Главная страница
Навигация по странице:

  • Функциональные нарушения голоса

  • Органические нарушения голоса

  • Коррекционная работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников

  • Огромное значение

  • Коррекция голоса при ринолалии. Коррекция голоса. Нарушения голоса


    Скачать 28.75 Kb.
    НазваниеНарушения голоса
    АнкорКоррекция голоса при ринолалии
    Дата29.05.2020
    Размер28.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКоррекция голоса.docx
    ТипДокументы
    #126612

    Нарушения голоса– это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония - полное отсутствие голоса и дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

    В целом выделяют две группы причин:

    Функциональные нарушения голоса

    Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате, носящие временный переходящий характер.

    Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление. Плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса - афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).

    Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств: центральные и периферические.

    Центральные функциональные нарушения голоса:

    Этиологической основой является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосовая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление - истерический мутизм.

    В патогенезе выделяют три основных момента:

    1. наличие невротического фона;
    2.наличие пускового момента (различные невротические реакции – страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса);

    3.фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса.

    Относится функциональная или психогенная афония-безгласие, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения.

    Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.

    Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует.

    Характерно:

    • часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией;

    • могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

    Классификация функциональных нарушений голоса:

    Гипотонусная дисфония -нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Чаще страдают женщины.

    Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок, голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.
    Гипертонусная дисфония– нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин.

    Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи.

    Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

    Фонастения -расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

    Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата.

    Органические нарушения голоса:

    • острый и хронический профессиональный ларингит.

    Проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость.

    • узелки и полипы голосовых складок.

    Узелки вызваны в первую очередь неправильной техникой голосообразования, чрезмерно активным смыканием голосовых складок и форсированной твердой атакой.

    • папилломатоз гортани


    Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора. Причины: экологические факторы, в частности повышенная радиация. Папилломы резко ограничивают подвижность голосовых складок, затрудняют дыхание и могут привести к летальному исходу.

    • парезы и параличи гортани

    Парез-частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 месяцев.

    Паралич- полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 месяцев.

    Могут быть периферическими, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва; центральные зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей.

    Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.
    Коррекционная работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников

    Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

    1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).

    2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).

    3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).

    4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

    Коррекционная работа строится по принципам:

    • Связь с медиками – специалистами.

    • Последовательность, систематичность.

    • Работа начинается с сохранных функции голоса.

    • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.

    • Все упражнения подбираются от простого к сложному.

    • Терпение и доброжелательное отношение к детям.

    • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

    Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.
    Упражнения для активизации мышц небной занавески.

    При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:
    1. Активизация небной занавески:

    вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.

    поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.

    при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).

    быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

    2. Гимнастика мягкого неба:

    покашливание;

    зевание;

    глотание воды небольшими порциями;

    имитация полоскания рта.

    3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

    одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

    4. Гимнастика нижней челюсти:

    открывание и закрывание рта, имитация жевания;

    открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

    Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

    Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

    Развитие тембра голоса.

    Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

    Упражнение 1

    И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

    «А» — руки вверх.

    «О» — руки кольцом перед собой.

    «У» — руки рупором.

    «Ы» — руки овалом впереди.

    «Э» — руки овалом сзади.

    Упражнение 2

    И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

    Упражнение 3.

    Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

    Мы в лес пойдем

    (Дети поднимают руки в стороны и вверх)

    Детей позовем: «Ay! Ay! ».

    (Делают руки рупором)

    Взял я лук и крикнул:

    «Эх! Удивлю сейчас я всех!».

    Натянул потуже лук,

    Да стрела застряла вдруг!

    И вокруг сказали все:

    « Э__ э__ э__ э ».

    Тарлапан Е

    Упражнение 4.

    Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

    Упражнение 5.

    Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

    «Мо-моо, му-муу».

    Рано-рано поутру

    Пастушок: « Туру-ру-ру!».

    А коровы вслед ему

    Замычали: «Му-мууу».

    И.Токмакова

    Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

    Упражнение 1.

    Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

    Упражнение 2.

    Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

    Упражнение 3.

    Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).
    Развитие силы голоса.

    Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
    Упражнение 1.

    Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
    Упражнение 2.

    Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
    Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».

    Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».
    Упражнение 3.

    Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
    Упражнение 4.

    Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

    Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией).

    Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).

    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

    Наверно, сейчас барабанить он станет.

    Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)

    А. Шибаев

    Развитие диапазона высоты голоса

    Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

    Упражнение 1.

    Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

    Упражнение 2.

    Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

    Игра «Самолет».
    Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
    Упражнение 3.

    Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
    Летит поезд во весь дух:

    —Ух! Ух! Ух!

    (Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).

    Загудел тепловоз:

    «У-у-у-у».

    (Низким голосом, останавливаются и гудят).

    Домой деток повез:

    «Ду-ду-ду ».

    (Приседают).
    «Ой! — воскликнул окунек,

    — Я попался на крючок».

    Произносят высоким голосом.

    Сом сердито проворчал:

    «Из-за шалости попал».

    Низким голосом.

    Ф. Бобылев
    Маленькие ножки.

    Бежали по дорожке:

    Топ! Топ! Топ!

    (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).

    Большие ноги -

    Шли по дороге:

    Топ! Топ! Топ!

    (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
    Развитие интонационно – выразительной стороны речи.

    Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.
    Упражнение 1.

    Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
    Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
    Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
    Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
    Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.
    Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
    Упражнение 2.

    Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.
    Упражнение 3.

    Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
    Упражнение 4.

    Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

    Упражнение 5.

    Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
    Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»

    Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»

    Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».

    У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».

    А. Тетявкин
    Упражнение 6.

    Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).
    Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием.

    Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной.

    Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи.

    Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.


    написать администратору сайта