Главная страница
Навигация по странице:

  • Обычно выделяются следующие этапы его развития: 1) раннее средневековье - 5 - 9 вв.; 2) высокое средневековье 10 -13 вв.; 3) позднее средневековье 14 - 15 вв.

  • 16 - последняя треть 17 века

  • Какие последствия монголо-татарского нашествия, ига

  • Предпосылки, основные этапы собирания Русских земель вокруг. Слово. Обычно выделяются следующие этапы его развития 1 раннее средневековье 5 9 вв. 2 высокое средневековье 10 13 вв. 3 позднее средневековье 14 15 вв. Для феодальной экономики характерны следующие черты


    Скачать 26.11 Kb.
    НазваниеОбычно выделяются следующие этапы его развития 1 раннее средневековье 5 9 вв. 2 высокое средневековье 10 13 вв. 3 позднее средневековье 14 15 вв. Для феодальной экономики характерны следующие черты
    АнкорПредпосылки, основные этапы собирания Русских земель вокруг
    Дата18.10.2022
    Размер26.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСлово.docx
    ТипДокументы
    #739264

    Слово «феодализм» в странах Западной Европы в средние века обозначало земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы. Обычно выделяются следующие этапы его развития: 1) раннее средневековье - 5 - 9 вв.; 2) высокое средневековье 10 -13 вв.; 3) позднее средневековье 14 - 15 вв.

    Для феодальной экономики характерны следующие черты:

    1. господство крупной земельной собственности и монополия на нее класса феодалов;

    2. сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, часто сохранявших в личной собственности основные орудия труда, скот, усадьбу;

    3. своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до права наследственного пользования;

    4. различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян - личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян;

    5. рентные отношения (крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей; рентные платежи взимались в натуральной (барщина, оброк) или денежной формах);

    6. преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным;

    7. господство натурального хозяйства и мелкого производства;

    8. низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам;

    9. сословный характер общества;

    10. иерархическая структура феодального сословия;

    11. корпоративные отношения .

    16 - последняя треть 17 века вошли в историю мирового хозяйства как период разложения феодальных отношений и генезиса капиталистического производства. Начало этим процессам в странах Западной Европы положили изменения в сфере материального производства, состоянии и характере производительных сил, расширение внутреннего и внешнего рынка.

    Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
    По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.
    В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.
    «Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.
    Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.
    В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.
    Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела.
    Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали.
    Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья.
    Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты.

    34.Развитие древнерусской государственности в Х-ХII вв.
    Во второй половине XI — в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раздробленности. Ее причинами были: раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа «по старшинству» (к старшему в роду);постоянные княжеские усобицы;рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности у крупных владетелей; натуральный характер хозяйства, сходность производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обуславливало слабый стимул к развитию торговых связей; активное развитие ремесел, рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни; усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату. Феодальная раздробленность имела некоторые положительные стороны: быстро развивались производительные силы в различных землях(росло количество городов), но были больших людские и материальные потери, которые несли непрерывные феодальные войны. Древнерусское государство находилось в уязвимом геополитическом положении – между Востоком и Западом. Такая геополитическая ситуация требовала сохранения крепкого централизованного государства. Съезд русских князей в городе Любече недалеко от Чернигова в 1097 году установил принцип «каждый да владеет своей отчиной»- окончательный распад единого государства на наследственные владения князей из Дома Рюриковичей. Междоусобицы продолжались. Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Модели гос-ва:На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. новгородская демократия, как и любая другая, была относительной. Князья Владимиро-Суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.
    Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество. На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество.Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.
    Положительные последствия.1. Активное развитие ремесла.2. Рост и усиление городов.3. Заселение ещё неосвоенных земель.4. Развитие внутренней торговли.5. Прокладывание дорог.6. Расцвет культурной жизни княжеств.7. Усиление местного аппарата управления. Отрицательные: 1. Происходит процесс дробления земель 2. Велись бесконечные междоусобные войны. 3. Ослаблялся военный потенциал страны. 4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

    Крестовый поход на Русь

    Период с XI по XIII вв. для Европы вошёл в историю, как эпоха крестовых походов. Немцы, французы и англичане отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Однако, немецкие рыцари нередко конфликтовали с французами. В связи с этим в середине 13-го в. германский император Фридрих II решил изменить направление экспансии и направил своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками.
    Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее на их пути лежали уже русский земли. Для католиков православные в то время расценивались, как язычники или заблудшие овцы, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, так же немцы нашли себе крепких союзников – шведов. В середине 13-го в. был объявлен крестовый поход на Русь.

    Победы и заслуги Александра Невского

    Русь ко времени вторжения крестоносцев находилась в тяжёлом положении, если не сказать больше. Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была побеждена монголо-татарами.
    Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество. В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые, вероятно, осознавали, что Ливонские рыцари не были в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же, они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территории Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. Поэтому хуже всего от этого должно было быть ни немцам, ни монголам, а жителям Руси.
    Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский».
    Однако, угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена заняли Ям, Копорье, а так же Псков при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии. Новгород был в опасности. Его жители снова позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 году войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.
    После триумфальной победы над крестоносцами всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники... Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не пытались проводить колонизацию Руси, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили отца Александра Невского.
    Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.


    Монголы собирали дань с населения. С этой целью была проведена перепись населения, которую проводили баскаки. Все люди платившие дань, не подлежали купле-продаже, залогу,  дарению и завещанию.

    Лишив удельные русские княжества полит. Самостоятельности, монголы оставили нетронутыми внутреннее гос.устройство. Во время Ига Золотой Орды сохранялась сельская община. Общинник мог передать участок по наследству, отдать внаём и даже продать с разрешения общины. Православная церковь сохранила свою организацию. Во главе русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. Духовенство было избавлено от уплаты дани, поставки воинов, подвод, ямской повинности.

    Церковь ханы считали полит.силой и использовали ее в своих интересах. Публичная молитва духовенства о ханах внедряла в массы мысль о необходимости подчинения монголо-татарский власти.

    Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью м/у князьями русских земель, вначале даже не пытавшимся объединить свои силы для отпора врагу.

     Статус Золото Орды обрел в мировосприятии многих русских людей обманчивое представление о том, что хан-правитель носил более высокий титул, чем любой из русских князей. Для преодоления такого представления понадобилось два с половиной века.

    Период с 1237 по 1480 год называется Монголо-татарским игом на Руси.


    Какие последствия монголо-татарского нашествия, ига?

    Во-первых, это отсталость Руси от стран Европы. Европа продолжала развиваться, Русь же должна была восстанавливать все разрушенное монголами.

    Второе – это упадок экономики. Было потеряно очень много людей. Исчезли многие ремесла (монголы уводили ремесленников в рабство). Также земледельцы перешли в более северные районы страны, в более безопасные от монголов. Все это задерживало экономическое развитие.

    Третье – замедленность культурного развития русских земель. Некоторое время после нашествия вообще на Руси не строили церквей.

    Четвертое – прекращение контактов, в том числе и торговых, со странами Западной Европы. Теперь внешняя политика Руси была ориентирована на Золотую Орду. Орда назначала князей, собирала с русского народа дань, при непослушании княжеств совершала карательные походы.

    Пятое - последствием ига было углубленное разобщение Руси и ослабление отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных земель, захваченных позже литовскими и польскими феодалами.

    Шестое последствие очень спорное. Одни ученые говорят, что нашествие и иго законсервировали политическую раздробленность на Руси, другие утверждают, что иго дало толчок к объединению русских.

    Глоссарий:

    ФЕО́Д, -а, м. Ист. В Западной Европе в средние века: наследственное земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу под условием несения службы (военной, в управлении, в суде и т. д.) или уплаты установленных обычаем взносов.

    Удельная вотчина включала три разряда земель: дворцовые, черные и боярские. Дворцовые земли обрабатывали главным образом несвободные люди — дворовые холопы-страдники. Земли могли отдаваться также в пользование вольным людям, смердам, половникам (работавшим «из- полу», за половину урожая) и т.п. Черные земли отдавались в аренду или на оброк индивидуальным крестьянским хозяйствам или целым сельским обшинам. По отношению к боярским землям князь считался верховным собственником, при этом право частной собственности на землю у боя- рина-вотчинника не подвергалось сомнению.

    Феодальная раздро́бленность (удельная система) — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности.

    Коммунальная революция – борьба между городами и сеньорами за городское самоуправление и правовую организацию, происходившая в Западной Европе в X–XIII вв. Большинство горожан было занято в сфере производства и обращения товаров.

    Единое централизованное государство – предполагает объединение земель вокруг какого-либо центра, создание земель вокруг какого-либо центра, создание единой системы управления и законодательства, действующего по всей территории.

    империя Чингизидов- Монгольская империя

    Баскак- представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях. После Тверского восстания 1327 года посылка баскаков на Русь прекратилась. Дань стали собирать русские князья, которые отвозили ее в Орду.

    Ярлык- иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей.

    Ямская служба- исторически сложившееся название почтовой службы

    Золотая орда - Средневековое многонациональное государство на землях центральной Евразии, которое на основе тюркского этноса объединило в своём составе множество разных племён, народов и стран во главе с династией Джучидов. 

    Большая орда - Великая Орда, - название в рус. источниках тат. гос-ва в низовьях Волги, образовавшегося во 2-й четв. 15 в. в процессе феод. раздробленности в Золотой Орде. В 1434-59 ханом Б. О. был Сайид Ахмед, сын Тохтамыша. Осн. занятием татар Б. О. являлось кочевое скотоводство, сочетавшееся с примитивным земледелием. Кочевья Б. О. простирались от Волги до Днепра. В Б. О. значит. политич. роль играли представители княж. рода мангытов. Временное усиление Б. О. произошло при хане Ахмате (1459-81), попытавшемся в 1480 восстановить тат. иго на Руси. После его неудачного похода на Русь последняя окончательно свергла тат. иго. В 1486-91 крымский хан Менгли-Гирей нанес удар по Б. О., а в 1502 ликвидировал ее самостоятельность.

    Персоналии:

    Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1221 года.


    написать администратору сайта