Главная страница
Навигация по странице:

  • Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).

  • Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

  • Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

  • 36 штук )6) В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек.Сколько чашек осталось без блюдечек(4 чашки

  • 12 тараканов

  • 14 минут) 9) Груша тяжелее чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик(Груша

  • Таким образом делаю вывод

  • речь. Образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века Резко возросла информированность детей


    Скачать 23.26 Kb.
    НазваниеОбразования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века Резко возросла информированность детей
    Дата26.04.2023
    Размер23.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларечь.docx
    ТипДокументы
    #1090089

    Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

    1. Резко возросла информированность детей.

    2. Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

    Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

    Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.  

    Переход от монологического взаимодействия к диалогическому  (субъект-субъектному).

    Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

      Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

             Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы и др.

    Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

              У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

         Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

    1) Эмоциональные:  

    2)  Познавательные:  

    3) Волевые:  

    4) Социальные:  

          Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения.  Поэтому я на каждом уроке целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся в целях реализации личностно-ориентированного развивающего подхода.  

    Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, я придерживаюсь следующих правил:

    • все обучающиеся способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

    • обучающиеся должны знать, что я верю в их силы и способности;

    • я убеждаю обучающихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа.

         На уроках я вызываю интеллектуальное напряжение обучающихся: поощряю познавательную активность, делаю  акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказываю  за неверные ответы, поощряю  задавание вопросов по изучаемому материалу, стараюсь не давать  знания в готовом виде, а вывожу  их вместе с обучающимися, использую  проблемные  методы  обучения, предлагаю  обучающимся продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить; не ставлю  неудовлетворительных отметок сразу в журнал, даю обучающимся возможность разобраться, доказать себе и учителю, что он может усвоить материал; создаю для обучающихся ситуации успеха, подчёркивая их интеллектуальные достижения.

    Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.

    Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничествомсотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

          Когда группы работают - есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

    Сейчас я хотела бы провести такой интерактивный метод, как «Древо решений»

    О методе. Это графический метод, позволяющий увязать точки соприкосновения принятия решений, возможные стратегии, их последствия с возможными факторами. Его применяют тогда, когда нужно выстроить последовательные этапы решения проблемы.

    У одного из жителей села возникла трудная ситуация в принятии срочного решения. Он – владелец здания, которое сейчас пустует. Ему хотелось бы сдать его в аренду (во временное пользование за деньги) и чтобы оно приносило пользу обществу. Ему предложили сдать его в аренду для:

    а) ветеринарной клиники;
    б) кинотеатра;
    в) ресторана.

    Выбрав один из вариантов, он должен отказаться от других. Вот карта где находится данное здание Помогите принять ему верное решение. Я вам предлагаю в принятии решения воспользоваться схемой

    1. В чем состоит проблема? (Что будет в пустом здании?)

    2. Каковы варианты решения проблемы?

    (Выбор 1 – ветеринарная клиника.
    Выбор 2 – кинотеатр.
    Выбор 3 – ресторан)

    – Можно ли выбрать больше одного варианта? (Нет)
    – Почему выбор ограничен? (1 здание)
    – Какие условия поставил владелец? (Польза всему обществу).

    Сейчас переходим к работе в группах, чтобы найти положительное и отрицательное в каждом варианте. И решить, что будет в пустом здании. Не забывайте про условие владельца: приносило пользу обществу.

    Ветеринарная клиника

    Кинотеатр

    Ресторан

    + вылечить больных животных

    + встреча с друзьями

    + встреча с друзьями

    – плохой запах

    + развлечения

    + лакомиться, общаться




    – истратить все деньги

    – можно есть морожено, где угодно

    (Работа в группах для принятия решения)

    Вы добрались до верхних ветвей дерева, значит, пора принять решение: Что будет в пустом здании. Взвесьте все “за” и “против”, и пока не говорите о своем решении никому. При принятии решений часто применяется процедура голосования. Сейчас каждый проголосует.

    – Кто за то чтобы в пустом здании была

    ветлечебница – …………
    кинотеатр – …………..
    ресторан – ………..

    – По большинству голосов мы принимаем решение, что в пустом здании будет ….......
    – Легко ли было принимать решение?

    Принимая важное решение, вспомните наше “Дерево решений”, т.е.

    1) определить суть проблемы;
    2) рассмотреть варианты;
    3) принять во внимание (+) и (-) последствия решения;
    4) принять единственно правильное решение.

    – Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии?

    Рассмотрим на примере интерактивную игру «Мозговой штурм»

    Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
    Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой".     

    Итак:

    1) Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?

    (0)

    2) Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить на двух ногах?

    (5 кг)

    3) Найти число, одна треть которого составляет 12.

    (36)

    4) Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за газету и стали продавать их по 5 рублей за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

    (200 рублей)

    5) B магазине проходит акция: покупая 2 шоколадки по цене 25 рублей за штуку, покупатель третью получает в подарок. Сколько шоколадок можно купить на 300 рублей?

    (36 штук)

    6) В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек.
    Сколько чашек осталось без блюдечек?

    (4 чашки)

    7) Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

    (12 тараканов)

    8) Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?

    (14 минут)

    9) Груша тяжелее чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?

    (Груша)

    Таким образом, использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

    Итак, я бы хотела раздать вам листочки, на которых вы бы написали ключевое слово от услышанного вами в моей курсовой работе. (Зачитываются все слова с собранных листочков, таким образом делается рефлексия)

     Таким образом делаю вывод: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.  Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.

            В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).

           Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).

         Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

            развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

      Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.


    написать администратору сайта