Главная страница
Навигация по странице:

  • Учебно-тематический план 1 года обучения

  • Содержание программы 1 года обучения.

  • Учебно-тематический план 2 года обучения

  • Содержание программы 2 года обучения.

  • Учебно-тематический план 3 года обучения

  • Содержание программы 3 года обучения.

  • Учебно-тематический план 4 года обучения

  • Содержание программы 4 года обучения.

  • К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь.

  • К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь

  • К концу 3 года обучения учащиеся должны знать и уметь

  • К концу 4 года обучения учащиеся должны знать и уметь

  • Предполагаемые результаты.

  • Краткие методические указания.

  • Примерный репертуарный список.

  • Литература. Научная и научно-методическая литература

  • Песенные сборники

  • хоровое пение 7-10 лет. хоровое пение7-10 лет. Образовательная программа по хоровому пению направлена на уровень общего художественноэстетического образования, предназначена для учащихся 1х 4х классов


    Скачать 94 Kb.
    НазваниеОбразовательная программа по хоровому пению направлена на уровень общего художественноэстетического образования, предназначена для учащихся 1х 4х классов
    Анкорхоровое пение 7-10 лет
    Дата01.06.2022
    Размер94 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлахоровое пение7-10 лет.doc
    ТипОбразовательная программа
    #563132

    Пояснительная записка
    Образовательная программа по хоровому пению направлена на уровень общего худо­жественно-эстетического образования, предназначена для учащихся 1-х - 4-х классов.
    Цель образовательной программы:

    способствовать музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расши­рению их общего музыкального кругозора, формированию художественного вкуса.
    Задачи образовательной программы:

    - подготовка учащихся к активной слушательской деятельности;

    - воспитание вокально-певческих навыков;

    - чувства метроритма;

    -овладение творческими формами исполнительства и музицирования.
    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной прог­раммы - 7-10 лет.
    Срок реализации образовательной программы – 4 года.
    Основной формой работы по дисциплине является урок.
    Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
    Форма занятий: групповая
    Хоровому пению в школах придаётся особое значение, так как именно здесь закладываются основы хоровой культуры и, вместе с тем, прививаются первые навыки коллективного труда, воспи­тываются организованность и ответственность.

    Занятия хоровым пением служат одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогают формированию интонационных навыков.

    Задача руководителя хорового коллектива - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

    Руководитель хорового класса должен:

    а) преследовать в своей работе общие воспитательные цели, исходя из того, что творческий процесс, являясь трудом коллективным, формирует чувство ответственности за свою работу и работу всего коллектива;

    б) имея целью воспитание художественного вкуса, расширение музыкаль­ного кругозора детей, строить всю работу на художественном репертуаре, помня о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся;

    в) следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей;

    г) учитывать значение хорового пения для общего культурного развития детей.

    В репертуаре хорового коллектива доступные произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

    Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

    Постепенно репертуар дополняется, учащиеся знакомятся с многообраз­ными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдель­ным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох.

    Учебно-тематический план 1 года обучения


    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во часов

    Вокально - хоровые навыки:

    певческая установка,

    работа над дыханием,

    работа над дикцией,

    вокальные упражнения – распевания,

    строй и ансамбль,

    формирование исполнительских навыков.


    1

    1

    1


    2

    1


    1


    1
    3

    3

    8

    3

    2


    2
    4

    4

    10

    4

    3

    Концертная деятельность. Репертуарная работа. Запись фонограмм.

    -
    3

    4
    -

    4

    3

    Итого:

    10

    24

    34


    Содержание программы 1 года обучения.


    1. Ознакомление с основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.

    2. Основы певческого дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы.

    3. Практическое изучение механизма певческого звукообразования.

    4. Развитие эмоционально – образной сферы.
    Учебно-тематический план 2 года обучения


    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во часов

    Вокально - хоровые навыки:

    певческая установка,

    работа над дыханием,

    работа над дикцией,

    вокальные упражнения – распевания,

    строй и ансамбль,

    формирование исполнительских навыков.


    -
    1

    1

    2

    1
    1




    1
    4

    2

    8

    3
    3


    1
    5

    3

    10

    4
    4

    Концертная деятельность. Репертуарная работа. Запись фонограмм.

    -
    3

    4
    -

    4
    3

    Итого:

    9

    25

    34


    Содержание программы 2 года обучения.
    1. Формирование навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.

    2. Работа над чистотой интонирования.

    3. Пение мягким нефорсированным и округлым звуком.

    4. Развитие эмоционально – образной сферы.

    Учебно-тематический план 3 года обучения

    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во часов

    Вокально - хоровые навыки:

    певческая установка,

    работа над дыханием,

    работа над дикцией,

    вокальные упражнения – распевания,

    строй и ансамбль,

    формирование исполнительских навыков.


    -
    1

    -

    2

    1

    1


    1
    4

    1

    8

    4

    3


    1
    5

    1

    10

    5

    4

    Концертная деятельность. Репертуарная работа. Запись фонограмм.

    -
    3

    5
    -

    5
    3

    Итого:

    8

    26

    34


    Содержание программы 3 года обучения.
    1.Развитие навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.

    2. Интонационная работа.

    3. Расширение певческого диапазона.

    4. Развитие эмоционально – образной сферы.
    Учебно-тематический план 4 года обучения


    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во часов

    Вокально - хоровые навыки:

    певческая установка,

    работа над дыханием,

    работа над дикцией,

    вокальные упражнения – распевания,

    строй и ансамбль,

    формирование исполнительских навыков.


    -

    -
    -

    1

    2

    1


    1

    4
    1

    7

    5

    3


    1

    4
    1

    8

    7

    4

    Концертная деятельность. Репертуарная работа. Запись фонограмм.

    -
    3

    6
    -

    6
    3

    Итого:

    7

    27

    34



    Содержание программы 4 года обучения.
    1.Закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.

    2. Расширение певческого диапазона.

    3. Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона.

    4. Усложнение исполняемого репертуара.

    5. Развитие эмоционально – образной сферы и сценической культуры.

    К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь.
    1. Владеть навыками певческой установки: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.

    2. Освоить спокойный бесшумный вдох; правильное расходование дыхания на му­зыкальную фразу (постепенный выдох). В меру открытый рот; естественное звукообразование; пение без напря­жения; правильное формирование и округление гласных; преимущественно мягкая атака звука, ровное звуковедение; протяжность отдельных звуков.

    3. Отработать дикционные навыки: активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные; отнесе­ние внутри слова согласных к следующему слогу; короткое произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова.

    4. Грамотно исполнять посильные упражнения игрового цикла и вокальные упражнения – распевания. Используется фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования (Автор В.Емельянов).

    5. Познакомиться с дирижерским жестом: «внимание», дыхание, начало, оконча­ние.

    6. Владеть навыком разбора текста и музыки в доступной для 1-ого года обучения форме. При исполнении пытаться донести до зрительской аудитории настроение исполняемого произведения.
    К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
    1. Закрепить навыки певческой установки.

    2. Владеть сменой дыхания в процессе пения (обще-хоровым дыханием).

    3. Формировать правильную вокализацию гласных и опертый звук.

    4. Грамотно исполнять более сложные (1-ый комплекс, 4 - 6 циклы) вокальные упражнения – распевания. Используется фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования (Автор В.Емельянов).

    5. Выработать ритмическую устойчивость в умеренных темпах.

    6. Сформировать интонационную чистоту исполнения у подвинутых учащихся при пении одноголосия.

    7. Формировать навыки музыкального анализа, знать средства выразительности: темп, динамические оттенки.

    8. Формировать понятие «дирижерское указание»: «внимание», дыхание, начало, оконча­ние.

    9. Формировать исполнительские навыки: правильная передача художественного образа.
    К концу 3 года обучения учащиеся должны знать и уметь:
    1. Сформировать навыки певческой установки.

    2. Владеть сменой дыхания в процессе пения, различными приёмами дыхания (короткое и активное - в быстром темпе, спокойное и активное - в медленном).

    3. Выработать правильную вокализацию гласных и опертый звук (у подвинутых учащихся).

    4. Выработать рит­мическую устойчивость в более быстрых и медленных темпах.

    5. Исполнять вокальные упражнения – распевания в грудном, смешанном и фальцетном режимах (используется фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования, автор В.Емельянов).

    6. Повысить количество учащихся, интонационно чисто исполняющих одноголосные произведения. Сформировать интонационную чистоту исполнения у подвинутых учащихся при пении простейшего двухголосия.

    7. Формировать навыки музыкального анализа: уметь различать музыкальные фразы по направлению мелодии; знать средства выразительности: темп, динамические оттенки.

    8. Усвоить дирижерские указания «внимание», дыхание, начало, оконча­ние, усиление и ослабление звучности.

    9.Формировать исполнительские навыки: фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом.
    К концу 4 года обучения учащиеся должны знать и уметь:
    1. Закрепить навыки певческой установки.

    2. Владеть дыханием и атакой звука,

    3. Добиться интонационной чистоты при исполнении одноголосных произведений в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре). Сформировать интонационную чистоту исполнения у подвинутых учащихся при пении более сложного двухголосия.

    4. Выработать рит­мическую устойчивость в различных темпах при разнообразном соотношении длительностей, а также соблюдение динамической ровности при произношении текста.

    3. Овладеть пением поп legato и legato, нюансами - mf, mp, p, f.

    3. Освоить вокальные упражнения – распевания в грудном, смешанном и фальцетном режимах (используется фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования, автор В.Емельянов).

    6. Формировать навыки музыкального анализа: уметь различать музыкальные фразы по направлению мелодии и ее строению; знать средства выразительности: темп, характерность ритма, динамические оттенки.

    5. С помощью дикционных упражнений достичь грамотного произношения текста, владеть логическим ударением.

    6. Закрепить дирижерские указания «внимание», дыхание, начало, оконча­ние, усиление и ослабление звучности, фермата и др.

    7. Сформировать исполнительские навыки: фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация.
    Предполагаемые результаты.

    Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков.

    1. Развитие образного мышления, способности правильно, чутко воспринимать музыку.

    2. Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.

    3. Дыхание: спокойный бесшумный вдох; правильное расходование дыхания на му­зыкальную фразу (постепенный выдох); опертый звук; одновременный вдох перед началом пения; пение более длинных фраз без смены дыхания. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном).

    4. Звукообразование: в меру открытый рот; пение без напря­жения; правильное формирование и округление гласных; преимущественно мягкая атака звука, ровное звуковедение; протяжность отдельных звуков. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f; пение закрытым ртом; достижение чистого, красивого, выразительного пения.

    5. Дикция: активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные; отнесе­ние внутри слова согласных к следующему слогу; короткое произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

    6. Вокальные упражнения – распевания: пение вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время - наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Используется фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования (Автор В.Емельянов).

    7. Строй: пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.

    8. Формирование исполнительских навыков: разбор текста и музыки в доступной для учащихся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. Средства выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки. Исполнение. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация.

    9.Формирование личностных качеств: потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
    Краткие методические указания.
    Степень трудности включаемого в план репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора. В репертуар необходимо включать такие произведения, работа над которыми дает возможность наиболее успешно развить у учащегося необходимые навыки. Планом следует предусмотреть произведения тематического характера, с учётом общественно-полити­ческих и музыкально-исторических дат.

    В течение учебного года должно быть пройдено 8-10 произведений. Некоторое количество(2-3) из указанного числа может быть пройдено в порядке ознакомления. Выступления хора являются итогом работы за определенный период (2-3 выступления в год).

    Каждый урок следует проводить целенаправленно, при максимальном внимании и активности детей.

    Начиная с 1 класса, нужно постепенно, на легких примерах, приучать детей к пению без сопровождения, с тем, чтобы в следующих классах этот навык способствовал разучиванию и исполнению более сложных произведений.

    Необходимо следить за правильностью певческой установкой хора и чередовать пение сидя с пением стоя, не допуская физической утомляе­мости.
    Примерный репертуарный список.
    1. Е. Тиличеева «Музыкальный урок»

    2. С. Нисе «Сон»

    3. Й. Брамс «Петрушка»

    4. Ю. Тугаринов «Я рисую море»

    5. Р. Паулс «Алфавит»

    6. Р. Паулс «Кашалотик»

    7. Р. Паулс «Колыбельная»

    8. Р. Паулс «Золотая свадьба»

    9. Русская народная песня «Во поле береза стояла»

    10..Русская народная песня «Андрей-воробей»

    11. Русская народная песня «Петушок»

    12. Русская народная песня «У кота»

    13. Русская народная песня «Перед весной»

    14. Русская народная песня «Как под наши ворота»

    15. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

    16. В. Кондратенко «Наш тепловоз»

    17. В. Кондратенко «Слониха, слоненок и слон»

    18. В. Кондратенко «Сказка»

    19. В. Кондратенко «На горизонтских островах»

    20. Г. Струве «Моя Россия»

    21. Г. Струве «Веселая песенка»

    22. Г. Струве «Грустная песенка»

    23. Г. Струве «Пестрый колпачок»

    24. Г. Струве «Школьный корабль»

    25. П. Чайковский «Осень»

    26. П. Чайковский «Мой Лизочек»

    27. А. Журбин «Веселый лягушатник»

    28. Г. Струве «С нами друг»

    29. Е. Подгайц «Дождик, дождик, уходи»

    30. В. Шаинский «Вместе весело шагать»

    31. В. Шаинский «Чему учат в школе»

    32. В. Шаинский «Если б не было школ»

    33. Б. Савельев «Мир похож на цветной луг»

    34. Ю. Чичков «Дин-дон»

    35. Ю. Чичков «Карлуша»

    Литература.

    Научная и научно-методическая литература:
          Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Владос, 2000.

    Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л., 1973.
          Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... / Л. В. Горюнова. — М., 1989.
          Горюнова Л. В. Пение как состояние души // Искусство в школе. — 1994. — № 1.
          Детский голос. Экспериментальные исследования / под ред. B. Н. Шацкой. — М., 1970.
          Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
          Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М., 1988.
          Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX—XX веков: методическое пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. — М., 1998.
          Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. — М., 1975.
     Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. –М.:АСАDEMA, 2000.    

    Песенные сборники:
          Веселые каникулы (песни, стихи ... — все для проведения каникул) // Молодежная эстрада. — 1999. — № 1, 2.
          Заруба А. Перемена: Детские песни для взрослых / сост. Л. П. Дуганова. — М., 1993.
          Земляничные поляны. Популярные песни и музыка для вокала, гитары, фортепьяно, баяна. – М.,2008.
          Музыкальная шкатулка: Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1983.
          Почемучка: Детские песни Людмилы Лядовой. — М., 2000.
          Подгайц Е. Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего возраста. – М., Владос, 2004.

    Струве Г. Школьный корабль: Песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора. — М., 1997.
         Французские песни-игры в сопровождении фортепьяно. — М., 1991.
         Хрестоматия русской народной песни. – М., 2004

    Шаинский В. Избранные песни для детей. — М., 1989.
         


    написать администратору сайта