Главная страница
Навигация по странице:

  • Положительные герои 1. Ермила Гирин

  • 2. Матрена Тимофеевна Корчагина

  • 4. Савелий Корчагин

  • 5. Гриша Добросклонов

  • 7. Оболт-Оболдуев

  • И. Тургенева

  • Николай Некрасов. Николай Некрасов биография


    Скачать 30.56 Kb.
    НазваниеНиколай Некрасов биография
    Дата05.11.2022
    Размер30.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНиколай Некрасов.docx
    ТипБиография
    #771264

    Николай Некрасов — биография

    Николай Некрасов – известный поэт, прозаик, публицист, признанный классиком русской литературы. Наибольшую популярность получил после публикаций своих произведений «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Дедушка Мазай и зайцы», «Поэт и гражданин».

    Николая Некрасова называют «самым крестьянским» поэтом матушки-России, ведь именно он первым подметил весь трагизм крепостного строя, стал исследователем духовного мира русского крестьянина. Он использовал поэзию как средство борьбы за свободу угнетенного народа, строки его произведений пронизаны болью и безысходностью простого человека. А еще он остался в истории, как поэт-новатор, наполнивший отечественную поэзию народными прозаизмами и речевыми оборотами.

    Детство

    Родился Николай Некрасов 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Отец Алексей Некрасов служил в чине капитана 36-го егерского пехотного полка, квартировавшего в этом же городе. Он был выходцем из некогда богатого дворянского рода, но его ничего не интересовало, кроме охоты и игры в карты. Кроме этого, он отличался деспотизмом и суровостью. Мама — Елена Закревская, красивая и образованная, дочь богатых родителей. Алексей всегда умел нравиться женщинам, и с легкостью вскружил голову юной девушке. Родители Елены были категорически против их брака, они понимали, что таким образом жених хочет поправить свое материальное положение, пошатнувшееся из-за карточных долгов. Елена и Алексей поженились без благословения родителей, и этот брак не сделал женщину счастливой. Деспотичный муж сделал из нее вечную затворницу. Чтобы отвлечься от суровых реалий своей жизни, Елена много читала и музицировала. Именно ей Некрасов посвятил свои произведения «Рыцарь на час» и «Мать».

    Буквально сразу после рождения Николая отец бросает военную службу и перевозит семью в родовое имение Грешнев под Ярославлем. Кроме него в семье родилось еще двенадцать детей, десять из которых умерли в младенчестве. Большая семья нуждалась в постоянных средствах, а поместный доход отца не покрывал всех расходов. Поэтому он был вынужден устроиться на работу в полицию. Его приняли на должность исправника, в обязанности которого входило собирать долги с крестьян. Он часто брал маленького сына с собой, поэтому Коленька с детства видел страдание, мольбы, унижения и даже смерть. Отец мог устроить оргию с крепостными девушками, свидетелем которой был сын. Все это не могло не отразиться на биографии будущего поэта и оказало большое влияние на становление его, как личности.

    В 1832-м мальчика отдали на обучение в Ярославскую гимназию, где он учился всего пять лет. Отец принял решение сделать из сына военного, поэтому в 1838-м отправил 17-летнего Николая в Санкт-Петербург, где он должен был проходить службу в дворянском полку.

    По приезде в культурную столицу России Некрасов познакомился с Андреем Глушицким, своим земляком. Именно он предложил юноше поступать в Петербургский университет, описав в ярких тонах все прелести обучения на филологическом факультете. Некрасов решил ослушаться отца и попробовать свои силы в любимом деле. Однако вступительные испытания он завалил, и смог посещать занятия только в качестве вольного слушателя.

    В студенческие годы Некрасов жил в страшной нищете. Отец лишил его материальной поддержки, по этой причине Николаю приходилось выкручиваться самостоятельно. Жилье он снять не мог, поэтому довольствовался подвалами и подворотнями. Он забыл, что такое полноценное питание, перебивался, чем мог. Однако не сломался, наоборот, будущий поэт приобрел стойкость и выносливость, умение находить выход из самых сложных ситуаций.

    Литература

    Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский.

    Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

    В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

    На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

    В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

    Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

    Личная жизнь

    В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой

    Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

    У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

    Последние годы жизни

    В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище

    Положительные герои

    1. Ермила Гирин прославился необычайной справедливостью, лишь однажды за семь лет своей работы бурмистром он воспользовался положением: избавил брата от рекрутчины, отдав в солдаты, другого крестьянина. Гирин, конечно, был осужден !миром!, но покаялся и исправил свой проступок. Огромный авторитет Ермилы основан на народном доверии. Ему, отдавая последнее, могут собрать на ярмарке за полчаса тысячу рублей, чтобы Гирин, а не купец Алтынников, купил мельницу. Даже власти признают авторитет Ермилы, обращаясь к нему за помощью в усмирении взбунтовавшихся крестьян. Но Гирин, будучи истинным народным заступником, вместо этого произносит !крамольную! речь в поддержку мужиков. Ермила отказался от спокойной жизни в достатке и оказался в остроге. Его история поколебала представления странников о личном счастье.
    2. Матрена Тимофеевна Корчагина также прославлена народной молвой. Героиня, в отличие от Ермилы Гирина, сама рассказывает о себе и делает вывод: !Не дело - искать между бабами счастливую". Внешняя красота, сердечность, доброта, сообразительность, слава счастливицы характеризуют Матрену как личность исключительную, "тип величавой славянки". Жизнь Матрены, типичная для большинства крестьянок, отразилась в большом количестве фольклорных жанров, использованных ею в рассказе о своей нелегкой жизни: в плачах, легендах, сказках, пословицах, песнях. Жизнь в родительской семье была благополучной, но, выйдя замуж за печника, Матрена словно попала в ад, где суеверная свекровь и пьяница свекор беспрестанно бранят и унижают Матрену. За нее некому заступиться, кроме деда Савелия, но по его недосмотру погибает первенец Демушка. В неурожайный год она бросается в ноги губернаторше с просьбой о возвращении мужа из солдат, и эта просьба выполняется, за что Матрену называют счастливицей. Итог ее жизни становится обобщением.
    3. Яким Нагой. В роли выразителя народного самосознания в поэме выступает также Яким Нагой, обладающий мудростью и опытом земледельца и питерского рабочего. Он показан через восприятие собирателя фольклора Павлуши Веретенникова: впалая грудь, сам похож на землю-матушку, шея бура, лицо кирпичом, волосы песок, а рука как кора дерева. Описание портрета крестьянина выполнено палитрой, заимствованной у земли-матушки, от которой идет сила невзрачного на вид героя, живущего в деревне Босово. Яким - грамотный, любознательный человек, он искал справедливость в городе, но от неправедных судей пострадал. Яким имеет свое мнение о народе. Яким переживает личную трагедию, когда при пожаре спасает не тяжелым трудом накопленные деньги, а срывает со стен лубочные картинки, за что его считают чудаковатым. Он защитник народных интересов, который считает, что в бедности крестьян виноваты угнетающие мужиков "три дольщика: Бог, господин, царь".
    4. Савелий Корчагин. Сходные мысли высказывает Савелий Корчагин, похожий во взглядах на Якима Нагого, но противоположный ему во внешности и в характере. Тот неказист, тщедушен, а Савелий и в сто лет - Богатырь, смахивающий на медведя. За убийство управляющего Фогеля дед провел 20 лет на каторге, после чего еще 20 на поселении, но не смог он смириться с положением угнетенного человека. Для него свобода это не просто слово, а значение, которое превыше всего. Савелий утратил веру доброго царя и в божью помощь и живет по принципу "бог высоко, царь далеко".
    5. Гриша Добросклонов. Крестьяне так и не нашли счастливого человека, но в последней части поэмы "Пир - на весь мир" мы встречаем облик народного благодетеля Гриши Добросклонова, который "пел воплощение счастья народного". Гриша - семинарист, сын дьячка из деревни Большие Вахлаки. Его мать рано умерла, оставив о себе "Соленую" песню, в сознании героя ее образ соединен с образом родины. Гриша собирается в Москву учиться, это пропагандист-революционер, возможным прототипом которого был Н. Добролюбов. Среди литературоведов нет единого мнения об этом герое. Часть критиков считает образ Гриши Добросклонова недостаточно убедительным, не дающим ответа о счастливом человеке, ведь, несмотря на все помыслы некрасовского героя, связанные с Русью и народом, Грише понадобилось уединение, чтобы почувствовать свое предназначение.
    Некрасовские народные образы сложны и противоречивы: это и крестьяне, которые задумываются над своей жизнью и холопы вроде Ипата, которого помещик запрягал в тележку, но он остался верен хозяину и после отмены права о крепостных отношениях. Большую роль в раскрытие народного мышления и образа жизни играют массовые сцены, разыгрывающиеся на сельских ярмарках.

    Отрицательные герои

    Угнетатели народа. В поэме крестьяне и помещики представлены как две враждебные силы. Но ненависть к угнетателям перерастает в расправу над ними лишь тогда, когда народ истязают иноземцы, как например, Фогель.
    6. Фогель, которого крестьяне закапали в землю живьем, не простой эксплуататор, а иностранец, чуждый по духу. Управляющему Шалашникова, как и пану Глуховскому, убитому Кудеяром, свойственны чуждые привычки, "чужбинные" пороки. Если бы на месте Фогеля оказался Шалашников, свой, понятный, то убийства бы не произошло. Крестьяне и на этот раз выдержали бы недовольство русского барина, как им не раз приходилось это делать. Но терпеть издевательства иноземца не стали.
    7. Оболт-Оболдуев - разорившийся помещик средней руки, он горд своим происхождением. Он возомнил себя крестьянским спасителем и благодетелем, но над ним все смеются. Идеалом этого помещика является крепостничество, покорность власти. Оболт-Оболдуеву ненавистны и проповедники просвещения, и непослушные ему крестьяне, которые "шалят" в принадлежащем ему лесу, уклоняются от работ в полях. В монологе-исповеди этого помещика присутствует не только сатира, но и поэтизация дворянской усадебной жизни, присущая произведениям И. Тургенева, И. Бунина.
    8. Последыш. Главный прием в создании образа Последыша, князя Утятина, - гротеск. Это последний из светских помещиков, не сумевший пережить отмены крепостного права. Он деспотичен и жесток. Освобожденные крестьяне за хорошую плату (им обещаны заливные луга после смерти князя) прикидываются крепостными. Перед барином разыгрывается импровизация, комедия с пением, плясками, декорациями и обычаями имитирующими идиллию крепостной жизни. Одни свою роль выполняют лучше, другие хуже, поэтому роль бурмистра исполняет не серьезный и угрюмый Влас (чистокровный Бурмистр), а находчивый и бойкий Клим (при жизни - никчемный человек и беспутный пьяница). Действительно в унылом положении оказывается мужик Агап Петров, не стерпевший придирок Утятина. Крестьяне опять придумывают "театральную" расправу, опоив на конюшне водкой Агапа, кричавшего, как под розгами. Но почти в этот же день мучительной смертью умирает Агап, смысл которой в том, что имитация наказания может травмировать человека не меньше, чем сами побои. В целом же, разыгрывая комедию, мужики смеются не только над Последышем, но и над своим прошлым.
    Некрасовский крестьянин может точно объяснить, за что не любит барина. Но другие социальные антипатии и симпатии крестьянина в меньшей степени определенны. Например, почему в народе попов зовут "породой жеребячьею", братья Губины ответить не могут. Подчинение традиции - одна из черт национального русского характера, которую нельзя объяснить опытом какого-то там Митродора Губина

    Образ женщины


    Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

    Тяжелую участь девушек и их нравственный подвиг писатель ярко описывает в поэме «Русские женщины». Княгини Трубецкая и Волконская, представительницы высшего общества, до некоторых пор не знавшие трудностей, остаются благородными, верными женами арестантов. Несмотря на осуждения родственников, чиновников, царя, героини отправляются за своими мужьями, заранее зная, какие муки их ожидают в холодной Сибири. Некрасов в этом произведении показывает подвиг женщин во имя любви. Они готовы отстаивать свободу, не только своих близких, но и всего народа, давая понять, как великодушна и глубока натура русской красавицы.

    В произведении «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов знакомит читателей с простой крестьянкой. Жизнь главной героини Матрены Тимофеевны – марафон с препятствиями за куском хлеба. Сразу же рисуется образ сильной женщины на тернистом пути, но стойкость и желание жить помогают ей пережить травлю в доме мужа, потерю ребенка, тяжелейший труд и нужду. Выдержав все испытания, она сумела освободить супруга от рекрутства, защитив свою семью ценой невероятных усилий. Несмотря на все мытарства, она была отличной хозяйкой и надежной работницей.

    Стихотворение «Тройка» Некрасова тоже затрагивает тему крестьянства. Молодая девушка, мечтающая о свободе, погружается в мир грез, но реальность не оставляет ее в покое. Писатель заранее говорит о ее судьбе, что не быть ей свободной и счастливой: «За неряху пойдешь мужика», — в этом и горьком сетовании содержится вся суть действительности простого народа. Стихотворение полно драматизма и сочувствия к героине, которая достойна лучшего, но получит лишь надругательство над ее красотой и молодостью.

    Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.


    написать администратору сайта