Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина

  • Проверил(а)

  • эссе. игзс. Общественный и государственный строй Византии


    Скачать 37.4 Kb.
    НазваниеОбщественный и государственный строй Византии
    Дата04.07.2022
    Размер37.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигзс.docx
    ТипРеферат
    #624300


    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Письменная работа №1

    Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

    Реферат

    Тема: Общественный и государственный строй Византии.

    Выполнил:

    Новикова Ангелина Алексеевна

    40.03.01 «Юриспруденция», группа ЮН-160(2)

    Проверил(а):

    __________________________________________
    (Ф.И.О. преподавателя)

    __________________________________________
    (дата)

    Омск, 2022 г.




    Введение



    Византийское государство оформилось после разделения римской империи на Западную и Восточную. В своем развитии Византийское государство, просуществовавшее до 1453 г., прошло несколько этапов.

    Первый этап (IV – середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

    Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада: Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня.

    Наконец, на третьем этапе (в XIII–XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII–XIV вв., что, в конечном счете, привело его в XV в. к гибели.

    Византия оказала значительное влияние на политическое развитие, народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

    .


    1. Византийская империя



    Византийская империя, (395 [4] – 1453) – государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя – Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу – «Римской империей» или кратко «Романией». Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу – Царьградом. [2, C. 309]

    Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527–565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем, под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли. После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX–XI веках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашествия Сельджуков, и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распадом страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском турок-осман.

    После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.

    Для правящего класса Византии характерна мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V Армянином за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Нового года (802); Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев. [2, C. 311]


    2. Государственный строй Византии


    византия император право раздел

    Византийское государство IV–VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

    Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти. В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

    Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

    Власть византийского императора в IV–VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала. [3, C. 112]

    Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в. императорским указом «народу Константинополя» – различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов – они назывались «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых – торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV–VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий. [3, C. 116]

    Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

    Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа». Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867–1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи. [3, C. 118]

    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. [1, C. 133]

    Укрепление основ императорской власти в VIII–IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в. [1, C. 138]

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената. [3, C. 121]

    Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр – начальник дворца и квестор – главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX–XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, – распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу «секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др. [3, C. 122]


    3. Византия: государство и право


    византия император право раздел

    Как известно Римская империя по завещанию императора Феодосия I разделилась в 395 г. на два самостоятельны государства – Западную Римскую империю и Восточную со столицей Константинополь. Тогда как Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., Восточная Римская империя, или Византия, существовала еще почти целое тысячелетие. [6, C. 231]

    Большая устойчивость Византии обусловливалась рядом особенностей в экономическом, политическом и историческом ее развитии по сравнению с Западной Римской империей. В состав Византии входили такие экономически развитые страны, как Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров. Эти страны вели оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства чувствовался здесь в меньшей степени, чем в Западной Римской империи, ибо значительная часть населения находилась в свободном состоянии. Большое место в сельском хозяйстве занимали не крупные рабовладельческие латифундии, а мелкие крестьянские хозяйства. В ремесленном производстве основную роль играли не рабы, а свободные люди.

    Располагая огромными материальными ресурсами, Восточная Римская империя имела сильную армию, флот и крепкий государственный аппарат, что позволяло ей отражать удары германских племен и подавлять восстания недовольных народных масс.

    Наибольшего могущества Византия достигла в правление императора Юстиниана I (527 – 565), при котором были завоеваны некоторые территории Западной Римской империи, захваченные так называемыми варварами. Была завоевана Северная Африка (Вандальское королевство), Италия (Остготское королевство) и южная часть Испании, входившая в состав Вестготского королевства. Власть Византии была распространена на Крым и частично на Закавказье. На Балканском полуострове Юстиниан построил ряд укреплений для отражения натиска со стороны северных соседей – славян. Таким образом, Юстиниану удалось восстановить большую часть территории Римской империи. [6, C. 234]

    В начальный период его правления была осуществлена кодификация римского права.

    После смерти Юстиниана Византийская империя вступила в длительный кризис, из которого она вышла лишь в начале VIII в. В результате страны, завоеванные при Юстиниане, были потеряны. В 568 г. лангобарды захватили северную и среднюю Италию. В VI в. славяне стали проникать на территорию Византии. В конце VII в. арабы, покорив Иран, захватили Египет, Сирию, Палестину и часть Малой Азии. В начале VIII в. почти вся Северная Африка была также захвачена арабами. [6, C. 237]

    Таким образом, власть Византии сохранилась лишь в части Малой Азии и Балканского полуострова. Торговые связи с Востоком в этот период были подорваны.

    Массовое продвижение славян на Балканский полуостров в VI и первой половине VII в. оказало огромное влияние на социально-экономический строй Византии.

    Славяне расселялись сельскими территориальными общинами, что способствовало широкому распространению в империи общины и общинного землевладения. Славянская колонизация сыграла крупную роль в развитии феодальных отношений в Византии, в усилении ее обороноспособности.

    В начале VIII в. Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего ее кризиса. В борьбе с трудностями императоры Исаврийской династии (717 – 802), основателем которой был Лев III, провели ряд реформ. Главная цель реформ – изыскать средства, необходимые для содержания армии и совершенствования государственного управления. [6, C. 238]

    Эта проблема была решена путем так называемого иконоборчества, которое с 726 г. стало официальной государственной политикой правительства. С этим была связана цель ликвидации монастырского землевладения, составлявшего половину всего лучшего земельного фонда страны, на который распространялись многочисленные монастырские привилегии, приносящие духовным феодалам колоссальные доходы.

    Императоры – иконоборцы издают законы против почитания икон, расценивая это почитание как идолопоклонство.

    Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против городской церкви с ее пышным культом, бесчисленным городским духовенством и его античными традициями жизни.

    В ходе иконоборческого движения ликвидировались монастыри, конфисковывались их земли, а самих монахов под угрозой сурового наказания власти обязывали вступать в брак. В целях обеспечения регулярного поступления в казну дополнительных налогов и усиления армии императоры Исаврийской династии наделяли крестьян землей, отобранной у монастырей. Эта земля не могла отчуждаться, она как бы носила характер общинного землевладения; община отвечала перед государством за уплату налогов.

    Не менее важным было также наделение феодалов землей на условиях несения ими военной службы. Наконец императоры-иконоборцы наделили землей военных поселенцев (стратиотов), проживавших в приграничных районах. Эти меры укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, что позволило снова распространить власть на Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.

    Благодаря полученным средствам от иконоборческой политике Лев III смог создать армию, которая могла противостоять арабской коннице. В результате в 740 г. арабы были разгромлены в битве при Акроине (Малая Азия).

    Когда в начале IX в. арабская опасность ослабла, процесс феодализации усилился, в результате чего положение крестьян стало резко ухудшаться. Феодалы захватывали общинные земли и превращали крестьян в крепостных. В результате в 820 г. произошло массовое выступление византийского крестьянства под предводительством Фомы Славянина. Восстание показало силу народного недовольства. Но одновременно оно ускорило и усилило консолидацию класса феодалов. Даже непримиримый иконопочитатель Федор Студит писал: «Теперь не время возобновлять прошлые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия». [4, C. 301]

    Иконоборческие и иконопочитательские партии, напуганные подъемом народного движения, вскоре после подавления восстания примирились. Восстановление иконопочитания стало одним из крупнейших праздников православной церкви. Тем самым господствующий класс оформил свое социальное единство духовным и организационным единством церкви.

    Во второй половине IX в. и особенно в X в. Византийская империя достигла нового подъема. В этот период могущественный Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств, и Византия, воспользовавшись этим обстоятельством восстановила свою территорию почти до пределов ранней Византийской империи. В начале XI в. была завоевана Болгария.

    В истории страны это почти двухсотлетняя эпоха правления императоров Македонской династии (867 – 1056), когда оформились основы социальной организации и централизованной раннесредневековой государственности.

    На почве оживления торговых отношений, принятия русскими в 988 г. христианства от греков и совместной борьбы с общими врагами (печенегами, хазарами, половцами) во второй половине X века укрепились связи Киевской Руси и Византии. На Руси распространилась славянская письменность, из Византии ввозились богословские книги, предметы культа, византийские зодчие работали в Киеве и других русских городах.

    В процессе феодализации Византии свободное крестьянство стремительно сокращалось. Начало массового обеднения свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в. и было связано с ростом податного гнета и повинностей.

    В XI–XII вв. число свободных крестьян-общинников стало уже совершенно – незначительным. Крепостной крестьянин (парик), сидящий на земле феодала и платящий ему оброк, стал наиболее часто встречающейся фигурой в византийской деревне. При этом неуклонно росло крупное феодальное землевладение. Закрепощение было завершено при династии Комненов. Налоговое бремя, ложившееся на крестьян, все более возрастало, что вело к их обнищанию. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии рынка. Его развитие во второй половине XII в. начинает замедляться в связи со снижением покупательной способности крестьян. В последней четверти XII в. усиливается процесс пауперизации и люмпен-пролетаризации части городского населения, что особенно остро проявлялось в Константинополе. [4, C. 303]

    В империи появились мощные тенденции к феодальной децентрализации страны. Растущая изоляция и слабость Константинополя были во многом учтены крестоносцами и венецианцами, видевшими реальную возможность превратить столицу в центр своего господства в Восточном Средиземноморье.

    В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал Европу к очередному крестовому походу, который оказался весьма своеобразным. На этот раз крестоносцы направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. В этом значительную роль сыграла Венеция, торговавшая выгодно с Египтом, который находился во владениях турецкого султана Венеция была заинтересована в ослаблении Византии.

    Воспользовавшись междоусобной борьбой в новой династии Ангелов, крестоносцы захватили в 1204 г. Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова государство под названием Латинской империи.

    «Латинские», т.е. западноевропейские феодалы беспощадно грабили местное византийское население. Византийская империя распалась на ряд государств: греческое Эпирское царство на Западе, Никейская империя в Малой Азии и др. Никейская империя стала центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи, которая распалась на фактически самостоятельные области – венецианские владения, Фессалоникское королевство, Афинское герцогство, княжество Ахейское. [6, C. 277]

    Никейский император Михаил VIII Палеолог в июне 1261 г. взял Константинополь; Византийская империя была восстановлена. Но восстановленная империя мало напоминала империю, какой она была до латинского завоевания. Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.) покончил с Византией как с великой державой; ее владения ограничились незначительной частью Балканского полуострова (часть Фракии и Македонии), островами Эгейского моря, узкой полосой Малой Азии, несколькими крепостями в Полопоннесе.

    Владычество латинян разрушило и старый механизм ее государственного управления. Константинополь был полуразрушен; византийская армия была невелика (15 – 20 тыс.) и состояла в основном из наемников – турок и монголов, а флот – из 50–75 кораблей. Восстановленная Византия представляла собой совокупность провинций, слабо подчиненных центру.

    Папский престол, по-прежнему добиваясь подчинения византийской церкви и, соответственно, императорской власти своему влиянию, противодействовал всем возможностям укрепления Византии.

    К началу XVI в. новая угроза нависла над Византией со стороны турок-османов, которые стали распространять свою власть над Малой Азией и дошли до берегов Мраморного моря.

    Феодальные усобицы, продолжавшиеся с перерывами с 1320 по 1391 г., дезорганизовали политическую жизнь Византии. После смерти в 1341 г. императора Андроника III в Византии вспыхнула настоящая гражданская война, переросшая в крупнейшее в истории страны социальное движение.

    Вся полнота власти оказалась в руках регента при девятилетнем Иоанне V Палеологе (1341–1391) главы феодальной аристократии Иоанна Кантакузина. Против феодальной аристократии единодушно выступили крестьянство и городское население. Победила феодальная аристократия; фактическое правление Кантакузина продолжалось до 1354 г.

    С 1352 г. началось турецкое завоевание Византии. В 1362 г. турки захватили Адрианополь, в который была перенесена столица Османского государства. В 1371 г. турки разбили сербов; в 1385 г. турецкие войска овладели Софией, а в 1389 г. произошла знаменитая битва на Косовом поле. В 1393 г. турки овладели последним болгарским городом. В принципе судьба Балканского полуострова была решена.

    С победами турецкого султана Баязида I (1389–1402) на Западе начали понимать реальное значение турецкой угрозы. В 1396 г. был против него организован крестовый поход, но в битве при Никополе крестоносцы были разбиты.

    Некоторую передышку в борьбе с турками Византия получила во время борьбы турок-османов с Тамерланом (1370–1405), который летом вступил в Малую Азию и в битве при Анкаре турки были разбиты, что повлекло длительную усобицу в лагере турецких феодалов. [6, C. 279]

    Но и в самой Византии феодальные междоусобицы не утихали. В 20-е годы XV в. турки снова окрепли. Султан Мурад II (1421–1451) начал новое наступление на Византию.

    В 1444 г. против турок был организован новый крестовый поход, который не привел к успеху (в битве под Варной рыцари-крестоносцы были разбиты).

    В 1449 г. на византийский престол вступил последний император – Константин XI Палеолог (1449–1453), а на турецкий – Мехмед II Фатих («Завоеватель»).

    29 мая 1453 г. начался последний штурм Константинополя, и Византийская империя прекратила свое существование. Константинополь, переименованный в Стамбул, сделался столицей Турецкой империи. [6, C. 281]



    Заключение



    Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части римской империи в конце IV в. н.э. и прошло в своем самобытном развитии ряд этапов. В этой курсовой работе были рассмотрены периоды IV – середина VII в.; с конца VII и VIII в. На первом этапе в государстве шло разложение рабовладельческого строя и зарождение раннефеодальных отношений, на втором этапе – шло формирование феодальных порядков.

    Византийское государство IV–VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги. Их система была глубоко разработана.

    В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции, сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство. На основе фундаментальной кодификации Юстиниана были изданы последующие сборники законов Эклога, Прохиром, многотомные Василики.

    На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказывали правовые обычаи восточных провинций, которые искажали систему римского права, но и отражали развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Дополнения, вносимые в Своды законов отражали также распространенные в Византии идейные течения, особенно заметно было влияние христианства. Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала, а также постоянным изданием частных компиляций законов.



    Список литературы



    1. Иванов, А.А. История государства и права зарубежных стран : учебное пособие /А.А. Иванов. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01774-7 ; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

    http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115166.

    2. Скоробогатов, А.В. История государства и права зарубежных стран : учебник /А.В. Скоробогатов, Г.Ю. Носаненко, А.В. Краснов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2015. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364199


    написать администратору сайта