Главная страница
Навигация по странице:

  • Как с древ увядший лист падет!

  • Как ваш последний раб умрет

  • державин. Непокорным бюрократом, сановником с неуживчивым характером Державинпоэт оказывался непокорным гражданином


    Скачать 17.02 Kb.
    НазваниеНепокорным бюрократом, сановником с неуживчивым характером Державинпоэт оказывался непокорным гражданином
    Дата24.05.2023
    Размер17.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладержавин.docx
    ТипДокументы
    #1157574

    Державин-человек был непокорным бюрократом, сановником с неуживчивым характером; Державин-поэт оказывался непокорным гражданином, «вольно» беседующим с царями. Неизбежно Державин-поэт становился силой, опасной для феодального самодержца. Голос человека, не желающего повиноваться ничему, кроме своих мнений и вдохновений, был неприятен для царя. Этот свободный голос мог дойти до читателей, искавших только поводов для выражения своего недовольства и иногда вовсе не верноподданных. Уровень социальной жизни личности в лирике Державина предстает наиболее конфликтным. С социальным аспектом личности связаны стихотворения, в которых четче проступает сатира как смысловая тенденция и авторская позиция.

    Одно из подобных стихотворений, стоившее Державину многих неприятностей при дворе, ода «Властителям и судиям», генетически является духовной одой, то есть переложением библейского псалма 81-го. Смягченную редакцию оды ему удалось опубликовать в 1787 г., но в 1795 г., после событий Великой французской революции, поднеся рукописный том своих стихотворений, Екатерине II, Державин чуть не попал в руки секретаря тайной полиции по обвинению в якобинстве. Действительно, в контексте европейской истории конца XVIII в. псалом царя Давида приобрел острый политический смысл. Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.

    Ваш долг есть: сохранять законы,

    На лица сильных не взирать,

    Без помощи, без обороны

    Сирот и вдов не оставлять <...>

    Не внемлют! — видят и не знают!

    Покрыты мздою очеса:

    Злодействы землю потрясают,

    Неправда зыблет небеса (61).

    Сатира Державина, как и сумароковская, является лирической в своей основе. Поэтому в ней преобладают поэтические средства риторического, ораторского стиля. Так, сатира-ода «Властителям и судиям» построена как страстный монолог-обращение к «неправедным», «недостойным». Интонация, оставаясь сравнительно однообразной, выдержана в высоком патетическом стиле, передает чувства возмущения, гнева, горечи, владеющие сердцем поэта.

    Обличительный пафос духовной оды оказался усилен еще и характерным для Державина двоением его лирического субъекта: в обвинительную речь Бога в адрес неправедных владык неожиданно вклинивается человеческий голос, возвещающий уже открытую русской литературой и Державиным в сатирическом и одическом планах истину о том, что царь — тоже человек. Но в духовной оде «Властителям и судиям» из нее делается вывод, который в сложившихся исторических условиях конца XVIII в. приобрел характер конкретной угрозы и намека на казнь Людовика XVI:

    Цари! — Я мнил, вы боги властны,

    Никто над вами не судья, —

    Но вы, как я, подобно страстны

    И так же смертны, как и я.

    И вы подобно так падете,

    Как с древ увядший лист падет!

    И вы подобно так умрете,

    Как ваш последний раб умрет (61-62).

    В основе художественной композиции стихотворения— «Властителям и судиям» лежит антитеза. Поэт использует религиозный сюжет псалма. «Всевышний» как воплощение справедливости противопоставлен недостойным земным «богам». Однако за этими аллегорически отвлечёнными образами проступают вполне реальные, земные силы: поэт-гражданин, выступающий в защиту невинных и обездоленных, и «сильные мира сего», предающиеся пагубным страстям. Повествование идет от «я» поэта, но в его речь включается гневная речь «всевышнего», обращенная к земным «властителям и судиям». Отношение к ним поэта и бога как носителя высшей справедливости совпадает. В стихотворении это выражается введением речи-обращения лирического героя к владыкам мира. В ней слышится и суровая оценка их поведения, и разочарование.

    Лирический герой в поэзии Державина явился настоящим открытием русской литературы XVIII века, ибо взамен условного «я» в его стихах появляется личность живого человека, с его чувствами и переживаниями, с его разным восприятием действительности.

    Сатира Державина более разнообразна по своей интонации, чем сатира его предшественников. У Державина в сравнении с Кантемиром художественное начало в языке выражено более сильно. И хотя для него остается характерной ораторская интонация, насыщенная риторическими приемами (обращениями, восклицаниями, повторами), его поэтическое видение более образно. «Облагорожен» язык сатиры в целом. В своем отношении к отрицательным явлениям Державин исходит из нравственных представлений и оценок народа. В его сатирах, писал Белинский, «видна практическая философия ума русского; главное отличительное их свойство есть народность, народность, состоящая в русском образе взгляда на вещи.


    написать администратору сайта