№
| Название течения
| Временной период
| Ключевые понятия
(термин, если имеется, или слова, связанные с этим течением, часто используемые для объяснения работ представляющих его художников)
| Представители течения и ключевые работы
|
| Экспрессионизм
| 1905—1909 годах
| Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.
| Мунк Эдвард (1863-1944), норвежский живописец, театральный художник, график.
|
| Кубизм
| зародилось в начале XX века
| характеризуется использованием подчеркнутых геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
| Пабло Руис Пикассо (1881—1973), испанский художник и скульптор
|
| Футуризм
| 1910-х — начала 1920-х гг. XX в
| Футуризм символом нового искусства - искусства будущего, искусства скорости и постоянного движения, заявив о себе как о революционном явлении, в котором теория, манифест, жест были основными составляющими
| Джакомо Балла. Ловушки войны.
|
| Сюрреализм
| 20-х гг
| Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)
| Сальвадо́р Дали́ спанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
|
| фовизм
| 1905гг
| Представители фовизма смело экспериментировали с цветом, не боялись необычных и дерзких колористических решений, вливали в палитру фонтанирующую энергию, передавали красками личные эмоции
| Анри Матисс «Танец» 1910
|
| дадаизм
| 1915–1922 гг
| Дадаисты протестовали против бессмысленного насилия войны. Они считали, что первая мировая война обессмыслила всю привычную мораль и эстетические ценности
| Франсис Пикабиа
|
| Супрематизм
| 1913
| Это один из самых строгих видов геометрического абстрактного искусства начала ХХ столетия. Как объяснял Малевич, своими супрематистскими картинами он хотел избавить искусство от «балласта объективного мира»
| Казимир Северинович Малевич
|
| Абстрактное искусство
|
| В отличие от традиционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма
| Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год
|
| Конструктивизм
| 1922
| Основные черты конструктивизма — строгость, лаконизм и геометричные формы
| Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара
|
| Космизм
| 1870-е годы
| Философское понятие, обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство.
| Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год
|
| Кубофутуризм
| 1912
| К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофутуристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы
| Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год
|
| Линиизм
| 1919 г
| «Ввел и объявил линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.
| Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год
|
| Лучизм
| 1912
| Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный
| Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год
|
| Примитивизм
| конец 1900-х — начало 1910-х
| Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность.
| Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год
|