Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-общественное устройство Кодекс Хаммурапи закреплял сословный строй

  • Вещное и обязательственное право

  • Брачно-семейные отношения и наследственное право

  • Уголовное право

  • дз. Общая характеристика


    Скачать 30.93 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика
    Дата03.10.2022
    Размер30.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdz.docx
    ТипЗакон
    #712226

    1. Общая характеристика

    Стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли в 1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама. Сами законы были составлены в 1755-1752 гг. до н.э.

    3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке которого символы власти — жезл и кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.

    Текст разделен на три части. Первая часть — введение. После него следуют статьи Законов и, наконец, заключение. Всего Свод законов насчитывает 282 статьи. Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму.

    В Своде законов нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической (запутанной, изворотливой форме) форме, без системности в изложении. Законы, как правило, начинаются со слова «если», после чего следует описание конкретной ситуации, к которой относилась соответствующая юридическая норма.

    Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, нормами, регулирующими имущественные отношения, и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала все же присутствует. В законах нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной их группы к другой осуществляется путем ассоциаций.

    Пролог содержит перечень деяний царя Хаммурапи и значение его вклада в обеспечение благоденствия подданных, в том числе оценку своей законодательной деятельности («вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа»).

    В кратком виде содержание Законов Хаммурапи можно представить следующим образом:
    1. Принципы правосудия (ст. 1—5).

    2. Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских людей, а также узаконения о служебной собственности (ст. 6—41).

    3. Операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (ст. 42— 81).

    4. Торговые и коммерческие операции (ст. 89—126).
    5. Законы для семейных отношений (ст. 127—195).
    6. Охрана неприкосновенности личности, чести и здоровья, тариф поранений (ст. 196—214).
    7. Операции с движимым имуществом. Поденная плата и гонорары за услуги ремесленников, наем рабов, скота (ст. 215—282). Эпилог.


    1. Социально-общественное устройство

    Кодекс Хаммурапи закреплял сословный строй государства. Это, по существу, первый известный сборник законов, предусматривающий многообразие форм личной зависимости. Так, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства.

    В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство разделяло и свободных людей. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание.

    1. Авилум – свободный общинник

    2. Мушкенум (падающий ниц) – владельцы участков земли, переданных им из царского фонда

    3. Редум, баирум – воины, получавшие земли в наследственное пользование (илку)

    4. Тамкар – торговый агент

    5. Рабы (рабство патриархальное, дворцовое)

    1. Вещное и обязательственное право

    Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.

    Вещное право

    1. Различается свободное и зависимое владение

    2. Царское и храмовое имущество (6)

    3. Общинные земли 39-47, 60-65 Крестьянин-общинник мог менять, заклады- вать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст. 39—47, 60—65). Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины.

    4. Неотчуждаемое имущество воинов (27, 28,29, 30, 31, 35, 36, 37-38, 41); отчуждаемое (39)

    5. Имущество тамкара (40)

    6. Имущество жриц (178-182)

    7. Сервитут (53-56)

    Обязательственное право

    1. Условия действительности сделки (7, 71, 105)

    2. Обеспечение обязательств по договору (115 – 116 заложничество), долговая кабала (117-118)

    3. Договоры:

      1. Займа (48-50, 51, 52, 66, 89-98, 113-115, 241)

      2. Товарищества (99)

      3. Ссуды (100-107)

      4. Аренды (42-44, 45-47, 60-65)

      5. Найма жилья (78)

      6. Хранения (120-125)

      7. Дарения (150, 165)

      8. Подряда (229-239)

      9. Найма имущества (242-249, 271-272, 275-277)

      10. Найма (257-258, 264)

      11. Купли-продажи (9-12, 278)

    1. Обязательства из причинения вреда (53-58, 212-214, 233, 240, 251)

    Коллективную ответственность за причиненный вред (если преступник не известен) несет община (23)

    1. Брачно-семейные отношения и наследственное право

    Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязательство, то принуждался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

    Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену», давала последней право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

    Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.

    Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175—176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за серебро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

    Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными. Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщина, ее дети также считались свободными. Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по на- следству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

    «Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не касайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца» (ст. 142). Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду».

    Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

    В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «люби- мому сыну» (ст. 150).

    Брачно-семейное право

    1. Заключение брака (договор -128)

    2. Брачный дар (159-164)

    3. Супружеская измена (129-132)

    4. Заключение второго брака при жизни супруга в период его отсутствия (134-136)

    5. Основания для расторжения брака: бесплодие жены (138-140), расточительность жены (141), прелюбодеяния (142-143), проказа (148)

    6. Наложница для деторождения (145-147)

    7. Принадлежность детей – по отцу (135)

    8. Усыновление (185-191)

    Наследование происходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она пе- реходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследника- ми в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.

    Наследственное право

    1. Раздел наследства (166, 167, 170)

    2. Круг наследников (170-171)

    3. Вдовья доля (171-172)

    4. Лишение наследства (168)

    5. Наследование имущества матери (173)

    6. Наследование имущество рабов дворца и мушкенума (176)

    7. Наследственные права женщины (150, 178-184)

    8. Наследование долгов (152)

    1. Уголовное право

    Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности — различные виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или де- гей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины. Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина лома, наказывался смертью собственного сына. Такой вид наазания — редкая форма талиона — равновозмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называют правилом «око за око». Э. Аннерс называет этот принцип зеркальным талионом.

    Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому повреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций — либо по принципу «око за око» (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского дворца или храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

    Разновидности описываемых и перечисляемых преступлений можно сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные преступления.

    Преступления

    Против личности:

    • Убийство (153)

    • Кража ребенка (14)

    • Изнасилование (130)

    • Инцест (154-157)

    • Подмена ребенка кормилицей (194)

    • Порочащие обвинения (127)

    • Побои (202-214)

    • Увечья (196-202)

    • Врачебные ошибки (218-219)

    • Причинение смерти вследствие ошибок при строительстве (229-232)

    Имущественные:

    • Кража (6,8,9,10, 25 (на пожаре)

    • Кража ребенка (14), раба (15, 16, 19)

    • Порча имущества (21)

    • Уничтожение имущества (59, 240, 263)

    • Грабеж (22, 23, 24)

    • Обвес-обсчет (108)

    Государственные

    • Отказ от военной службы (26)

    • Недоносительство (109)

    Должностные:

    • Изменения решения судьей (5)

    Против прав состояния и богов (110, 282)

    Против прав семейственных:

    • Прелюбодеяние (129)

    • Отречение от приемных родителей (192)

    Наказания за обиду, побои, членовредительство (ст. 196—214). Три разновидности наказаний по принципу «око за око». Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Смертная казнь в 30 случаях. Женская казнь — утопление корчемницы за обвешивание (ст. 108—111).

    Наказания

    • Неопределенность наказаний: 4 (обычай), не всегда указаны виды казни

    • Талион (196, 197,230) + идеальный талион (25, 218)

    • Смертная казнь – 31 случай: 1, 2, 3, 8, 10, 11, 14, 15, 19, 21, 25 (сожжение – ид. талион), 26, 33, 108, 227… (ид. талион – утопление), 109, 129 (утопление), посажение на кол (153)

    • Членовредительские (талион): урезание языка (192), отрезание груди кормилицы (194), отсечение пальцев (195, 218), выкалывание глаза (196), перелом костей (197), выбивание зубов (200), урезание уха (205)

    • Плети (202)

    • Отрешение от должности (5)

    • Выплаты (5, 17, 24, 204, 207)

    • Обращение в рабство (обритие висков – 127)

    1. Суд

    Судебный процесс не был строго регламентирован, судоговорение — устное и состязательное — происходило публично, в присутствии общины и совершалось на паперти храма. Главой коллегиального суда в общине был рабианум (глава общины по царскому назначению, который отвечал за поддержание общественного порядка). Судебные функции осуществляли также чиновники, стоявшие во главе местной администрации, а также особые окружные судьи. Существовали также судебные коллегии жрецов, а также из числа «старейшин города и именитых людей» по 6—10 человек в городах, а также из единоличных судей — может быть, для решения важных дел и апелляций. Допускались ордалии (суд божий).

    Обычаи были исходным материалом для свода законов, но расхождения законов, включая терминологические, с живой юридической практикой, в том числе с сохранившимися образцами текстов договоров, записанных на многочисленных глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем размышляли и с ним считались, а не просто довольствовались законодательным усмотрением.


    написать администратору сайта