Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые балетные представления в Украине

  • Балеты классическогонаследия на украинской сцене

  • Открытие украинской музыкальной драмы под руководством Л. Курбаса

  • В. Верховинец, В. Авраменко

  • Ансамбль танца – новый жанр хореографического искусства. Характеристика творчества выдающихся балетмейстеров ансамблей

  • Творческая деятельность И. А. Моисеева

  • Творческая деятельность П. П. Вирского и Н. А. Болотова

  • Героическая тематика на балетной сцене

  • Героико-революционная

  • Национальная тема в балетных спектаклях второй половины XX века

  • Становление профессионального хореографического искусства в Донбассе

  • История развития Донецкого театра оперы и балета

  • Ихи. Народные истоки профессионального хореографического искусства


    Скачать 39.46 Kb.
    НазваниеНародные истоки профессионального хореографического искусства
    Дата14.07.2021
    Размер39.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMetodichka_2018.docx
    ТипДокументы
    #224297

    Народные истоки профессионального хореографического искусства

    Славянские народы славились своим высокоразвитым искусством танца, хорошо известным их соседям, еще в древние времена. В X столетии в Византии славяне, как исполнители песен и танцев, входили отдельной самостоятельной группой в придворный штат императора. Народный былинный эпос сохранил много описаний древних русских танцев.

    Древнейший вид русского народного танца является танцы-игры, в которых отражаются трудовые процессы. Первоначально они исполнялись в строгом соответствии, согласно проведением тех или иных сельскохозяйственных работ.

    Одним из древнейших русских танцев культового происхождения является хоровод.

    Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно.

    Вначале скоморохи были мастерами на все руки, сочетающими в своем искусстве многие жанры. Постепенно в соответствии с жанрами в которых они работаи, стали выделяться отдельные группы бахарей-сказителей,музыкантов-гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев.

    Искусство плясунов-скоморохов указало путь национального самоопределения русского народно-сценического танца и развития русского балета.
    Первые балетные представления в Украине

    Своими истоками украинский балет восходит к народному хореографическому творчеству, к музыкано-танцевальным интермедиям школьного театра (XVII-XVIII вв.). Первые профессиональные балетные спектакли на Украине были поставлены в 1780 в городском театре Харькова, где балетная труппа из 20 человек под руководством бывшего петербургского танцовщика П. И. Иваницкого показывала сюжетные дивертисменты, в которых впервые использовались элементы украинских народных плясок. В 1801 труппа Д. И. Ширая показала в Киеве балет «Венера и Адонис», а в 1805-09 эта труппа, состоявшая из 40 крепостных артистов и постоянно давала спектакли во вновь открытом Киевском городском театре. С 1816 профессиональная балетная труппа под руководством И. Ф. Штейна в Харькове ставила балеты «Волшебная флейта», «Принцесса Каррарская», «Пигмалион»; «Цыганы» по поэме А. С. Пушкина. В 1818 открылся театр в Полтаве, для которого драматург И. П. Котляревский создал «малороссийскую оперу» «Наталка Полтавка», в постановке этого произведения впервые на профессиональной сцене появились украинские танцы. Дальнейшее развитие национальной сценической хореографии связано с музыкально-драматическими и оперными постановками М. Л. Кропивницкого (с ним в 90-х гг. XIX в. сотрудничал балетмейстер Ф. Нижинский), М. П. Старицкого, Н. К. Садовского и др. В 1823 украинский танец был введён в постановку оперы неизвестного автора «Украинка, или Волшебный замок», показанной на открытии городского театра в Киеве. В 20-е гг. украинские танцевальные дивертисментные и балетные спектакли показывали в Харькове, Киеве, Одессе труппы И. Ф. Штейна и Л. И. Млотковского. С 1840-х гг. на Украине часто гастролировали мастера русского и иностранного балета.
    Балеты классическогонаследия на украинской сцене

    На киевской сцене во второй половине XIX– в начале XX столетия танцевали в основном представители русской балетной школы. Варшавские балетмейстеры постоянно обращались к репертуару русского балетного театра, осуществляя постановки спектаклей, рожденных в Москве и Петербурге. Таким образом зрители познакомились с хореографией выдающихся балетмейстеров Л. Ивановым, М. Петипа, А. Горским и М. Фокиным.

    Важным этапом для развития украинского балетного театра стали гастроли Е. Гельцер весной 1910 и 1911 годов. Следом за ней в мае 1911 году в Киев приезжает большая группа артистов Петербургского Мариинского императорского театра во главе с известными мастерами Смирновой и Обуховым.

    Впервые киевские зрители увидели сцены из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» и отрывки из «Пахиты». Петербургские артисты показали также «Копелию» Делиба, «Волшебную флейту» и «Привал кавалерии». В мае 1912 году на гастроли в Киев приехала еще большая группа артистов, которые выступили в сценах «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Конька-горбунка».

    В 1915 году на смену балетмейстерам Варшавского театра приходят воспитанники русской балетной школы Бронислава Нижинская и Александр Кочетовский. Они активно пропагандировали новейшие достижения русской хореографии, а именно постановки М. Фокина («Клеопатра», «Бал в кринолинах», одна из картин балета «Петрушка»).

    Сезон 1916 года закончился выступлением солистов императорского театра, которые показали «Жизель» и «Тщетную предосторожность».

    Профессиональный украинский балетный театр как своеобразное художественное явление начал свой исторический путь в 1925 г. постановкой балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
    Открытие украинской музыкальной драмы под руководством Л. Курбаса

    Украинский театр конца XIX –начала XX столетия благодаря присутствию мощного фольклорно-этнографического элемента и введению в драматические произведения музыкальных и танцевальных номеров развивался, прежде всего, как театр романтический.

    В начале XX в. в Киеве существовало несколько постоянных сцен, на которых выступали приезжие актеры и театральные коллективы, ставились спектакли, оперетты, фарсы, устраивались симфонические и сольные концерты. Так, в помещении театра Бергонье в 1900-1905 гг. выступала труппа прославленных корифеев украинского сценического искусства П. К. Саксаганского и И. К. Карпенко-Карого с участием Н. К. Садовского, М. К. Заньковецкой и других известных актеров. В 1913 г. давал представления Театр миниатюр, а в 1917 г. – Молодой театр Леся Курбаса (1887-1937).

    Одним из первых его спектаклей был сценический этюд из истории революционного движения в России и спектакли «Царь Эдип» Софокла, «Молодость» М. Гальбе, «Черная пантера и Белый медведь» В. Винниченко, «Вечер этюдов» А. Олеся. Со временем Л. Курбас основал харьковский театр «Музыкальная драма» и прославленный «Березiль» (1922). При «Березiлi» Курбас организовал курсы для молодых актеров и лекции для мастеров старшего поколения, а также создал макетную мастерскую для театральных художников. За десять лет театр под его руководством поставил 45 спектаклей, большинство из которых стали театральной классикой.

    Спектакли Курбаса отличались яркостью, красочностью, изобретательностью художественного оформления.
    В. Верховинец, В. Авраменко выдающиеся представители украинской танцевальной культуры

    Авраменко Василий Кирилловичодин из тех, кто воплотил украинские народные танцы в форму профессионального искусства.

    В 1918– окончил драматическую школу в Киеве. В 1926 – эмигрировал в Канаду, где преподавал украинский танец (сначала в Канаде, затем – в США).Организовал при Обществе «Просвещение» школу народного украинского танка. Путешествовал, обучая танца, по Соединенным Штатам, Аргентине, Бразилии и Австралии.

    Авраменко также как сценарист, режиссер и продюсер создает в США несколько украинских фильмов, а именно «Наталка Полтавка» и «Запорожец за Дунаем».

    В 1946 г. издает учебник «Украинские национальные танцы, музыка и строй».

    Верховинец Василий Николаевич – украинский композитор, диригент и хореограф, первый теоретик украинского народного танца.

    Он проявляет себя как незаурядный хормейстер и актер. Вскоре переходит в «Русско-народный театра», где выступает на сцене с ведущими партиями в музыкальных постановках. Василий Николаевич имел неплохой, поставленный голос лирико-драматический тенор.

    В 1906 г.Николай Карпович Садовский организовывает театр и приглашает для работы в нем как выдающихся мастеров старшего поколения, так и любителей, среди которых был и В. М. Верховинец, которому приходится переехать из Галичины в Киев.

    В целях создания прочной теоретической базы для дальнейшего развития национальной хореографии Верховинец пишет книгу «Теория украинского народного танца» (1919). В 1923 г.. публикуется еще одна работа В. М. Верховинца сборник детских игр с песнями «Весняночка», в которой излагается методология работы с детьми.
    Ансамбль танца – новый жанр хореографического искусства. Характеристика творчества выдающихся балетмейстеров ансамблей

    В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства.

    Новый этап в пропаганде народного танца определился во время подготовки народных исполнителей к Международному фестивалю народного танца в Лондоне (1935).

    Так же особую роль в жизни народной хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца (1936), к участию в котором допускались только танцовщики-любители, показывающие национальные танцы.

    Итогом Всесоюзного фестиваля можно считать и возникновение на любительской, а затем профессиональной сцене новой разновидности искусства хореографии – ансамблей народного танца. Они вырабатывали новые принципы сценической интерпретации танцевального фольклора, опираясь на репертуар танцовщиков-любителей – участников фестивалей и олимпиад. Эталоном на многие годы стало творчество наиболее известного ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева.

    Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, один из крупнейших хореографических коллективов Советского Союза. Создан в 1937 в Москве. Руководитель ансамбля со дня его организации – народный артист СССР Игорь Александрович Моисеев.

    Еще один из профессиональных коллективов стал Государственного академического ансамбля народного танца Украины, созданный в 1937 (с 1977 – имени П. Вирского) под руководством Павла Вирского – выдающегося украинского хореографа, реформатора украинского сценического танца, и многолетний руководитель.
    Творческая деятельность И. А. Моисеева

    Игорь Александрович Моисеев (1906-2007). Учился в Москве, в частной балетной студии (1920), затем его отдали в Государственную балетную школу. После окончания был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1933 году закончил Университет искусств.

    В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

    А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра.«Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);«Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);«Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).

    В 1930-е годы ставит ряд физкультурных парадовна Красной площади, спектакли в Армянской студии Р. Симонова, даёт уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподаёт в Московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

    В 1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца.

    В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца, а в 1966 году организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет».
    Творческая деятельность П. П. Вирского и Н. А. Болотова

    Павел Павлович Вирский (1905-1975). Окончив Одесское музыкально-драматическое училище, где хореографическое отделение возглавлял В. И. Пресняков, был зачислен артистом балета и танцевал как в спектаклях Р. Баланотти, так и в новаторской постановке «Иосифа Прекрасного», поставленного в Одессе Касьяном Голейзовским. В 1927 стажировался в Московском театральном техникуме у Асафа Мессерера.

    Работать Вирский переезжает в Одесский оперный театр.

    В содружестве с Николаем Болотовым они в 1928 году показывают оригинальную, самобытную по сценическому решению постановку балета Р. Глиера «Красный мак». А в 1929 году ставят «Эсмеральду» Ц. Пуни.

    В 1931-33 годах П. Вирский и Н. Болотов балетмейстеры Одесского театра. В 1933–34 возглавляют труппу Харьковского театра им. Н. Лысенко, где ставят «Раймонду» и «Эсмеральду». В 1934-35 годах они руководят балетной труппой в Днепропетровске, где ставят блистательный комедийный балет на материале «Декамерона» «Мещанин из Тосканы» (муз. В. Нахабина).П. Вирский и Н. Болотов поставили танцы в опере С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», опубликовав в программке специальное историко-теоретическое обоснование постановки.

    На Киевской городской хореографической конференции в феврале 1937 года П. Вирский делает глубоко обоснованный и убедительный доклад об украинском народном танце, и перспективах его развития: от первоисточника бытового танца до создания профессиональной украинской народной хореографической школы.

    Созданный весной того же года Государственный ансамбль народного танца Украины возглавляют П. Вирский с Н. Болотовым. В первой же программе они предлагают яркую театрализацию фольклорных танцев. Вскоре Н. В. Болотов уезжает из Киева и, поскитавшись с отдельными постановками по Союзу, в 1948 году создает еще один Ансамбль народного танца «Жок» (Молдова).
    Героическая тематика на балетной сцене

    Первый советский балет – «Красный мак» был поставлен в 1927 году на музыку Р. Глиэра, балетмейстерами Л. Лащилиным и В. Тихомировым. Он имел большой успех у зрителей, так как были близкими и понятными темами дружбы, любви, всеобщего единства и героизма.

    Героическая тема для балетных спектаклей советского периода являлась ключевой и наиболее яркой в связи с тем, что как нельзя лучше олицетворяла идеи современности: борьба за свободу, за свои права, отрицание угнетения и рабства. Балет «Пламя Парижа» (1932) Б. Асафьева балетмейстер В. Вайнонен, посвящен судьбе французского народа, который восстал против сословия аристократов, свершил революцию и обрел долгожданные свободы и равенства.

    Героическая тема решалась в этих спектаклях с разной степенью удачи, но общим было стремление решить ее средствами танца, а не пантомимы, как это происходило в некоторых других, ныне забытых балетах. Именно этот путь привел впоследствии к бесспорному успеху «Спартака» (1968) Ю. Григоровича. К тому моменту свои сценические воплощения уже представили Игорь Моисеев и Леонид Якобсон.

    Героико-романтический балет-поэма «Сердце гор» (1936) А. Баланчивадзе в постановке В. Чабукиани рассказывал о борьбе грузинского народа против феодалов. В этом произведении переплелись две темы: тема восстания крестьян против княжеской власти и тема любви княжны Маниже и простого юноши Джарджи.
    Героико-революционная тема на балетной сцене

    Героико-революционная тема стала ведущей в театрах Украины. Важным шагом в освоении этого стал балет «Ференджи» Б. Яновского. В центре событий –борьба трудового народа Индии за свое освобождение из-под гнета английских колонизаторов. Главная сюжетная линия – столкновение порабощенных индийских рабочих с колонизаторами и освободительное движение народных масс переплетенные с многочисленными линиями личностных отношений и конфликтов.

    Одновременно с «Ференджи» был показан героико-революционный балет В. Фемилиди «Карманьола», поставленный М. Моисеевым в 1930 году в Одессе и Н. Болотовым и П. Вирским в 1932 году в театре Московский художественный балет. Сюжет этого балета связан с французской революцией 1789 года. События в спектакле завершались штурмом и взятием Бастилии. Личная драма героини спектакля – Карманьолы переплеталась с острым социальным конфликтом. По ходу событий четко определялись два лагеря – восставший народ и аристократы. В начале страдающий и покорный народ вырастал в грозную силу протеста и борьбы. Юная Карманьола– непосредственная девушка, столкнувшись с произволом и несправедливостью, становилась активным борцом за народную свободу. При создании этого образа хореографы использовали различные выразительные средства: классический танец, характерный, пантомиму.

    Много актуальных проблем было связано и с первым украинским героико-романтическим балетом «Пан Каневский» (1931) М. Вериковского. В нем формалистским экспериментам противопоставлялись национальные формы героического спектакля. Трехактный балет по мотивам украинских народных исторических песен, а также широко известной «Песни о Бондаривне» давал возможность наполнить действие классическими и народно-сценическими танцами, наметить синтез классической лексики с мотивами плясового фольклора.
    Национальная тема в балетных спектаклях второй половины XX века

    Театры в содружестве с украинскими композиторами создавали национальный репертуар на материале произведений украинской литературы, утверждая синтез народного и классического танца, обогащая достижения актёрского и балетмейстерского искусства в работе над балетами: «Лесная песня» Скорульского (1946), «Маруся Богуславка» Свечникова (1951), «Ростислава» Жуковского (1955) все в Театре им. Шевченко; «Платок Довбуша» (1951, Театр им. Франко) и «Сойкино крыло» Кос-Анатольского (1957, там же), «По синему морю» Русинова (1955, Одесский театр), «Сорочинская ярмарка» и «Оксана» Гомоляки (1956 и 1964, Донецкий театр), «Таврия» Нахабина (1959, Театр им. Лысенко), «Тени забытых предков» Кирейко (1960, Театр им. Франко; 1963, Театр им. Шевченко).

    Особенное место в истории украинского балетного театра занимает классический балет композитора Михаила Скорульского «Лесная песня», впервые поставленный в Киевском академическом театре оперы и балета им. Т. Шевченко в 1946 году. Одноименное литературное произведение Леси Украинки перевоплощено композитором на художественно самостоятельное музыкальное произведение, в котором чувствительно сохранена авторская драма-феерия. Второе хореографическое прочтение партитуры М. Скорульского осуществил в киевском театре оперы и балета балетмейстер В. Вронский в 1958 году. Поставлен им балет «Лесная песня» по сценарию Н. Скорульской и в художественном оформлении А. Волненко.
    Становление профессионального хореографического искусства в Донбассе

    Оперное искусство Украины достигает значительного развития в 20-30-е года XX столетия, это связано с открытием новых театров оперы и балета. До этого времени Киевский театр оперы и балета был единственным, но с середины 20-х годов открываются театры в Харькове и Одессе. С целью популяризации классической музыки было организовано Правобережную и Левобережную передвижную оперы.

    Именно с Передвижной оперы Правобережной Украины в Виннице был создан в 1932 году Луганский театра оперы и балета.

    Основой репертуара первых театральных сезонов стали классические произведения оперно-балетного наследия и современные балеты на героико-революционную тему. На афишах театра осенне-зимнего сезона 1932-1933 годов значились произведения зарубежной и русской классики: оперой Бородина «Князь Игорь», Даргомыжского «Русалка», Верди «Аида», Бизе «Кармен», Гуно «Фауст», Пучини «Чио-Чио-сан», опера на национальную тематику «Купало» украинского композитора Вахнянина, классический балет «Лебединое озеро» Чайковского и современные балеты на героико-революционные темы «Красный мак» Глиэра, «Ференджи» Яновского. В начале создания Луганского театра оперы и балета в административно-художественном составе остались работники Передвижной оперы: директор оперы Кудрин, диригент Ерофеев, хормейстер Тараканов, балетмейстер Цейтлин.

    В сентябре 1934 года состоялось открытие балетной студии при Луганском государственном театре оперы и балета.

    В 1937 году решением Центрального комитета профсоюзов рабочих угольной промышленности в г. Сталино был учреждён «Шахтерский ансамбль песни и пляски» (ныне Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс»). Ансамбль включал в себя хор, хореографическую группу, оркестр народных инструментов и эстрадный оркестр. Первые программы отличались особой патриотической направленностью.
    История развития Донецкого театра оперы и балета

    Донецкий театр оперы и балета был создан в1932 году в Луганске на базе Луганского театра оперы и балета и Передвижной оперы Правобережной Украины в Виннице. Первый сезон открылся 1 сентября 1932 года оперой А. П. Бородина «Князь Игорь».

    В 1936 году, в связи с генеральной реконструкцией, в городе Сталино (Донецк) было начато строительство нового театра по оригинальному проекту архитектора Л. И. Котовского.

    С ноября1940 года Донецкий русский музыкальный театр начал свою деятельность. Театр открыл свой сезон 1941 года в новом театральном здании премьерой оперы М. Глинки«Иван Сусанин». Первые артисты прибыли в Донецкий театр из Москвы, Ленинграда, Киева, Луганска и Винницы.

    Во время Великой Отечественной войны часть труппы, были эвакуированы в село Сазановка в Киргизской ССР. Позднее, в 1942 года, коллектив театра переехал в город Пржевальск, где проводил концертную деятельность в госпиталях и военных частях.

    В сентябре1947 года Донецкий русский музыкальный театр был переименован в Сталинский государственный русский театр оперы и балета. А в 1977 годатеатру было присвоено звание«академический».

    В 1992 году при театре была создана Школа хореографического мастерства под руководством Народного артиста Украины Вадима Писарева.

    В 1999 года театру было присвоено имя советского украинского оперного певца А. Б. Соловьяненко.

    В сентябре 2012 года был представлен новый фирменный стиль, логотип и новое название театра «Донбасс Опера».


    написать администратору сайта