Фольклор. Обрядовый фольклор к. Е. Маковский портрет девушки с снопом календарнообрядовые песни
Скачать 1.66 Mb.
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР К.Е.МАКОВСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ С СНОПОМ Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни — к свадьбе, похоронам. В обрядовой поэзии сохранилось очень много следов глубокой старины. Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. В этой области русской поэзии ярче всего сказалось смешение двух культур — языческой и христианской, т.-е. «двоеверие». Языческий быт постепенно должен был применяться к быту христианскому. В частности, языческие празднества должны были слиться с праздниками церковными; календарь первобытный смешался с календарем византийским. Календарные обрядовые песни делятся на: Зимние Святочные песни (колядки). Масленичные песни. Весенние песни (заклички). Летние семицкие песни (троицкие). Песни жатвы (осенние). Что такое колядки? Колядки – святочные народные песни у славян. В них прославляется рождение Христа Спасителя, а также возносят хвалу Божией Матери, ангелам, пастухам, первым возвестившим миру о рождении Иисуса. Колядующие желают всем в своих песнях мира, добра, благополучия и принимают угощение. В дохристианские времена коляда был праздник новолетия. Колядки Нынче Ангел нам спустился И пропел: "Христос родился!". Мы пришли Христа прославить, А вас с праздником поздравить. Вот идём мы, пастухи, Прощены нам все грехи. К дому путь свой правим, Христа Бога славим. Коляда, коляда… Коляда, коляда, Накануне Рождества! Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька Не режь, не ломай, Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим! Печка-то топиться, Пирожка-то хочется! Весенние обрядовые песни Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов. К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.). 22 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички… Масленичные песни Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой недели имеют свои особые названия: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "широкий" ("широкая Масленица"), пятница – "тещины вечеринки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "прощеный день" (проводы). МАСЛЕНИЦА - ОБМАНЩИЦА (кричалка во время сжигания масляничного чучела) Ой, ты, Масленица, обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала! Уходи, Зима, ко сну, Присылай Весну! Прощай, Масленица! / 3 раза ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ А мы Масленицу дожидаем, дожидаем. Мы в окошечко поглядаем, поглядаем. Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем. Наша Масленица годовая, годовая. Она гостенька дорогая, дорогая. Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит. Всё на команях разъезжает, разъезжает. Уж ты, Масленица, кривошейка, кривошейка, Ой, и встретим тебя хорошенько, хорошенько. Летние (семицкие ) песни Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями. Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды, девушки шли в лес. Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая». Березынька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, березынька, Всё не мак цветет, Под тобою, березынька, Не огонь горит, Не мак цветет - Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березынька, Всё песни поют. (Пели при украшении и завивании березы). |