Главная страница
Навигация по странице:

  • «необычный герой в необычных обстоятельствах»

  • Романтическое двоемирие Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен: с одной стороны – реальность

  • Авторский идеал Романтиками обыденная реальность отвергается ради высокого, однако недостижимого идеала. Идеал в романтизме

  • Концепция человека Романтики утверждали: личность превыше всего. Романтический герой

  • Художественные особенности. Характерные жанры

  • Одной из главных особенностей

  • Главные герои

  • романтизм. Романтизм. необычный герой в необычных обстоятельствах


    Скачать 23.4 Kb.
    Названиенеобычный герой в необычных обстоятельствах
    Анкорромантизм
    Дата11.04.2022
    Размер23.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРомантизм.docx
    ТипДокументы
    #463917

    Романтизм

    Романтизм — художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

    Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов.

    Для романтизма характерна формула: «необычный герой в необычных обстоятельствах»

    Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

    Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789–1899 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии.

    Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая обстоятельная теория романтизма. Под романтизмом понимали только то, что встречается исключительно в романах, а не в жизни.

    Романтическое двоемирие

    Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен:

    с одной стороны – реальность, гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости,

    с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.

    Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием: реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами –непроходимая пропасть.

    Авторский идеал

    Романтиками обыденная реальность отвергается ради высокого, однако недостижимого идеала.

    Идеал в романтизме – над миром, за пределами этой жизни.

    Часто идеалом становится историческое прошлое, поэтому романтики часто обращались к истории, именно там находя ярких, исключительных, страстных людей.

    Концепция человека

    Романтики утверждали: личность превыше всего.

    Романтический герой личность исключительная, яркая, обуреваемая сильными страстями.

    Романтический герой может быть бунтарем, мятежной, страстной натурой, а может – мечтателем, но в любом случае его не удовлетворяет реальная действительность, он устремлен в мир, созданный его воображением, его мечтой, его идеалом зачастую становится свобода, ничем не скованная и не приемлющая ограничений.

    В характере героя, при всей противоречивости и сложности его личности, укрупняется одна ведущая черта – «одна, но пламенная страсть». Романтики не стремились объяснить свое своеобразие внутреннего мира героя временем, общественной средой.

    Романтические герои, как правило, -максималисты, поэтому их судьба чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.

    Природа в изображении романтиков столь же исключительна, мятежна, неукротима, в борении стихий и яркости красок, как и романтический герой.

    Излюбленный пейзаж романтиков – лунная ночь, гроза, бушующее или таинственное в своем спокойствии море, беспредельная степь, ветер, буря, Вселенная, Космос.

    Природа живет своей жизнью, она может быть дружественна или враждебна по отношению к человеку.

    Художественные особенности. Характерные жанры

    В ритме стиха, в его музыкальности романтики видели «пульсацию души», отсюда открытия в размерах: появление белого стиха, ритмических перебоев, перемены ритма.

    Романтики питали особую страсть к метафоре: именно она помогала им передать неповторимость видения мира и исключительность человеческой души.

    Сочетание комического и трагического, фактического и реального также обусловлено стремлением романтиков к исключительному, уникальному.

    Яркость эпитетов, необычность метафор и сравнений, усложненность синтаксиса, олицетворения, языковая экспрессия – все это служило для изображения сильных страстей, драматических событий, поражающих воображение картин.

    Любимые жанры романтиков – элегия, баллада, литературная сказка, фантастическая повесть.

    Основные черты романтизма

    • Стремление личности к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу;

    • Переживание разлада с действительностью;

    • Отказ от обыденного;

    • Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

    • Тяготение к фантастике, условности форм;

    • Выдвижение на первый план исключительного (в характере и обстоятельствах).


    Реализм

    Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. 

    Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. 

    Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

    Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

    Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

    Черты реализма

    Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, — основной критерий художественности.

    Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жиз­ни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе гово­ря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм — основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к позна­нию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В про­шлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

    Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отри­цательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы — патриотизм, сочувствие народным массам, поиски по­ложительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о свет­лом будущем России (например, «Мертвые души»). Вот почему в современном ли­тературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме».

    Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изобража­лись в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

    Взаимоотношения личности и обществаведущая проблема, которую ставит реа­листическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

    Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подроб­ностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

    Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

    Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лиро-эпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

    Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобы-лин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.


    написать администратору сайта