Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • Неявные знания. Неявное знание


    Скачать 25.09 Kb.
    НазваниеНеявное знание
    Дата23.03.2023
    Размер25.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНеявные знания.docx
    ТипДокументы
    #1011303


    Неявное знание
    Изучение неявных форм знания и познания обусловлено информационной потребностью человека в максимальной степени использовать имеющиеся у него ресурсы, включая информационные, интеллектуальные и ресурсы познания. Целью познавательной деятельности является приобретение явного знания, а неявное служит основой его получения.

    «Неявное знание представляет собой разновидность знаний и в этом качестве содержит в себе характеристики, которые присущи всякому знанию. Оно сопряжено с деятельностью сознания и служит одним из результатов его активности, выступает как определенный компонент сознания, как показатель его способности взаимодействовать с окружающим миром».

    Знание разделяют, например, на фундаментальное, прикладное, вероятное, правдоподобное, достоверное, аналитическое, синтетическое, априорное, апостериорное и т. д.

    В частности, «априорное» знание трактуется некоторыми исследователями как «предпосылочное» знание, которое обеспечивает развитие когнитивных процессов по получению производного, «апостериорного» (явного) знания. Таким образом, сущность предпосылочного знания определяется тем, что оно способствует развитию познания на основе накопления и использования опыта. Напомним, что в сфере информационных технологий такое свойство информационных моделей называют ресурсностью. Отсюда вытекает целесообразность использования ресурсных информационных моделей для описания предпосылочного знания, которое реализуется в явной и неявной форме, что не позволяет отождествлять его только с неявным знанием.

    Следует остановиться на явном знании для сопоставления его с неявным и, следовательно, лучшего определения последнего.

    Явное знание структурировано и формализовано. Оно может быть выражено естественными языковыми средствами, может существовать в виде текстов, описываться аналитическими выражениями, передаваться средствами специального информационного языка. Оно характеризуется как эксплицитное, выраженное в понятиях и суждениях, обладающее объективным характером, и должно быть представлено в результатах научных исследований. Из этого вытекает критерий оценки этих результатов: работу следует считать выполненной только в том случае, если результаты НИР представлены в виде явного знания.

    Явное знание логически организовано, формализовано естественным языком и может передаваться от одного субъекта к другому. Кроме этого, оно объективизировано, что упрощает его использование. Подчеркнем различие между явными и неявными знаниями. Первые не связаны с субъектом, поэтому легко опознаются, передаются и усваиваются; вторые субъективизированы. Они либо не формализованы естественным языком, либо формализованы недостаточно. Неявные знания проявляются по-разному, в зависимости от формы представления и способностей воспринимающего и передающего субъектов.

    В связи с активизацией проблем искусственного интеллекта, в частности, экспертных систем, приведенные вариации знания были названы артикулируемыми и неартикулируемыми.

    Артикулируемая часть знания видима и относительно легко поддается превращению в информацию, которая является удобным средством передачи знаний. Например, от преподавателя к ученику с помощью учебных текстов и графических изображений, заранее подготовленных и хранящихся на каком-либо носителе.

    Неартикулируемая часть знания представляет собой тот неосязаемый личностный компонент знания, который принято называть опытом, интуицией и т. д. Эта часть знания включает в себя умения, навыки, интуитивные образы и другие формы личностного опыта, которые не могут быть переданы непосредственно от учителя к ученику. Они могут быть «добыты» только в ходе самостоятельной деятельности по решению практических задач. Эта часть знаний включает паралингвистические единицы.

    Наряду с формализованным выделяются противоположные ему виды знания (периферийное, фоновое, глубинное, неартикулированное), которые существуют на уровне имплицитных состояний индивидуального сознания. Они могут трактоваться как неявное знание, однако при этом требуется дополнительное объяснение, связывающее его с каждым из перечисленных понятий.

    Существуют термины, близкие термину неявное знание: скрытое знание (широко применяется в криптографии и стеганографии), имплицитное знание (введен для того, чтобы отличать от терминов подсознательное или бессознательное). Предпосылочное знание близко, но не эквивалентно неявному поскольку может включать и эксплицитную составляющую. Например, в математике часто применяется неявная форма в виде условий и постановки задачи, на основе которой получается эксплицитная форма – представление знания при корректном решении задачи.

    Термин неявное знание впервые был сформулирован британским философом Майклом Полани в конце 50-х гг. XX в. Он предложил свою концепцию неявного знания и осуществил исследование некоторых его специфических характеристик. Ему удалось раскрыть и аргументировать не все факты, но в целом работа М. Полани, как правило, рассматривается в качестве исходного пункта для изучения этого феномена.

    Концепции и понятия неявного знания популяризировал Nonaka. Дальнейший шаг с рассмотрением вопроса о кодификации сделал и Коуэн и соавторы. Концепция последних строится на различии между неартикулярным (неявным) знанием и полностью кодифицированным (формализованным) явным.

    Обобщением этих исследований можно считать работу Кимбла, однако с определенными оговорками. Как и Коуэн, в качестве основы явного и эксплицитного знания он выбрал кодификацию знания, согласную подходу К. Э. Шеннона. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку упомянутый ученый не занимался знанием и не описывал его. Кодификация по К. Э. Шеннону – это формализация передаваемого сообщения в технических системах безотносительно к его смысловому содержанию. Таким образом, его теория изначально не предполагает рассмотрение знания и смысла. Кроме того, кодификация – частный случай формализации и не всегда описывает явное знание. Например, зашифрованное информационное сообщение или программа для компьютера в машинных кодах являются кодифицированными информационными объектами, однако для большинства людей представляют неявное знание. Будем считать явным знанием то, что может быть передано от одного человека к другому без дополнительной обработки для понимания.

    Тем не менее в подходе, основанном на понятии кодификации, интерес представляют некоторые методические приемы формального анализа различных видов знания. Кимбл и Коуэн применяют понятие топографии знания, понимая под этим иерархическую структуру, связывающую явное и неявное знание в единую модель.

    Отметим, что неявное знание имеет множество форм представления и причин образования, что дает основание рассматривать их как независимую совокупность его характеристик. Формирование неявного знания обусловлено различными факторами среды и субъекта.

    М. Полани показал, что имеющиеся у специалистов знания не всегда формализуются или формализуются частично, вследствие чего существуют как неявные компоненты сознания специалиста. Такое знание можно охарактеризовать, как не оформленное логически или посредством естественного языка явление сознания (личностное, или внутреннее – по отношению к субъекту – неявное знание). Оно проявляется на уровне сознания отдельного индивида, но является невидимым для других и поэтому непередаваемым. Приведем пример паралингвистических методов и единиц.

    Такое личностное знание воплощается в экспериментальных, диагностических способностях человека, мастерстве владения теоретическими методами и т. д. Оно сопутствует различной деятельности и часто определяет так называемый интеллектуальный капитал отдельной личности или квалифицированного персонала.

    Кроме личностного неявного существует внешнее неявное знание, связанное с фиксацией новых фактов и отсутствием теории (знания) для их объяснения. Неявное знание связано, прежде всего, с познавательной деятельностью человека. Для «неявности» характерна неопределенность, которая, в свою очередь, оценивается через энтропию. Развитие этого подхода привело к понятию когнитив-энтропии как неопределенности познания. Автор работы обозначает этим термином количественную оценку энтропии когнитивного информационного поля. Когнитив-энтропия может характеризовать тип неявного знания, обусловленного несовершенством механизма познания (энтропийное неявное знание). Оно обусловлено множественностью вероятностных состояний результатов познания. При этом можно говорить об антропоэнтропии как факторе неопределенности, обусловленном и вносимым человеческой деятельностью.

    Существуют социологические и психологические представления о неявном знании. Т. Кун стал основоположником первого подхода. По мнению исследователя, неявное знание может изменяться в процессе изучения объекта благодаря обнаружению несоответствия личностного знания факторам внешней среды. В результате этого явное знание прирастает за счет объективизации части неявного знания. Этот процесс может коренным образом повлиять на мировоззренческую позицию личности, привести к изменению поведенческих установок, иерархии ценностей и т. д. Личностное явное и неявное знание может быть объективировано, воплощено в результатах познания культуры, языка, предметов труда.

    Подобную точку зрения развивает американский социолог М. Малкей. В частности, он указывает на то, что научное явное знание должно удовлетворять определенным внеличностным критериям адекватности, быть независимым от субъективных факторов: предубежденности, эмоциональной включенности и узколичной заинтересованности. Однако эти критерии, по его мнению, не являются стабильными: они сродни скрытому личностному знанию, которое специалисты передают друг другу при непосредственном общении. Именно поэтому неявные знания могут выступать как неявные критерии адекватности нового знания, формирующие определенный контекст для его интерпретации. Такие знания можно рассматривать как следствие невозможности их точной формализации (осознаваемые малоформализуемые неявные знания).

    Кроме этого, неявное знание рассматривалось с точки зрения аксиологии, которая установила его зависимость от мировоззренческих позиций индивида. Следовательно, классифицируем эти знания как мировоззренческие неявные.

    Г.Г. Старикова предлагает классификацию неявных знаний по функциональному признаку:

    1. Неявные знания общего порядка. Они относятся ко всей жизни человека: практической деятельности, общению, познанию, физическим действиям. Это знания мировоззренческого характера, представления о мире и человеке, которые личность получает из окружающей культурной среды. Они попадают под данное выше определение мировоззренческих неявных знаний.

    2. Неявные знания, функционирующие в сфере познания. К ним относятся знания, которые обеспечивают базу для познавательной деятельности, а также «специализированные», связанные с отдельными отраслями науки. Это знания о приемах, методах научно-исследовательской деятельности, которые включают в себя как общепринятые и общеизвестные знания, так и полученные личностью в результате собственного познавательного опыта. Кроме этого, в их число входят «инструментальные» знания о средствах, используемых в познавательном процессе (умственные навыки и умения). Эти знания называются личностными неявными.

    Одним из методов выявления неявного знания считается коррелятивный анализ. Он изначально предполагает наличие неявных связей или отношений и оценивает их качественно и количественно. При таком анализе модель исследуется на предмет нахождения новых параметров. Этот вид неявного знания можно назвать коррелятивным.

    Еще одним фактором неявного знания в последнее время становится сложность информационных массивов. Человеческое восприятие характеризуется обозримостью, воспринимаемостью, в то время как сложные модели (по объему, структуре, связям и т. д.) не являются воспринимаемыми или обозримыми, хотя и содержат знание – неявное. Оно объективизируется после применения различных методов анализа и обработки (как правило редукции). Такой вид неявного знания является сложностным.

    Таким образом, еявное знание, как и «бессознательное», имеет немалое значение для формирования личности человека. Неявные знания проявляются во всей жизнедеятельности человека, практической деятельности, общении, познании, физических действиях. Неявные знания могут носить мировоззренческий характер, заключая в себе представления о мире и человеке. Это такие знания, которые обеспечивают фундамент для последующей познавательной деятельности. Это знания о приемах, методах научно-исследовательской деятельности. Это как общепринятые и общеизвестные знания, так и знания, разработанные самой личностью в результате собственного познавательного опыта. Это «инструментальные» знания о средствах, используемых в познавательном процессе, «умственные» навыки, умения. Это «специализированные» знания, связанные с отдельными отраслями. Например, в подсознании человека происходит формирование динамического стереотипа, который позволяет разгрузить внимание, память, существенно повысить скорость выполнения действий, при этом сознание может быть сконцентрировано на решении параллельных или посторонних задач. Примечательно, что рутинные, устойчивые процедуры выполнения работы имплицируются быстрее всего. Таким образом, неявное знание имеет ряд проявлений и определенное значение для формирования сознания и личности человека, вследствие чего заключает в себе исследовательский интерес.

    Список использованных источников
    1. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488617 (дата обращения: 29.09.2022).


    написать администратору сайта