Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком

  • Контрольная работа по духовно нравственному воспитанию личности.. "Нравственная проблематика в творчестве Н. А. Некрасова"


    Скачать 32.68 Kb.
    Название"Нравственная проблематика в творчестве Н. А. Некрасова"
    Дата20.01.2019
    Размер32.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по духовно нравственному воспитанию личности..docx
    ТипКонтрольная работа
    #64442

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

    Филологический факультет

    кафедра литературы

    Контрольная работа

    по дисциплине

    "Духовно-нравственное воспитание личности: версия русской классики"

    на тему: "Нравственная проблематика в творчестве Н.А. Некрасова"

    Выполнил студент

    Бз-ПДО-11

    Бренер Д.С.

    Проверил преподаватель:

    к.п.н., доцент кафедры литературы

    Заборина М.А.

    Калуга,2019
    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЭМЕ НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» …...………………………………….…5

    ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ В СТИХОТВОРЕНИИ «НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» ……………………………………………….9

    Заключение………………………………………………………………………13

    Список литературы

    Введение

    Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.

    Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь [4]. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.

    Актуальность темы заключается в том, что нравственная проблематика в творчестве Некрасова является основой для написания произведений. Великий литературный творец пытался донести до сознания читателя, что всякое явление теряет свою силу, если человек морально не устойчив и не может адаптироваться в обществе, навязывая свои принципы (Стихотворение «Нравственный человек» и поэма «Горе от ума», «Кому на Руси жить хорошо).

    Цель работы: доказать, что тема нравственности в произведениях Н.А. Некрасова является значимой.

    Предмет исследования: творчество Н.А. Некрасова, научные исследования известных авторов: Белинского, Достоевского.

    Цель работы: доказать, что тема нашего анализа является актуальной. Для достижения цели были поставлены такие задачи:

    - проанализировать высказывания других авторов относительно творчества Н. Некрасова,

    - провести самостоятельный анализ стихотворений и произведений Николая Некрасова.

    Объект исследования: нравственная проблематика.

    ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЭМЕ НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

    Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

    Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.


    Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

    Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка» [2].

    Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

    Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья [2].

    В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения, поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

    Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

    Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

    Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни [3].

    Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

    Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

    Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

    У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

    Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

    Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

    ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ В СТИХОТВОРЕНИИ «НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

    Н.А. Некрасов – это именно тот творец, которого можно назвать воистину ценителем нравственности, который строго придерживается своих моральных принципов и отхождение от них практически невозможно.

    Н.А. Некрасов в ХІХ веке был одним из самых популярных поэтов, творчество которого – то идеальное сочетание души и правил, которых требует стихосложение. В его творчестве нередко можно увидеть сочувствие народу, при этом поэт себя отождествлял с крестьянской Россией, создавая одновременно образ нищеты и рабства, что являлось идеальным сочетанием в поэтической картине современника того времени. Если же говорить о социальной проблематике в творчестве Некрасова, то это не только наше личное наблюдение, данный концепт заметил и подчеркнул выдающийся литератор Ф.М. Достоевский, называя такое явление «всемирной отзывчивостью». Даже читатель нашего времени не может не заметить нотки боли или радости в авторских строках [1].

    Если говорить о творчестве Некрасова в обобщенных чертах, то тут восхищает особое разнообразие, которое не имеет границ, как относительно создания образов, так и тематического состава. Только одна ест общая черта – это рассмотрение социальной проблематики и явно выраженный нравственный взгляд поэта. Некрасовский герой должен стоять перед выбором, и как любой человек имеет право на ошибку и ее искупление. Это говорит о том, что автор не имеет страха перед народным судом, самый главный судья – это совесть, и только перед ней каждый в ответе. Автор пытается донести до сознания читателя, что проблема состоит не только в социальном порабощении, но и в нас самих, то есть мы сами создаем для себя рабские условия. Но тем не менее, Некрасов не перестает уделять внимание несправедливости в социальном обществе.

    Подтверждением высоких моральных принципов автора нельзя не заметить в стихотворении «Нравственный человек»:

    Живя согласно со строгою моралью,

    Я никому не делал в жизни зла. [4]

    Понятное дело, что у каждого своя мораль и понятие «зло» - тоже у каждого свое. Если рассмотреть данное стихотворение более тщательно, то можно заметить, что Николай Некрасов высмеивает в этой ситуации высокую мораль, тому подтверждение такие строки этого же стихотворения:

    Жена моя, закрыв лицо вуалью,

    Под вечерок к любовнику пошла;

    Я в дом к нему с полицией прокрался

    И уличил... Он вызвал: я не дрался!

    Она слегла в постель и умерла,

    Истерзана позором и печалью...

    Живя согласно с строгою моралью,

    Я никому не сделал в жизни зла. [4]

    Тут же:

    Имел я дочь; в учителя влюбилась

    И с ним бежать хотела сгоряча.

    Я погрозил проклятьем ей: смирилась

    И вышла за седого богача.

    Их дом блестящ и полон был, как чаша;

    Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша

    И через год в чахотке умерла,

    Сразив весь дом глубокою печалью...

    Живя согласно с строгою моралью,

    Я никому не сделал в жизни зла... [4]

    Исходя из вышесказанного, мы видим, что строгие моральные принципы не всегда наши взгляды и жизненное кредо приемлемо для близких нам людей. Да, без сомнений, жена из стихотворения «Нравственный человек» не права в том, что имела близкие отношения с другим мужчиной. Но тут стоит задать вопрос: а не являлся этому виной сам герой. Может жена изменила «нравственному человеку» потому, что он слишком нравственный? Такая строгая нравственность принесла боль не только жене и дочери героя, но и другим людям - другу:

    Приятель в срок мне долга не представил.

    Я, намекнув по-дружески ему,

    Закону рассудить нас предоставил:

    Закон приговорил его в тюрьму.

    В ней умер он, не заплатив алтына,

    Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!

    Я долг ему простил того ж числа,

    Почтив его слезами и печалью...

    Живя согласно с строгою моралью,

    Я никому не сделал в жизни зла. [4]

    Здесь мы видим, как согласно установленным социальным порядкам приятель героя был осужден по закону за неуплату долга, но ведь есть и другие правила: «Прощай и ты нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим!», то есть можно было решить данную проблему по-другому – без суда. Жить согласно морали можно по-разному, и не всегда человеческая мораль является правильной и не несет в себе зло – именно это Некрасов и хотел сказать в данном стихотворении.

    Заключение

    Актуальность темы доказана, а именно: мы показали, что нравственная проблематика в творчестве Некрасова является основой для написания произведений. А значит цель и выдвинутые задачи достигнуты:

    - проанализировали высказывания других авторов относительно творчества Н. Некрасова,

    - провели самостоятельный анализ стихотворений и произведений Николая Некрасова.

    Предмет исследования: творчество Н.А. Некрасова, научные исследования известных авторов: Белинского, Достоевского.

    Объект исследования: нравственная проблематика.

    Проблема морали, какой ее показывал Некрасов, формировала человека как личность и народ как общество, то есть автор внедрял и философский и психологический подход к той или иной ситуации.

    В качестве заключения можно сказать, что именно Н.А. Некрасов, не боясь суждений со стороны, мог говорить о совести, о совершенных ошибках. Автор считает, что ошибка в жизни человека – это жизненный урок, главное, что бы до сознания человека дошло в чем причина его неправоты, иначе ошибка – это уже не урок, а ограниченность и зацикленность человека, пример которой можно увидеть в стихотворении «Нравственный человек».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Кожинов В.В. О поэтической эпохе 1850-х годов. — Рус. лит., 2015, № 3, с. 24–36.

    2. Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж,1964, c. 14-28.

    3. Некрасов Н.А. в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. – Москва, Худ.лит. 1991г., с.598.

    4. Некрасов Н.А. Стихотворения, поэмы. —АСТ, 2014, с.288.

    5. http://www.litra.ru/fullwork/work/wrid/00049101184773068115/

    6. http://www.literaturus.ru/2018/01/kritika-nekrasov-otzyvy-sovremennikov.html

    7. https://peoplelife.ru/204917_11


    написать администратору сайта