История села Базарные Матаки. история села Базарные Матаки. Научнопрактическая конференция
Скачать 129.5 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Базарно-Матаковская средняя общеобразовательная школа Алькеевского муниципального района Республики Татарстан Научно-практическая конференция«Экскурсия по родному краю», посвященная Году истории, Году историко-культурного наследия Республики Татарстан История села Базарные Матаки- районного центра Алькеевского муниципального района Республики Татарстан Выполнила: Булатова Ильмира Рафаиловна 11 «Б» класс Руководитель: Файзуллин Ильнур Ильшатович учитель истории и обществознания I квалификационной категории 2012 год Содержание 1. История села Базарные Матаки до Февральской буржуазно-демократической революции 2. Базарные Матаки в период Двоевластия (февраль-октябрь 1917год) 3. Установление Советской власти: а) Волостное собрание (ноябрь 1917 года) б) «Кулацкий мятеж 1918 года» 4. Базарные Матаки в период Гражданской войны 5. Базарные Матаки в период коллективизации 6. Базарные Матаки в предвоенные годы (1938-1940 гг.) 7. Базарные Матаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) 8. Базарные Матаки во II половинеXX– начале XXI вв. 9. Список использованной литературы и источников Введение Основной задачей данной исследовательской работы является изучение истории села Базарные Матаки на основе сравнительно-сопоставительного анализа письменных источников: воспоминаний современников, статистических и архивных материалов с момента истории возникновения до современности. Целью исследования является изучение отдельного исторического периода в истории села Базарные Матаки в контексте истории района, региона и страны. Основные задачи исследования: -выявление закономерности отдельных исторических событий, связанные с историей села, района, региона и страны в определенные исторические периоды на основе анализа воспоминаний тех или иных современников, статистических и архивных материалов; -определение последовательности и достоверности событий того или иного исторического этапа в истории села на основе анализа имеющихся источников; -составить анализ определенных результатов, выводов и заключений на основе проделанной исследовательской работы; - популяризация изучения истории и культуры села; - развитие познавательной активности учащихся и привитие им навыков поисково-исследовательской деятельности; 1. История села Базарные Матаки до Февральской буржуазно-демократической революции. Село Базарные Матаки является районным центром Алькевского муниципального района РТ. История массового заселения Алькеевской земли оседлыми народами имеет более чем тысячелетнюю историю. В X-XV вв. территория района представляла наиболее заселенную центральную зону Волжской Булгарии. В период XIII-XV вв. территория нынешнего Алькеевского района входила в состав Золотой Орды. В конце XIV-начале XV вв. в период распада Золотой Орды в закамском крае количество населенных пунктов из-за миграции населения в Предкамье и Предволжье, резко сократилась. Западное Закамье в период существования Казанского ханства являлось составной частью этого государства. Примерно с 30-х гг. XVI в., закамские земли стали контролироваться ногайцами. С завоеванием Казанского ханства Российским государством в середине XVI в., значительная часть закамских селений опустела. До образования в 1775 г. Спасского уезда, алькеевские земли в административно-территориальном отношении находились в составе Ногайской дороги Казанского уезда. Активное заселение Закамья происходит в XVII в. служилыми татарами с ведома и одобрения властей. В течении XVII в. им принадлежит роль главной движущей силы колонизации закамского края. Основная часть служилых татар, переселившихся в Западное Закамье во второй половине XVII в., были выходцами из Темниковского, Алатырского и Симбирского уездов. До последней четверти XVII в.колонизация Западного Закамья в целом имела внешний характер. Абсолютное большинство возникших в тот период поселений были основаны переселенцами из других регионов. В конце XVII в. из крупных поселений постепенно начинают выделяться «выселки» и «починки». Так в конце XVII – начале XVIII вв. деревня Матаки выделило три новых поселения. Из 13 дворов, переселившихся выше по речке Актай, в начале XVIII в. образовался починок Новый Матак. Так время возникновения поселения Матак относится к началу XVIII в. В источниках начала XVIII в. упоминаются события башкирского восстания 1705-1711 гг., где среди пострадавших событий 1708 г. была деревня Матак. В ходе христианизации середины XVIII в. появляются на Алькеевской земле первые православные церкви. Одна из церквей строится и в деревне Матак. В конце XVIII в. этносоциальный состав деревень Новый и Нижний Матак(современное село Базарные Матаки) составляли: крещенные чуваши, казенные русские, ясачные русские и ясачные украинцы. К концу XIX в. село Базарные Матаки в составе еще шестнадцати деревень и сел входило в Казанскую губернию, Спасский уезд, Базарно-Матаковскую волость. Базарные Матаки были волостным центром. Базарными его называли потому, что здесь проходили большие базары и ярмарки. В селе насчитывалось примерно около 500 хозяйств, население в основном было русским, только на одной улице (ныне улица III Интернационала) жили чуваши. В селе было 7 улиц. В Спасском уезде количество населения перед революцией 1905-1907 гг. составляло 202735 человек. Это было в основном крестьянское население. Большинство крестьян занимались только земледелием, но были и крестьяне-ремесленники :кузницы, плотники, бондари, которые изготовляли упряжь для лошадей, бороны, сохи; лопаты, кадки и другие предметы домашнего обихода. Были среди крестьян и так называемые отходники, то есть крестьяне, уходившие в поисках заработка в другие места, батраки, которые не имели своей земли или имели ее очень мало, работали по найму у кулаков. На территории уезда, в бывшем Спасском «затоне», имелся один судоремонтный завод, где занято было около ста рабочих. Средняя месячная зарплата рабочих мужчин составляла 19 рублей, женщин-10 рублей (по данным 1915 года). Волостью управляло волостное управление, которое состояло из председателя и одного писателя (писаря). За порядком следил урядник. Во главе Базарных Матак стоял старшина. В Базарных Матаках была одна церковно-приходская школа, то есть образование находилось под контролем церкви, построенная в 1880-х годах. Школа эта была с трехклассным сроком обучения, работал там один учитель. Учащиеся обязаны были изучать «закон божий», два раза в неделю посещать церковную службу. В школу принимались только мальчики, преимущественно из богатых семей. Девочки в домашнем хозяйстве учились прясть, вязать, ткать. В 1903 году построили еще одну, земскую, школу на 2 классные комнаты (ныне здание мастерской Базарно-Матаковской средней школы), где работал также один учитель. У него имелись помощники из старших классов. Всего в обеих школах обучалось 60 мальчиков. После окончания этих школ ученики не могли поступать в другие учебные заведения, так как не имели дворянского или мещанского происхождения. В конце XIX и начале XX веков в селе имелось 4 человека со средним образованием-2 учителя, фельдшер (он же аптекарь) и ветфельдшер. Одна четвертая часть населения была совершенно неграмотной. Волостное правление выписывала одну газету, которая называлась «Русское слово». Крестьяне по вечерам собирались в правлении и вслух читали эту газету. В центре села (где расположен магазин по продаже строительных материалов ) возвышалась церковь, окруженная фруктовым садом и красивой изгородью. На территории нынешнего центрального парка имени Ленина была в ту пору Базарная площадь, где располагались деревянные лавки и крытые лабазы. Большинство домов было на 2-3 окна, под соломенными крышами. Тесом и железом были крыты только дома зажиточных крестьян. Дворы огораживались плетнями, ворота делали из жердей или реек. Во дворах были навесы с соломенными покрытиями, хлев, конюшня, рядом с домом- амбары для хранения зерна. В Матаках было много торговцев, зажиточных крестьян, которые имели добротные кирпичные или бревенчатые дома, нередко двухэтажные. Улицы села были зелеными, грязи почти не было. В селе имелись 2 паровые мельницы и около десятка ветряных мельниц. Размалывать зерно приезжали из многих деревень. Владельцы мельниц были богатыми людьми. Имелся в селе и большой пруд. В том месте, где сейчас расположены животноводческие фермы и зерноток первого отделения бывшего совхоза «Актайский», было большое пространство, которое не распахивалось. Вся эта площадь постоянно была покрыта травой, там чаще всего гуляла и играла молодежь и детвора. Некоторые старинные, сохранившиеся с конца XIX века, дома: Дом, где сейчас располагался ранее магазин «Сельхозпродукты» принадлежал господину Соколову Алексею. На первом этаже был магазин, на втором - жила семья. Торговали промышленным товаром (ситец, сатин, платки головные, шали и др.) 2.Здание, где размещается музыкальная школа -дом бывшего купца Спиридонова Михаила. На втором этаже были жилые комнаты, а на первом – магазин. Торговали мануфактурой, мукой и продуктами (сахар, конфеты, чай и др.) 3.Старое здание узла связи(РУЭС) принадлежало Крылову, который имел несколько лошадей, коров и много пахотной земли, пользовался наемной рабочей силой. 4.Дома, где сейчас размещается учреждение Регистрационной Палаты(бывший райвоенкомат) и бывший склад районного потребительского отдела (РАЙПО), сейчас частные магазины по улице Крайнова, принадлежали кулакам Беляковой Марии, Мясничкиной Анастасии, Чвановым, Фенагентовым, которые имели много арендованной земли и применяли наемный труд. 5. Дом, где ранее размещалась налоговая инспекция, а теперь –районный историко-краеведческий музей, принадлежал купцу Лисенкову. Построен он, предположительно в конце XIX- начале XX веков. На главном фасаде дома расположены семь окон, на короткой - четыре. Оконные проемы первого этажа имеют лучковую перемычку и наличник, повторяющий форму окна. Проемы второго этажа более крупные и детализированы. Широкий карниз и высокая четырехскатная кровля, массивная «люкарна» завершают фасад. Памятник архитектуры – типичный образец жилой застройки рубежа веков в стиле эклектики «кирпичного направления». 6. Жилой дом купца Манякина построен в конце конце XIX- начале XX веков. На первом этаже размещался магазин, а на втором жил сам купец (здание районного финансового отдела). Двухэтажное здание, расположенное на пересечении улиц, имеет четкое деление на первый (торговый) и второй (жилой) этажи. Село Базарные Матаки по сравнению с другими населенными пунктами было зажиточным поселением.. Большинство крестьян были середняками, то есть имели лошадь, корову, мелкий скот и землю по количеству «едоков»- 8-10 десятин. Примерно около 50 хозяйств относились к зажиточным и кулацким, имевшим по несколько коров, лошадей, много другого скота, по 20-25 десятин земли, в некоторых хозяйствах были простейшие машины: сеялки, веялки, жатки, молотилки. Всего в селе перед коллективизацией насчитывалось три конные сеялки, 5-6 молотилок, 5 жаток, 2 веялки. Основными сельскохозяйственными культурами, которые давали более лучшие урожаи, были рожь, овес, горох, просо. Пшеницы не было, потому что «родила плохо», ее почти не сеяли. Сеяли понемногу гречиху. Было много садов. Большую площадь занимали посевы капусты. Большие базары давали возможность женщинам села вести нехитрую торговлю, иметь деньги и одевать семью. Женщины продавали капусту, огурцы, самодельное конопляное и подсолнечное масло. Некоторые пекли хлеб из белой муки (калачи), баранки для продажи. Получали доход от содержания постоялых дворов, куда останавливались на ночлег люди, приехавшие на базар или ярмарку. Базар начинался, как правило, в пятницу, во второй половине дня, и длился почти до вечера субботнего дня. Ярмарка же, которая собиралась осенью, продолжалась более трех дней. Ярмарки были очень богатыми, туда привозили много разных товаров, как продовольственных, так и промышленных. Один из жителей Базарных Матак – Герасимов Василий Степанович – построил красивую карусель с музыкой и кукольным театром. Молодежь из села уезжала, и вообще миграция населения была незначительна. Люди жили большими семьями, во многих были бабушки и дедушки. Старшие сыновья после женитьбы отделялись, жили отдельно, младшие оставались жить с родителями. Дочери выходили замуж в свое или соседнее село. В домах, у крестьян среднего достатка, мебели не было. Стояли обеденный стол, деревянные лавки, одна деревянная кровать. Спали на кроватях, палатах, печке, полу, застланной соломой, накрытой самотканной скатертью, дерюгой. Стояли две печи, одна русская и «подсопка», ее топили соломой. В домах держали новорожденных телят и ягнят. Пища крестьян была очень простая, мясо употребляли очень редко, в основном по праздникам. Ржаной хлеб, картофель, квашеная капуста, соленые огурцы, горох, каша пшенная с растительным маслом - вот это было в меню. В бедных же семьях часто не хватало хлеба до нового урожая, брали его взаймы у богатых крестьян, отрабатывая потом во время уборки урожая. Нередко попадали в кабалу, были постоянными должниками. Помещиков в Матаках не было, как и не было крепостных крестьян. Село называли «вольным». 2. История села Базарные Матаки в период Двоевластия(февраль-октябрь 1917 год) После победы буржуазно демократической революции в уезде власть возглавил комиссар Временного правительства помещик Геркин. В марте 1917 года крестьяне стали создавать свои местные выборные советы. В селе был смещён председатель волости. Избрали из крестьян- Казакова Г.И. из села Старых Матак. В самом селе по прежнему пока управлял старшина Грачёв Пётр. Смещён был урядник Латыпов из деревни Тяжбердино и соз дома народная милиция, первым милиционером был житель из села Пимурзин Антон Матвеевич. Главным вопросом был вопрос о земле. Временное правительство не решало этого вопроса. Под давлением крестьян 21 апреля 1917 года было принято положении «О земельных комитетах». Провели губернский съезд, от Спасского уезда делегатом съезда избран председатель Ромодановской волости Кунцов, который только что был освобождён из тюрьмы. Крестьяне уезда оставили ему наказ, в котором требовали отмены помещичьей собственности и передачи её крестьянам. Съезд не решил эту задачу в пользу крестьян. Земля оставалась по- прежнему в руках помещиков и кулаков. Крестьяне стали самовольно захватывать землю. За беспорядки в уезде Временное правительство отстранило от должности комиссара Геркина. Но он продолжал оставаться на своём посту до октябрьской революции. По инициативе большевиков Гордеева и Моисеева 24 июня 1917 года был создан крестьянский съезд, перед этим они встречались с руководителями Казанского комитета партии Одинцовым и Тихомировым, которые одобрили место Спасских большевиков. Съезд сместил с поста комиссара Геркина и был избран новый - левый эсер Мохов. Таким образом, Спасский уезд вышел из подчинения Временного правительства ещё до Октябрьской революции. В июле в уезд приезжал член Казанского губернского совета, чтобы уговорить крестьян подчиняться Временному правительству. По возвращению в Казань он в докладной губернскому комиссару писал «Сочувствия в уезде не встретил». В сентябре в Базарно–Матаковской волости происходило столкновение крестьян с кулаками, помещиками и спекулянтами. Так на ярмарке в селе крестьяне избили торговцев за спекуляцию, разгромив их лавки. К концу сентября в Спасском уезде установилась власть уездного совета во главе с левым эсером Моховым и большевиком Гордеевым. 3. Установление Советской власти: а) Волостное собрание(ноябрь 1917 года) В начале ноября 1917 года представитель из уезда, на собравшемся в селе волостном собрании, в своём выступлении от имени Казанского губернского Совета крестьянских депутатов зачитал телеграмму, в котором говорилось «Временное правительство свергнуто, власть перешла в руки Советов». На собрании за советскую власть выступил учитель Жуков. Матрос Балуев, вернувшийся в фронта, рассказал крестьянам о недовольстве солдат войной, их поддержали большинство крестьян. Собрание отстранило от власти старое волостное управление во главе с Казаковым и избрало Волостной совет, первым председателем был избран Агафонов Андрей Лукьянович, житель деревни Новых Баллыкуль. В состав совета вошли: Фасах Залелетдинов из деревни Новые Челны, Евдокимов С.И. из Старых Салман, Лисенков Артемий Спиридонович из села, который был и одновременно был и комиссаром, и другие. В селе был избран сельский совет, председателем который стал Шувалов Константин Кузьмич, секретарём –Гнеденков Пётр Семёнович. Кулаки (Маслов Григорий, Крылов, братья Чвановы, и другие) пытались организовать агитацию против Советской власти, но крестьяне их не поддержали. Главным из богатств крестьян была земля. Большевики Спасского уезда по всем волостям разослали Ленинской декрет о земле(II съезд Советов). Его осуществление происходило волостными крестьянскими комитетами. По Ленинскому декрету в селе была конфискована земля у крупных кулаков Лисенкова, Крыловых, Логинова, Осипова, Грачёва. Земля раздавалась бесплатно крестьянам по количеству «едоков» обоего пола. б) «Кулацкий мятеж 1918 года» 1918 году стоял очень остро хлебный вопрос. Без его решения невозможно было отстоять дело социалистической революции. Не было хлеба. Город и армия голодали. Хлеб был у кулаков. Например, в селе был кулак Логинов, имел 500 пудов зерна и несколько необмолоченных стогов, таких было немало. Продавать государству отказывались, цены были низкие, на деньги купить нечего. Правительство создавало продовольственные отряды из рабочих, чтобы собрать излишки хлеба. В марте 1918 года в село из Спасска выехал представитель продовольственного комитета большевик Моисеев с отрядом красногвардейцев в 15 человек. Ещё до приезда отряда, кулаки распространили слух , что будут отбирать у всех весь хлеб и скот. Крылов и братья Чвановы подговорили жителей новых Челнов, Ургагар, натравили их против продотряда. Представитель продовольственного комитета Моисеев собрал волостной сход, чтобы поговорить о хлебе, разъяснить положение в стране. Со стороны крестьян не встретил поддержки. На собрании подняли скандал, угрожали избить, организовали нападение на красногвардейцев, завладев их винтовками, началась перестрелка. Продотряд бежал, бойцы скрылись в лесу. В селе остался раненый красногвардеец, уроженец деревни Хурада, Магазинов Василий, который был спрятан милиционером Пимурзиным в доме крестьянина Лебедева. На следующий день была суббота, В селе по субботам собирались большие базары. Съехалось много деревенского населения. Толпа крестьян, подстрекаемая местными кулаками, по доносу нашла красногвардейца зверски избила и повесила на телеграфном столб, около моста. Расследованием этого дела занимался начальник уездной милиции большевик Брендин, уроженец деревни Хлебодаровка. Он не раз бывал в Матаковской волости. В мае 1918 года в село приехал новый отряд, в количестве 150 человек. Перед этим кулаки распространили слух, что отряд заберет всё имущество у крестьян. На колокольне церкви стоят пулеметы, будет бой. Многие крестьяне на несколько дней уезжали со скотом и имуществом в другие деревни. Отряд подошёл к селу рано утром. Разместились в лесу, в село было послана хорошо вооруженная разведка. В селе было спокойно, никаких пулеметов не было. Отряд выезжал в село и расположился на базарной площади. Собрали много хлеба и отправили в город. Кроме того, был раскрыт в селе заговор. Кулаки- Чвановы, Сашин и бывший жандрам Гнеденков Михаил, пытались создать дружину для защиту кулачества, на что стали собирать деньги. Кулаки были арестованы, Чвановы рассстреляны. Так в 1918 году в селе окончательно установилась Советская власть. 4. Село Базарные Матаки в период Гражданской войны Гражданская война территорию Спасского уезда не охватила В 1918 году через территорию села проходили отряды отступающих белочехов и белогвардейских офицеров. В селе они останавливались на 2-3 дня, на отдых. Это было в августе 1918 года. Погода была очень дождливая, дороги размыты, грязные. Здесь они остановили своих уставших лошадей, отобрали лучших, чтобы ехать дальше., до станции Нурлат. Белые офицеры отступали с семьями., везли с собой имущество, с ними уходили и некоторые богатые люди. Отряды белочехов и белогвардейцев никого не трогали, им было не до этого, торопились уходить, так как за ними по пятам наступала Красная Армия. Забирали лошадей, продовольствие, мобилизовывали крестьян для сопровождения и уходили. Из Базарных Матак были участники Октябрьского вооруженного восстания и Гражданской войны. Вот краткие их воспоминания: Вспоминает Герасимов Степан Андреевич, 1890 года рождения: «В октябре 1917 года находился он на Северо-Западном фронте. В часть пришло сообщение о победе восстания 25 октября ( 7ноября) в Петрограде. Вскоре эту часть отправили на подавление революции. Дорога, идущая с фронта на Петроград, оказалось разобранной. Нас высадили в Эстландии» - вспоминает Степан Андреевич. «Многие офицеры бежали. Мы выбрали командиров из своих солдат. Это нам подсказал человек, приехавший в нашу часть. Восстановив дорогу, мы прибыли в Петроград, нас построили на какой-то площади, сказали, что будет митинг. На балконе какого-то дома были несколько человек, один из них выдвинулся вперёд и стал говорить. Что он говорил я не припоминаю, то хорошо помню, что раздавались голоса: « Ленин, Ленин, Да здравствует Ленин!». Так я видел и слышал Ленина. Затем мы помогали устанавливать Советскую власть в Эстляндии. А в 1918 в составе Красной Армии принимал участие в освобождении Казани от белочехов. После этого демобилизован по болезни» Вспоминает пенсионер Скворцов Иван Михайлович, 1892 года рождения: «После февральской революции, в части, где я находился в качестве командира эскадрона, постоянно происходили волнения. Солдаты проявляли недовольство, не хотели воевать. Высшее начальство признало наш полк, за отказ идти в наступление, революционным, распустило, а командиров, в том числе и меня, арестовали, отправили в Петропавловскую крепость. Продержали нас здесь недолго. Затем погрузили в эшелон и отправили прямо на «Австро –Венгерский» фронт. В бой вступить мы не успели, пришла весть о свержение Временного правительства. Солдаты, бросив винтовки, разбегались, многие офицеры тоже ушли. Пробиваясь домой, наша группа солдат встретилась с отрядом «красных», мы остались с ними. Затем из отдельных отрядов была сформирована 2-ая добровольческая дивизия, командиром назначили бывшего царского офицера Григорьева, перешедшего на сторону Советской власти, , человека уважаемого солдатами. Меня опять назначили командиром эскадрона. Участвовал в разгроме главного штаба Временного правительства в городе Могилеве во главе которого стоял царский генерал Духонин. В1918 году наша дивизия была приброшена на юг, где наступал генерал Краснов, здесь я некоторое время воевал под командованием Будённого. В 1919 году нас прибросили против Колчака. В бой вступили в районе Бугульмы. Неся большие потери, отступали, дошли до Камы, дошли до села Алексеевка. Примерно в километре от него нас поставили на отдых, чтобы провести организацию, так как Колчак нас здорово потрепал. Через несколько дней получили подмогу и перешли в наступление, которое было неожиданным для врага». 5. Село Базарные Матаки в период коллективизации. Первые артели в селе организовались в 1929 году, тогда объединились 23 хозяйства. Этому способствовала разъяснительная работа приезжавших из города Спасска коммунистов и агитационная работа учителей по фамилии Сермус и Сибарова. Первыми членами артели были: Никошин Н.А., Бухарова П.И. , Скворцов В, Федорова Матрёна, Пимурзина Ирина, семья Сидоровой Екатерины и другие. Председателем артели избрали Маслова Константина Ивановича. В артели было около 100 десятин земли, 20 лошадей, 3 хозяйства вступили безлошадные. Собранный урожай 1929 года разделили по количеству «едоков», оставили на семена и фураж, государственных поставок ещё не было. В 1930 году началась сплошная коллективизация и ликвидация кулачества, как класса. Враждебности со стороны кулачества в селе не было, но крестьяне-середняки в колхоз шли очень «туго». Многие забивали скот, чтобы не отдать его в колхоз. Сельскому активу, Черняевой Д.М., Моисеевой В.И., Лаврентьевой В.Я., партийной, комсомольской организации приходилось вести очень большую работу; приезжали представители из Казани. Сильно нарушался принцип добровольности. За отказ крестьян запугивали, подвергали раскулачиванию, раскулачивали не только кулаков, но и середняков: отбирали коров, мелкий скот, людей выгоняли из домов, а землю, лошадей и сельскохозяйственный инвентарь отобрали сразу у всех сразу же весной 1930 года. Кулаков раскулачивали, то есть отбирали у них почти всё имущество, примерно 10 семей были высланы в отдалённые районы, некоторые сами уезжали из села в города. В 1930 году колхоз был создан, назвали его «Победа», большинство в нем были бедняки. В 1931 году в колхоз вступило среднее крестьянство, к концу года большинство крестьян были в колхозе. Но в селе поубавилось скота. А тот, который был сведён в общий двор, находился в «плохом состоянии», был истощён, так как. у крестьян не было ни опыта, ни желания хорошо ухаживать за большим количеством скота. Приходили женщины посмотреть на своих кормилиц, так как никто не шёл в колхоз, коров у них у всех отбирали. Работа по коллективизации почему–то велась «по ногам». Днём было спокойно, но как наступала ночь. Нарядники, их тогда называли десятниками, палкой стучали в окна, вызывали в сельсовет по несколько раз, и дети, и взрослые всю ночь не спали. Вот какой ценой создавались колхозы. Вспоминает Герасимова Клавдия -одна из первых членов колхоза «Победа», доярка: «В колхозе «Победа» в 1931 году было около 3 тысячи га земли, 2 колосных трактора, 5 косилок, 3 сортировки, 4 молотилки и еще разная сельхозтехника. Бригадир, председатель, счетовод и ветеринар- это был колхозный актив. С годами колхоз набирался сил и опыта, укреплялся. Затем колхоз был разделён на 2 части, вторая называлась «имени Андреева». Вскоре оба колхоза были объединены. В 1937 году был очень высокий урожай, колхоз достиг больших результатов, до этого колхозники на трудодни получали 200-300 граммов хлеба и больше ничего, денег на них выдавить не стали. В 1937 году получили по 2 кг зерна.» Вспоминает Никошин Никифор -один из первых механизаторов района: « В тот год на свои трудодни своей семьи получил 170 пудов хлеба, появилось звание - «колхозники-ударники». Им развозили хлеб с Красным флагом. Урожай силами одних колхозников было не убрать. Тогда правление колхоза решило привлечь и крестьян- единоличников. Давали им колхозную лошадь, участок, работали по договору. За невступление в колхоз преследовать перестали. Жизнь стала лучше. Хлеб стали продавать, в магазине не было очередей, даже продавали белый хлеб. Так было в 1938 и 1939 годах, и до самого конца мирной жизни. Люди вздохнули от полуголодной жизни. Техникой колхозы обслуживала машинно- тракторная станция(МТС). Их было в районе три: Базарно-Матаковская, Ново - Салмановская, Нижне-Алькеевская. Колхозы были поделены между этими МТС. Машины все сосредоточивались в МТС, а механизаторы в колхозах. В зимне-весеннее время механизаторам из деревень Ургагары, Нижнее Биктимирово., Старые Матаки и других деревень, ежедневно приходилось ходить пешком на ремонтные работы в Матаки.» В 1957 году на базе Базарно Матаковской МТС, колхоза «Победа» был создан совхоз «Актайский», в него вошли колхозы деревень Ургагары, Нижнее Биктимирово. В совхозе имелось 3480 га пахотной земли, 18 тракторов, 12 комбайнов и другая сельхозтехника. Насчитывалось 450 голов крупного рогатого скота, имелись птицеферма, свиноферма. Работали 26 механизаторов и 5 специалистов сельского хозяйства. 6. Село Базарные Матаки в предвоенные годы (1938-1940 гг.) К этому времени село изменилось в культурном и экономическом отношении. Люди стали жить лучше, свободно продавали хлеб, даже белый, были и другие продукты. Колхоз стал более крепким, колхозники получили хлеб на трудности. По прежнему в селе собирались по воскресеньям базары, где можно было купить мясо, масло, творог, муку, крупу, картофель, капусту, дрова, сено и другие. В селе было «радно». Радиоузел располагался в доме, где сейчас районная редакция. Многие дома были «радиофицированы». Была электростанция, которая располагалась там, где сейчас гараж районной администрации. Она освещала некоторые учреждения центра. Работала с наступлением темноты и до 23 часов, а днём тут размалывали зерно, а паровых мельниц уже не было. В селе было несколько учреждений: Райком КПСС и райисполком Совета депутатов трудящихся располагались, где сейчас жилой дом, рядом с новым Сбербанком, на втором этаже. На первом этаже- райком ВЛКСМ и военкомат. В доме Манякиных (управление сельского хозяйства) располагались НКВД и милиция. В здании Сберкассы – Дом пионеров. В здании учреждений районный фин. отдел, райпотребсоюза и сельпо – Детский мир. Почта на том же месте без пристроя - амбулатория и райздрав - СЭС. Столовая - хлебный магазин. Госбанк, там где сейчас – районный фин. отдел. Где сейчас центральная аптека - универмаг. Дом культуры находился там, где сейчас церковь. В нём было многолюдно каждый вечер. Собирались много молодежи, ходили и семейные люди, люди среднего возраста. Ставили концерты, работали кружки художественной самодеятельности, ставили такие пьесы как, например, «Любовь яровая», «Бедность не порок», «Бесприданница» Островского и т.д. Артисты никогда не приезжали. По вечерам были танцы. Танцевали под гармонь, патефон, струнный оркестр. Играли любители – парни. Молодёжи в селе было много, особенно летом, приезжали в отпуска. Молодежи уезжало из села мало, большинство оставались и работали в учреждениях, колхозе. В селе почти не было грязно, кругом летом зелёная трава, транспорт был в основном лошади, автомобилей и тракторов было мало. Дома в большинстве на три окна под тесовой крышей, но было и под соломенной. Был сельский Совет и правление колхоза, где работали по два человека - председатель сельского совета и секретарь, председатель колхоза и счетовод. Молодежи никогда не было скучно, постоянно были заняты делом: вязали, читали, ходили на танцы, многие участвовали в художественной самодеятельности, а те кто не учились. кроме Дома культуры, устраивали в домах вечеринки без выпивки- плясали, пели, играли. Если кто из парней появлялся с запахом спиртного, то это было «ЧП», от него девушки прямо «шарахались». 7. Село Базарные Матаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) Весть о войне пришла в село как-то неожиданно. Хотя обстановка была тревожной. В школе, например, проводились военные игры Проводили их в лесу и на открытой местности. Принимали участие все в старшеклассники во главе с работниками ДОСААФ и военкомата. Делились на красных и зелёных, делали походы в противогазах, учили стрелять, мужчины проходили военную подготовку, и всё таки не верили, что придёт этот страшный день. И этот день пришёл. 22 июня 1941 года было воскресенье, с утра очень приятная погода, тепло, тихо, мягкое солнце, и вот в 12 часов дня круглые, чёрные репродукторы заговорили по особому тревожно, люди насторожились. Началась война. Сразу все притихли, говорить не знали о чём. Сразу же руководителей – коммунистов, комсомольцев, а затем всех остальных пригласили при помощи местного радио на работу, открылись все учреждения и организации. Был объявлен митинг. На площади собралось очень много людей. С балкона, где сейчас размещается детская музыкальная школа, выступили секретарь ВКП (б), военный комиссар. В этот же день вечером был создан штаб в районном доме культуры, около него стояли запряжённые лошади, машины (их было мало) и велосипедисты. В отдельной комнате писались повестки о мобилизации, на лошадях и машинах повестки развозили по деревням. В Матаках за повестками приходили сами, или же разносились на велосипедах и дежурными комсомольцами. В первые дни штаб работал целые сутки, дежурили комсомольцы днём и ночью, ходили с повязками на рукаве. В школе был призывной пункт, сюда съезжались мобилизованные со всего района, отправлялись на машинах и на лошадях. В первые недели мобилизованных было очень много, заняты были все классы и коридоры, позднее отправку стали проводить по сельским советам. Комсомольцы весь день бегали, их куда-то посылали, что-то заставляли писать. Погода как-то плакала с людьми. Во время митинга закрылось солнце, стало темно, пошёл дождь, но люди не замечали. После окончания митинга, кто шёл тихо, кто ещё стоял, разговаривали под дождём. С этого дня отменены были все отпуска и выходные дни. Кто был в отпуске отозвали. В этот же день мужчин отправили на войну. Многие коммунисты ВКП(б) ушли на фронт добровольно, в качестве политработников. Добровольно уходили и комсомольцы, только что окончившие 10 классов. Дней через десять стали прибывать эвакуированные. В селе жило около 50 семей эвакуированных, из них были артисты из Москвы и Ленинграда. Многие были с детьми, пожилые люди. Всех разместили по квартирам. Никто не отказывал их приютить. Устроены были на работу, оказывалась по возможности им и материальная помощь. В конце июля стали приходить «похоронки». Первые получили похоронку семья Гаязовой Хадичи - на мужа Гаязова Зияфа. Затем «похоронки» стали приходить всё чаще. Всего было мобилизовано из села около 600 человек, из них погибло 132 человека. В селе остались женщины, старики, жить стало трудно, продукты на рынке подорожали. Эвакуированные меняли вещи ,золото на продукты, мыло, керосин, соль. Не хватало керосина, соль расходовали щепотками; не стало мыла, чая, сахару. Почти никаких сладостей не было в течение всех лет войны. С начала войны до 1946 года отпусков не давали. Работа на учреждениях начинался с 5 утра, обед с 12 до 13 ч. С 13 лет работали в поле, подвоза не было. 6-7 километров шли пешком, после работы вечером возвращались также пешком. Работали примерно с 1 июня до 1 октября , жали, косили, вязали снопы, молотили, убирали картофель. Вручную заготавливали дрова. Учащиеся собирали колосья, за что давали по кусочку хлеба. Семена оставлять на посев не разрешали, а весной женщины на санках в распутницу, на себе, полуголодные, везли семена из Нурлат, Чистополя, Спасска, шли сгорбившись, почерневшее от голода и усталости, на ногах у большинства были лапти. Многие семьи ели траву, опухали от голода, особенно дети. Несмотря на такие страдания народа, люди, занимавшие высокие должности районных руководителей колхозов и совхозов, жили сытно и богато. Некоторые даже разбогатели. обменивая у людей. особенно эвакуированных, хорошие вещи, золото, на хлеб и картошку. Пользуясь военным временем, с людьми обращались грубо, особенно в деревнях женщины-солдатки были вообще бесправными. В 1943 году в районе был создан специальный отдел гос. обеспечения, через который назначалось пособие семьям служащих, пенсии погибшим. Получали небольшие фонды хлеба и выдавали по 4-12 кг особо нуждающимся семьям. Получали американские вещи, бывшие в употреблении. Семьи военнослужащих получали пособие на одного ребенка в размере 40 рублей, на двоих по 60 рублей, на троих по 72 рубля. Конечно, эти деньги в то время ничего не стоили. Офицеры получали 400-800 рублей. Офицерские семьи получали по аттестату через военкомат. Очень страдали от недостатка топлива. После освобождения нашей территории от врага эвакуированные стали уезжать, и уезжали, несмотря на то, что в тех местах, где они проживали до войны, были одни развалины. Повестки шли и шли. Некоторые семьи потеряли 3 или более человек. Несмотря на все трудности, жизнь все - таки шла своим чередом, правда только что рождение детей было как исключение. Иногда шутили, смеялись. Женщины-солдатки часто собирались вечером по праздникам, пели и танцевали. Было и кино, но не каждый день, танцы в клубе, кружки самодеятельности. Новую струю в этом вносили эвакуированные, среди них были и артисты. К концу войны дышать стало легче, люди встрепенулись после побед и особенно Сталинграда. Вот настал этот счастливый день 9 мая 1945 года. Небо было пасмурное, ночью прошёл небольшой дождь. С утра позывные как-то звучали по-особому торжественно. Голос Левитана на высоких нотах, торжественно прочитал сообщение советского Информбюро о капитуляции Германии, об окончании войны. Почти все вышли на улицы, кто смеялся, кто плакал. Весь день был праздник. 7.Село Базарные Матаки в конце XX - начале XXI в. В начале XXI в. в районном центре село Базарные Матаки проживает . (29,6 %) -5947 человек В селе, как районном центре расположены основные управляющие и государственные организации и учреждения, например администрация района, исполнительный комитет района и др. Социально-экномическое разитие села: Через село Базарные Матаки проходит автодорога регионального значения «Алексеевское-Высокий Колок», проходящая, имеющая выход на автомагистраль федерального значения «Казань-Оренбург». Внешние транспортные связи с.Базарные Матаки осуществляются дорогами межмуниципального значения «Базарные Матаки-Булгар»; «Базарные Матаки-Мамыково». Селитебная территория села Базарные Матаки в основном представлена индивидуальной, одноэтажной застройкой с приусадебными участками. Секционная застройка представлена небольшим кварталом двухэтажных жилых домов. Районный центр Базарные Матаки обладает достаточно развитой социальной инфраструктурой. Основные промышленные и коммунально-складские территории размещены в производственных зонах северной и восточной части населенного пункта. С начала 2000-х быстрыми темпами развивается в селе развитие малого и среднего бизнеса. Также с начала 2000 г. в селе созданы и функционируют: инфекционный корпус на 15 коек, историко-краеведческий музей им.Лисенкова, коммунальная баня, здание «Ак Барс» банка, лесхоза, райвоенкомата, дорожного управления, социальной защиты, казначейства, отделения «Росгосстраха». В районном центре с.Базарные Матаки при софинансировании партии «Единая Россия» построен Универсальный спортивный комплекс им.Алины Кабаевой площадью 3940 кв.м; Дом детского творчества с музыкальной школой площадью 5264,3 кв.м. По программе социальной ипотеке 2007-2010 гг. в с. Баз.Матаки построено 35 квартир В настоящее время на стадии завершения 10 квартир. Промышленный потенциал села представлен следующими предприятиями: государственное унитарное предприятие «Алькилес», редакция газеты «Алькеевские вести» ОАО «Татмедиа», потребительское общество «Алькеевское» и малые предприятия, такие как, общество с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис», общество с ограниченной ответственностью РП «Энерготехсервис», индивидуальными предпринимателями. Важным направлением дальнейшего улучшения благосостояния населения и снижения напряженности на рынке труда является развитие личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, семейных ферм. Так жители села Агапова Нина и Гатауллин Шахит проводят реконструкцию и строительство семейных ферм хозяйственным способом. Сфера торговли остается инвестиционно привлекательной отраслью экономики. Жителей района радуют открытые за последние годы современные торговые объекты индивидуальных предпринимателей в районном центре такие как: торговый Дом «Олимп», магазин «Транзит», «Чулпан», «Альянс», «Три тополя». За последние года открыты новые предприятия общественного питания индивидуальных предпринимателей: кафе «Созвездие», «Три тополя», «Актай», «Смак», «Дорожное», «Причал», «Лада». В целях развития массового спорта, создания условий населению в реализации потребностей в двигательной активности и организации качественного учебно-тренировочного процесса в учреждениях района построены универсальный спортивный зал, по Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы», социальному проекту Всероссийской партии «Единая Россия» и спортивный зал на базе Дома детского творчества в с.Базарные Матаки. Ежегодно учащиеся и молодежь села принимают участие в спортивных соревнованиях, таких как: массовые многоэтапные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», спартакиада школьников района по 12 видам спорта. Учащиеся села активно принимают участие в соревнованиях среди сборных команд «Школьной баскетбольной лиги». В селе расположены два общеобразовательных учреждения: МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» и гимназия им. Наби Дули. Выдающимися людьми села являются: 1. Крайнов Степан Матвеевич – Герой Советского Союза. Родился в 1920 году в селе Базарные Матаки Алькеевского района Татарской АССР в семье крестьянина-бедняка. Когда Степану исполнился один год, умер его отец. В 1933 году переехал с матерью в Горький к брату, где учился в 1-й, а затем в 19-й школах Автозаводского района. После окончания десяти классов поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта. В июле 1941 года после трех курсов института был направлен в Ленинградское бронетанковое училище. В июле 1942 года командир танка Т-34 младший лейтенант Крайнов прибыл на фронт. В первом же бою экипаж подбил два самоходных орудия, но и танк Крайнева был подожжен, а сам командир тяжело ранен. После выздоровления участвовал в боевых действиях на Калининском фронте, на Украине, освобождал Львов, сражался на польской земле. Успешно командовал танковым взводом при форсировании Вислы и в боях на сандомирском плацдарме. Экипаж танка Крайнова, находясь в засаде, в упор расстрелял пять контратакующих танков типа «тигр». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года Степану Матвеевичу Крайнову было присвоено звание Героя Советского Союза. В феврале 1945 года он стал членом партии. Майор Крайнов штурмовал Берлин и закончил войну в Праге. Был дважды ранен. В 1946 году ушел в запас. После окончания Вологодского молочного института С. М. Крайнов работал инженером-технологом и главным инженером Дальнеконстантиновского молочного завода, инженером по оборудованию Горьковского областного управления Росглавмолпром. Умер в 2005 году, похоронен в городе Нижний Новгород. В начале нового десятилетия XXI в. село Базарные Матаки продолжает развиваться в социально-экономическом, политическом и духовном направлении и является административным центром Алькеевского района РТ. Список использованной литературы и источников: 1.Воспоминания жителей села Базарные Матаки: -Герасимова Степана Андреевича; -Скворцова Ивана Михайловича; -Скворцовой Марии Ивановны; 2. Насыров Р.Г. формирование поселенческой структуры на территории Западного Закамья в пределах Алькеевского района в XVI – XVIII вв. 3. Программа социально-экономического развития Алькеевского муниципального района на 2011-2015 годы |