика общения


    Скачать 31.11 Kb.
    НазваниеНациональная специфика общения
    АнкорРеферат риторика
    Дата20.10.2022
    Размер31.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаislamov_a_referat.docx
    ТипРеферат
    #744668

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ФГВАОУ ВО «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

    Реферат по дисциплине:
    «Основы риторики и коммуникации»

    на тему

    «Национальная специфика общения»

    Выполнил:

    Исламов Асадбек Абдусаломович

    Преподаватель:

    Зюкина Зульфира Салиховна

    Москва, 2022 год
    Оглавление

    Вступление 3

    Понятие «коммуникация» 5

    Для исследования процесса коммуникации нужно сначала ответить на вопрос: что такое коммуникации? «Это процесс, посредством которого осуществляется обмен и осознание информации двумя или несколькими людьми – обычно с целью мотивации или изменения определенного поведения.» Таким образом, коммуникация является одной из важнейших частей процесса существования людей.  5

    Понятие «доминантные особенности коммуникации» 5

    В доминантных особенностях коммуникативного поведения проявляются наиболее яркие национальные черты общения того или иного народа. 5

    Взаимоотношение риторики с философией 5

    Учения философов в риторике 6

    Как именно связаны философия и риторика? 7

    Философские теории о риторике 8

    Диалектика как метод философии и риторики 9

    Учение о логосе, этосе и пафосе 10

    Заключение 11




    Вступление

    Общение в любой конкретной ситуации опосредовано многими факторами – ситуацией, социальными и личностными отношениями между общающимися, степенью официальности ситуации, временем и местом общения и многими другими факторами. Однако можно выделить доминантные особенности коммуникативного поведения народа, то есть такие особенности общения, которые проявляются у представителей данного народа во всех или в большинстве коммуникативных ситуаций, то есть в идеале - вне зависимости от конкретной ситуации общения, тематики общения, состава коммуникантов и т.д.

    Для общения какой-либо нации характерны определенные доминантные особенности, например, уровень громкости; немногословие; уровень самоконтроля в общении; эмоциональная сдержанность; уровень бытовой вежливости; некатегоричность общения (например, англичане не любят высказываться определенно, не любят говорить четко "да" и " нет" ); конфликтная или антиконфликтная ориентация общения.

    Данная тема интересна тем, что можно проводить собственные наблюдения на анализе риторики политиков разных стран, простых обывателей, медийных личностей

    Таким образом, я выделяю цели своей работы:

    1. Проанализировать литературу, СМИ, видеоролики на изучение предмета национальной специфики общения;

    2. Составить речевой портрет или характерные признаки коммуникации представителей различных наций, где нация — население определенной страны.

    К тому же, для достижения данных целей мне необходимо выполнить определенные задачи, меньшие по своему объему, но не меньшие по важности. Среди них следующие:

    1. Ознакомиться с научными трудами филологов, взяв за основу утверждаемые ими тезисы по теме работы;

    2. Определить, что составляет специфику общения (критерии специфики).


    Понятие «коммуникация»
    Для исследования процесса коммуникации нужно сначала ответить на вопрос: что такое коммуникации? «Это процесс, посредством которого осуществляется обмен и осознание информации двумя или несколькими людьми – обычно с целью мотивации или изменения определенного поведения.» Таким образом, коммуникация является одной из важнейших частей процесса существования людей. 
    Коммуникации должны быть открытыми, построенными на доверии, важны как формальные, так и неформальные каналы коммуникации, нужно избегать перегрузки системы коммуникации, путем выбора её оптимального вида, и обязательно наличие обратной связи между говорящим и слушающим. При выполнении всех этих требований, коммуникационный процесс в организации будет наиболее гармоничен (ведь о совершенстве нечего и говорить, к нему можно только стремиться). 
    Понятие «доминантные особенности коммуникации»
    В доминантных особенностях коммуникативного поведения проявляются наиболее яркие национальные черты общения того или иного народа.


    Взаимоотношение риторики с философией

    Исходные точки зрения на взаимоотношение философии и риторики сформировались уже в античности: Платон и Цицерон представляют две противоположные точки зрения. Согласно Платону, подлинная философия чужда риторики, истина не нуждается в каком бы то ни было украшательстве. Более того, риторика уводит от истины, выдавая за нее то, что истиной не является, ритор реально не знает того, о чем он говорит, он только делает вид, и этот вид убедителен только для незнающих. Так, в диалоге «Горгий» Платон вкладывает в уста Сократа следующие слова: «Знать существо дела красноречию нет никакой нужды, надо только отыскать какое-то средство убеждения, чтобы казаться невеждам большим знатоком, чем истинные знатоки».

    В «Горгии» содержится согласие с требованиями риторического искусства. Здесь поддерживается тот тезис, что риторика может правильно настаивать на «выполнении и осуществлении всего через речь». Как будем интерпретировать это «все»? Ответ в диалоге таков: самого большого и важного для всех людей, то есть здоровья, богатства, красоты; всего, достичь чего - цель риторики. Способна ли риторика достичь всего этого? Врач, например, будет отрицать, что любой может быть вылечен с помощью речи, без специальных знаний. Чем тогда является искусство убеждения?

    Вторая точка зрения лучше всего выражена Цицероном: «Если же речь идет о том, что действительно превосходно, то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло послужить завершением их образования»
    Учения философов в риторике

    Поначалу особенно преуспели в риторике софисты. У них вообще язык был без костей, а мышление парадоксальное, остроумное. Когда софист начинал говорить, вокруг него всегда собиралась толпа, и он демонстрировал ей риторические приемы, с ходу парируя любые реплики против. Такая пикировка нравилась публике, и софисты могли войти в раж и договориться до чего угодно.

    То есть, по сути, софисты дискредитировали риторику, сведя ее действительно к игре слов. За это, например, риторику не любил Платон. Хотя его учитель Сократ прекрасно владел риторикой и называл ее диалектикой, а Сократа Платон любил и уважал очень. Зато ученик Платона Аристотель сумел отделить зерна от плевел, то есть риторику от софистики и, в свою очередь, развил риторику, тесно связав ее с логикой. Он называл риторику способностью "находить возможные способы убеждения относительно данного предмета". Собственно, об этом он написал специальную книгу.

    Позднейшее развитие риторики пошло по пути, проторенному Аристотелем. То есть в тесной связи с логикой и фигурами речи. Исходя из этого, риторика вывела основные принципы, которым должно подчиняться хорошее выступление: правильность, ясность, уместность, пышность, стоики добавляли к ним еще краткость.
    Как именно связаны философия и риторика?

    Не каждому дано понимать философские рассуждения, делать собственные философские заключения. Кто-то считает, что легко поразмышлять о жизни, о месте человека в ней и о других вопросах бытия. Однако это не так.

    Философы всех времен старались повести за собой как можно больше последователей. Для этого нужно было излагать свои мысли точно, без лишних деталей. Необходимо было говорить так, чтобы остальные верили без сомнений. Как великим умам философии удавалось сделать это? Именно благодаря риторике.

    Особенно важное значение риторика приобрела в Древнем Риме, где ритор фактически стал синонимом политика и юриста. Невозможно было в Риме сделать политическую и юридическую карьеру, не владея приемами риторики. Самым известным оратором Рима был Марк Туллий Цицерон, чье имя стало даже синонимом красноречия. И он был еще и философом (о нем я тут когда-то писала).

    С тех пор прошло много веков, но основные приемы риторики с ее фигурами речи и статусами сохранились по сей день и лежат в основе этой дисциплины, плавно перетекшей из сферы философии в сферу филологии. Но философский аспект (через логику) в ней все равно присутствует.
    Философские теории о риторике

    Умение говорить – это иная трактовка главной задачи риторики. Цель софиста состоит в искусстве убеждения аудитории в правильности любых суждений. Цель Сократа - установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно.

    Аристотель же был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. В 355 г. До н.э. он написал книгу «Риторика», объединив все эти науки в уровни ораторского искусства.

    Сократу же удалось осуществить поворот философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

    Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует ранее неизвестные ему утверждения (то есть «рождает истину»).

    То есть: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума. Это можно в некотором роде назвать манипуляцией. Именно это можно отнести к элементу ораторского мастерства. Ведь убедить человека в чем-то можно не только сказав об этом напрямую, а если пойти иным путем – заставить человека самостоятельно прийти к какому-то выводу, согласному с вашим.
    Диалектика как метод философии и риторики

    Диале́ктика («искусство спорить, вести рассуждение») — метод аргументации в философии. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями.

    Не относится ли «искусство спорить» к «искусству говорить»? Если можно смело заявить, что спор – это вид разговора, общения? Получается, что и диалектика, применяемая в философии, одновременно является и близкой к риторике.

    Выходит, что риторика и философия находятся в близкой взаимосвязи из-за общности используемых методов.

    В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; Вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства Третья книга - проблемам стиля и построения речи. «…сила речи заключается больше в стиле, чем в мыслях… Достоинство стиля — ясность, если речь не ясна, она не достигнет своей цели».
    Учение о логосе, этосе и пафосе

    Аристотель создал учение о логосе, этосе и пафосе – основных категориях научной риторики. Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. Пафос – замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. Логос – словесные, языковые средства и логика.
    Заключение

    Таким образом, подлинная философия есть риторика, и истинная риторика есть философия, философия, которая не нуждается во «внешней» риторике для того, чтобы быть убедительной, и риторика, которая не нуждается во «внешнем» для нее содержании правды. Человек - это не только физическое существо, но и, главным образом, духовное, то есть мыслящее и чувствующее тонкие неосязаемые вещи. А философия как раз является той сферой, в которой человек и проявляет эту свою духовную, чисто человеческую, сущность. И, разумеется, философия теснейшим образом связана с умением говорить. И не только говорить как попало, а делать это логично, красиво, убедительно. Это понимали уже в древности. Наука красноречия получила название риторики и развивалась поначалу в Древней Греции, затем в Риме.


    написать администратору сайта